Когда за окном сплошная белизна, мы предлагаем вам сбежать в царство тьмы. Мы определим, тянет ли классик комиксов Дж. М. Дематтейс магическую сторону DC в серии Justice League Dark, удачен ли кроссовер между «Черепашками-ниндзя» и «Охотниками за привидениями», хорош ли издатель Image Эрик Стивенсон как сценарист на примере They’re Not Like Us, можно ли читать комикс, в котором Тора заменили на женщину и назвали ее Тором, и есть ли Vertigo смысл заниматься антологиями вроде CMYK.
Justice League Dark #30-38 | Teenage Mutant Ninja Turtles/Ghostbusters #1-4 | They’re Not Like Us #1-2 |
Thor #1-4 | Vertigo Quarterly CMYK: Black |
Justice League Dark #30-38 / DC
Что думает Ларош:
C тех пор, как с обложек выпусков JLD пропали слова «Forever Evil», но остались слова «J. M. DeMatteis», вышло уже девять номеров, и с 38-м на руках мы находимся посреди нового полугодового арка «Amber of the Moment». ДеМаттейс — когда-то классный автор, локомотив «супергеройской оттепели» конца восьмидесятых («Kraven’s Last Hunt», ран на JLI). Но с мистической стороной DC у него почему-то никогда не ладилось (см. его раны на «Spectre» или «Doctor Fate»). В New52 он облюбовал колдовской угол, но ничего из написанного в нем до сих пор нельзя назвать прямо уж хорошими комиксами. Какое-то время его прикрывало оправдание «В больших ивентах трудно писать нормальные истории». Теперь ему никто не мешает — получилось ли что-то получше?
Безраздельно завладев JLD, ДеМаттейс установил новый статус-кво с Затанной во главе, сказал, что намерен рассмотреть поближе характеры персонажей — и срочно убрал из ростера всех непростых и интересных героев, заменив их любимыми игрушками — придуманными им Кошмарной Медсестрой (воистину, в современном ДиСи не могло не появиться персонажа по имени Кошмарная Медсестра), с которой начал углубление в характеры, и вампиром Беннеттом. Причем в интервью ДеМаттейс прямо говорит, что почти не читал нынешнюю работу Фиалкова на «Я, вампир» (где Беннетт), и с Затанной до работы на JLD был знаком в основном по рану Лемира на том же тайтле. «Углубление в характеры» устроено, как небольшие сюжеты, посвященные отдельному персонажу и построенные на «флэшбеках» разной природы. Мы заглядываем в детство персонажа, слушаем, что он думает по поводу своего детства, и таким образом якобы проникаем глубже в его психику. Помимо этого, происходят еще вот такого плана задушевные разговоры:
Как говорят о совсем других вещах, «оставьте что-нибудь воображению!» Фабула же работает так: у ДеМаттейса есть сюжетные точки, которые ему нужны, и он склеивает их между собой всего двумя приемами — «магия сработала так, что» и «магия не сработала, так что...» Что не происходит внезапно для персонажей, происходит внезапно для читателя. Периодически случаются еще бессмысленные и не имеющие сюжетных последствий драки — потому что супергеройские комиксы, куда без драк — и рассуждения об устройстве мира. Ах да. В новом арке ДеМаттейс берется перевыдумать «структуру» времени вселенной и для этого Лигу разбрасывает по разным местам — в начало времени, в конец времени, в места, где времени не существует... Получается это и хуже, чем у Геймана (привет русским «Книгам магии»!), и хуже, чем у Юргенса (который пусть и пресный, но эталон для хронопутешествий в DC). Надо ли говорить, что работу других авторов New52, в том числе его предшественников на самой JLD, ДеМаттейс полностью игнорирует? «Космогония» ДеМаттейса — это бесконечная говорильня ни о чем в фэнтезийных декорациях. Вроде как она тоже должна работать на раскрытие персонажей — но не работает ни на что. К концу 38-го выпуска сюжет выруливает на основное предназначение командных комиксов — герои будут останавливать очередной глобальный кризис, которых в New52 больше, чем серий. Кризис скучный, написан из рук вон плохо и закончится, видимо, тем, что герои очень сильно намагичат, а потом достанут козырь из рукава — как в пару предыдущих раз. Спасибо, но от серии с Затанной, Константином, Бостоном Брандом и Алеком Холландом я ожидал чего-то большего хотя бы на уровне перипетий. О рисунке. C серии наконец убрали Микеля Джанина, которого все кругом зовут одним из лучших постоянных художников перезапуска DC, а я не могу понять, за что. Его сменил Андрес Гуинальдо, с которым хитро устроенные развороты Джанина сменились на традиционно разбитые страницы, зато вместо обведенных трехмерных моделей (если его «просто так красят», то его почему-то ВСЕ так красят, и еще у Джанина все лица одинаковые) пошел нормальный рисунок, пусть даже Гуинальдо только через два раза на третий удаются выразительные лица, а на задниках он халтурит постоянно. Гуинальдо тоже рисует скорее супергероику, чем мистику и пренебрегает даже интересными магическими знаками или эффектами, обходясь вспышками света, клубами дыма и разрядами молний. Впрочем, этот уровень рисования сейчас для DC — норма, и обслуживает сценарий он вполне качественно.
