RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

ALL-NEW МЖДЗ: ЧЕРЕПАШКИ-НИНДЗЯ

08.08.2014, 13:10 — Евгений Еронин 31802 0

Как бы мы не относились к новому фильму, Черепашек-Ниндзя нежно любим, ведь они были важной частью нашего детства. Но почему бы им не продолжить быть частью нашей жизни? Это выполнимо! Есть мультсериалы, которые вполне подойдут для тех, кто называет себя кидалтами; всегда можно запустить эмулятор (или даже достать древнюю приставку) и порубиться в 8-битную игру; а можно взять и прочитать комиксы, без которых всего этого бы не существовало. Благо их много, они разные и сейчас хороши как никогда!

Мы решили сделать полезное дело и составить гид по черепашьим комиксам, с которым вы без проблем вольетесь в мир, созданный Кевином Истменом и Питером Лердом (любую его версию). В этом нам помогли наши замечательные друзья Егор Прутов (Hunter-Sith) и Арсений Дубаков (Demon-Alukard) - представители TURTLEMANIA.RU, главного в Рунете сайта, посвященного зелёным мутантам-ниндзя. Этот же портал создал свою версию логотипа МЖДЗ специально для нашего совместного проекта! Как вам? Лично мы в восторге! Итак, Егор и Арсений проведут подробнейший экскурс по сериям двух основных издателей историй про Черепах - Mirage и Archie. Затем Роман Котков расскажет про один из ключевых сюжетов Арчи-эпохи The Future Shark Trilogy, Олег Хижняк напомнит про кроссовер Черепах с комиксом Usagi Yojimbo, я попытаюсь разобраться в культовом элсворлде Soul's Winter, а итоги подведет Станислав Шаргородский с текстом о новейшем онгоинге IDW. Надеюсь, от этой монументальной статьи у вас не зависнут браузеры.

Teenage Mutant Ninja Turtles
Mirage Studios
АвторыКевин Истмен
Питер Лерд
и множество других

Teenage. Mutant. Ninja. Turtles.

Вы только вдумайтесь в эти четыре слова, стоящие в один ряд! Ну конечно же, сейчас это не звучит как нечто необычное – для большинства поклонников комиксов зеленые ниндзя были одними из любимых героев, ответственных за счастливое детство. А в детстве, знаете ли, совершенно не хочется размышлять над глупыми названиями, главное чтоб герои дарили множество приключений и радости.

Но в 1984 году полное название комикса о черепашках-мутантах звучало весьма… специфично. Если не дико. В этом признается и сам Кевин Истмен, один из создателей героической четверки – автор шутит, что как только случайные прохожие замечали первый номер их творения, бедолаги всю дорогу до дома старались осознать увиденное. Чтобы потом у самого порога их жилища развернуться и пойти обратно, дабы приобрести этот чертов комикс! «Внедрение» покруче того, что совершал господин ДиКаприо со своими коллегами в фильме одного известного режиссера, не находите?.. Но ближе к делу: Кевин Истмен и Питер Лерд (второй со-автор) наверняка никогда и не думали, что их шутливое название станет всемирно узнаваемым брендом. Первый комикс о Черепашках мог так и остаться единичным выпуском самиздата, если бы не воля случая и Госпожа Удача. Но стоит ли вообще уделять внимание старым комиксам о Черепашках? Ведь, как ни странно, похвалы уровня того же Cerebus или Usagi Yojimbo оригинальная серия о Ниндзя-Мутантах никогда не удостаивалась, по сути оставаясь в тени мультипликационного творения о веселых «пиццеедах». Да чего уж там, по правде говоря – первый онгоинг далеко не идеальная серия комиксов, но… И здесь есть, на что посмотреть. (Тут я хочу отметить, что лично моя привязанность к Черепашьему миру возникла именно из-за комиксов – и пусть это были издания от «Archie», именно комикс, а не мультсериал стал моей отправной точкой знакомства с франшизой. Ровно как и комиксы от издательства «Mirage» в свое время вернули мой интерес к зеленому братству: познакомившись с истоками серии, я был абсолютно поражен осознанием того факта, что некогда мои любимые герои детства могут серьезно увлечь меня и во взрослом возрасте.)

 

Условно первый том комиксов про Черепашек можно разделить на «сюжеты Истмена и Лерда» и на «все остальное». В данном случае, интересно нам будет только первое. История про Черепашек открывается с ориджина главных героев и сразу же бросает зеленых братьев в бой с их злейшим врагом, Шреддером. В своем легендарном комиксе Истмен и Лерд не претендуют на какую-либо глубину, смысловую или художественную – авторы просто делают комикс, который был бы интересен в первую очередь им самим, заодно совершая поклоны любимым комикс-кумирам. Но, как ни странно, комикс, небрежно нарисованный и понятный, казалось бы, только паре человек, продается, и очень успешно: творение молодых художников-самоучек приходится по душе множеству читателей. А значит, пока та самая Госпожа Удача показывает свою белоснежную улыбку – надо действовать. Друзья решают использовать пилотный выпуск как трамплин для дальнейших свершений – и тут они начинают творить что-то невообразимое. «Золотая серия Истмена и Лерда» - такое неофициальное название получают выпуски с 1 по 11 (+ уан-шоты). Друзья набивают руку от номера к номеру, формируют собственный узнаваемый стиль и выдают потрясающие оммажи на творчество комикс-икон вроде Фрэнка Миллера или Джека Кирби: когда Черепашки вступают в битву на улицах города, Нью-Йорк превращается в «Адову Кухню» из комиксов про Сорвиголову, а если зеленых заносит в космос – встречайте потрясающие развороты, напоминающие грандиозные пейзажи Четвертого мира. На сценарном фронте дела идут тоже неплохо: дуэт авторов грамотно ведет черепашек к разгадке тайны их происхождения, попутно выводя на первый план семейные ценности (тема, впоследствии ставшая костяком всех историй о Черепашках), обогащает характеры новыми деталями и дарует каждому из братьев индивидуальность (читая эти строки, напевайте ту самую песню из классического мультсериала: «Leonardo leads, Donatello does machines…») + Истмен и Лерд не забывают о главном конфликте первого номера, и готовят братьям действительно тяжелое испытание…

