RSS
Рекомендуем

HELLBLAZING 04 - LADS, MATEYS AND VAMPIRE COCKSUCKERS

26.09.2012, 10:57 4837 1
dan habits <bloodlines
Это последняя часть многострадального полилога про комикс Hellblazer... ...на этом сайте. По причине невозможности дальнейшего общения с местным визуальным редактором, баннерами "Мстителей" и тем, что этот сайт для нас оказался слишком большой, мы с Happycake Oven открыли собственный скромный бложек про комиксы (и не только) Ninegrid.ru, куда Хеллблейзинг в полном составе и перекочует. Немного грустно, что обрываемся мы как раз когда начинается самое интересное - славный и всеми уважаемый ран Гарта Энниса и его друзей. Легендарная история Dangerous Habits (#41-46) и куски из книжки Bloodlines (#47-55)! Как всегда с вами redson, G.ess, Sonyn и, в последний раз под никнеймом, plane_v. plane_v: Оставив в пыли остатки рана Джейми Делано (искренне надеемся, что мини-серию Bad Blood и графроман Pandemonium мы рассмотрим когда-нибудь... позже) и проигнорировав спешлы от именитых авторов, мы продвигаемся к самому популярному и народно любимому авторскому забегу на серии - историям Гарта Энниса.
Photobucket
Эннис знаменито начал свой ран сюжетом Dangerous Habits, в котором наградил антигероя, до этого жившего в упоении от собственной охеренности и удачливого цинизма, самой "некрутой" смертельной угрозой - раком легких. Вдвойне ироничной для персонажа, которого без сигареты и нарисовать нельзя. И если супергерой Капитан Марвел когда-то эпично скончался от рака в окружении храбрых и верных друзей, то слегка ублюдку Джону Константину за оставшееся ему короткое время в поисках друзей пришлось поскрести. Он заводит нового товарища в больнице, посещает старого знакомого, который научился превращать святую воду в пиво, ссорится-мирится с Чесом, который из-за Джона набрал долгов у бандитов, и навещает Сноба - мутную фигуру, введенную для последующих сюжетов. Мужское лечение от одиночества и важность дружбы - вот такие вот темы поднимает ирландский сценарист параллельно привычной для Hellblazer чертовщине (которая ярко проявляется только в финале замечательного арка). Может они в отрыве от собственно комиксов и звучат наивно, но любой, кто читал работы Энниса хотя бы из тех, что на слуху, знает, насколько умело он может поставить эмоциональное ядро даже в самую дикую, похабную и отталкивающую сюжетную оболочку. Уже с первого номера видна разница между его Константином и Константином Делано; даже не в сущности, а в демонстрации - вместо трипов и самокопания (которые, правда, есть) Эннис предпочитает показывать разговоры протагониста с персонажами как более, так и менее исключительными чем он. И, соответственно, сценарист больше вкладывает усилий в то, чтобы диалоги вышли эффектными и пронзительными, а не в попытки охватить прозой то, что не смог наизображать художник. Как бы читающий не относился к актам "бастардства" Константина, все равно между ним и помирающим пройдохой устанавливается эмоциональная связь, которая значит для долгоиграющей серии (и конкретно авторского рана) гораздо больше, чем изобретательность в способах победы над демонами и дьяволами. G.ess: Обращу внимание, что Гарту Эннису на момент начала его рана было всего 21 год. У него не было ни образования толкового за плечами, ни богатого контр-культурного прошлого, ничего что сближало бы его Делано и его подходом к комиксам и персонажу. Всё, что было у Энниса этого его опыт зависания в белфастских и лондонских барах, чистая обыденность британского рабочего класса. Поэтому придя на Хеллблейзер Эннис, известный тогда лишь по околоавтобиографичным Troubled Souls и True Faith, ну и пожалуй нескольким треш-фантастическим стрипам в 2000 A.D, начал писать именно о том, что казалось ему максимально близким и понятным.
