RSS
Рекомендуем

Рецензия: Wonder Woman: Earth One

08.11.2021, 15:00 — Станислав Распеченко 17587 0

В 2010-м году DC Comics запустили новый импринт Earth One, направленный на очередное переосмысление своих ключевых персонажей. К работе над ним привлекли самых талантливых авторов. Первый том обновленной «Чудо-женщины» от титанов индустрии и давних напарников, Гранта Моррисона и Яника Пакетта, вышел в 2016-м году, второй — в 2018-м, а весной этого года вышел третий, заключительный том серии. Такие непривычные для американской индустрии интервалы обусловлены тем, что в рамках Earth One издательство решило опробовать европейскую модель публикации: комиксы выходят сразу томиками примерно по сто тридцать страниц, а авторам не ставят каких-то жестких дедлайнов, давая возможность довести их работу до совершенства. Оправдал ли себя такой подход? В плане рисунка — несомненно. Вся трилогия нарисована одним художником, что уже достижение для Большой Двойки, и нарисована на высшем уровне. А вот со сценарием дела обстоят не так однозначно.

Сценаристом выступил Грант Моррисон, из-за чего я почти уверен, что Wonder Woman: Earth One является результатом досконального исследования восьмидесятилетней истории комиксов про Чудо-женщину. Но если вы не читали ран Уильяма Мултона Марстона и другие старые комиксы про Диану (к сожалению ли, к счастью ли), то, скорее всего, в ваших глазах итогом проделанной сценаристом работы станут просто очень хорошо выписанный образ главной героини да немного измененный ориджин. Единственный заслуживающий внимания и действительно важный момент — Чудо-женщина Моррисона, в отличие от своих сестер-амазонок — больше не «воительница», она по возможности старается добиться мирного урегулирования любого конфликта, вновь выбирая ключевой добродетелью любовь.

Еще в комиксе есть очень прямолинейное политико-социальное высказывание о роли женщины в XXI веке. Странно ли видеть его в комиксе про амазонок? Вовсе нет, очень даже уместно. Еще как уместно, если вспомнить, насколько данный дискурс стал важен в последние годы для западной масскультуры. То есть, с одной стороны, комикс водружает на свои плечи просветительскую задачу, а с другой, и это особенно заметно по третьему тому, хочет смачно плюнуть в рожу всем сексистам от гик-сообщества. И то, и другое похвально, наверное. Но что делать тому читателю, который и так разделяет позицию авторов, но не любит, когда ему по слогам проговаривают трюизмы?..

Читать комикс ради сюжета, само собой. И тут-то мы и подходим к основной проблеме. А именно: на уровне сюжета это не очень интересное произведение. Вот молодость Дианы на острове амазонок. Вот знакомство со Стивом Тревором. Вот первое путешествие в мир людей. Вот конфронтация с несколькими классическими злодеями. Вот финальное эпическое сражение. И вот утопический хэппи-энд. Неплохой сам по себе, но его основная ценность все же в том, что вы такого никогда не увидите в основной вселенной.

Так что же имеем в сухом остатке? Возможность насладиться красивыми картинками. Яник Пакетт, и без того замечательный художник, работая в свободном графике, получил возможность расстараться на полную. Безумно красивые локации Райского Острова, прорисованная до мельчайших деталей архитектура, причудливо обыгранные гаттеры и границы кадров и, конечно же, просто роскошные амазонки. И вот на этом пункте возникает легкий когнитивный диссонанс. Потому что, несмотря на все заложенные в комикс идеи и несмотря на то, что в посвящении в начале первого тома Пакетт говорит о том, как он рос в феминистской среде — несмотря на все это, рисует он, извините, максимально объектифицированных женщин. Но не будем в чем-то обвинять Яника, потому что иначе мы рискуем заблудиться в непроходимых дебрях между политически заряженной полемикой с одной стороны и философским вопросом о том, где проходит граница между красотой и сексуальностью, с другой. Тем более, что, если задуматься, именно такой неоднозначный эффект амазонки и должны производить на рядового обывателя: гиперсексуальные женщины с внешностью голливудских актрис, стоящие за правое дело феминизма. (Вообще, эта особенность распространяется на всю супергероику, а не только жительниц Райского Острова. По-настоящему честная экранизация должна была бы представить зрителю невероятно красивых идеалистов на пике физической формы, которые, к тому же, носят подчеркивающие их физиологию костюмы и при виде которых, давайте будем честны, у обычных прохожих моментально возникала бы эрекция... по крайней мере, до того момента, как эти идеалисты начнут с особой увлеченностью ломать друг другу лица.) [Наверное, поэтому Стивена С. ДеНайта и убрали с поста шоураннера «Наследия Юпитера».]

В общем, финал трилогии оставил меня в грустном замешательстве: как мог мой любимый сценарист, великий Грант Моррисон, написать такую неинтересную и очевидную историю? Фрустрация моя была настолько велика, что мне ничего не оставалось, как... прочитать комикс еще раз. И, к моему удовлетворению, это открыло возможность для альтернативной трактовки данной работы Моррисона и Пакетта.

Итак, я слышал, вы любите метафикшеновые толкования? Их есть у меня: трилогия «Чудо-женщина: Земля Один» может быть прочитана как один большой комментарий об истории приключенческо-супергеройского кинематографа. Погнали.

