Как я уже говорил, в мире на сегодняшний момент выпущено примерно 70 тысяч наименований манги. Это действительно огромная цифра, и на первый взгляд манга представляется эдаким безбрежным океаном, в который страшно нырнуть. Но японцы не были бы японцами, если бы не подгоняли всё в своей жизни под четко очерченные рамки с безукоризненной каталогизацией. И манга, как продукт японского гениума, безусловно, являет собой невероятно четко организованный продукт. И если вы обладаете необходимым ключом к пониманию этой организации, то из безбрежного океана манга становится вашим любимым и послушным хобби, в любую минуту предоставляющим максимум контента, идеально синхронизированного с вашими потребностями.
Вообще, японцы действительно уникальны в своей экономической деятельности тем, что они лидеры в работе с нишевыми продуктами. Если западная экономика в большей своей части завязана на мейнстрим (Макдональдс, Apple и др.), то японская старается произвести уникальный продукт для любой, даже самой маленькой нишевой категории.
Я не буду сейчас вдаваться в этот вопрос, потому что он настолько обширен, что о японских специфичных нишевых товарах можно смело делать отдельную рубрику. Но то, что производители в Японии довольно быстро реагируют даже на самый узкий и небольшой спрос, пытаясь его удовлетворить, это факт.
При такой бизнес модели можно смело утверждать, что манга, как один из лидеров в печатной индустрии в Японии (каждая третья проданная книга в стране – это манга) предлагает всеобъемлющий набор произведений, которые удовлетворят любую категорию читателей, любую профессию и любое состояние души и тела. Вам всего лишь надо знать, как устроена система и тогда подбор произведения лично под вас сведется к минимальным затратным издержкам.
К слову, манга не только лидер в своей стране, но и лидер комиксов вообще в мире. Рынок манги в Японии сейчас оценивается в 3 миллиарда долларов в год, когда как весь рынок комиксов в США – это 900 миллионов в год. И в нём немалую долю отъедает та же манга (достаточно вспомнить, что новые тома "Сейлор Мун" и "Наруто" традиционно занимают лидирующие позиции в топах продаж в США не только в категории комиксов, но и книг вообще).
Ещё раз повторюсь, в манге есть всё и под разными соусами. Любая профессия, любой маломальский спорт, любое увлечение, любое состояние души - все визуализируется в манге и подается максимально интересно максимально разнообразной аудитории. Даже манга про шахматы будет по накалу настолько остра, словно вы не книжку читаете, а висите одним пальцем над открытой пастью крокодила, который не ел несколько недель.
Я постарался сделать наглядную модель, которой следует весь рынок манги. Все что вам надо, это прислушаться к своим внутренним потребностям и найти точку, где вы находитесь в этой трехмерной системе координат. Как только вы её определяете, дальше остается дело за малым. Для начала, наверное, стоит кратко сказать про японские специфичные жанровые термины. Они довольно просты:
- Shounen – манга для мальчиков и подростков
- Shoujo – манга для девочек
- Seinen – манга для юношей и мужчин
- Josei – манга для девушек и женщин
- Ecchi – манга, в которой присутствует эротика, но половые органы натуралистично не изображены
- Smut – манга, в которой изображен половой акт, но не натуралистично
- Hentai – манга, в которой натуралистично изображены половые органы и акт
- Shounen Ai – манга про геев без половых актов
- Shoujo Ai – манга про лесбиянок без половых актов
- Yaoi – манга про геев с половыми актами
- Yuri – манга про лесбиянок с половыми актами
- Shotacon – манга с участием маленьких мальчиков
- Lolicon – манга с участием маленьких девочек
- Mecha – манга про боевых роботов
- Harem – манга, в которой у главного героя несколько романтических линий с другими персонажами
- Gender Bender – манга, в которой герою в силу разных обстоятельств приходится изображать человека другого пола
- Doujinshi – манга, не выпущенная издателями и распространяемая в кругу физических лиц
Итак, вы определились, что ваша душа требует историй, например, про постоянные половые связи, про аборты, про поиск Бога, но обязательно с женской точки зрения. Ноу проблем.
Вы проходите по ссылке (https://www.mangaupdates.com/series.html?act=genresearch ), отмечаете галочкой 2 жанра: Josei, Tragedy. По желанию исключаете те жанры, которые вас раздражают (фантастику, исторические мотивы, повседневность и др.), или, наоборот, добавляете их, если они вам нравятся. Также вы можете отметить, какой длины вам хочется прочитать серию: ваншот, однотомник, многотомник, полностью переведенную или нет.
Вы получаете список серий, которые по идее довольно близко подошли к вашему запросу. Дальше ранжируете список по рейтингу (логично смотреть наиболее высоко оцененные массой серии) и подбираете себе нужный сюжет с помощью ключевых слов в категории.
Вот пример самой топовой истории по поиску двух жанров (Josei, Tragedy): https://www.mangaupdates.com/series.html?id=9966 В жанрах мы видим: Drama Historical Josei Mature Mystery Psychological Tragedy Yaoi (напомню, что любой из этих жанров можно исключить из поиска). И смотрим категории этой манги: Bishounen, Child Abuse, Family Destruction, Incest, Loneliness, Murder/s, Possessive Lover/s, Rape, Sexual Abuse, Taisho Era
Вам подходит? Начинаем читать. Что-то смущает в категориях? Идем к следующему наименованию или изменяем параметры поиска. Если вам тесновато искать в рамках жанров и вы хорошо знаете, какая категория вам нужна, то для этого сделан удобный сервис поиска по категориям. Их просто дофига, и удивите меня, сказав, что вы не нашли нужную вам категорию: https://www.mangaupdates.com/categories.html?act=cloud
И конечно, самое главное отличие манги от западной индустрии состоит в том, что она полностью удовлетворяет всевозможные запросы не только мужского, но и женского пола. Тогда как комиксы США представляют, по сути, интересы только мужского пола (с натягом на унисекс) и даже недавние попытки Большой Двойки заигрывать с женской аудиторией путем переформатирования контента выглядят довольно жалко и пресно на фоне японских успехов по доставке эмоций женщинам. Там, где у японцев ни одна область женской жизни, ни одно состояние души или ключевые её пороги не остаются без внимания, на американском и европейском рынках полнейший штиль.
И что важно 99% женских историй в Японии пишется женскими авторами, редактируется женскими редакторами, издается в женских журналах и продается повсеместно. Т.е. это даже близко не инди, а самый настоящий мейнстрим. Объем взрослой манги для женщин (Josei) в Японии составляет около 800 миллионов долларов (около 20% от рынка), что примерно равно всей индустрии комиксов в США.
И когда мне говорят, что Келли Сью Деконник или, упаси Господи, Алена Камышевская – женский фронтмен комиксов, я иду в бар и пью горькую, потому что данное изречение ставит барьер перед интернациональностью комиксов, за которую я всегда болел, болею и буду болеть. Приятного вам чтения!