  

Ну и, конечно же, вселенная Черепашек начинает расширяться благодаря вводу новых героев вроде Эйприл О’НилКейси ДжонсаФуджитоида и т. д. Фантазии авторам не занимать! Истмен и Лерд вкладывают в каждый новый выпуск столько сил и стараний, что невзрачный черно-белый комикс начинает выглядеть куда ярче и интереснее многих изданий от крупных компаний (в России же комиксам о Черепашках вообще под силу обойти обладателей Айзнера!). Но, как говорится, хорошие вещи не могут длиться вечно. После 11-го выпуска, знаменующего конец «Золотой серии», Истмен и Лерд решают заняться бизнес-раскруткой бренда, лишь изредка возвращаясь к серии в качестве полноценных авторов («Возвращение в Нью-Йорк» - кульминация противостояния Черепах и Шреддера), отдавая свой онгоинг на откуп другим писателям и художникам. Целостность истории нарушена, в серии появляется целая прорва ненужных и даже идиотских сюжетов. Были, конечно, и исключения. В первую очередь это касается художников, ставших впоследствии основным составом Студии «Мираж» – Майкл ДуниЭрик ТалботЭй Си ФарлиДэн Бергер. Из приглашенных авторов отметились такие люди, как Майкл Зулли или Рик Вейтч - оба принесли в комиксы о зеленых ниндзя сильную эмоциональную составляющую и уникальный авторский взгляд на существование столь необычного братства. Но посмотрите на дату выхода этих комиксов – кому есть дело до черно-белых книжек с картинками и заумными мыслями, когда на экране вовсю резвятся анимационные Черепашки-Ниндзя?

 

Тем не менее, осознав спустя годы, что их детище сбилось с заданного курса, Истмен и Лерд решают вновь поставить серию на ноги и возвращаются к своим героям, создав еще один обязательный «маст-рид», который впоследствии эхом отразится на всех дальнейших событиях в жизни братьев: стори-арк из 13 частей, получивший название «Война в городе», открывает новую главу противостояния Черепашек и «обезглавленного» Клана «Фут». Потрясающий сюжет, наполненный жестокими схватками, горечью потерь, переоценкой семейных ценностей и верой в жизнь, становится достойным завершением первого тома - а заодно и вершиной карьеры Джима Лоусона, ныне художника-легенды комиксов о Черепашках. После «Войны» комиксы о Черепашках вновь ступают на тропинку цельной истории – а значит, все, кто поддерживал зеленых братьев на протяжении первого тома, просто обязаны последовать за ними во второй и четвертый: поверьте, оно того стоит! Да, стоит отметить вот еще что: в отношении первого тома замечательно работает поговорка «нет худа без добра». Несмотря на не всегда уместное разнообразие в серии, опыт с приглашенными авторами открыл одну универсальную сторону зеленых героев: оказалось, что молодые мутанты чувствуют себя прекрасно и на просторах научной фантастики, и на просторах историй с восточным колоритом, и даже шутливые рассказы с зелеными порой выглядят неплохо! Главное, найти правильный подход. Что и будет подтверждено в дальнейшем. Итак, что еще можно сказать о первом томе? А только то, что несмотря на все недостатки, "Черепашки-Ниндзя" от Истмена и Лерда – это все таки самый настоящий триумф самиздата 80-х, низкий поклон лучшим деятелям комикс-индустрии и, конечно же, захватывающая история о братстве, которое невозможно разрушить. И все это – в одном флаконе. Значимые выпуски – ##1-11 (+ уан-шоты), ##19-21, ##24-26, ##45-62.


Личные рекомендации:

TMNT Vol.1 #28 – Sons Of Silent Age. Выпуски, рассказанные от лица Эйприл О’Нил, всегда представляют из себя нечто особенное – это уникальная возможность взглянуть на странное семейство со стороны, прочувствовать нерушимую сплоченность братства, да и просто узнать: каково это, быть обычным человеком среди столь странных созданий. Двадцать восьмой выпуск основной серии, по моему мнению, является одной из самых эмоциональных историй из черепашьего мира вообще: события разворачиваются в Нортгемптоне, среди бесконечных рек и лесов – по сути выпуск является послесловием к сюжетам «Возвращение в Нью-Йорк» и «Река». Но тем не менее комикс запросто воспринимается и в отрыве от хронологических событий. Справляясь по реке, Черепашки и их друзья совершенно случайно натыкаются на изможденную Женщину-Рыбу – последнюю представительницу женского пола необычного рода существ-амфибий. И когда выясняется, что ее не спасти, что род людей-амфибий останется без продолжения, Эйприл впервые задумывается о похожей участи для Черепашек… Для полноты ощущений после прочтения выпуска можно глянуть и его экранизацию – анимационный сериал TMNT от 2003-го года, сезон 4, эпизод 3, «Sons Of Silent Age» (кхм-кхм, скромный совет: если Вы беретесь читать оригинальные комиксы о Черепашках – смотрите этот сериал в обязательном порядке, ведь это не только лучшее воплощение историй о боевой четверке на экранах, но и одна из лучших экранизаций комиксов в принципе).

