Spyder, spyder burning bright! In the forests of the night
What immortal hand or eye could frame thy fearful symmetry?
Когда-то на нашем сайте велись пространные рассуждения, что из комиксов Marvel можно считать настоящей классикой. По моему скромному мнению, очень немногие заслуживают такого звания, но история “Kraven’s Last Hunt” Джона Марка Дематтеиса и Майка Зека без сомнения относится к лучшим представителям историй о супергерое. Хотя львиную и заслуженную долю внимания в комиксе занимает путь злодея, Питер тоже, во многом впервые, задумывается о важнейших жизненных проблемах и неким образом проходит эволюцию смерти. Но обо всем по порядку.
В 1986-87 годах комиксы как раз переживали период мрачного подъёма, правда, это отражалось, в основном, далеко не на марвеловских сериях. Это было время «Watchmen» и “The Dark Knight Returns”, и пора было меняться. Хотя Дом Идей делал это медленнее, чем другие, и сценарист Демматеис очень долгое время пытался пропихнуть в разные инстанции свою «чересчур мрачную и депрессивную» историю о возвращении из могилы, раз за разом получая от всех отказы (стоит сказать, что в DC историю тоже не приняли). Первоначально он вообще планировал столкнуть с главным героем совершенно нового персонажа, придуманного им самим (подробную историю, кстати, можно прочитать в дополнениях той же книги из коллекции Hachette). На мой личный взгляд, очень удачно, что историю не стали делать с новым злодеем, ибо именно личные отношения и давняя вражда персонажей делает этот комикс таким особенным. Ранее не появлявшийся герой вызвал бы много вопросов, а Крэйвен… Крэйвен - это совсем другая история.
Признаюсь честно, в детстве при просмотре мультфильмов о Человеке-Пауке Крэйвен-Охотник нравился мне меньше всего. В первую очередь потому, что я не видел в нем ничего, что заслуживало приставки «супер», добавляемой к слову «злодей». Это был обычный усатый мужчина, ловкий и быстрый, но в остальном ничем не примечательный, кроме разве что некоего кодекса чести. И, тем не менее, именно про этого, кажущегося абсолютно смешным, персонажа в леопардовых лосинах (которых, кстати, в комиксе нет) написана совершенно потрясающая история.
Главным элементом истории злодея оказывается его честь. Крэйвен – русский, потомок дворянского рода, и честь аристократа для него – не пустой звук, тем паче, что родная страна была поругана коммунистами и запятнана кровью. И, потерпев поражение от героя, Сергей более не намерен мириться с бесчестием. Он разрабатывает план – слишком дерзкий и безумный, вызывающий практически полное перерождение героя и злодея. Ставки поднимаются на самый высокий уровень, самое ценное, что есть у героя – будет похищено. Но самое главное – честь должна быть восстановлена. Крэйвен преображается, он становится тотемом, о котором гораздо позже напишет Джей Майкл Стражински, он становится идеей. Противостояние с Пауком ни у одного другого злодея не было делом чести. Здесь это движущая сила всего сюжета. Честь и свобода.
Сложно даже описать, насколько потрясающая работа проведена над персонажем. Одномерный злодей превращен в сложную многогранную личность, которая стремится понять и принять своего врага, при этом возводя его в своем сознании в некий символ, практически идол, схватка с которым ведет к самосовершенствованию. Прекрасно видны восхищения сценаристом Достоевским – Крэйвен близок читателю еще и мятущейся русской душой, воплощением всех бед своего народа, но при этом стойкой и благородной натурой, готовой во всем идти до конца. И его решимость сулит самые страшные последствия для героя, когда-то так неудачно вставшего у него на пути.
Комикс начинается со смерти, и эта тема – пожалуй, один из самых основных элементов повествования. Даже классические истории о смерти Гвен Стэйси и ее отца были написаны в старые времена, когда полностью прочувствовать жизненные потери героя через страницы комиксов было, мягко скажем, тяжеловато. Да, сценаристы Человека-Паука никогда не боялись поднять ставки до максимума, но именно здесь чувствуется не событийность смерти, а ее постоянное присутствие в нашей жизни. И Человек-Паук, лишь недавно женившийся на Мэри, начинает бояться ощущения своей смертности, видя, что она окружает его повсюду и может прийти отовсюду в любой момент. А что если у героя украдут его жизнь? Речь в комиксе идет о глобальной смене системы ценностей Паука и его взрослении как героя. Это тот момент, когда Питер полностью осознает – игры кончились, и ему есть, что терять. И его духовный путь, его возрождение – ключевой элемент комикса и новая глава в истории Человека-Паука.