МУСОР
Teenage Mutant Ninja Turtles/Ghostbusters #1-4 / IDW
Что думает Oleg89:
Мне снова десять лет, и все мои мечты сбылись. Думаю, мы все привыкли ждать от межфранчайзовых кроссоверов худшего. Даже учитывая, насколько фантастическими являются онгоинги черепах-ниндзя у Тома Уолтца и охотников за приведениями Бернэма и Шонинга, шансы на успех были микроскопические. А они не просто смогли — у них получился прямо эталон того, как нужно делать межфранчайзовые кроссоверы.
Во-первых, роли обеих команд одинаково важны в истории. Даже банальные осязаемые идущие врукопашную противники, от которых черепахам приходится защищать тщедушную тушку Венкмана и ко — уже хорошо. А чуть позже на это накладывается технобаббловый компонент, который требует подходить на расстояние вытянутой руки. Плюс, куча других мелких моментов (часто комичных), когда команды дополняют друг друга. Плюс, роль Кейси Джонса. Во-вторых, мирные периоды, когда герои разбиваются на смешанные группы, и комедия с фансервисом льются ручьем. И если очевидное сведение Донателло с Игоном (ему снова есть с кем спорить про то, что приведения существуют в отличие от инопланетян — у меня флэшбеки к Ghostbusters #11 из первого онгоинга) и Рэем очевидно, то расслабленный сарказм Венкмана и ворчание Рафа работают вместе неожиданно хорошо. А Уинстон и Леонардо куют настоящую дружбу на основе своих ролей самых вменяемых людей в команде. Да, Майки в результате остается только Лизун, но у него достаточно дуракаваляния, и мы его все равно любим. В-третьих, как минимум для черепах этот комикс — не просто забавный кроссовер, который можно спокойно забыть. Он развивает мифологию вселенной от IDW, предоставляя новую информацию о природе и мотивах Кицунэ, которая манипулирует событиями в основной серии. Teenage Mutant Ninja Turtles/Ghostbusters (барабанная дробь) важен. Охотники обходятся без такого вклада в бэкграунд, у них особых мифологических хвостов нет (кроме одного, который все-таки стоило хотя бы в одной сцене использовать), но мне понравилось, какую роль в истории играет разница метафизических законов во вселенных франчайзов. Люблю такое. Каждый раз, когда я вижу очередной анонс кроссовера моих любимых франчайзов, я надеюсь увидеть что-нибудь такое, и в кои-то веки это случилось! Но в первую очередь это смешной и динамичный комикс, и все главные герои похожи на себя.
И только проблемы Дэна Шонинга с рисованием женских пальцев никак не прекратятся.
ЗОЛОТО
They’re Not Like Us #1-2 / Image
Что думает Hunter-Sith:
«They’re Not Like Us», новый комикс Эрика Стивенсона, Саймона Гейна и Джорди Бэллэйр, представляет из себя «биззаро-версию» комикса о Людях Икс. Вроде бы и знакомая история, но привычные нам герои вывернуты наизнанку. Конечно, это далеко не новый прием, однако он порой работает. Порой. Иногда... Что пытается выжать из концепта Стивенсон именно здесь я, увы, пока не пойму. Давайте поподробнее: в центре истории оказывается молодая девушка по имени Сид, которая хочет покончить жизнь самоубийством. Но неожиданно из пропасти безысходности её вытаскивает загадочный мужчина в костюме и с сигаретой: он забирает Сид с собой и знакомит девушку с обществом необычных людей, которые, как звучит название комикса, «не такие как мы». У ребят есть способности, которые они используют (ага!) далеко не во благо человечества. Сид, естественно, предложено вступить в общество, но для начала ей придется выполнить одно мааааленькое задание...
