RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #06: Baltimore — The Witch of Harju

17.10.2014, 17:16 — Станислав Шаргородский 4422 0

Страшно сказать, но с момента нашего последнего регулярного выпуска, ради которых и создавалась Хэллбоймедия, прошло без малого почти полтора месяца. За это время, включая сегодняшний сюжет, накопился долг аж из четырёх арков (справедливости ради, три из них закончились в течение двух последних недель).

Но мы тоже без дела не сидели. За эти полтора месяца в рамках рубрики мы успели:
• Подготовить два спецвыпуска по экранизациям «Хэллбоя».
• Перевести гигантское интервью по миру «Балтимора» и опубликовать его в трёх частях.
• Осветить выход The Amazing Screw-On Head на русском: от эксклюзивного анонса до обзоров самого произведения и издания от «Комильфо».
• Обсудить декабрьские и январские релизы Миньолавёрса.
• Рассказать про новостную инициативу «13 Дней Хэллбоя», в рамках которой были анонсированы новые мини-серии Frankenstein Underground и Baltimore: The Cult of the Red King, а также объявлено о возвращении Itty Bitty Hellboy.

И вот наконец-то новый регулярный выпуск. Правда, его тоже язык не повернётся назвать стандартным. Во-первых, он будет не в формате диалога, а всего лишь моим сольным выступлением (заботы Романа плавно перешли от Comic Con к EveryCon). Во-вторых, посвящён серии, которая не является частью Хэллбойвёрса. Про «Балтимора» поговорить я хотел давно, поэтому, завалив вас ссылками, закругляюсь со вступлением и приступаю к обсуждению последнего сюжета — The Witch of Harju (Baltimore: The Witch of Harju #1-3). Поехали.

После арка Chapel of Bones, «синхронизировавшего» нас с оригинальным романом, перед серией открылись новые просторы. Новая, куда более глобальная миссия (уничтожение Красного Короля вместо мести Хайгусу), новый статус-кво главного героя (бессмертное оружие судьбы), новые союзники (а вместе с ними и старые товарищи), даже художник новый (теперь рисунок родом из Швеции, а не Новой Зеландии).

И эти изменения видны с самых первых кадров. Первое, что бросается в глаза — это расширение каста. «Балтимор» больше не серия про одинокого мстителя, который нет-нет, да встречает на своём пути единомышленников, а самый что ни на есть командный комикс. С соответствующей динамикой. Главный герой больше не путешествует в одиночку, у него появился свой отряд оловянных солдатиков охотников на всякую нечисть, где каждый боец — отдельная личность, и у всех есть своя причина присоединения к его миссии. Это звучит странно, учитывая, что в этом сюжете оба компаньона, Чайлдресс и Хариш, не получили практически никакого развития, но на то была веская причина, к которой я вернусь позднее. В дальнейшем же, я не сомневаюсь, работа с персонажами «второго плана» будет занимать значительную часть «экранного времени» комикса. И это здорово, потому что позволяет раскрыть героя с новой стороны.

Героя, который обрёл бессмертие новую жизнь. Генри завершил охоту на персонального врага, и теперь им двигают альтруистические мотивы — он наконец-то в первую очередь старается помочь людям. И это стремление внезапно пробуждает в нём потерянную человечность. Да, он всё ещё проклят, и никто не отменял мучений, через которые он прошёл, но, кажется, в нём забрезжила надежда. Не для себя, так для других. А вместе с ней и ответственность за окружающих его людей. В этом плане очень показательна сцена с ночным караулом у кровати Софии.

Сама София, изначально представшая перед нами, как всего лишь последняя жертва Юты (ведьмы, вынесенной в название арка), быстро перетягивает на себя основное внимание и, как следствие, становится главной героиней истории. В конце становится ясно, что ради неё весь арк и был написан. И поэтому нам активно показывали её взаимодействие с каждым участником миссии Балтимора, и поэтому развитие компаньонов было отложено до следующих историй. Нас с самого начала готовили к тому, что она присоединится к «крестовому походу», подробно рассказывая её предысторию и наглядно демонстрируя её «профпригодность». И к финалу довели эту линию до логического завершения и важного решения с её стороны. Которое, я думаю, пойдёт серии только на пользу. Будучи первой женщиной в этой разношёрстной компании, она определённо сможет предложить новый взгляд на проблемы, с которыми они столкнутся. Более того, Скотт Элли намекнул на возможную романтическую линию с участием её и Генри, но, честно говоря, пока сложно представить такое развитие, чтобы при этом оно не шло вразрез с персонажем Балтимора.

