RSS
РосКомНадзор

Создатели рубрики
Роман Котков и Ольга Щербинина

Заставка
Андрей Смагин


Рекомендуем

РосКомНадзор: 50

13.11.2015, 11:31 — Ольга Щербинина 11524 44

Вот так номер. 50-й номер «РосКомНадзора»! Чуть больше года мы с вами радуемся новым лицензиям, рассматриваем превью и прикидываем, что купить на русском языке. Эта рубрика рассказывает о «новостях российской комикс-индустрии», хотя правильнее было бы сказать «русскоязычного комикс-бизнеса». Все-таки переводную литературу нельзя напрямик отнести к «нашей», но так уж повелось, и расшифровка прижилась. Доля зарубежных комиксов на русском гораздо больше, чем родных. Хорошо это или плохо? Сможем ли мы это перерасти? Может быть, когда-нибудь. Но давайте отложим пока философские вопросы. «РосКомНадзор» давно уже выходит за рамки подборки новостей: под эгидой рубрики я и другие авторы сайта написали множество рецензий на произведения отечественных и зарубежных авторов. Что-то получилось, над чем-то еще надо работать, так что сегодня я постараюсь подвести промежуточные итоги наших трудов. Будет много текста, много, извините, субъективного мнения, много благодарностей и планов. Так что заходите, присаживайтесь и поехали!

«РосКомНадзор» родился не совсем неожиданно. Начав писать новости на Спайдермедии в июле 2014 года, я определила для себя сегменты кино, ТВ и отечественной индустрии. Со временем стало понятно, что лента превращается в сплошной вестник будней российских издательств, настолько выросла их активность. Просто вспомните, какой выбор в магазинах был 1,5-2 года назад, а какой сейчас. И вот как-то раз в твиттере беседовали Роман Котков и Мария Крутова (художник, автор сайта «Котонавты» и очень хороший человек), там и промелькнула фраза про подборки новостей на нашем сайте. Я ухватилась за идею, не раздумывая, написала Роме, сделала первый выпуск, а потом он придумал всему этому действу название. Так и пошло.


Мы прошли большой путь и в конце этого выпуска вспомним самые интересные тексты за почти 1,5 года (да, даже раньше официального старта новостной рубрики), а пока давайте поговорим о том, как сейчас обстоят дела. Во-первых, вы уже наверняка заметили, но у «РосКомНадзора» наконец-то появился логотип. Это я там, читаю Fables, находясь на обложке Fables. SO META. Идею предложил и исполнил художник Андрей Johny Blazzze Смагин, который в прошлом году стал призером арт-конкурса Хеллбоймедии. Более того! Каждый месяц картинка будет меняться, а мое альтер-эго попутешествует по разным историям, которые будут выходить на русском. Правда круто? Вот неиспользованные варианты, мне они тоже безумно нравятся. 

 

Пожалуй, самое время обновить и содержимое «Роскома». У нас появится новая подрубрика «Книжная полка», в которой я планирую рассказывать о новинках литературы, которые, возможно, заинтересуют здешних обитателей. Помимо очевидных артбуков, которые обычно радостно игнорируются, выходят книги системы «История создания "Назад в будущее"», иллюстрированные издания «Игры престолов», романы по вселенной «Звездных войн» и тому подобное. О некоторых я и раньше говорила, но считаю, что назрела необхоимость обсуждать их более предметно. С радостью буду принимать и от вас советы «что почитать».

Еще немного потяну с главной частью этого поста и расскажу все-таки о новостях прошедшей недели. В этот раз — в телеграфном стиле, тем более, что говорить особо не о чем, а вот посмотреть — этого добра много. Издательства понасдавали в печать целое море книг.

В общем, самая важная для меня новость недели — «Азбука» отправила в типографию первый том «Сказок». Делюкс-издание, суперобложка, 10 номеров внутри, эскизы художников, предисловие сценариста, примечания какой-то Ольги Щербининой. Не знаю, кто это, но слышала, что она норм. ☺ Давайте сразу поясню, чтобы далеко не ходить — к переводу и редактуре я не имею никакого отношения и комментировать их не буду. И, конечно, рецензию писать тоже. Надеюсь только, что моя работа (и работа «Азбуки») придется читателям по вкусу.