   


TMNT: Challenges. Сборник коротких историй от Майкла Дуни, одного из «классических художников» (серьезно, их сейчас так называют), работавших над Черепашками. Книга включает в себя шесть мини-комиксов – краткий пересказ «Золотой серии Истмена и Лерда», историю о Сплинтере, и по одной на каждого из Черепашек. По хронологии события располагаются после бегства в Нортгемптон и до «Возвращения в Нью-Йорк». Истории в сборнике довольно простые, но в то же время по-особенному трогательные, поучительные и веселые. В общем, легкое и приятное чтиво.

   

Tales of the TMNT #28 – Shanghied. За Черепашек берется канадский художник «инди-сцены» Стив Ролстон («One Bad Day»). Вместе с одним из постоянных авторов черепаших комиксом Стивом Мерфи ребята создают легкую и «all-fun» историю про то, как Рафаэль и друг-соперник Леонардо, ниндзя по имени Ча Очо, знакомятся в баре, пропуская по несколько пинт пива, после чего попадают в лапы к механическим пришельцам с лампочками вместо головы. Нет, правда. Пришельцы с лампочками вместо головы, и выпитое пиво тут не при чем!..

   


Tales of the TMNT #15 – Hell’s Blacktop. Сверхъестественному тоже не чуждо место в комиксах про Черепашек! На выпуск смело можно вешать бирки «мистика» и «моторы» - Кейси Джонс и его дочь Шэдоу (прихватив с собой Майки) отправляются в горную местность, в то самое место, где Кейси некогда развеял прах своей жены. Но местечко это необычное, и даже внесено в книгу аномальных проявлений, а значит, наши герои обязательно натолкнутся на призраков. Призраков на ревущем автомобиле! Пыль из-под колес, ухабистые дороги и сумасшедшие гонки. Для Джима Лоусона, большого любителя рисовать мотоциклы и машины, этот выпуск был настоящим раздольем для творчества!

  
ЗОЛОТО
Teenage Mutant Ninja Turtles Adventures
Archie Comics
СценаристыСтивен Мерфи
Райан Браун
ХудожникиКрис Аллан
Кен Митчрони
Дэн Бергер
Джим Лоусон

Большинство из нас, детей 90-ых, познакомилось с юными мутантами-ниндзя благодаря первому мультсериалу, который в то далекое время транслировал ряд телеканалов. И на волне популярности мультсериала мы все как один просили и требовали у родителей покупать нам игрушки, жвачки и… комиксы о Черепашках-Ниндзя.

Комиксы по первому мультсериалу, выходившие в то время под эгидой издательства «Махаон», мигом полюбились юным читателям, обсуждались мальчишками во дворах и перечитывались по несколько раз. Но так ли много мы знаем об этой серии по комиксам из детства? Даже тот, кто прочел все 33 выпуска от издательства «Махаон», периодически задавал себе вопросы в духе «Кто такие Джагвар и Дредмон?», «Почему с некоторыми персонажами, впервые появлявшимися на страницах журналов от «Махаона», Черепашки общались как со старыми приятелями?», «И что же случилось после того, как наши герои вторглись в мир-улей зловещей расы насекомоподобных существ, мечтавших поработить и уничтожить Землю, а затем направили улей прямо к Солнцу… «Но, кхм, меня понесло. Пожалуй, начну сначала, а именно с издательства «Archie Comics», которое и приобрело лицензию на издание комикс-серии по мотивам нового мультсериала у “Mirage Studios”. Эта серия комиксов была рассчитана на более младшую аудиторию, и потому стала полностью цветной. Первой ласточкой стала мини-серия, полностью пересказывавшая события первого пятисерийного сезона мультсериала. Как и следовало ожидать, комиксы пришлись по душе юным читателям, и в производство был запущен полноценный онгоинг.

Изначально над ним работала команда издательства «Archie Comics» - Кен Митчрони и Дейв Гарсия. Несмотря на то, что сюжеты продолжали быть простой адаптацией эпизодов мультсериала, авторам не удавалось выпускать больше одного номера раз в два месяца, в то время как руководство не желало упускать волну популярности и стремилось к ежемесячному выпуску. Тогда к работе вновь подключилась студия «Mirage». Для проекта в качестве сценаристов были выбраны Райан Браун и Стивен Мерфи, на тот момент занимавшиеся исключительно лицензионной работой. На рисунок помимо сохранившего свое место Кена Митчрони были подключены Дэн Бергер и Джим Лоусон, также участники «Mirage Studios». Таким образом, серия по факту стала вторым комикс-проектом студии «Mirage», но контролировалась руководством «Archie Comics» и выходила под их логотипом.

Сюжет полился рекой. Райан Браун и Стив Мерфи в момент отошли от сюжета мультсериала и стали методично вводить новых персонажей (впоследствии собрав из них команду Могучих Мутанималов, союзников Черепашек-Ниндзя). Основным лейтмотивом была выбрана экологическая тема – поскольку Archie Comics активно пропагандировала заботу об окружающей среде, печатая свои комиксы на переработанной бумаге с использованием соевых чернил (что не очень хорошо сказывалось на качестве издания, но благоприятно влияло на цену).

В течение первой половины серии Черепашкам удалось побывать в Измерении «Икс», на отравленных отходами и разрушенных зловещим Крэнгом планетах; увидеть будущее планеты Земля, которая оказалась затоплена в связи с экологической катастрофой, глобальным потеплением и таянием полярных льдов; пройтись по кишащим браконьерами джунглям и захламленным пляжам Мексики; спасти из океана запутавшуюся в пластиковой упаковке Черепаху… Перечислять можно бесконечно. В конце концов, одним из архиврагов Черепашек становится мистер Налл – невероятно успешный бизнесмен, который умудрился продать Землю на растерзание расе насекомых, которым было необходима новая молодая планета в качестве следующего мира-улья. Естественно, Черепашкам удалось этот замысел остановить. Мифология новой черепашьей вселенной была сформирована, но ближе к середине серии Райан Браун стал понемногу отходить от дел, взваливая работу на своего напарника Стивена Мерфи. А после и вовсе умыл руки и покинул серию – что, в первую очередь, было связано с его детищем «Могучими Мутанималами», которых он планировал превратить в самостоятельных героев, но, к сожалению, потерпел неудачу.

