Обсуждать всевозможные грехи индустрии комиксов (или по крайней мере двух всем известных издательств) можно до бесконечности, но иногда не мешает окинуть критическим взглядом и само это обсуждение. И боюсь, что зрелище это меня печалит куда больше, чем большая часть всего, творящегося нынче в комиксах.

Изначально я хотел написать всего лишь о непрекращающемся нытье по поводу каждого случая, когда адаптации комиксов влияют на канон первоисточника, но может быть этой конкретной теме требуется отдельный пост более образовательного характера с таймлайном всех примеров сего явления начиная со времён грёбаного радио. Может быть позже, если будете кушать кашу. Нет, для формата этой колонки я решил сделать пару шагов назад, охватить глазами картину побольше, и сделав так, я понял, что все беды как раз от того, что мало кому ещё приходит сделать то же самое в отношении комиксов. Иными словами, всему виной недостаток перспективы.

Давайте уже признаем: вселенные ДиСи и Марвел вам больше всего дороги не в том виде, в каком они "были всегда", а в том, в каком вы их впервые увидели, вне зависимости от того, какой только ереси не успело произойти там на тот момент. Всё былое воспринимается как предыстория и как-то по умолчания нам кажется, что всё произошедшее в тех старых комиксах было результатом ничего иного, как чистой свободной творческой мысли и всему всегда было суждено случиться именно так, как случилось. А вот то, что творится сейчас у вас на глазах? Капитализм и ересь.

Это явление очень наглядно демонстрирует всем любимый расовый вопрос: в 1990-м году Псайлок совершенно буквально сменила расу навсегда, и тем не менее ни в чьём календаре дата выхода того комикса не отмечена как "Армагеддон", но стоило совершенно новому небелому персонажу заменить алтимейтовского (даже не классического) Питера Паркера, как многим отчего-то стало как-то неудобно сидеть. Казалось бы одно куда серьёзнее другого, но нет, штука с Псайлок случилась до того, как все увидели фильмы-мультики про Людей Икс и через них втянулись во франчайз, так что с нашей точки зрения с ней всё так, как и должно быть. Или вот допустим Джеймс Роудс: против его существования племя "Я не расист, но..." обычно не возражает, но что если бы его вретконили в ориджин Железного Человека, а потом ещё и отдали бы ему имя и броню на некоторое время, не тридцать с чем-то лет назад, а сегодня? А да что там, гляньте реакцию на Сэма Уилсона в качестве Капитана Америки и мысленно замените имена. Оттуда у нас и получается аудитория, одновременно жалующаяся и на наличие и на отсутствие изменений, потому что все приемлемые перемены случились уже давным-давно. Также наверняка лет через двадцать кто-нибудь выросший с Ником Фьюри Мл. будет протестовать, когда Хокмен неизбежно выйдет из шкафа, хотя до того момента этому кому-то было/будет (былдет?) на Хокмена плевать.

И возвращаясь к адаптациям, почему тот же Фьюри Мл. концептуально хуже того, как киношный Блэйд полностью заменил собой оригинального без каких-либо объяснений? То есть я уже в общем-то ответил почему в прошлом абзаце, но всё-таки. Да и как много людей знали бы вообще о том, кто такой Блэйд, если бы про него когда-то не сняли фильм по сценарию некоего Дэвида Гойера? Всё-таки вряд ли что-то когда-то изменит низкое положение комиксов как формы в поп-культурном тотемном столбе. Я вряд ли сильно ошибусь, если скажу, что мы все тут сейчас благодаря мультикам про Бэтмена и Человека-Паука. По крайней мере 99% уж наверняка, и этот факт следует всё же держать в уме хоть иногда, чтобы не зазнаваться общаясь с нубами. Адаптации комиксов опережают по популярности первоисточники опять-таки со времён грёбаного радио. Да что там, даже брак Питер Паркера и Мэри Джейн, вероятно также романтизированный фэн-базой задним числом, появился только потому, что редактуре захотелось синхронизироваться с газетным стрипом - адаптацией комиксов в комиксы с большей потенциальной аудиторией. Не повод звать Сатану, конечно, но и от органичного творческого процесса тоже далеко. Добавить к этому совсем древние заимствования вроде Бэткейва (результат маленького бюджета сериала про Бэтмена 40-х гг, создателям которого подвернулись свободные декорации пещеры) и, ну не знаю, способности Супермена летать, например (мнения расходятся - то ли мультфильмы, то ли радио), то по сути многие вещи, которые вы любите в супергеройских комиксах вам принёс тот же процесс, на который вы постоянно ругаетесь.

