RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia Special #06: Hellboy in Hell and Other Stories Artist’s Edition

05.02.2015, 17:35 — Станислав Шаргородский 2589 0

Рубрика Hellboymedia возвращается после небольшого перерыва, и сегодня мы расскажем о настоящем шедевре книгопечатания, о книге, которая станет украшением коллекции любого почитателя не только творчества Майка Миньолы, но и комикса как вида искусства. Сегодня мы расскажем об издании Hellboy in Hell and Other Stories Artist’s Edition.

Если вы не знаете, что это за вещь, и почему она способна исцелить неизлечимых, прекратить все войны и решить любые проблемы этого мира, то тогда эта статья для вас. Но даже если ни один из этих вопросов не вертится в вашей голове, всё равно не проходите мимо. Нельзя упускать возможность хотя бы частично соприкоснуться с прекрасным. Поехали.

Начнём издалека. Есть один знаковый для индустрии редактор, Скотт Данбье. Возможно, вы впервые слышите это имя, но я уверен, что каждый из вас знаком хотя бы с одним из его «детищ». Скотт Данбье стал широко известен своей работой в Wildstorm во второй половине девяностых/начале нулевых, когда достаточно быстро из «Редактора спецпроектов» превратился в «Главного редактора», и, как следствие, приложил руку ко всем ключевым проектам издательства. В их числе комиксы импринта America’s Best Comics, серии Sleeper, Planetary, Authority, Global Frequency и т.д.

Данбье всегда восхищался работой художников (до того, как пойти в Wildstorm, он продавал оригинальный арт и за это время успел заиметь огромное количество полезных связей, как в среде самих художников, так и в среде коллекционеров). Поэтому он всегда старался представить работу художников в самом выгодном свете, чтобы можно было полноценно оценить её качество. И для этого он создал формат Absolute, в котором сначала издавались тайтлы Wildstorm, а потом и лучшие серии DC Comics. Да, именно ему мы благодарны за роскошные издания, которые стали стандартом качества в индустрии. Со временем «Абсолют» стал именем нарицательным, и многие другие издательства стали выпускать свои самые успешные серии в аналогичном формате.

Наследие Данбье

В 2008 году Данбье перешёл в IDW Publishing, где продолжил свои эксперименты с коллекционными изданиями. К слову, там ему предоставлено больше свободы, чем он активно пользуется. Как итог, за последние годы за IDW закрепилось негласное звание пионера в области разнообразия выпускаемых изданий. Появилось сразу несколько новых нестандартных форматов, самый яркий из которых дебютировал в 2010-м, когда вышел The Rocketeer Artist’s Edition. Это был первый представитель новой линейки, которая на ближайшие четыре года (2011-2014) займёт прочное место в лауреатах премии «Айснера» в номинации «Лучшее архивное издание — Комиксы» (Best Archival Collection/Project — Comic Books).

«Издания Художника» собирают под своей обложкой культовые сюжеты/серии разных эпох (преимущественно 60-х — 80-х годов) в их первозданном виде. Что это значит? Берётся, скажем, Nick Fury: Agent of S.H.I.E.L.D. Джима Стеранко (первые 12 выпусков из антологии Strange Tales), находится оригинальный арт (со всеми пометками, исправлениями художника, и, что главное, ДО покраски), который уже давно распродан/подарен/утерян по всему миру (как раз здесь связи Данбье ему и пригодились), сканируется и собирается в книгу в оригинальным размере. Чтобы вы понимали, оригинальный размер — это обычно 12″ x 17″ (~30 см x 43 см), а в случае со Стеранко и все 15″ x 22″.

По сути, сжатая версия этой статьи

Важный момент! Никакие правки не вносятся, художник не корректирует свои косяки или что-то в таком духе, берутся первозданные страницы, за созданием каждой из которых целая история. В итоге Artist’s Edition — это самое близкое к оригинальному арту после самого оригинального арта. Это чистый взгляд на мастерство художника (подлинное, со всеми изъянами) и лучшая возможность оценить его гений. И в таком формате вышел «Хэллбой». Притом не просто какая-то бородатая классика (хотя и она тоже), а самый свежий материал — Hellboy in Hell #1-5. Это редчайший случай (пока что и вовсе единственный), когда комикс, которому всего пара лет, получил место в этой галерее славы. И спасибо Данбье (ведь всё из-за него!) за его любовь к Майку, потому что это издание — феноменальная вещь и настоящая жемчужина в коллекции каждого почитателя творчества Миньолы.

А теперь давайте наконец-то поговорим о самой книге.

1

Несмотря на то, что издание само по себе премиальное, оно существует в трёх версиях, с небольшими различиями. Первое — регулярное, которое обозревается в этой статье. Второе — эксклюзивное для Комик-Кона в Сан Диего 2014, отличается только обложкой (их всего было выпущено 100 экземпляров, внутренней нумерации копий нет). Третье — лимитированное, появилось поздней осенью. Имеет такую же обложку, как и второе, все отличия от предыдущих версий в названии — Limited, Signed, Numbered & Remarqued Edition (ограниченный тираж — всего 125 экземпляров, издание подписано, пронумеровано и имеет дополнительный скетч за авторством Миньолы). На этом все различия заканчиваются, содержание у всех версий одинаковое.