Первый выпуск был довольно скучным чтивом. Стивенсон знакомил нас с персонажами комикса, перечисляя сухие факты о каждом герое в духе «вот этот быстро бегает, а вот этот сильный, о, а вон тот — телепат!», мимоходом всячески намекая о том, что его версия «Людей Икс» — это бэдэсс-герои, которые, благодаря своим способностям, могут позволить себе роскошно жить и ни в чем себе не отказывать. Ну, а главная героиня, бедная, тем временем терзалась внутренним конфликтом: можно ли так поступать, правильно ли это, неужели о наставлении Бена Паркера никто не слышал в этом комиксе? Тьфу. Собственно, можно было бросить читать уже после первого выпуска, но на меня сработал «эффект последней страницы» (или как он теперь называется?) — речь как раз таки о том самом «маленьком задании» для главной героини. Думаете во втором выпуске Сид возьмется за его выполнение? Как бы не так! Стивенсон снова растекается мыслями о том, что суперспособности должны быть использованы во благо лишь себе, что персонажи комикса могут себе позволить жить роскошно, «потому что они могут» и прочий бла-бла-бла. Сид, кстати, продолжает терзать себя, хотя уже и смекает, что у нее тоже есть право побыть плохишом... Так и живем.
Обычно не слишком оригинальную идею могут спасти яркие герои или необычная манера повествования — но, черт, Стивенсон даже не старается хоть как-то складно преподнести свою историю. Я не знаю, может он специально так медленно задвигает, чтобы потом подловить нас совсем уж неожиданным поворотом, но пока в это очень слабо верится, и больше похоже на уловки хитрого редактора (основная должность Стивенсона в Image), мол «затяну подольше, пусть покупают!». И если это и впрямь уловка — то она работает: вот я, например, действительно всё же пока послежу за серией, ведь мне по-прежнему интересно, как главная героиня справится со своим заданием. Ой, чего уже таить — чтобы вступить в общество Сид должна убить свою семью, ха-ха. К рисунку претензий нет, да и если бы даже он был плохим — Джорди Бэллэйр может скрасить что угодно. Поглядим во что превратится история через пару-тройку номеров, а пока
ЖИЖА
Thor #1-4 / Marvel
Что думает redson:
Новый том серии Thor с первых же страниц оказался комиксом, который очень легко полюбить из-за того, что и как в нем происходит, но очень трудно понять, почему это происходит именно здесь и именно так. 4-й выпуск прояснил пару моментов, но удовлетворения это не принесло. Момент один — это основная претензия: Капитан Америка у вас может меняться хоть каждый месяц, а Железных Человеков может летать три одновременно, но второй Тор — полнейший нонсенс, ведь это имя, данное ему при рождении. Была женская версия Тора, носившая имя Thor Girl — и уже это попахивало бредом. Нельзя взять и распространить legacy-систему на всех персонажей. Последнее слово редакторов и сценариста Джейсона Аарона таково: Тор недостоин зваться Тором, поэтому теперь он просто Одинсон, а таинственная девушка — Тор. То, что вы произнесли это вслух и сделали из этого полноценную сцену, не решает вопрос, а лишь подчеркивает абсурдность ситуации. Момент два — новость одновременно хорошая и плохая. Судя по всему, Marvel не вводит нового персонажа, а использует существующего, хорошо знакомого Фригге и Тору. Джейн Фостер? Тор же превращался из Дональда Блэйка и обратно. С одной стороны, Аарон начинает (продолжает?) долгую игру с вверенным ему франчайзом, и заглянув дальше фабулы можно увидеть, что новое направление — не просто дешевый рекламный ход, а реальная встряска и возможность взглянуть на онгоинг под свежим углом. С другой, при таком раскладе куда вероятнее вернуть все как было без малейших последствий. (Интересно, для кого я это пишу, если уже объявили Secret Wars?) Под последствиями я имею в виду перевод Торретты из девушки с молотом в ранг самостоятельной героини. Потерять ее будет трагедией.
Девушка-Тор лучше Тора. Она думает, прежде чем делать! Боже! В 4-м выпуске Тор ведет себя как классический Тор, за счет чего их прямо на месте можно сравнить. Конечно, Тор всегда был таким, в этом суть персонажа. Видимо, у меня к нему личные вопросы, которые никогда не решить. Но с легкостью заявляю, что сейчас протагонист у серии более приятный. Фишка Thor в том, что Джейсон Аарон и невероятный художник Расселл Дотерман создают фантастически прекрасный комикс, погребенный под тоннами условностей и замутненный неопределенностью. В итоге тот самый комикс проглядывает не на каждом кадре каждой страницы, но уж когда проглядывает, держитесь за спинки кресел — это марвеловский попсовенький подвид норвежского метала: если идет месилово, то осколки ледяных гигантов стоят столбом и не оседают. Лучший пока что момент, простите за спойлер: монстр проглатывает «Тора», после чего она взрывает его голову изнутри. Действительно, эту женщину иначе как богиней и не назовешь.