И тут начался совсем другой подход к сюжету. Мерфи, большой любитель путешествий во времени, ближе познакомил читателя с затопленным миром и Черепашками будущего, вернул истинного врага юных мутантов Шреддера, сделав его куда более грозным и сильным, а также ввел несколько по-настоящему колоритных персонажей – лису-ниндзя и подружку Рафаэля Ниньяру, акулу-мутанта Армаггона, кота-киборга Верминатора-Икс, разумного робота Сарната и многих других. Примерно в это же время в команду влился Крис Аллан, став основным художником серии, и комикс преобразился окончательно. Серия стала взрослеть на глазах, как, в общем-то, повзрослел и читатель, следящий за приключениями зеленых с самого первого выпуска.

Однако руководству «Archie Comics» ситуация с постепенно выходящим из под контроля сценаристом совершенно не нравилась. Лишенный глаза Рафаэль, мозги Гитлера в качестве могущественного артефакта… Ставки постепенно повышались. В конечном счете Мерфи практически казнил команду Мутанималов на глазах у читателей, а чуть после убил и пятую черепаху, Слэша. Апогеем всего действа стало возвращение к черепахам из будущего, на которых, после очередной выходки с Гитлером, руководство наложило табу. Не дав воплотить в жизнь ставший впоследствии мифом сюжет «Вечная война», руководство отстранило сплотившихся Стива Мерфи и Криса Аллана от комикса и закрыло серию.

Попытки сделать перезапуск мини-серией «Год черепахи» за авторством Дэна Слотта (которая, к слову, была не особо детской) не привели к успеху, и в 1996 году «Archie Comics» окончательно прекратило работу с Черепахами. Так что же было не так у нас, в России? Комикс выходил вплоть до 1999 года, серию можно было издать целиком и полностью, но этого не случилось. Да, серия издавалась с самого первого выпуска, но едва разменяв десяток номеров, издательство сделало резкий прыжок во вторую половину серии, прямиком к грандиозному сюжету Стива Мерфи «Future Shark Trilogy». Несомненно, и в плане сюжета, и в отношении рисунка вторая половина действительно выигрывает, но… нас лишили большого сюжетного пласта и не познакомили с львиной долей персонажей. Кроме того, к некоторым выпускам у «Махаона» был особый подход - ради заветных 32 страниц при желании впихнуть под одну обложку побольше вырезались страницы, выдергивались куски и делались прочие неприятные вещи. Зачем? Неизвестно. Ну, а в финале «Махаон» оборвал серию на еще более неожиданном месте, чем это сделали их коллеги из «Archie Comics»: на пути горящего космического корабля-улья с Черепахами на борту прямиком к Солнцу. Выжили они или нет? И как? Оригинальная многозначительная фраза «The End?» в конце англоязычного издания была заменена на однозначное «Конец» в последнем, 33-ем выпуске на русском языке.

Стоит ли читать эту серию комиксов в редакции «Махаон»? Однозначно нет! Стоит ли читать эту серию комиксов в оригинале? Однозначно да! Самостоятельный сюжет, пусть и основанный на старом мультсериале, показывает Черепашек очень разносторонними, раскрывает их характеры и подчеркивает индивидуальность, а нестандартные сюжеты от все той же команды «Mirage Studios» делают серию по-настоящему увлекательной (пусть кому-то, кто не любит «экологические» темы, и придется потерпеть десяток-другой выпусков).

ЗОЛОТО
The Future Shark Trilogy
Archie Comics
СценаристСтивен Мерфи
ХудожникКрис Аллан

Ах, мультпликационный сериал «Черепашки-Ниндзя» 1987 года, сколько же прекрасного ты принес в несформировавшиеся умы детей по всему миру. Оглянувшись назад, вздыхаешь скрепя сердце, понимаешь, какие порой глупые там были идеи и сюжетные повороты (нет, ну вы вспомните мамку Шреддера), но все равно это то яркое и прекрасное воспоминание, которое вкупе с чудесной заставкой и обложками видеокассет остается с нами навсегда. И в том же самом далеком детстве произошло знакомство с комиксами издательства «Махаон», которые издали много хорошего из того, что выпускали Арчи. Был даже комикс, где Черепашки оказались в России, созданный в нашей стране. Их можно назвать детскими, хотя время от времени там появлялись довольно любопытные идеи, путешествия во времени, двойники, магические артефакты. Своя доля безумия оттуда не ушла – смутно вспоминается огромная летающая голова коровы и прочие агенты Хамелеоны, но в целом история была при всей несерьезности довольно захватывающей и любопытной. В свое время, читая комиксы «Махаона», я по какой-то причине пропустил The Future Shark Trilogy и теперь вот восполняю пробелы благодаря совету нашего замечательного эксперта и моего коллеги по Хэллбоймедии Станислава. Пожалуй, это мини-событие из трех выпусков лучше всего символизирует все те изменения, которые комиксы от Арчи привнесли в мир мультипликационных Черепах. Путешествие во времени, появление в довольно простом комиксе двойников из будущего, которые по привычке рассказывают, что там все плохо и нам нужна помощь, огромные страшные технологичные мутанты и роботы, старые классические злодеи – Крысиный Король, Шреддер и прочие – все это превращается в прекрасный коктейль, вызывающий ностальгию по былым временам. По сравнению с ранними детскими сюжетами мультфильма здесь рассказывается история практически будущего апокалипсиса. Одноглазый Раф, обреченные отношения с Ниньярой, смерть Сплинтера, глобальное потепление, потеря Лео и Майки – неплохой загруз для легкого комикса. Но есть и огромные акулы, коты-терминаторы, армия крыс и все то, за что мы так сильно любим Черепашек. Сложно воспринимать комикс в отрыве от серии – ну так это повод прочитать все и вспомнить важнейший период в истории Черепашек. Признайтесь честно – мы бы никогда не любили этих героев, будь они просто мрачными мутантами, которые бесшумно уничтожали своих врагов и скрывались в тени. Мы полюбили их за доброту, яркость, шутки и огромных крутых монстров, с которыми они сражаются. И все это серия от Арчи дает нам с избытком. Российским издателям стоит задуматься о том, чтобы добавить к грядущим планам еще и серию от Арчи. Именно ностальгия привлечет к ней старых фанатов, а простота историй и красочность будут нравиться детям. Период комиксов Арчи, конечно, увел персонажей от первоначальной мрачности, зато дал им то, за что их все полюбили – юмор, легкость и дух веселых приключений. И погрузиться в это снова, спустя столько лет – огромное удовольствие.