Photobucket
Dangerous Habits - это первый комикс-манифест Энниса, в котором он чётко дал понять, о чём и каким образом он собирается писать комиксы в дальнейшем. Его герои - это узнаваемые лица с улицы, грязные и грубые, загруженные собственными проблемами, но в разы более честные и человечные по сравнению со сверхъестественными мудаками из высшего общества, играющими у него роль злодеев. В сущности серия не изменила свою направленность при перемене авторов - она стала проще в своей подаче, она стала более искренней. В этом крылся весь успех, ни один Хеллблейзер до этого не был настолько прямолинейным с читателями, ни в одном комиксе не было настолько оголённых эмоций. redson: Серьезные разговоры пошли! Dangerous Habits - не просто мой любимый арк во всем Hellblazer, но и один из любимейших комиксов вообще. Помню, я как-то называл Топ-5. Вот если бы это был Топ-10, Эннис имел бы все шансы туда пробраться. Прежде чем перейти к подробному разбору вклада Энниса в мифологию Константина и его образ, я вспомню свои впечатления от Hellbazer #41, его первого выпуска. На тот момент я прекрасно знал, кто такой Гарт Эннис, и успел прочитать десятки написанных им комиксов. Но bold new direction все равно здорово пробрало. После размусоливания и претенциозности Делано, когда приходилось себя перепроверять и почти даже убеждать, что я чего-то не понимаю, и в этом что-то наверное есть, пришел молодой и злой Эннис, который не просто внес в комикс новый голос... он с первого же своего номера оказался прямой противоположностью Делано. Мысли краткие и прямые, вместо нарочитой литературности живая, полная экспрессии речь. Английская обсценная лексика из вынужденной необходимости перешла в статус центрового игрока и расцвела полной силой. Кто-то поморщится и скажет, что изобретательный мат - не признак хорошего взрослого комикса. И в чем-то, конечно, этот гипотетический зануда будет прав, но Джон Константин вертится в такой среде, что без виртуозного владения сленгом и способностью красиво вписывать факи обойтись практически невозможно. Эннис поставил в своем творчестве высокую планку, которую и двадцать с хвостиком лет спустя далеко не все способны достичь. Sonyn: "Некультурность" обсценной лексики, очевидно, заключается не в её табуированости как таковой, а в незнании когда ей можно пользоваться, а когда нет. Привет всем мудакам-занудам. На фоне Dangerous Habbits весь предыдущий Хеллблейзер (втч Моррисон с оверрейтед Гейманом) может восприниматься как своеобразный краааайне затянувшийся пролог к основному действию - читатель в целом понял кто такой Константин, кто его окружает и чем он занимается. Забавно, появившись как второстепенный персонаж в Swamp Thing Джон очень быстро перебрался на центровые роли, в то время как три с лишним года все никак не мог по-настоящему стать героем собственной серии (даже в Сэндмене, если мне не изменяет память, его линии уделялось куда больше внимания, нежели Морфею). В руках Энниса комикс в хорошем смысле стал проще и понятнее, появилось желание ассоциировать себя с главным героем.
beer
Мне безумно нравится, что Эннис так легко подхватил зарождающуюся традицию авторских ранов без оглядки на предыдущие, особенно учитывая то, что получилось это у него просто потрясающе. По большому счету именно он смог намертво закрепить тайтл как английский комикс на американском рынке, до него ни у Мура, ни у Делано на мой взгляд не была должным образом проявлена национальная составляющая (или как минимум она была выражена куда менее ярко). С точки зрения континиума (который где-где, а в Хеллблейзере уж точно вещь крайней степени бесполезная) Эннис сумел порадовать и зад'отов, подарив персонажу сразу две жизненные "вехи" - болезнь раком и последующее исцеление. Разговор с тремя демонами, кстати, не только один из моих любимых моментов в его ране, но и на всей серии вообще. plane_v: Да, изображение обыденного в жанровом комиксе у Энниса почти всегда настолько хорошо, что собственно жанровые элементы кажутся зануднее, чем разговоры за жизнь и душевное пьяное единение, однако не стоит думать, будто бы его сковывали рамки комиксов про спецназ, зомби-насильников или сатану. Можно наверное пофантазировать о параллельном мире, в котором Hellblazer и Preacher выходили бы на манер Love and Rockets, со смешками в сторону минимализируемых фантастических элементов, но сам Эннис, думаю, посмеялся бы над таким вариантом. Как-никак он любит и знает что такое thrill-power и он явно ловил кайф от написания местного дьявола и его конкурентов по бизнесу, которые могут натворить чудовищных вещей, но при этом оказываются беспомощными перед собственной жадностью. G.ess: Признаться честно, старт Энниса не был настолько безоглядным - в нём были и лёгкие отсылки к Делано, и даже к геймановскому Сендмену (до-Вертиго Карен Бергер тех лет ещё толком не знало как им распоряжаться с их углом вселенной ДиСи). В плане континьюити