ЖИЖА
Vertigo Quarterly CMYK: Black / DC-Vertigo
Что думает redson:
Я люблю и безмерно ценю короткую форму, а формат антологий мне особенно дорог. Искусство — не только каждому участнику сделать свой фрагмент, но еще и потом куратору собрать это все в таком порядке, чтобы создать правильное настроение. Чем больше участников, тем больше шансов где-то просесть, но на этот риск можно пойти ради разнообразия. Идея, стоящая за ежеквартальной CMYK, ничего не символизирует касательно нынешнего состояния дел в Vertigo, просто повод собраться и что-то сделать. Но состав авторов впечатляет: Джок, Маттео Скалера, Натан Фокс, Питер Миллиган, Томми Ли Эдвардс, Джерард Уэй, Филип Бонд, Билл Синкевич, все те, кого я указал в кредитсах завершающего цикл Black, и конечно, куча народу, который мы для себя откроем впервые. CMYK — схема формирования цвета, которую используют в полиграфии. 4 элемента в ее основе — не 4 цвета. Cyan — это часть спектра между синим и зеленым, а глядя на magenta мой мозг вступает в адскую войну с самим собой, пытаясь определить, розовый это или фиолетовый (пурпурный, Женя, пурпурный). Каждый из 70-страничных выпусков построен вокруг элемента CMYK (она же «смик»). Как? Как кому угодно. Естественно, он будет преобладать в рисунке, но определяющий голос чаще всего остается за сценаристом, и тут уже кто в лес, кто по дрова. Мало у кого получилось сделать цвет или оттенок сезона обязательной частью своей истории, в большинстве случаев можно спокойно перекрасить и переписать, не потеряв ничего. Если рассматривать конкретно Black, то здесь отличился Франкавилла, выбрав себе самый очевидный вариант с чернотой космоса. То ли его первым пригласили, то ли он первым додумался, то ли просто решил не изобретать велосипед, но вышло эффектно. Да и поставлен его сегмент первым. Тьма пугает? Пугает. Давайте сразу с этого начнем, а потом уже будем упражняться, усложнять, уводить в разные стороны. Комикс Франкавиллы выполнен именно так, как вы сейчас могли представить. Наверное, не поразит с той же силой, с какой поражали его работы в качестве рисователя постеров, но комикс складный и красивый. Франкавилла — единственный художник, который играет с негативным пространством.
Джин Люэн Ян и Сонни Лю создали милую историю про мобильное приложение, позволяющее стирать людей из своей жизни. Этот сюжет мог бы попасть в сериал «Черное зеркало», если бы не хэппи-энд. Многим, наверное, будет интересно, что специально для антологии Джефф Лемир на несколько страниц вернулся к Sweet Tooth. Эпизод расположен до начала серии, он прямолинейный и депрессивный. В общем, фанаты не будут разочарованы. Очень красиво сработал дуэт ветеранов, сценариста Стивена Т. Сигла (да, из студии Man of Action) и одного из лучших художников в истории Vertigo Тедди Кристиансена. Их вклад — не история, а поэтическая проза о тщетности бытия. Видите тенденцию, да? Даже те комиксы, что кажутся позитивными (American Gothic про девочку-гота, которая хочет быть «как все», и Black Heaven про любовь вопреки) пропитаны негативом, читающимся в глазах героев. Впрочем, не удивительно, зрачки-то черные.
Есть еще спекулятивная фантастика про войну двух племен в будущем с твистом в конце, напоминающим тот рассказ про войну насекомых, крылатых и бескрылых, кажется. Помните? Это был русский комикс и даже мультфильм, в 1990-х. История эта в антологии одна из наименее интересных, но из-за нее я полчаса безуспешно пытался вспомнить название того рассказа про жуков. Наконец, сценарист Grayson Том Кинг и художник Джон Пол Леон выдали черно-белую историю о трагичной судьбе чернокожего ветерана Первой мировой войны, а Фабио Мун завершил процессию короткой зарисовкой непонятно, о чем, как он делал и в предыдущих трех выпусках. В целом Black вышел самой эффектной и стройной частью проекта. Во многом за счет того, что легко представить, какие эмоции может символизировать черный, в отличие от остальных элементов CMYK, над которыми приходилось изголяться. Всю антологию трудно назвать важным достижением комиксной Америки — старички выступают без особых откровений, молодняк мир не взрывает. Но полистать можно, выглядит CMYK практически безупречно.