Кстати о концовке — она получилась на редкость оптимистичной. Если окинуть взглядом все предыдущие истории, то ничем хорошим они не заканчивались. Посудите сами:
The Plague Ships закончился пытками старой ведьмы (положительного персонажа).
• В The Passing Stranger мальчишку не пускают в дом, ожидая утра.
• В The Curse Bells все жители местного городка превратились в зомби.
• В концовке Dr. Leskovar’s Remedy выжившие люди прощаются с погибшими родственниками.
The Play завершился бойней, устроенной вампирами в Вероне.
• В The Widow and the Tank один вампир покончил жизнь самоубийством, другого сожрали живьем.
The Inquisitor заканчивается смертью Ванессы.
• Конец The Infernal Train ознаменован превращением Дувича в оборотня и устроенной им резнёй.
• И наконец, в Chapel of Bones Балтимор просто достаёт своё сердце и не умирает.

А тут прям зло побеждено, и такой финальный кадр. Как будто у безнадёжного мира, созданного Майком и Крисом, ещё есть шанс на спасение.

The Witch of Harju ещё, конечно, примечателен дебютом Питера Бергтинга, который сменил проиллюстрировавшего весь первый цикл Бена Стенбека. В идеальном мире Бен дорисовал бы всю серию до конца, но он ушёл, и потребовалась замена. И как всегда, работа по подбору художника была проделана образцовая — Питер Бергтинг с первых кадров сделал серию своей. Его стиль достаточно близок к стилю Бена, при этом является самодостаточным. Он уверенно себя чувствует, как в тихих сценах (всё тот же эпизод с ночным караулом), так и в экшн-ориентированных (весь третий выпуск). Также важно, что присутствует необходимая историчность, и все атрибуты эпохи выглядят убедительно. Вообще, немного даже пугает уверенность, с которой Питер начал сразу делать свою работу. Как будто он на серии уже не первый год. Иногда он настолько «наглеет», что и вовсе выдаёт Фегредо!

Я даже сначала не поверил своим глазам и проверил на всякий случай, не приложил ли Данкан какие-либо усилия к этому выпуску. Но нет, конечно, не приложил. Вообще, титульная ведьма с её смежным дизайном человека-вороны в исполнении Питера особенно удалась. Возможно, я сейчас перехваливаю художника, но не могу этого не делать, т.к. вижу, что потенциал у него большой. И если он сейчас так хорош, то что будет потом? Пожалуй, за рисунок нам точно не стоит беспокоиться. К слову, Бена мы тоже не потеряли — он теперь рисует один из самых интереснейших проектов Хэллбойвёрса.

Что касается сценария, то он сделан по классическим лекалам. Голден спокойно ведёт повествование, слегка углубляя его эпизодическими флэшбеками. Из удачных находок врезалась в память потрясающая сцена с колокольчиками. Понятно, что когда речь впервые зашла о гробах с подстраховкой, авторы даже старались завуалировать развешивание ружья. Но как оно в итоге выстрелило! Всего несколько панелек, и по коже бегут мурашки, а сердце на мгновение замирает. Великолепная режиссура, и определенно, одна из лучших сцен Голдена за всю серию, которая, к тому же, открывает дверь в удивительный мир Дэйва Стюарта.

Потому что весь третий выпуск — это один сплошной бенефис покраски, как искусства. Дэйв на протяжении всей серии и этого арка в частности очень редко использовал красный цвет (не считая крови, само собой), потому что закрепил его за главными антагонистами всей истории — Красным Королём и его последователями. Красный вообще в цветовой палитре, выбранной Стюартом для этого комикса, очень контрастен. И он почти всегда используется для расстановки акцентов, для выделения элементов зла, будь то глаза кошки, отметки на деревьях и домах, или кукла вуду в пещере ведьмы. Но здесь он даёт волю этому цвету, просто заливая мир кровавым дождём. И выглядит это одновременно жутко и великолепно. Представляю, какое удовольствие ему доставила именно эта сцена, когда он буквально дал волю своим эмоциям и выплеснул всю ярость этого погибающего мира на страницы комикса. Просто посмотрите на эти кадры и убедитесь сами.

