Алло. Привет. Слушай, тут такое дело... Да, опять комиксы. Нет, если я тебе сейчас не расскажу, я просто лопну. Тебе это надо? Да, это шантаж! Ну мне больше не с кем поделиться! Короче, эта штука называется «Шафировский проспект». В Петербурге, я так понял. Да черт его знает, я там от центра дальше Малой Охты никогда не был. Там, видимо, пробки постоянно. Странный он. Да не проспект, а комикс! В общем, это пятьдесят страниц о том, каково стоять в пробке на Шафировском проспекте. Что? Нет, никого не убивают. Или нет, погоди... Я не могу сказать уверенно. Знаешь, может и убивают.
Да не в этом дело. Я даже не знаю, как объяснить. Смешная штука еще вышла, там Терлецкий... Нет, Терлецкий — это не проспект! Это который из «Комильфо». Он тоже странный — когда этот комикс давал, строго сказал, чтобы я никому не спойлерил. Пусть, мол, читатели доберутся до комикса и сами все увидят. А что я там проспойлерю вообще, это и правда самому видеть надо! Его где ни открой — везде, считай, спойлеры. Да нету там спойлеров в сюжете! То есть на последней странице, в общем... Но нет, я это тоже спойлером считать не могу, там с самого начала не было двух вариантов насчет того, чем кончится. А вот когда на второй странице — это спойлер? Обычно же плевое дело, не рассказываешь сюжета дальше первой четверти комикса — и дело в шляпе. А тут... Да, так вот, про сюжет.
Понимаешь, он как бы и движется, и не движется. Ну в пробке же все стоят, я же говорю! И двигаются. Что значит «как» — медленно! Погоди, я сейчас перейду, где потише, и объясню. Помнишь, у Макклауда про то, что у комикса особые отношения со временем? Ну, книжку мы можем читать быстрее и медленнее, но все время движемся, а кино вообще идет с равномерной скоростью и от нас не зависит, так? А картина — наоборот, не движется никуда. И мы поэтому привыкли, что картинка — это момент. Ну вот, а комикс же ты читаешь «прыжками» — и панелька может быть «моментальной» и «длинной», и между панельками проходит какое-то время. Может миг, может час, может год. Ну и вот тут полкомикса — про это. Да не, какие путешествия во времени, ты что. Я про относительность времени говорю тебе! Да нет, не комикс про относительность времени!.. А хотя подожди. Гм.
Ладно, я что сказать хотел. Там художник — Артем Бизяев. Ну, которого нам вся редакция хвалила, а мы потом с тобой «Бесобоя» читали и не поняли, о чем весь шум. Да нет, он правда крутой. Слушай, вот если я скажу, что у него внутри обнаружился маленький Джеоф Дэрроу, это уже спойлер или еще нет? Ну они же все равно не на тот комикс подумают, я их знаю. В общем, да, такой Дэрроу. У которого по ночам Хуан Хосе Рип крадет страницы и дорисовывает, хихикая. А в Терлецком тогда проснулся Райан Норт, переодетый Энди Кауфманом. Ну чего ты, ну я же специально так темню — может, эти люди не шутили про спойлеры. Может, они адрес мой знают. Я не сомневаюсь, что у них есть канистра бензина — есть же у них автомобиль, правильно? Ну и вот экспериментируют эти двое. На что похоже? Да шут его знает, честное слово! Я такого вообще нигде не видел. Серьезно. Нет, конечно кто-нибудь сразу прибежит и скажет, что это было сто раз там-то и там-то. Я только рад буду, надо духовно расти, иначе знаешь же что будет.
Это авторский комикс как он есть, прикинь? Два оболтуса говорят себе — вот есть клевая идея, ее еще никто не делал, а мы возьмем и сделаем. Упремся ножками-ручками и раздвинем границы медиума. Как бы в шутку, прикинь? Это еще надо было додуматься до такого. Вот, вот я придумал, как тебе объяснить, про что это. Знаешь же, что такое комедия наблюдений? Ну когда Крис Рок или Джерри Сайнфельд какой-нибудь — да, я устарел, да, не перебивай сейчас! — так вот, когда кто-нибудь говорит тебе со сцены «А вы замечали, что тыры-пыры?» И ты сразу такой: «Блин, а точно! Именно тыры-пыры! Я всю жизнь, если задуматься, тыры-пыры!» И ты улыбаешься и киваешь — потому что это всё не новость, но вот человек подметил — и тебе рассказал. И вроде же не смешно, да? Просто наблюдение. Но как точно, да? И весь зал кивает!