он, что важнее, фактически начал традицию авторского саппортинг-каста. И, блин, крайне удачно - в отличие от Делано, который по сути не привнёс в серию никого запоминающегося, за исключением гопника с золотым сердцем Чеса и, пожалуй, сволочного характером отца, его персонажи не менее важны и интересны, чем сам главный герой. Один лишь умирающий от рака старик, с которым Джон подружился всего на один арк, стоит всех стереотипных портретов поздней тэтчеровской Британии, которые были у Деано, вместе взятых. Это вторая составляющая успеха Энниса на серии. Были у этого и минусы - сразу после окончания (если брать по книжкам, то это том Bloodlines) Dangerous Habits Гарт начал бросать этих побочных персонажей и сопутствующие им истории/байки слишком спешно, в слишком сыром и недодуманном в виде, что часто подводит ожидания тех, кто впечатлился его стартом на серии (даю совет: при перечитывании рана в дальнейшем Bloodlines идет гораздо легче). Не помогали ему, конечно, и ограничения формата, которые налагала редактура - Эннису приходилось подстраивать свои идеи под чужой и возможно даже неприятный жанр тёмного фэнтези, который на тот момент (благодаря Сэндмену, да) переживал пик своей популярности в комиксах. plane_v: Суппортинг каст очень важен когда центральный герой не очень занятен - например, в каком-нибудь голливудском кино по лекалам hero's journey, где Избранный лишен каких-либо интересных черт в угоду идентификации с усредненным зрителем, яркие персонажи второго плана необходимы для того, чтобы фильм оставлял хоть какое-то впечатление. А в Hellblazer и сам протагонист исключительная, непростая и непредсказуемая личность, у которой монолитно постоянного круга друзей-подруг быть не может, поэтому и все построения такого каста носят временный характер. redson: Эннис был первым сценаристом Hellblazer, у которого была возможность сразу же начать свой ран с большими задумками на будущее. Делано, как мы уже говорили, писал в первый год очень осторожно, с готовностью в случае чего быстро свернуть лавочку. Он все свои главные идеи вывалил в те 12 выпусков. А Эннис пришел на более крепкую позицию. Не то чтобы его ран выглядел от этого более цельным, чем у Делано, но он совершенно точно писался более уверенной рукой. И большой план у Энниса оказался гораздо лучше продуман.
Photobucket
Лично для меня одна из самых ценных вещей в Dangerous Habits, помимо всего вышеперечисленного, - это ввод серьезного долгоиграющего антагониста. У Делано был Нергал, с которым он не захотел делать ничего толкового (потом что-то в итоге сделает Майк Кэри), Эннис же не стал размениваться на демонов и запилил собственного Сатану в лице Первого Из Падших (First of the Fallen). Из-за почти одновременного появления Люцифера в геймановском Sandman бэкграунд Первого был немного переработан и вместо Того Самого Люцифера он оказался первым изгнанным в Ад существом. Это, как мне кажется, первый (no pun intended) достойный константиновского ума противник. Он, конечно, недостаточно хитер для того, чтобы действительно переиграть Джона, но берет напором. Его используют в комиксах и по сей день, и каждый раз приятно видеть, хотя лучшие сюжеты с его участием написал сам Гарт Эннис, а остальные уже как afterthought. Sonyn: Еще одна отличительная черта Энниса как писателя - черный и местами весьма циничный юмор - так же проявилась в Dangerous Habbits, и практически сразу намертво "прилипла" к герою. Не то что бы это было в новинку персонажу, Делано тоже пытался разбавить действие чисто английскими insidejokes (что с ними было не так уже рассказал plane_v), однако именно Гарту удалось сделать юмор частью образа персонажа. "Лично для меня одна из самых ценных вещей в Dangerous Habits, помимо всего вышеперечисленного, - это ввод серьезного долгоиграющего антагониста" Oh you! Из моих личных мимими отмечу в первую очередь введение самой, блин, важной женщины в жизни Константина - замечательной Кит Райан, имевшей все шансы прекратить безразборную осеменительную деятельность Джона (и, естественно, символизирующей очередной блестящий пример character development). Отношения между ними двумя это самое лучшее что есть в комиксе Гарта вообще, это то, что делает его ран по-настоящему уникальным и выделяющимся среди остальных - в следующий раз настоящая любовь в жизни героя появится только через 20 лет, но это будет уже совершенно другой Константин. И, забегая вперед: слава Б-гу Кит навсегда останется чисто эннисовским персонажем, другие авторы из-за уважения к создателю или по каким-то другим причинам использовали её не часто и с чувством прекрасного. Суммируя все вышесказанное стоит отметить еще не прозвучавшую очевидную вещь для наших любимых читателей - Dangerous Habbits Гарта Энниса это тот самый entry level point, тот самый гребанный майлстоун с которого нужно начинать читать комиксы про Джона Константина. Бессмертная классика в рамках тайтла и импринта.