2

Книга имеет стандартный для таких изданий размер — 12″ x 17″. Слово «стандартный» не должно вводить вас в заблуждение, эта книга — настоящий «исполин», который весит больше четырёх килограммов и заставляет выглядеть хардкавер действительно стандартного размера (премьер-издания Марвел или обычные издания ДиСи) Hellboy: The Midnight Circus, как маленький блокнотик. Да чего уж говорить про обычные издания, если даже «библиотечные» тома меркнут на фоне этого гиганта. Из-за своих огромных размеров книга особенно подвержена повреждениям при транспортировке, поэтому заботливые люди из IDW упаковывают каждый экземпляр в специальный картонный бокс, принимающий основной удар на себя.

3

Оформлено издание лаконично и качественно. Обложка приятна на ощупь, мелкие вкрапления УФ-лака грамотно расставляют акценты. Переплёт у книги идеальный, как бы громко это не звучало. При таком весе нагрузка на него значительно возрастает, но здесь нет даже намёка на то, что прошитый блок когда-то развалится. Всё сделано аккуратно и максимально комфортно для чтения — книга на любой странице (хоть в начале/конце, хоть в середине) без проблем раскрывается полностью и спокойно лежит на поверхности.

4

Наполнение книги (200 страниц) поделено на три неравномерные части. Основной сегмент, вынесенный в название — это совсем свежие выпуски Hellboy in Hell #1-5. Вторая часть включает работы раннего периода, от самых первых (две «короткометражки» World’s Greatest Paranormal Investigator и отрывок Faith из Next Men #21 Джона Бирна) до самых любимых (The Corpse, The Ghoul и The Troll-Witch). Третий кусок отдан на откуп ранним скетчам и обложкам к Seed of Destruction. Благодаря такому разноплановому содержанию это издание превращается в настоящий артефакт и мини-памятник творчеству Миньолы. По нему замечательно отслеживается прогресс Майка как художника-рассказчика за прошедшие 20 лет.

5

На каждой странице, кроме самого рисунка, присутствуют дополнительные поля и надписи светло-голубого цвета — это специальный макет/шаблон для рисования (art board). Он отображает основную информацию о странице (серия, выпуск, художник, номер), а также чётко разграничивает рабочее пространство для художника. Сам Майк иногда следует правилам до миллиметров, завершая свой рисунок строго по границе, а иногда он выплёскивает весь свой арт и заливает им страницу практически до краёв. Это мелочь, но она делает каждую страницу уникальной, по ней ты можешь понять настроение художника. К слову о «заливке», мне как рядовому читателю было очень интересно наблюдать за работой Миньолы с тушью, пока к ней не приложил руку Дэйв Стюарт. В отличие от безупречного однотонного чёрного цвета Дэйва, здесь тушь нанесена неравномерно, что придаёт дополнительную экспрессию рисунку.

6

Миньола активно оставляет на этих полях комментарии и пометки для Стюарта (колориста) и Робинса (летеррера). Это ещё одна мелочь, но это невероятно увлекательная мелочь, которую можно разглядывать часами. Иногда Майк для себя прописывает текст всей страницы, под который уже дорабатывает рисунок (предыдущие «лэйауты», к сожалению, под тушью не разглядеть). А иногда он любит просто подурачиться и делает мелкие эскизы в уголках страниц. Так, чтобы расслабиться.

7

К слову, о леттеринге. Все звуки Майк рисует сам. Особенно нежно он любит BOOM, но это вы и так наверняка знали. Что касается самого текста, то его в большей части книги нет. Дело в том, что сейчас леттеринг преимущественно цифровой и добавляется уже на компьютере, что к оригинальному арту не имеет никакого отношения. Но это сейчас, 20 лет назад такого не было, поэтому в первых историях текст и бабблы есть, они наносились прям на рисунок. При этом для самых ранних историй текст предварительно наносился на другую бумагу и потом уже вклеивался в бабблы, а для более поздних случаев стал сразу вписываться.

8

К сожалению, даже несмотря на старания Данбье, все страницы в оригинале найти не удалось, поэтому в книге есть три страницы, отсканированные не с оригинального арта. Как следствие, никаких «арт бордов», никаких пометок Майка, вместо этого чистый чёрно-белый рисунок. Что удивительно, одна из страниц из совсем свежего Hellboy in Hell, остальные две из культового The Corpse. Зато некоторые оригиналы из той же истории искать долго не пришлось — Майк подарил их Скотту Элли (редактору) и Гильермо дель Торо, экранизировавшему этот сюжет. Каждая из страниц с душой подписана словами благодарности от Миньолы.