Usagi Yojimbo
Mirage Studios
Сценарист и художникСтэн Сакай

Кого интересует дурацкий черепаший кроссовер? Тогда вам не повезло, потому что сейчас речь пойдет о дурацком черепашьем кроссовере. Добро пожаловать из канализации Нью-Йорка в населенную антропоморфными животными феодальную Японию. Добро пожаловать в мир Usagi Yojimbo. (Здесь должно быть объяснение того, что такое Usagi Yojimbo, но я брался за предложенные комиксы с абсолютным минимумом знаний о серии (странствующий кролик-ронин, как бы Япония семнадцатого века) и оцениваю их с этой позиции.) Первым из предложенных мне комиксов является короткая черно-белая история «Turtle Soup and Rabbit Stew» из антологии Turtle Soup. Сюжета здесь немного: Леонардо материализуется в мире Усаги, дерется с местными гопниками, где-то неподалеку Усаги дерется с ниндзя, Лео и Усаги готовятся драться друг с другом, Лео растворяется в воздухе и возвращается домой. Короткая забавная зарисовка с кучей мертвых антропоморфных котиков.

А вот в первых трех номерах второго тома Usagi Yojimbo уже есть о чем поговорить. Усаги и его товарищ, безрогий носорог Ген, защищают от клана котов-нинздя («Neko Clan») пожилого крыса в розовом халате и деревню, в которой тот живет. Крыс является волшебником и в качестве помощи своим защитникам вызывает черепах. Но самое интересное происходит не в деревне, где мультяшное насилие и дружеское переругивание. Самое интересное — в убежище клана Неко. Там и боязнь потерять расположение своего покровителя в пользу другого клана нинздя (летучие мыши в черном с клинками на крыльях — вот как такое не любить?), и внутренняя борьба за власть между двумя лидерами при помощи интриг и старого доброго протыкания друг друга мечами. Плюс Усаги знаком с кланом, и эти отношения развиваются. В этом состоит главный недостаток комикса как кроссовера: весь сюжет происходит только «на стороне» Usagi Yojimbo. У черепах даже индивидуальных характеров нет, кроме Леонардо, который хоть чем-то занимается. Они тут только для участия в мультяшном насилии. Мультяшное насилие, кстати, веселое, с несколькими стильными моментами и неожиданной кровавостью в паре случаев (в основном комикс обходится без этого. Трупы, например, отмечены только облачком с черепом).

В отрыве от остальной серии эти комиксы — неплохие развлекательные истории про самураев и ниндзя, но для фанатов черепах они существуют только для того, чтобы привлечь внимание к Usagi Yojimbo.

Этот текст написан при поддержке динозавриков, которые говорят «Ип».
ДОБРО
Soul's Winter
Mirage Studios
АвторМайкл Зулли
(при частичной сценарной помощи Стивена Мерфи)

На пике популярности Черепах серия издательства Mirage превратилась в антологию, в которой приглашенные авторы имели возможность рассказать свою версию приключений подростков-мутантов. Это был конец 1980-х-начало 1990-х. В кино дети смеялись над мужиками, преющими в резиновых костюмах, а выходящие параллельно этому комиксы имели все шансы испугать тех же детей и сломать им психику на всю жизнь. Речь в данном случае о трилогии Soul’s Winter, нарисованной Майклом Зулли. Зулли, увлеченный животным и растительным миром, начал карьеру с заряженной энвайронментализмом серии Puma Blues, созданной вместе со сценаристом Стивеном Мерфи (который помог ему и с Черепахами). К TMNT он подошел с необычным противоречием: упор на реализм в изображении героев, но при этом сильный уклон в мистику и спиритуализм при воплощении истории. В короткой, но эффектной Soul’s Winter нет фантастики, инопланетян и юмора. У Черепах нет имен, да и в плане развития интеллекта они ушли не особо далеко. Но ими по-прежнему руководит человекоподобная крыса, и они по-прежнему сражаются со Шреддером. Если рассмотреть историю Зулли и Мерфи в отрыве от черепашьей мультивселенной, то контекста у действий персонажей комикса практически нет. Мотивы размыты, цели неясны, задействованы минимально очерченные скетчи вместо полноценных героев и злодеев, причем ведущие себя довольно неожиданно.

Применить слово “мрачность” будет банально, но это действительно конец 1980-х-начало 1990-х, и Зулли заново изобретает черно-белый комикс. Он словно заходит в абсолютно темное, лишенное источников света помещение и подносит к каждому кадру горящую спичку. Но с обильной штриховкой Зулли справляется лучше Истмена, который явно прячет за щедрыми мазками черной краски всякие огрехи и недостатки рисунка. Здесь тушь подчеркивает, а не заслоняет. Рисунок богат на детали и экспрессию, что ему позарез необходимо - он тут как никогда важен и приоритетен при общении с аудиторией. Текст только запутывает.