plane_v: Следом за Dangerous Habits идут кусочки, собранные потом в трейд Bloodlines - куда менее эффектные, чем большой открывающий сюжет, но тоже задающие определенный тон всему рану: два выпуска про мстительных призраков, рождественский номер про забытого всеми по вине христиан Повелителя Танца, а также встреча Константина с Королем Вампиров. Особняком стоит еще 51й номер за авторством Джона Смита и Шона Филлипса. Эти маленькие истории Энниса сделаны по одному принципу - сначала нагоняется чернота и пускается в ход привычный для всех переживших ран Делано цинизм, а затем все крайне жизнеутверждающе кончается. Ничего не хочу сказать в укор Эннису, в этих историях не чувствуется особо никакого письма под шаблон. Напротив - новый настрой был очень нужен серии. Если Делано неизбежно завершал каждую историю так же сурово, как и начинал, отчего его финалы не приносили никакого удовлетворения, то Эннис предпочел такие концовки, от которых читателю захотелось бы довольно улыбнуться. Вместо мщения призракам предлагается продуктивная альтернатива, Повелителю Танца открываются прелести современного секулярного мышления, а всемогущему Королю Вампиров открывается, что он не более чем завистливый паразит.
vamp1 vamp2
Последний, несмотря на всю неоригинальность идеи супервампира, живущего столько же, сколько и человечество (если не больше), в контекст истории про Джона Константина входит крайне удачно как очередной объект для контраста между пройдохой-человеком и страшно сильным сверхъестественным существом - и для, того, чтобы показать, как эта граница может мгновенно растаять в разговоре.
Photobucket
Сам Константин от положительных разрешений конфликтов выглядит куда более здоровым и функционирующим человеком, он находит светлые стороны и отшучивается от своего все еще плачевного состояния, ведь дома ждет роскошная женщина, в пабе - любимые собутыльники, и вообще он может жить не оглядываясь ни на метафизические правила (как Первый из Павших), ни на губительное для вампиров солнце. А там будь как будет. Выпуск редкого в американских комиксах гостя Джона Смита... странный. На тот момент Шон Филлипс еще пребывал на "экспрессивной" стадии своего творческого развития и проиллюстрировать хоррор-историю про ужас, аккуратно проникающий в обычное посещение прачечной, у него не вышло. Каждая страница перегружена надвигающимися тенями и разными эффектами, отчего не чувствуется никаких расставленных сценарием акцентов в истории и, что более важно, не удается передать именно комфорт повседневности, который отравляют приходящие невовремя воспоминания. Sonyn: Да, эти несколько выпусков после Dangerous Habbits по сути своей филлеры, не особо влияющие на общую картину рана (кроме, пожалуй, номера с Королем Вампиров), но, тем не менее, вполне себе приятные и самодостаточные. Открывающий второй год Энниса на серии Royal Blood хоть и более объемный и цельный форматно, но по большому счету тоже является stand alone историей. Примечателен он тем, что, пожалуй, это одни из самых хоррор-ориентированные выпуски Энниса на комиксе Hellblazer вообще, причем атмосфера нагнетается в первую очередь не сценарием (который хорош, но все так же не выбирается за рамки обычной-истории-о-Константине), а работой художника Уильяма Симпсона . Солидная доля истории наполнена сценами насилия, расчленения, каннибализма и просто неприятными рожами адских отродий - все это показано с явным знанием дела и чувством любви к своей работе. Не в последнюю очередь экспрессивность мрачного и депрессивного окружения Константина достигается благодаря колористу Тому Зуко. Но все это относится лишь к сценам хоть сколько-нибудь наполненным действием, обычные диалоги же в большинстве случаев сопровождаются какой угодно мимикой, но всегда не той, что нужно (это вообще своеобразный бич серии еще с рана прошлого автора). Не то что бы это мешало, конечно, но после эталонных лиц Диллона прилично режет глаз, особенно в сценах с Кит. Правда исключения есть - мне, например, очень понравилось знакомство с братом наследника престола:
G.ess: После Dangerous Habits Эннис вряд ли представлял себе, что делать дальше. Самым простым решением стало бы продолжение тех маленьких хоррор-историй в kitchen sink сеттинге, служивших подспорьем основному сюжету в первом томе. Чем он собственно и занялся на протяжении почти года. Это обернулось самой нелюбимой частью всего рана как для публики, так и для самого Энниса. Кульминацией в ней, по-моему, стал арк Royal Blood, в котором сюжет на один-два номера, на одну из самых избитых, в том числе в хоррор-комиксах, тему (Jack the Ripper, biach), был раздут в целый скучный и невыразительный арк. К слову о филлере Смита - самого незаслуженно непериздаваемого номера всей серии от самого незаслуженно проигнорированного Вертиго автора поколения 2000 A.D. тех лет - его рассказ был в сущности тем хоррор китчен-синком, который Эннис пытался выдавить из себя на протяжении всех Bloodlines, да и в принципе одной из лучших прямолинейных хоррор-историй Хеллблейзера. И я не вижу в ней сеьёзных промахов даже со стороны Филлипса, который на тот момент пытался найти свой новый, подходящий для реалий американского мейнстрима стиль - такой гармонии тона между сценарием и артом в комиксе не было со времён прошлого (если я не ошибаюсь) появления Филлипса, на Dead Boy's Heart Делано.