И в придачу ко всему этому я также постоянно вижу, как полу-мифических 13-летних девочек в фэндомных кругах приравнивают к саранче, а привлекательность для женской аудитории считают чуть ли не самым страшным грехом, какой может совершить персонаж фильма. Видимо потому что мы-то, мужики, в любом возрасте остаёмся гигантами мысли с безупречным вкусом и даже фапаем оттопырив мизинец, и на нас никак не повлияли десятки лет кино и ТВ, благодаря которому мы можем позволить себе считать Дженнифер Лоуренс толстой, а любую актрису старше тридцати, выглядящую на свой возраст, старой. Тем больше поводов запустить побольше женщин в супергеройское кино. Либо так, либо подписать мою петицию, чтобы всех супергероев-мужчин играл Стив Бушеми, чтобы уж никому никого чересчур не хотелось.

Разумеется, я вовсе не призываю всех вообще бросить критиковать современные комиксы (хотя
The Unbeatable Squirrel Girl - универсальный контраргумент всем хейтерам, если что) и сжечь все старые, но может быть начать также подходить критически и к собственной точке зрения. В конце концов, кто ещё вас этому научит, если не сайт о комиксах, начавшийся со сборища нёрдов, довольных простым дуракавалянием, и выросший в место, где сборище нёрдов творит Важные и Серьёзные вещи.
Совсем другое, когда, хотят пропиарять некому неизвестного персонажа, используя уже имеющее звездное супергеройское имя. Ладно бы до этого первых версий супергероев до анонса убивали (или анонсировали убийство), так нет, говорят, нам нужно пропиарить персонажа, поэтому фанаты первой версии супергероя вы в обломе.
Да хотя бы здесь, на Спайдермедии.
Но приравнивать смену расы/пола уже установленного персонажа к серьёзным изменениям? В обычно это просто изменение "скина персонажа", которое не несёт никакого подъёма качества. Собсно, обычный пиар-ход, уже не прикрывающийся ничем, кроме "вот мы сделали Хоукая тригендерным птицеменом, всё, налетайте". Это печально видеть как раз не потому, что убирают знакомого персонажа, а что взамен не предлагают что-то действительно новое и интересное, а уж если со сменой персонажа происходит и смена тона комикса (Мисс Марвел новая, к примеру), то тут уже как кому по вкусу, и никто не обязан обожать этот комикс, чтобы не прослыть в сообществе гнилым расистом или ещё кем.
Если что, я примерно так же буду относиться к новости о том, что Шанг-Чи сделают мексиканцем, а Люка Кейджа - белым.
В то же время многие из тех, кто бьёт "молотом справедливости" "негодных нёрдов", которым не нравится очередной ход Марвел/ДиСи по отношению к своим персонажам, тоже против каких-либо отходов от образа (не включаю туда автора поста, т.к. о взглядах не имею представления). К примеру, возьмём тот же хейт в сторону Мэнофстила, который содержит в себе NOT MUH SOOPAMAN, или же разбитый многими вдребезги комикс Batman: Earth One за то же расхождение в образах с Идеальным Бэтменом ©. Получается, что непринятие изменений исходит с разных "баррикад", только у каждого свои представления о том, что положено, а что нет, и если же упоминать одну сторону, но при этом умалчивать о другой - получается двоемыслие. В таком случае есть два выхода: мы либо принимаем единое мнение, что все изменения не стоит оспаривать (что утопия), либо же остаёмся каждый при своей возможности иметь свой взгляд на вещи и при этом не претендовать на то, что правда только за одними, тогда как другие - дураки и их слушать не стоит.
Это я к чему? Я к тому, что всем сторонам нужно иметь представление о том, что есть куда больше перспектив за пределами их мирка, и не все те, кто не принимает ваш взгляд на вещи - наглый консерватор.
А хардкорные нёрды они всегда будут хардкорными, и серьёзно воспринимать их претензии по поводу отсутствующего ремешка на ляжке Кейбла - это лишнее, особенно авторов комиксов, попытки которых ответить таким ребятам (пусть даже и в юмористической форме) выглядят равнозначно письму от озлобленного фаната.