Но если в него вчитаться, то сложится удивительный сюжет. Шреддер предстает просвещенным человеком: обозленным на мир, но не проявляющим жестокость. Да, он одет в доспехи самурая и командует армией, но в его действиях есть намеки на философию Нью Эйдж и пацифизм в частности. Сплинтер на этом фоне может показаться если не злодеем, то агрессором, а черепахи - и вовсе его глупыми марионетками. Точно тут не скажешь, потому что мотивы размыты: Шреддер сражается со Сплинтером и черепашками, потому что они враги, но почему они враги и что делят в конкретном случае - не говорится. Однако одну из черепах, раненную в бою, тоже настигает просветление. Безымянный мутант попадает в загробный мир, где то ли ангел, то ли демон постоянно кричит “Wise up! Grow up! Give up!”, заставляя таким образом сделать выбор между жизнью и смертью. Выбор черепахи одновременно завершает сюжет и ставит главный вопрос. Вопрос простой: поняли ли вы, что хочет сказать автор? У показанной Зулли войны нет начала и конца, уже давно трудно определить, кто здесь прав, а кто нет. Обе стороны хотели бы прекратить цикл насилия, но как? Сделав выбор, черепаха-мутант говорит "Я свободен". Принеся в комиксы о подземных мутантах, сражающихся с городскими ниндзя важную для него самого тему, Зулли максимально ее упростил, выдав скорее крик молодого идеалиста, чем труд серьезного философа, но прошла четверть века, а его страстный и красивый комикс никак не выходит у людей из головы. Значит, чего-то он добился.

Teenage Mutant Ninja Turtles
IDW
СценаристыКевин Истмен
Том Вальц
Эрик Бёрнем
и другие
ХудожникиМатэус Сантолуко
Дэн Данкан
Росс Кэмпбелл
и другие

Предложив коллегам сюжеты из разных периодов комиксов про Черепах, я, признаюсь, оставил себе самый лакомый кусочек - нынешнюю серию под крылом издательства IDW. Оставил, а потом долго не мог решить, о чём и как писать. Хотел порассуждать на тему нестабильности и не самой большой популярности именно комиксов по TMNT, обратить внимание, что этот франчайз - один из редчайших примеров, когда персонажи, придуманные в одном медиуме, становятся популярными за счёт другого. Но потом решил пойти другим путём. Каждый из вас познакомился (а может и полюбил) Черепах через разные точки входа: комиксы, мультфильмы, фильмы. И все они были разными во многих компонентах, и всех Черепахи цепляют (если вообще цепляют) по таким же разным причинам. Я постараюсь объяснить, почему онгоинг от IDW, какой бы ни был бэкграунд ваших отношений к героям, должны читать все. Без исключений.

Если вы полюбили Черепах за оригинальный комикс от Мираж, то если убрать пародирующий Миллера закадровый текст и черно-белую мрачность, вы получите текущую серию. Это тот же безумный жанровый микс из научной фантастики, криминала и восточных единоборств. Это возврат к истокам. Если вы полюбили Черепах за мультфильм 1987 года или комикс от Арчи, то во-первых, в серии от IDW такой же веселый мутантский "балаган", только более взрослый и последовательный, а во-вторых, в ней присутствуют все ваши любимые персонажи, которые появились именно в этом мультфильме. Если вы полюбили Черепах за оригинальную кино-трилогию, то новая серия на первый взгляд может показаться более взрослой и излишне серьезной, но в основе лежат те же семейные ценности и отношения. Если вы полюбили Черепах за мультфильм 2003-го года, то по настроению и драйву это он же, только в комиксной форме. Отлично срежиссированные экшен-сцены, продуманность и глобальность сюжета, взрослый подход - всё это вы найдёте в серии от IDW. Если вы полюбили Черепах за мультфильм 2012-го года от Nickelodeon, то хм... для вас IDW выпускает отдельную комикс-серию. Если вы вполне уже взрослый человек, а сериал любит ребенок внутри вас, то нынешний онгоинг полюбите и вы сами.

Ну а если вы совершенно не знакомы с Черепахами и хотите попробовать или просто любите хорошие комиксы, то для вас есть сразу несколько доводов. Серия от IDW:

  • Это "абсолютный" комикс про Черепах, который вобрал в себя лучшие элементы (персонажей, концепции) из всех инкарнаций. Да, из-за небольшого декомпресса он немного медленно разгоняется, но, набрав полный ход, мчится, как лавина со склона. Сейчас каждый выпуск стабильного золотого качества.
  • Это целый набор отличных художников, которые оптимально подобраны под разножанровые арки. А главное, что почти все они на ряду со сценаристами не просто талантливы, а являются большими поклонниками франчайза, и вкладываются в работу над серией со всей любовью.
  • Это многогранные персонажи, у каждого из которых (даже у самых задвинутых на задний план) будет свой "момент славы". Если кого-то вводят, даже в незначительном одиночном выпуске, будьте уверены, он еще вернется и сыграет важную роль в сюжете.
  • Это продуманная вселенная, которая поражает не только своим размахом, но и умелым сочетанием несочетаемого. Здесь органично сосуществуют уличные войны, научная фантастика и феодальная Япония. Здесь расширяются границы не только пространства, но и времени.
  • Это трибьют лучшим выпускамаркам и даже играм франчайза. Так что, если вы никогда не видели и не интересовались Черепахами, но не хотели бы упустить действительно отличные сюжеты и идеи, не волнуйтесь - они либо уже здесь, либо обязательно появятся.