9

Понимаю, что вам куда интереснее разглядывать чудо-арт Миньолы, поэтому закругляюсь и оставляю вас наедине с гением. Хотел бы завершить статью какой-нибудь ещё одной хвалебной одой, но понял, что лучше человека, всё это затеявшего, всё равно сказать не удастся. Поэтому всё.

P.S. Если вам не хватило и хочется ещё, то вот отличный фото-обзор от человека с куда лучшей фото-техникой и навыками предметной съёмки.

12primitive, 05.02.2015 18:02:00
Мда, несбыточная мечта. Но может когда-нибудь...
Aloha, 05.02.2015 19:02:08
Ооо..э.... Вау.
P.S. Во втором пункте небольшая опечатка - "Hellboy: The Midnight Circle". Впрочем, всегда возможно, что я чего-то не знаю.
Shargor, 05.02.2015 19:02:52
Исправили, спасибо.
Дмитрий Андреев, 05.02.2015 22:02:38
Станислав, действительно Artist’s Edition чудесное издание, настоящий памятник таланту художника. И в самом деле, необычно видеть в этой серии достаточно свежее произведение, но это издание больше служит, как вы и отметили, наглядной иллюстрацией эволюцией Миньолы как художника. В Artist’s Edition замечательно абсолютно всё, кроме её цены. Эх.
DC в прошлом году видимо решили создать нечто подобное, но в более дешёвом варианте, и выпустили две новые книжки из серии Batman Unwrapped. Видимо, вышедшая в 2011 году карандашная версия делюкса Batman Hash продавалась хорошо, а у IDW замечательно продаются Artist’s Edition, и DC захотели кусочек от этого пирога. Иначе чем желанием нажиться на фанатах выпуск этих книг назвать и нельзя. И если в издании посвященному Энди Куберту ещё и видны какие-то попытки сделать красиво и пристойно: есть скромная галлерея обложек в конце, в начале присутствует содержание и шесть кратеньких абзацев вступления от самого художника. То в издание посвященному Грэгу Капулло присутствует только первые 11 номеров нового Бэтмена и... всё. Нет ни какой дополнительной галлереи, ни вступительного слова, да содержание даже зажали. Хотя рисунок Капулло всё равно крут, как его не порть желанием ещё раз срубить денег на "Суде Сов". Самая главная проблема с этой новой серией Unwrapped 14 года - отсутствие набросков и комментариев художника. Человек покупает подобные издания только и исключительно ради любимого художника и его желание увидеть больше рабочего материала совершенно естественно. Обидно только то, что подобный фетиш данные издания не удовлетворяют.
Но вдвойне приятно что где-то в индустрии есть ещё люди, которые понимают и поощряют желание прикоснуться к таланту художника. Такие люди прикладывают все силы, чтобы представить художника в наилучшем свете. В конце концов, такие люди стараются изо всех сил донести до всех одну простую истину: комикс - это искусство! И именно такие люди и издают Artist’s Edition.

P.S. Простите, наболело.
Shargor, 06.02.2015 00:02:00
К сожалению, есть ещё большая проблема поиска оригинального арта. Иногда, большую часть просто невозможно найти. Правда в таких случаях IDW стали выпускать альтернативные Artifact издания. Это тоже самое, что и Artist's, только они собирают не готовые серии, а, скажем, всё, что удалось найти по серии. Так например вышел Watchmen Artifact Edition.

Что касается цены, то здесь IDW опять-таки снова готовы предложить альтернативу. В этом году они запускают линейку Artisan Editions, которая является упрощённой и соответственно более дешевой версией линейки Artist's Editions. Во-первых, эти книжки будут меньшего размера (8" x 12", что тоже внушительно, размер Лайбрари), и во-вторых, они будут в мягком переплёте. Но зато вся первозданность арта сохранится, а цена существенно упадёт до ~$50.

И последнее, по DC. Как и в случае с Абсолютами, Данбье создал новый тренд, и со своими Артист-изданиями на рынок начали выходить другие издательства. DC не исключение. Совместно с Graphitti Designs они анонсировали линейку Gallery Editions, которая, по сути, тоже самое, только иначе названо.
Дмитрий Андреев, 06.02.2015 17:02:23
За новодку на сайт Comicbookdaily спасибо.
Artisan Editions это очень даже хорошо. Главное чтобы IDW переиздало в этом формате те книги, которые уже раскупили. Хотя мягкая обложка, конечно, смущает.
Ааа, так вот что это за зверь такой - Gallery Editon от DC, а я всё гадал. Спасибо, просветили.
Hella, 07.02.2015 21:02:32
>> Sandman will be the next comic to join the DC Comics Galley collection

Теперь эта новость играет новыми красками )
Shargor, 09.02.2015 11:02:11
Это очевидный кандидат. Тут скорее удивительно, что он не самый первый в линейке вышел.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
14878 269
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
15677 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
12082 103