А с рисунком Бизяева вообще чудно получается. Он же не палка-палка огуречик, это ж мама дорогая какой рисунок. Уже не стендапщик к тебе выходит, а ты смотришь серьезное кино, погони там, взрывы, такая всячина — а потом эти взрывы и погони к тебе поворачиваются и говорят «А вы замечали, что тыры-пыры?» Поди тут не заметь. Я первые страниц тридцать ждал, что сейчас что-нибудь жахнет. И ты знаешь, жахнуло как минимум разок. Да неважно, что — я тебе привезу, прочтешь да увидишь. Не, ну на одних наблюдениях они не выезжают. Там полкомикса гэгов. Если хочешь мое личное мнение — то они «не пришей кобыле хвост» в половине случаев. Это как каламбуры: один хорошо, два нормально, а три — нам с тобой не по дороге. Да, я привередливый! А что ты хочешь от меня — такая идея и поверх нее такие шутки. Хотя знаешь, я в питерских пробках не стоял, может, в этом скрытый смысл есть. Ну какой-какой. Когда у тебя три визуальных цитаты на страницу, скрытый смысл у тебя заводится сам собой, как мыши в гнилой соломе. У меня в какой-то момент паранойя началась. Я над страницей сижу и думаю: а почему часы остановились? В прошлый раз понятно было, а в этот? А вот теперь опять пошли — это знак или что? Или вот машины назад во времени поехали — это Бизяев думал, что не замечу, или надеялся, что я замечу? А если я разыщу его телефон и позвоню в три часа ночи, даст ли он мне удовлетворительный ответ?
А если совсем серьезно... Знаешь, мне кажется, это комикс о присутствии. О том, что происходит у тебя внутри, когда снаружи почти ничего не происходит. Ты же как бы не наблюдаешь за историей, ты внутри находишься. Но не до конца — и поэтому можешь отстраниться. Видно и изнутри, и со стороны, понимаешь, да? И вот я еще листал и думал — вот нехорошо же говорить «Это надо в веб, а не на бумагу», но как раз тот случай. Знаешь «Insufferable» Уэйда? Ну да, да, я уже сто лет обещаю написать про него, но все недосуг. «Инсафферабл» же только в цифре есть, он иначе не работает. Вот этот эффект, когда ты перещелкиваешь страницу в файле, и картинка меняется только частично. Или не меняется совсем. Или меняется вся и вдруг. Ну, как флипбук, только листать надо в сто раз медленнее. Ну и вот «Шафировский проспект» как-то так должен работать, по идее. Ты в этой машине натурально сидишь же, правильно? Так задумано. А ты вот глянь на превью — там ты сидишь как бы не в одной машине, а в трех. Понимаешь, что я имею в виду? Тебя «вытесняет» со страницы из-за того, что ты ее всю целиком видишь. Но и обратный эффект интересный есть — ты же видишь другой край разворота, когда в бумаге это читаешь. Ну и как бы знаешь, что тебя ждет. И так, в общем, протяженность времени становится ощутимее. Не знаю, в общем — и так интересно получается, и так получилось бы здорово.
Знаешь, если б мне кто сказал, что я буду хвалить комикс за то, что он скучный — я б не поверил. А тут вот так! Я его как прочитал, сказал себе «Боже, какой он нудный» — и по второму кругу начал. Потому что, прикинь, ТАК НАДО. Просто прелесть, какое уныние. Ладно, давай закругляться, мне пора. Сейчас ребята звонить начнут, рецензию требовать. Что? Да я понятия не имею, что написать! Ну, выкручусь как-нибудь. Не знаю, придумаю еще. До встречи.
А такой эмоциональной рецензии я тут еще не видел, хотя читаю уже давно, стоит того чтобы проверить.
Кстати проблему с пресловутым проспектом обещают решить, построив развязку(уже начали). Таким образом комикс приобретет еще и историческую ценность.
Удачного движения в этом направлении!