В конечном итоге, TMNT от IDW - это просто замечательный комикс, со стартом которого для Черепах началась новая ЗОЛОТАЯ ЭПОХА.

ЗОЛОТО
Shargor, 08.08.2014 13:08:57
Пост конечно вышел монументальный.

Отдельная благодарность и уважение ребятам с TURTLEMANIA.RU за все то, что они делают. Таким сильным черепашьим фан-движением даже американцы не могут похвастаться.
Shargor, 08.08.2014 13:08:59
И Женя таки смог "взять вершину" под названием Soul's Winter. Well done!
nutthugger, 08.08.2014 13:08:35
под арчи ещё был неплохой арк black hole trilogy, по молодости в нём чувстовался экзистенциальный надлом
Gra4Vampir, 08.08.2014 13:08:24
Просто подарок а не выпуск. Огромное спасибо всем, кто работал над ним. Аж мурашки по кожи во время прочтения, серьезно.

Не упущу случай и признаюсь в любви к сериалу 2003го года. Так случилось, что ознакомился с ним я раньше, чем с первым волюмом TMNT. И какого было мое удивление, когда я добрался наконец до комикса и читая фрейм за фреймом у меня в голове мелькали кадры из мультика. Это было что-то невообразимое. Самое сильное ощущение в этом плане оставил уаншот про Дони. Просто сказка. Хочется эти ощущение вновь и вновь испытывать.
NA204, 08.08.2014 13:08:08
Я вас люблю, ребята.
max, 08.08.2014 14:08:11
Скажите, что за игра была на денди, в котором не было бибопа, а в первом уровне главврагом был рогстеди, начинался уровень на пляжу. Если не вру, то второй уровень был на воде на скейтбордах(?)?
Shargor, 08.08.2014 14:08:00
Teenage Mutant Ninja Turtles III, лучшая на все времена. Бибоп потом на мосту появляется.
Вообще, там самые крутые мутанты в качестве боссов. Я с другом с десяток раз прошел, не меньше.
max, 08.08.2014 14:08:02
А у меня какой-то баг был - Шрэдерр не убивался, потом правда брат принес облегченную версию, в которой обычные солдаты убивались простым ударом, я ее конечно прошел, но все равно не то(
Shargor, 08.08.2014 14:08:00
Шреддер был практически бессмертным, если играешь с другом и выбрал режим, при котором не можешь друг друга поранить. А если выбрал, чтобы был урон, там все в разы легче убиваются. Всего лишь один раз доводишь до красного, а потом уже коронками добиваешь)
max, 08.08.2014 14:08:09
Кстати настоятельно рекомендую Battle Nexus на PC (и вроде на PS2 и X-box), даже сейчас помню как пытался открыть все секреты найти и уровни на SS. Там был один прикол, высшие оценки получить легче, если играешьь вдвоем-троем-четвером (на ПК можно)
Shargor, 08.08.2014 14:08:44
Эх... сейчас уже времени на это не найти, но если вдруг возникнет желание поностальгировать, то обязательно попробую. Спасибо за совет.
ВЧ, 08.08.2014 15:08:07
Это не баг а защита от пиратов. См. проклятие серого слона на ютубе
sterpazook, 08.08.2014 15:08:42
После прочтения в голове прозвучало 8-битное "Кавабанга!"
Кстати, объясните откуда у Черепах этот клич?
Hunter-Sith, 08.08.2014 16:08:22
Собственно пошло от мультсериала 1987-го года ) Как я понял, в то время в моду снова вернулся так называемый "серферский слэнг", и потому Черепашек решили наделить всякими "Cowabunga" и "Dude".
А потом фраза просто прижилась во франшизе )
sterpazook, 08.08.2014 21:08:51
Ого, спасибо!
Citizen X, 08.08.2014 15:08:07
Один из лучших мждз последнего времени.
Пользуясь случаем хочу задать вопрос.
Мне в детстве подарили один комикс, который наверное сильно на меня повлиял на том этапе - мне казалось что вот так должны выглядеть все комиксы. Это уже позже была четверка карлоса пачеко (нет, вот так должны выглядись все комиксы), но до этого были черепахи. Этот комикс уже давным давно утерян, я практически ничего не помню, и я никогда особо черепахами не увлекался - как то не срослось. Но некоторые моменты из того комикса настолько врезались в память, что мне очень хочется знать что это за комикс в оригинале и соответственно номер на русском.
Вобщем наверное это было издательство махаон. Стендалон. Начинается с того что по крышам домов ночного нью-йорка бежит один из героев - я не помню кто именно из черепах это был. Затем вроде как на город нападают чудовища всякие и наша компания вместе со сплинтером обсуждают что это может быть. Кто-то говорит мол опять проделки шредера. Позже выясняется суть - чудовищ создали сны маленького мальчика (или девочки). Помню кадр как ребенок спит и рождаемые его подсознанием монстры материализуются. С этим мальчиком (или девочкой) жестоко обращались родители или отец или мать, били его вот эта вся злость и рождала вот всех этих чудищ.
Что это за комикс. Помогите, пожалуйста, может наши замечательные гости вспомнят или местные эксперты по черепахам
Shargor, 08.08.2014 15:08:00
Это Teenage Mutant Ninja Turtles Adventures Special #3 (1992). Первая история, называется "Monsters Are the Rage!".
max, 08.08.2014 16:08:42
Я знаю, что удивляться списками Шаргора уже чуть ли не моветон. Но, блин, как Вы это делаете?
redson, 08.08.2014 16:08:41
На самом деле Стас, как и Олег, помнит все комиксы, которые когда-либо прочитал, но тщательно это скрывает.
Shargor, 08.08.2014 17:08:13
На самом деле, в этот раз просто так вышло. Я изначально имел наполеоновские планы написать про все периоды комиксов про Черепах и даже подготовился все перечитывать, но потом понял, что в такой период времени это неосуществимо. Тем не менее, ридинг ордер по Черепахам Арчи (любимому комиксу детства) был составлен, поэтому в тех сюжетах я более-менее ориентируюсь. Вот и пригодилось это знание)
Citizen X, 08.08.2014 16:08:41
Спасибо, Шарг)
Прям аж заиграло что-то
Hunter-Sith, 08.08.2014 16:08:58
>> мне очень хочется знать что это за комикс в оригинале и соответственно номер на русском.