Все, что происходит на Райском Острове, существует в плоскости идей. Это чистая, незамутненная, как бы существующая во вневременном пространстве задумка об обособленной цивилизации амазонок и принцессе Диане, воплотившей в себе идеалы добра. Это базовый концепт.

Когда Диана в томе номер один впервые попадает в мир людей, мы видим эпоху первого по-настоящему успешного, большого фильма о супергерое — эпоху «Супермена» Ричарда Доннера. Посмотрите сами, как здесь все лампово и по-доброму: Диана жалеет старушку; конфликт с военными сведен к минимуму, никакой вам стрельбы. Плюс максимально прозрачная отсылка с поднятием автомобиля. Когда речь заходит о сексе, Стив Тревор только и может, что недоуменно отшатнуться — в 78-ом году супергерои таким не занимались. И даже когда Медуза обращает его и солдат в камень — кажущаяся смерть — Чудо-женщина находит способ всех спасти.

Второй том начинается с флэшбека о вторжении выступающих в качестве опереточных злодеев нацистов на остров амазонок. Нетрудно догадаться, что это кивок следующей вехе приключенческо-развлекательного кино — фильму «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», значимость которого, хоть это и не супергероика в классическом понимании данного слова, переоценить невероятно сложно.

Из флэшбека мы прыгаем прямиком в девяностые. Во-первых, Диане теперь не просто дозволяется сексуальность, но даже связь с условно женатым мужчиной! И это вовсе не ее суженый Стив Тревор. Все это приправлено психологизмом и вполне очевидной чувственностью БДСМ. И здесь мы, конечно, сразу отсылаемся к легендарной фантасмагории Тима Бертона «Бэтмен возвращается».

Кроме того, очень интересен «переход власти» среди антагонистов комикса. Изначально в этой роли выступает заговор таинственных высокопоставленных лиц, не гнушающихся ничем для достижения своих целей. Но затем легким движением руки контроль перехватывает некто Максвелл Лорд — промышленник и корпоративный воротила со связями в военном секторе (по крайней мере, таким он предстает на момент второго тома). Правительственные заговоры и зловещие корпорации — это, кажется, каждый второй блокбастер из девяностых. Для заполнения лакун в сюжете также присутствуют террористы, повышенный градус насилия и красиво взрывающийся самолет.

И вот, мы подобрались к третьему, заключительному, тому. Прежде чем мы поговорим о том, насколько он плох и почему, давайте обратим внимание на небольшую вставку с посещением Дианой так называемого Мира Афродиты — некоей дружественной амазонкам неземной цивилизации со своей собственной идеологией. Глядя на психоделические цвета, бабочкаокрыленных женщин и общую атмосферу свободной любви с «успокоенными» мужчинами на поводках, мне вспоминается, например, культовая «Барбарелла» и последовавшие за ней фильмы — такая, знаете ли, альтернативная волна сексуального приключенческого кино из Европы...

Так о чем это я?.. Ах да, третий том... Третий том просто ужасен. Хитрый предприниматель Максвелл Лорд внезапно оказывается самим Аресом. Резко отупев, великий бог войны не придумывает ничего лучше, чем послать в атаку на Остров амазонок полчище однообразных управляемых роботов. Поскольку это роботы, Диана и ее сестры могут со спокойной совестью их уничтожать. Далее следует вроде как зрелищная, но затянутая и довольно унылая сцена уничтожения роботов. Понимая, что проигрывает, великий бог войны Арес психует и отправляет на Остров самого большого робота!.. Что-то мне все это напоминает... Ах да, практически любой супергеройский блокбастер десятых годов! До кучи имеется еще сверхпрозрачный социальный комментарий в виде безжалостного избиения мирных демонстрантов американскими полицейскими... В общем, в итоге «сильнейшего вооруженного конфликта со времен Второй мировой войны» снова не погиб никто, кроме героически пожертвовавшего собой Стива Тревора, но и тот ненадолго.

И тут, наконец, происходит то, чего пока не может себе позволить (но, быть может, сможет в будущем?) ни один супергеройский фильм, да и комикс основной вселенной DC (и Marvel, если уж на то пошло) тоже: мы переносимся в утопический хэппи-энд. Амазонки натурально устроили на Земле бескровный переворот, и теперь все живут в мире тотального благополучия и равенства. То есть это та самая реальность победивших квот по расовой и гендерной репрезентации в сфере кинематографа. Единственными нарушителями спокойствия в этом дивном новом мире практически буквально изображены хватающиеся за прошлое белые токсичные интернет-тролли, выступающие в комиксе в качестве domestic террористов... Я честно не знаю, с какой степенью иронии Моррисон все это писал, но имеем, что имеем. В общем и целом, флэшфорвард в утопию выглядит, по крайней мере, смело и любопытно. И еще очень хорош штрих, что в Загробном мире не хватает пропускной способности для сохранения всех душ умерших.

Мы почти закончили, осталась только финальная сцена комикса. Да что там вообще происходит? Диана, поместив сердце погибшей Ипполиты в чудодейственную глину, как бы воскрешает свою мать, но, на самом деле, создает нового персонажа, Чудо-женщину следующего поколения, при этом, очень похожую на нее саму... Ребятушки, да это ж софт-ребут!!

***

Иногда у меня возникают мысли о прочитанных комиксах, которые не тянут на полноценную рецензию или текст. Для подобных коротких заметок я завел телеграм-канал spell_kapow! Буду рад новым подписчикам, присоединяйтесь!

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34487 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33431 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26734 103