RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Орда»

06.08.2015, 12:00 — Владислав Миктум 7960 6

Анонс «Орды» украинского автора Игоря Баранько был для меня значительным событием. И в первую очередь я был значительно удивлен. Я бесконечно уважаю автора и его комиксы, но не могу сказать, что окружающие люди разделяют мою позицию. Эти люди просто-напросто не слышали об этом украинском комиксисте! При наличии неповторимого авторского стиля и публикации на нескольких языках, на русскоязычном пространстве Баранько до сих пор остается фактически безызвестным. Тем приятнее видеть смелые шаги питерских издателей-энтузиастов, продвигающих в массы хорошие комиксы как с плашкой «Marvel» на корешке, так и без.

Писать об «Орде» в рамках рецензии — отдающий малодушием поступок. Комикс Игоря Баранько заслуживает целой монографии! Скрупулезного семантического анализа, дотошного рассмотрения каждого кадра и пятидесятистраничного примечания в конце, которое по вселенской иронии попало на страницы «Азбучного» издания «Batman: Hush». Можно с уверенностью сказать, что время, величайший оценщик, обязательно вынудит людей еще не раз вернуться к изучению содержимого этой книги. Речь, в конце концов, об одном из лучших комиксов, выходивших на русском до сегодняшнего дня.

Путешествие по фантастическому сюжету «Орды» не дает отделаться от ощущения, что читаешь сценарий, написанный Пелевиным. 2040 год, Россия, на дворе диктатура православно-мистического коммунизма. Третья чеченская война вылилась в ядерный геноцид, а последний выживший чеченец следует за внутренним голосом в поисках «Небесной Ичкерии». В это время, по приказу диктатора Ивана Апельсинова, высшие чины НКВД отправляются с секретной миссией в Киев — последнюю в мире нейтральную зону, отделяющую Запад от России. Их цель, ни много ни мало, спасти Империю.

Как ясно из вышеизложенного, мир «Орды» болен безумием. Оно поразило всех от мала до велика. Власть предержащие ни секунды не проводят в трезвом рассудке, чинов пониже одолевают призраки жидомасонства и имперского прошлого. Тут можно задаться вопросом: «Так, а где же фантастика?». Не стоит беспокоиться, в сюжете андроидам, клонам и богиням места уделено не меньше, чем призраку Чингисхана.

Читателю предстоит познакомиться с персонажами, обитающими в самых разных уголках набирающей силы Российской Империи. Их будет много, они будут яркими, и за пару кадров скажут своими поступками больше, чем большинство литературных героев успевают выразить за десятистраничный монолог. Преследуемый наркотическими видениями Патриарх, верный творящему абсурд правителю Генерал и единоличный Диктатор — харизматичный мерзавец, больной до мозга костей. Все перечисленные — лишь малая часть ключевых для сюжета героев.

Говоря о персонажах, приводящих в движение шестеренки сюжетного механизма, нельзя не коснуться центральной темы комикса — темы поиска. Баранько не стал объединять своих героев в команду славных Аргонавтов или там Мстителей, каждый идет к намеченной цели индивидуально, вопреки окружающему миру и здравому смыслу. Эти пути различаются не только географически, каждый персонаж наделен еще и собственной моралью. Главные герои ведут свой поиск не только разными методами, но и в разных реальностях. Подобная форма повествования сильно играет на руку содержимому комикса, так как придает миру объем и многомерность, редко встречаемые среди собратьев по жанру.

«Орда» выглядит довольно злободневным комиксом, не так ли? При этом во Франции и Штатах она вышла более десяти лет назад. Было ли это каким-то пророческим откровением? Нет, все куда проще. Баранько умудрился собрать в своей истории самые обыденные черты постсоветской повседневности, гипертрофировать их и безжалостно обнажить перед читателем. В результате, как у любого постмодернистского произведения, в «Орде» прослеживается символическая многослойность. И на самой поверхности нас встречают алкоголизм, неистребимая тоска по вождю и кричащая соборность, подпитываемая православием вперемешку с десятком других оккультных учений.

И все-таки культурную ценность «Орде» придает не только это. Сам дух эпохи не мог не оставить свой отпечаток на содержимом комикса. Что там было популярно на рубеже миллениума? Антиглобализм, совершенно контрпрогрессивное движение, результатом которого и предстает мир «Орды». Впрочем, плоды этой идеологии преследуют нас не только в художественных произведениях, куда чаще они мелькают в новостных сводках.

Углубление в текст грозит превратиться в мою личную трактовку книги, во всяком случае, пространства для интерпретаций тут предостаточно. Баранько знатно приправил свой комикс различными реминисценциями, вот почему «Орду» нестерпимо хочется перечитывать по несколько раз. Точнее, это одна из причин.

Подача сюжета, вот что заставляет влюбиться в работы украинского комиксиста. Динамичная композиция страниц и прямолинейный, хлещущий читателя по лицу метод повествования — вот его стиль. После совершенно пустого мейнстрима ты ловишь себя на том, что останавливаешься на каждом фрейме и стараешься запомнить его. Рисунок богат на детали, и поэтому белые поля, занимающие на страницах БОЛЬШОЕ пространство, вызывают жгучую ненависть. «Комильфо» издало комикс в формате, повторяющем их же мягкообложечные издания. «Орда» будет красиво смотреться на полке рядом с «Мордобоем» и «Манхеэттенскими проектами», только ей было бы куда комфортнее в формате BD. Пусть пострадала бы высота, но страницы хочется видеть хоть в ширину побольше, формат комикса ведь отличается от условно-американского.

На этом минусы российского издания заканчиваются: бумага, печать, аутентичный авторский текст — хочется выразить питерскому издательству слова благодарности за то, что выдержали такое высокое качество. Ни склейка, ни переплет у меня нареканий не вызывают. Ну, разве что маркая внутренняя сторона обложки, надежно запечатлевшая мои отпечатки в крамольной литературе на случай обыска местным КГБ. Что поделать, тяга к прекрасному всегда сопряжена с опасностью.

«Орда» — это, безусловно, комикс на любителя. Людям с тонкой душевной организацией не стоит травмировать себя погружением в фантасмагорическое авторитарное завтра, где несостоятельность глобализма вылилась в ортодоксальный радикализм. Их отпугнуло бы еще и название, транскрибируй «Комильфо» англоязычное «Jihad» (часто неверно трактуемое — это не война, это скорее праведный путь).

Впрочем, это не мешает мне советовать комикс всем и каждому. Не только любители качественной сатиры, но и просто люди, не чуждые всему оригинальному, наверняка по достоинству оценят авторский замысел. Книга Баранько станет приятным открытием для всех тех, кто смотрит на жизнь с толикой иронии. Очень надеюсь, что это не последний комикс украинских авторов, изданный на русском языке. Жемчужин там целое море.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
15255 271
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
16046 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
12341 103