В конечном итоге, не смотря на все дифирамбы с моей стороны, сложно назвать The Witch of Harju идеальным стартом нового цикла историй про Балтимора. Просто потому, что этот арк не ставил перед собой задачу полноценно познакомить читателей с новым статус-кво. Да, многие новые элементы, которые я отметил, заметны невооруженным глазом. Но в глобальном разрезе эта локальная история скорее будет выделена, как место появления нового интересного и важного для будущего серии персонажа — Софии. С этой точки зрения мини получилась отличной.

Что нас ждёт в ближайшее время? Сначала будет двухномерная передышка в лице истории The Wolf and the Apostle, для которой вернётся Бен Стенбек, чтобы завершить линию Судьи Дувича. Полагаю, что эта миссия станет персональной для Балтимора, поэтому его новых союзников мы здесь не увидим. А вот следом пойдёт крупная история про войну с последователями Красного Короля — The Cult of the Red King, в которой продолжатся линии, заложенные в обсуждаемом сегодня арке. И в которой у каждого из новых персонажей будет своя минута славы. И тогда уже второй цикл начнётся полноценно.

12primitive, 21.10.2014 20:10:57
Мыслей после прочтения комикса у меня было прилично, но потом я прочел интервью, где многое было уже сказано, поэтому растекаться я не буду.
По первому циклу впечатления самые хорошие, хотя того восторга при прочтении отдельных серий как в Хеллбойверсе я не испытывал. Но вот когда я после охватил все истории сразу, тогда и появилось ощущение большого захватывающего мира (видимо из-за того, что прочитал все практически залпом). Почти в каждой мини есть мелкие элементы, которые и складываются в довольно странную картину мира Балтимора.
И этот мир сильно отличается от мира Хэллбоя. Конечно, с первого взгляда все очень похоже - охотник на нечисть сталкивается с порождениями мирового фольклора и разговор у них выходит короткий (даже прусаки-вампиры есть, все как у Красного). Но если у первого всегда сохраняется атмосфера волшебной истории, то Балтимор - это уже полноценный хоррор. Сразу становится ясно, что из этой ситуации человечеству так просто не выбраться и это чувствуется очень хорошо. Даже в Hell on Earth у меня не возникало такого ощущения, хотя, казалось бы, ситуация там посерьезнее. Как и сказано в интервью, в этом заслуга художника и колориста. Со страниц так и сочится ощущение, что "You are beyond help". Кстати, как раз в Chapel of bones эта атмосфера становится максимально сильной, что и работает на довольно безрадостный финал - даже без старых вампиров ущерб уже слишком огромен.
Про сами истории можно много написать. Про таинственную атмосферу Восточной Европы (привет, The Vampire of Prague), про то, как между делом вводятся колоритные невампирские существа, про образ монахинь-вампиров (мне он очень нравится), про новую Инквизицию, про время правления Красного Короля (хотя что-то такое мы видели в Хэллбойверсе, здесь подобные образы опять-таки приобрели по-настоящему жуткий оттенок). Но тема другая, поэтому сразу к новой истории.
Она мне скорее понравилась, хотя мне и жаль, что лорд не нашел покоя. Что странно, ведь здесь я получил то, чего хотел от серии еще не приступая к ней - охоту за различными тварями и злодеями, как раз в духе Хеллбоя. В первом цикле это было скорей вынужденной мерой, но я не был разочарован, потому что история все равно была хороша. Теперь же этот сюжет вызывает не то чтобы разочарование, но, скорее, мысли о превращении серии в бесконечный сериал. Хотя утверждение в интервью, что авторы знают, к чему все идет, обнадеживает.
Команда Балтимора состоит из бесстрашных охотников за монстрами и это ее недостаток (пока, я надеюсь). Сам лорд потерял свою трагичность и одержимость и больше напоминает механизм. Чайлдресс и Хариш не отклоняются от образов, которые им можно приписать при первом взгляде на них. Девушка тоже не до конца раскрывается как живой персонаж, хотя логика сюжета обязывает. Повторюсь, что это впечатление только от первой мини и дальше история только развернется.
Про художника все уже сказано, он действительно хорош и, я надеюсь, они со Стюартом будут также работать в дальнейшем. Единственное, что хотелось бы отметить, так это монстров. Монстры Стенбека очень хороши, а вот то, что пока было у Бергтинга не особо впечатляет. Хотя ведьма у него нарисована здорово. Опять-таки - будем ждать дальнейших работ.
Так что Ведьма мне понравилась, а недостатки я склонен списывать на свои завышенные ожидания. Теперь у меня есть еще одна серия для снятия ломки. Команда миньолаверса не сбавляет оборотов ни на одном направлении (ну, почти), а это очень хорошо.
Shargor, 22.10.2014 17:10:00
>> поэтому растекаться я не буду