Еще одной замечательной фишкой комикса является скрещивания мыслей и ощущений персонажей. Например, Человек-Паук пытается одновременно спокойно оценить обстановку, но в это же время его чутье бьет чудовищную тревогу, и ощущения выходят на параллельный план. То же самое происходит и с Крэйвеном, а когда персонажи и их мысли пересекаются, атмосфера комикса совсем нагнетается и становится тягучей и опасной. И это чувство не покидает читателя на протяжении всего комикса. А эмоции в комиксе безумно пляшут, главный злодей в одной панельке испытывает печаль по павшему противнику, а в следующей уже улыбается, и вот так эмоции мгновенно меняются по всему комиксу. Чудовищная симметрия.
Не будем забывать и о третьем главном участнике событий – Вермине, подземельном монстре и главной попытке Крэйвена продемонстрировать свое превосходство. Здесь мрачность комикса предстает в абсолюте: блуждающее в темноте и запуганное чудовище становится разъяренным монстром – добычей для охотника и опасным врагом героя. Это элемент зверя, который нужен в любой охоте, монструозный, смертельный, но при этом страдающий из-за людской жестокости и доведенный до абсолютного отчаяния. Элемент непредсказуемый и символизирующий самую суть сюжетных событий.
да, я в курсе, но в первое появление, когда дебютировали в каждой серии злодеи, и Крэйвен представал злодеем)
Паркер умирает и его временно заменяет его виллаин?
Мне кажется, или, мистер Слотт, это мы где-то уже видели... WAIT... OH... SHIT!
А в последнее время всё чаще прихожу к мысли о том, что Слотт любит выкапывать чужие идеи, делать им макияж и продавать их.
Про Слотта же так сказать у меня зык не поворачивается.
Взять тот же спайдер айлэнд.
Шакал? Что, опять? И опять за ним кто-то стоит? Опять ковырять клон саги? Но зачем?
Обычные люди начинают приобретать паучьи способности? И дальше ещё мутируют? Уже видели в Sensational Spider-man в рамках тай-ина к back in black. Ну и тема с дальнейшей мутацией с органической паутиной сразу приводит к дизассэмблду. Из которого же он достал и паучью королеву.
Грядущий spider-verse.
Морлан? Да ладно? Зачем брать персонажа, который изначально создавался, чтоб быть убитым? Путешествия по паучьим вселенным? Конец спайдер таса приходит в голову моментально.
Но я не вижу здесь использования наработок. Скоре тех же щей, да погуще влей. Такого ощущения при чтения Уидона у меня не возникало. Хотя казалось бы - использует наработки.
Это всё моё имхо и его я никому не навязываю.
Хотя позже таки вышел Going Sane в серии Legends of the Dark Knight от того же ДеМаттеиса и с относительно близкой концепцией
Не могу не согласиться.
Имхо - новая цифровая покраска от части притупляет ту атмосферу, что была при покраске оригинальной.
Вермин довольно интересный персонаж. Далее же ДеМаттеис его хорошо раскрыл в арке Child Within в его первом заходе на Spectacular Spider-Man. Позже, Агире-Сакаса тоже использовал Вермина во время гражданки в Sensational Spider-man. Но вышло у него не так интересно, как выходило у ДеМаттеиса.
Вообще всем , кому понравилась охота советую ознакомиться с раном ДеМаттеиса на Spectacular Spider-man #178-200. Довольно похожая атмосфера. +там происходит одно важное для паучьего контьюнити событие. Хотя его потом отретконили. Не буду говорить что там произошло. Авось кто-нибудь да заинтересуется и решит прочесть.
А статью Игрок написал хорошую и интересную.
Нестареющая история.
There is no such thing as canon.
В итоге вышло так, что Крейвена зачем-то воскресили, при этом отчасти разрушая достоинства истории ДеМаттеиса, что было бы не настолько плохо, если бы воскрешение было оправдано следующим за ним новым интересным направлением для персонажа, чего к сожалению не произошло.
это почти так же, как извинились за Мандарина Тревора
так что то, что современные авторы еще помнят про такую историю - скорее в плюс. Ну а звездный час воскресшего Крэйвена мб еще впереди