Так вот, безусловно, в какой-то момент от "я баклан (или любая другая птица) и делаю фигню для собственного удовольствия" многие переходят к "я серьезный человек и делаю сириус бизнес". Некоторые из них в этот момент или позже *реально* начинают делать сириус. Но ведь если тебе внезапно есть, что сказать и/или ты хочешь предложить людям что-то полезное (ХОТЯ БЫ проделать за них работу по отбору стоящего от нестоящего), ты не можешь продолжать говорить о себе, что ты баклан. Иначе и относиться будут, как к баклану. Ты говоришь (и не врешь): вот, ребята, это не просто "этот комикс жжот/нижжот", это мое взвешенное мнение, для которого я развивал свой бэкграунд, взвешивал свое мнение и тренировался выражать свои мысли в письменном виде. I did some work here, and now look at what I did.
По-моему, так.
любое изменение должно быть сделано талантливо и иметь смысл в контексте конкретной рассказанной истории.
Скажите мне пожалуйста, в чем высший смысл и суть существования такого замечательного персонажа как черный ник фьюри? Это интересный персонаж? Он настолько крутой, что его стремятся использовать все сценаристы на перебой или что?
Нет
Он здесь только потому что, что мстители вышли в 2012, а не в 2002. Не нужно делать вид, что никто ничего не понимает и не нужно делать вид, что это нормальные вещи.
Самое страшное не в этом фьюри, самое страшное в том, что этот фьюри - капля в море. Это лишь маленький пример абсолютно ненормального поведения конкретного издательства в погоне за мифическими новыми читателями, которые брызнули на кино и, наверное так думают в марвеле, теперь брызнут на комиксы потому что там тоже черный фьюри, при том, что у них вобщем то мало общего, кроме цвета кожи
и можно было бы понять стремление издательства продавать комиксы, если бы, например, эти ребята не закрывали комиксы к премьере фильма, который снимает не их студия или хотя бы выложили у себя на оф сайте рекламу фильма, который снимала не их студия.
Значит дело не в читателях, а в чем то другом
На самом деле всё очень просто, не нужно ломать то, что нормально работает. Дополняй, совершенствуй, но не ломай.
P.S. И да, по поводу тела Псайлок до сих пор на западе достаточно баттхёртов, так что не надо лукавить по этому поводу. Просто такого рупора, как Интернет тогда не было.
А приводя пример с Псайлок я в первую очередь имел в виду русский фэндом, конечно, но и на Западе больше всего баттхертов от нее скорее всего у людей, наблюдавших все в реальном времени.
Про Псайлок вполне логично, кому же ещё баттхёрты ловить, если не тем, кто любил старого персонажа и увидел, как он был брошен на алтарь жертвоприношения? Отчаянных любителей читать "с начала" или хотя бы с 80-х/любое другое десятилетие 20-го века, не так уж и много.
А Карл Бургос, автор Торча, к моменту "правления" Ли-Кирби в Марвеле уже не работал. А Торча он создал по "нормальному" контракту, и через 28 лет права на персонажа должны были вернуться к автору, если персонаж не использовался в онгоингах на момент истечения копирайта. И вот едва ли не в тот же месяц, когда истекает "патент" и Бургос уже подал нужные бумажки, в, по-моему, аннуале Ф4 Ли воскрешает оригинального Торча, чтобы обновить копирайт. Но это сейчасвсем знакомо, был же потом Алан Мур и другие дела. Но КАК он воскрешает: Ли "достает" его на буквально пару страниц, устраивает между двумя Торчами драку, Джонни побеждает андроида и кто-то из героев, буквально стоя над телом ориджинал Торча, говорит "Вот смотрите, вчерашние герои против сегодняшних-то не канают".
А потом Ли (или Рой Томас, я не могу понять, от кого исходил импульс) берут еще одного золотовечного героя - Вижна - и ретконят его так, что это опять новый персонаж, причем андроид, причем сделанный из тела оригинального Торча, так что теперь два золотовечных персонажа подписаны именем "Стэн Ли" и права на них никуда не уйдут.