Описывать пресной цензурной лексикой выпущенную в последние дни 2015 года мангу «Дикая планета» авторства Дзиро Мацумото будет не совсем честно по отношению к читателям данной рецензии. Натурам с тонкой душевной организацией что-то должно с порога указывать на дверь. Это что-то должно быть грязным и гротескным, напоминающим начало рассказа «Нежность» Козлова. Что-то, похожее по форме на саму «Дикую планету», одну из самых необычных книг прошлого года, истории о войне, взрослении, ненависти и любви.
Но прежде чем перейти к сюжету, я бы хотел сказать пару слов об издании, потому как тут Alt Graph проделал отличную работу. Все, начиная от перевода и заканчивая печатью, выполнено на самом высоком уровне. Есть и адаптированные звуки, и грамотный текст, и яркий насыщенный черный цвет на белой офсетной бумаге. Под обложкой были собраны сразу два тома, благодаря чему книга полностью закончена и самостоятельна. Название «Дикая планета» выполнено тиснением красной фольгой на твердом переплете.
Из-за жесткого возрастного ценза все томики «Дикой планеты» запечатаны в полиэтилен. Из-за последнего немного жаль, ведь авторская манера рисунка Мацумото наверняка бы привлекла немало новых читателей, но забота о хрупкой психике детей — наше все.
Сюжет рассказывает о трех подростках, живущих в захваченном вражескими оккупантами городе. Наоми — нежная и романтичная девушка, вынужденная зарабатывать для семьи продажей хлеба. Коро — талантливый художник, робкий и мечтательный мальчик, проводящий большую часть времени в вымышленных мирах. Кукки — юная контрабандистка, готовая идти по головам к своей мечте стать знаменитой танцовщицей. В глубине души каждый из них стремится вырваться из погрязшего во лжи и жестокости города, ощутить свободу и оторваться от сковывающей по рукам и ногам нищеты.
Каждый из наших героев ищет свой путь к осуществлению этой мечты. Наоми верит в честный труд, Коро предпочитает духовный эскапизм какой-то реальной борьбе, а Кукки, движимая собственным честолюбием, всеми правдами и неправдами пробивается наверх силой. Из них троих единственный шанс на успех есть только у Коро, принятого в столичное художественное училище. Но Коро — бесхребетная размазня, которому предстоит стерпеть немало ударов, прежде чем он решится на перемены.
История изобилует яркими антиутопическими образами. Мир «Дикой планеты» не церемонится, нищие здесь подчинены диктату страха, а богатые сходят с ума от вседозволенности. Жизнь в таком поселении девиантов не оставляет надежды на завтра, если ты не надеешься завтра стать жертвой репрессий. Но даже в этой разделенной на черное и белое реальности выход есть, и лежит он где-то за пределами любых однозначных категорий.
«Дикая планета» — это очень сильное произведение, форма подачи которого многим покажется неприемлемой. Она просто изобилует сексом и жестокостью. Если за десять страниц никто ни с кем не переспал, то, скорее всего, на них кого-то убили. Секс отображается ярко, дико, в той же сырой манере, в которой выполнен сам рисунок Мацумото. И можно было бы долго ломать мечи, споря о том, как на чтение такой книжки посмотрели бы в мечети, только это — совершенно пустое занятие. Подобные вопросы надо сразу закрывать, оценочному суждению предпочтя факты. А факт состоит в следующем: перед нами манга, которая точно не для детей, и далеко не для всех взрослых. Давайте поставим другой вопрос: становится ли она от этого хуже? Конечно, нет.
Гротескный стиль автора кидает нас между мирами внутренней эмиграции героев и картинами реального осажденного города, в котором люди превратились в животных. Поставленные на грань персонажи обнажают свой характер, оказываются в ситуациях, выкристаллизовывающих их суть, каждая черточка их человечности проявляется перед читателем. В мире, где не прекращается война, нет места сантиментам и раздумьям. Играющие во взрослых подростки берут себе соответствующие взрослому миру ориентиры — секс, власть и деньги. Их попытка вырваться из мира, погруженного в пучину первобытной войны всех против всех, оказывается той детской блажью, той романтической мечтой, ради которой придется многим пожертвовать.
Произведение Мацумото не стремится никого поучить. Взывать к морали читателя и встряхивать пыль с каких-то фундаментальных нравственных установок оно тоже не будет. Вместо этого «Дикая планета» расскажет страшную и жестокую историю, которая наверняка отзовется эхом в груди. Это подаст голос чувство, делающее нас самими собой, людьми. Имя этому чувству будет — сострадание.