Ничего себе ты решил не растекаться! Отличный комментарий! =)

>> И этот мир сильно отличается от мира Хэллбоя. Конечно, с первого взгляда все очень похоже - охотник на нечисть сталкивается с порождениями мирового фольклора и разговор у них выходит короткий (даже прусаки-вампиры есть, все как у Красного). Но если у первого всегда сохраняется атмосфера волшебной истории, то Балтимор - это уже полноценный хоррор. Сразу становится ясно, что из этой ситуации человечеству так просто не выбраться и это чувствуется очень хорошо. Даже в Hell on Earth у меня не возникало такого ощущения, хотя, казалось бы, ситуация там посерьезнее. Как и сказано в интервью, в этом заслуга художника и колориста. Со страниц так и сочится ощущение, что "You are beyond help". Кстати, как раз в Chapel of bones эта атмосфера становится максимально сильной, что и работает на довольно безрадостный финал - даже без старых вампиров ущерб уже слишком огромен.

Вооот, именно. Но до недавнего нас и героя это мало беспокоило, потому что у него была миссия, которая от загибающегося мира никак не зависела. А теперь общее положение вышло на первый план, и осознание абсолютной обреченности и безвыходности накатило с новой силой.

>> Она мне скорее понравилась, хотя мне и жаль, что лорд не нашел покоя. Что странно, ведь здесь я получил то, чего хотел от серии еще не приступая к ней - охоту за различными тварями и злодеями, как раз в духе Хеллбоя. В первом цикле это было скорей вынужденной мерой, но я не был разочарован, потому что история все равно была хороша. Теперь же этот сюжет вызывает не то чтобы разочарование, но, скорее, мысли о превращении серии в бесконечный сериал. Хотя утверждение в интервью, что авторы знают, к чему все идет, обнадеживает.

Я тоже, как начался последний арк, начал беспокоиться, что тайтл превратится в серию с установкой "Monster of the Week", без какого-либо вразумительного плана, но в конце стало ясно, зачем нужна была эта мини - для ввода Софии. На неё у Голдена большие планы, раз толком не рассказав про новых и старых (новых для читателей комикс-серии) персонажей, он уделил ей столько внимания.

А что касается серии, то уже в сюжете The Cult of the Red King мы полноценно поймём, что нас ждёт во втором цикле. Но логика поведения у Балтимора и его отряда есть - они хотят искоренить веру в Красного Короля. Как иначе с ним бороться?

>> Команда Балтимора состоит из бесстрашных охотников за монстрами и это ее недостаток (пока, я надеюсь). Сам лорд потерял свою трагичность и одержимость и больше напоминает механизм. Чайлдресс и Хариш не отклоняются от образов, которые им можно приписать при первом взгляде на них. Девушка тоже не до конца раскрывается как живой персонаж, хотя логика сюжета обязывает. Повторюсь, что это впечатление только от первой мини и дальше история только развернется.

Ну почему же не раскрывается? Её происхождение, характер, мотивация, вообще всё, что нужно про неё знать для первичного знакомства - присутствует. Плюс, она важна хотя бы потому, что не испытывает такого благоговения от Балтимора, как остальные его последователи. Посему динамика между ней и Лордом будет разительно отличаться от динамики между Лордом и остальными.

>> Так что Ведьма мне понравилась, а недостатки я склонен списывать на свои завышенные ожидания. Теперь у меня есть еще одна серия для снятия ломки. Команда миньолаверса не сбавляет оборотов ни на одном направлении (ну, почти), а это очень хорошо.

При этом у каждой серии своё лицо и индивидуальность. Удивительно, учитывая, что все ходят вокруг до около одного и того же.
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35391 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34674 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28129 103