Photobucket
Интересен комикс был ещё и тем, что он был полной противоположностью того, что Смит когда-то планировал для Хеллблейзера в своём ране (вместе с Эннисом и, да, Марком Милларом он был одним из основных претендентов на смену Делано) - в его аутлайне Константайн должен был погрузиться в мистический сюрр уровня самых безумных частей рана Алана Мура на Swamp Thing. И, возможно, если бы в 1991 тайтл достался ему, он не был таким, каким мы представляем его себе сейчас, а вместо Энниса одной из суперзвёзд британской волны был бы Джон Смит. Но этого не случилось, и всё что осталось от него в истории персонажа - это его предполагаемое общее прошлое с неймдропнутым Уиллоуби Киплингом, стенд-ином для Джона из моррисоновского Дум Патруля, и первый намёк на его бисексуальность. redson: Возможно, я - единственный человек на всем белом свете, кто так считает, но 50-й выпуск "Хеллблейзера" - не только один из лучших комиксов про Джона Константина, но и один из основополагающих комиксов Гарта Энниса за всю его карьеру. Он мне запомнился еще когда я впервые читал серию. Король Вампиров ставит Джону ультиматум: если Константин сможет объяснить, чем его скучное житие лучше бесконечной и не ограниченной рамками реализма жизни вампиров, то уйдет живым и невредимым, а если не сможет, то его укусят и навсегда превратят в члена партии "Единая Россия". Но тут надо понимать, что главный момент происходит в самом конце увеличенного в размерах выпуска, в котором почти 40 страниц вместо привычных 20 с плюсом. И все эти 40 страниц использованы довольно интересным образом: большая часть - это диалог между Джоном и Королем Вампиров, но регулярно появляются вставки с чисто текстом на фоне связанной по сюжету картинки. В них (красочно) описываются Король Вампиров и (кратко, но в мере поэтично) сам Константин. Это очень серьезный вроде бы выпуск, в котором вся эпичная конфронтация в итоге сводится к паре фраз. И Король Вампиров ставит Джону ультиматум, и Джон невероятно просто и доходчиво объясняет, почему человеком быть лучше, чем вампиром: "Можешь ли ты утром прогуляться в парке и послушать пение птиц? Можешь ли ты поцеловать девушку, зная, что она тебя любит? Можешь ли ты напиться с братюнями? Я - могу."
И в этом, по-моему, вся суть творчества Гарта Энниса. Эти одновременно простые и сложные в чем-то вещи для него в сто раз важнее, чем абстрактное единение со Вселенной.
Slavone, 26.09.2012 00:09:37
Душевность комиксов Энниса просачивается и в посты о комиксах Энниса. Лучший Хэллблэйзинг соу фа.
Undead Groom, 26.09.2012 14:09:52
По причине невозможности дальнейшего общения с местным визуальным редактором

Кто такой?? Из-за кого уходят мои любимые умники, тролли и грубияны?
sterpazook, 26.09.2012 16:09:28
Наверное я
но на самом деле - ребятам просто захотелось на вольные хлеба
Охотниг, 26.09.2012 17:09:23
Ты визуальный редактор! %)
Undead Groom, 26.09.2012 17:09:27
О.
Да вы же, вроде, тоже клёвый. Ну, комментарии были добрые и спокойные, как я помню.

Ну что, буду - лично я - знакомиться с мнениями и новостями на два фронта.
plane_v, 26.09.2012 21:09:29
визуальный редактор это чудовищный агрегат в котором тут набираются посты

стерпазук мужик, редактор-визионер!
sterpazook, 27.09.2012 00:09:28
о как )
mindkiller, 26.09.2012 20:09:35
В "Привычках" уже было то за что стоит любить Энниса - за ярких героев, за живые диалоги, за запоминающиеся ситуации и за циничный юмор. Эннис не только очеловечил Джона, но и просто сделал его лучше и интереснее чем у Делано.
После первого прочтения арка жутко матерился на экранизацию - ну как можно было ТАК испохабить такой прекрасный материал?
Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34572 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33538 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26846 103