На русском это был 17 номер, и там вообще не хватало нескольких страниц. Как уже и было сказано - Махаон выпускал комиксы "спустя рукава"...
Citizen X, 08.08.2014 21:08:30
Спасибо вам большое. Ну как бы оно там ни было - лучше так, чем совсем никак. Тем более в детстве мы конечно и думать не думали об отсутствую их страницах или порядке выпусков. Во какое время было
Void, 08.08.2014 17:08:28
Тоже был этот выпуск. Запомнился абсолютно кислотными монстрами. Чего стоит мужик с кувалдой и бензопилой или мелкая копия черепах с причёской под горшок :) А черепаха, бегущая по крыше, был Майк с пиццей.
Xentospot, 08.08.2014 16:08:29
Наверное я никогда не пойму прелесть комиксов про Черепах от Archie.
Robert Dent, 08.08.2014 16:08:26
ой ой ой. роскошный выпуск.
серию от арчи читал урывками, ну а IDW один из любимейших комиксов в принципе.
спасибо
Noris, 08.08.2014 17:08:53
Я лично познакомился с черепахами благодаря серии видеоигр на dendy, потом был мультсериал на касете с одноголосым переводом "Привет Шреддер", комиксы почти не читал и старую трилогию не смотрел, но именно сейчас решил наверстать упущенное и просмотрел уже 3 сезона самого первого мультсериала и заказал себе антологию от комильфо, пока жду книжицу захотелось уж очень сильно прочитать Soul's Winter, нет слов, чтобы описать, как меня поразил рисунок на показанных здесь двух страницах, а если верить автору тут ещё и философский сюжет, как я люблю, вот было бы здорово увидеть этот комикс на русском языке.
Патрик, 08.08.2014 17:08:23
Ветераны помнят, как перед показом мульта на 2х2 была реклама магазина игрушек по Черепашкам. Тогда лично у меня было про них абсолютно все, что у нас выпускалось - и комиксы от Махаона все выпуски, и журналы с картинками по комиксам, и маленькие книжки, и книги (этого дерьма, правда, несколько штук, но первая книга, которую я сам в жизни прочитал от корки до корки - это Черепахи и черный колдун), и игрушки, позже кассеты и т.д. по списку.
Хочу напомнить, что от Арчи Черепах изначально один номер Эгмонт издал, а один номер, про племя и Волка, был издан полностью в нескольких номерах журнала Денди (уж не знаю, каким самопальным способом, наверняка ж никаких лицензий не было), а еще был выпущен один номер Войны в городе, но дальше этого не пошло. Не согласен с автором выше, что не стоит читать Черепах от Махаон. Точнее, я бы сформулировал по другому. Сейчас смысла нет, да, ибо достать можно все выпуски, а Махаон издавал обрывками. Но это было наше детство, дикая популярность, все дела. Кто не знакомился с комиксами по Микки-Маусам, уткам и Том и Джерри, тот впервые брал в руки комикс именно про Черепах.
И я бы тоже хотел, чтобы в России вернулись к изданию хоть в каком виде именно комиксов от Арчи. Из-за ностальгии? Да. Уверен, что для большинства из нас черепахи на сегодняшний день это именно ностальгия по тому самому "черепашьему" детству.
Eternal Newfag, 08.08.2014 19:08:40
ААААА, Черепахи и Большой Шоколадный Глаз Бум... Уж помню всю эту чадуху тоже почитывал, но даже мне, наивному ребенку, казалось, что это что-то не то. Абсолютно безумные книги. Героиновые какие-то
Demon-Alukard, 08.08.2014 19:08:04
>> Не согласен с автором выше, что не стоит читать Черепах от Махаон.

Ну естественно, тогда это читалось взахлеб, и мы радовались каждому новому выпуску! Но сейчас, для ознакомления с чистого листа уж точно не стоит этого делать с комиксов от "Махаон" =)
Патрик, 08.08.2014 20:08:34
Бесспорно, я поэтому потом и сделал оговорку.
mindkiller, 10.08.2014 04:08:15
Спасибо Арсению(и, в частности, его старой раздаче переводов Миражевских комиксов) за повторное ознакомление с зеленым квартетом в 2012 году, решил тогда почитать и узнать какими были оригинальные Черепахи. Когда читал,то просто охреневал от всего происходящего, тем самым начав читать про черепах все что мог. Заодно открыл для себя Джима Лоусона, лучшего художника панцирной четверки.
Новый онгоинг от IDW сначала оттолкнул от себя - ориджин показался глуповатым(да,даже глупее чем от Мираж), но потом мнение насчет комикса изменил. Уж слишком хорошо авторы используют идеи франшизы.
Demon-Alukard, 10.08.2014 17:08:09
Пожалуйста! =)) Больше черепахомании в России!
ManWithNoName, 10.08.2014 20:08:06
очень рад что попимо меня есть люди которые тоже любят черепах с самого детства и продолжают до сих пор.
MaloWatt, 11.08.2014 22:08:24
В России же комиксам о Черепашках вообще под силу обойти обладателей Айзнера!

Ахаха, прекрасно подкололи :)
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
35374 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34659 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
28112 103