XL Media радует поклонников Уоррена Эллиса новым томом «ФрикАнгелов». Еще немного, еще чуть-чуть, и вся серия выстроится бравыми рядами на наших полках.

 

 

 

«Рамона» отправила в типографию второй том «Боуна», выйдет в начале декабря.

 

 

 

Zangavar скрашивает ожидание мультфильма «Снупи и мелочь пузатая» третьим томом стрипов. «Коллекционер» тоже уже изволит печататься.

 

«Книжный клуб Фантастика» показал пару разворотов из «Вики». Очень хм, громогласный рисунок у Ледруа все-таки.

В Illusion Studios из-за занятости проектом на «Бумстатере» (уже почти собравшем необходимую сумму!) отложили выход 16-го номера Черепах, зато в декабре будет и он, и 17-й. А вот новая серия от «Комильфо» в этот раз появится вовремя — 15 ноября.

  

Журнал, который будут выпускать авторы «Доктора Люцида» и «Фронтира», получил название «Спрут». Все желающие могут попробавать поучаствовать в создании антологии. Подробности — здесь

А на «Книжную полку» мы сегодня поставим «Консольные войны» Блейка Дж. Харриса о битве Sega и Nintendo от издательства «Белое яблоко». Плюс апдейт по «Пониманию комиксов»: выйдет «скоро, но не в этом году».

Кроме того, «Книжный клуб Фантастика» выпустил еще два артбука: «Мир игры Total War» о нескольких играх серии (Shogun, Rome, Arena) и «Мир игры Rise of the Tomb Raider».

 

В продаже появилось сразу четыре издания от АСТ: «Дарт Мол: Смертный приговор», «Дарт Мол: Сын Датомира», «Дарт Вейдер и тюрьма-призрак» и третий том «Игры престолов».

 

 

XL Media переиздала титульную историю «Саги», так что у вас снова появилась возможность собрать серию на русском полностью. Уже в магазинах.

Ну а BUBBLE в этот раз радует столкновением животных сущностей — «Инок» #38 в продаже.

Юбилейная «КомМиссия» состоится в Москве на ВДНХ с 16 по 22 мая.

А теперь она: юбилейная диванная аналитика. Дисклеймер: про «Азбуку» вы уже знаете, про то, что я помогаю местному магазину комиксов с продвижением, наверняка, тоже. Хочу особенно подчеркнуть, что не обладаю инсайдерской информацией о продажах и планах издательств. А если и обладаю (кто ж меня знает), рассказывать здесь не буду, потому что не рассматриваю эту площадку как колонку сплетен. А еще — я бесконечно уважаю тех людей, которые трудятся на благо индустрии и мысленно поддерживаю их во всех начинаниях. Хотя покритиковать есть за что. Ну и, конечно, это личное мнение автора, которое может не совпадать с мнением редакции и не претендует на истину в последней инстанции, вот то все.

Когда-то давно я пришла работать в кинотеатр и первое, что сказал мне начальник: «Культуру в массы, деньги в кассу». Эта фраза до сих пор не дает мне покоя, разрывая на две части. Конечно, всем, кто занимается изданиями комиксов, доход важен, вряд ли кто-то вкладывается в бизнес, исходя из чистого альтруизма. Благо, что по сравнению с общей массой изданного в мире то, что вышло на русском языке — просто крохи и все еще можно кормить зверей Содержание и Доход, никого из них не обижая. Хотя бывают и перекосы. Но самая большая проблема сейчас даже не в подборе лицензий (в конце концов, вкусы у всех разные и для кадого комикса можно найти аудиторию), а в том, что многие находятся под давлением и в горячке не уделяют должного внимания качеству изданий. Казалось бы, не должно быть недостатка в хороших переводчиках и редакторах, но он есть. И это проблема, которую надо решать давно. Редактировать, вычитывать, редактировать, вычитывать, редактировать, редактировать. И еще раз.

В целом, на фоне прочих издательств выделяются два: «Азбука» и АСТ. Это — крупные книжные концерны, которые делают огромные по сравнению с другими тиражи и которым надо угодить не только комикс-магазинам (читай заведомо заинтересованным покупателям), но и книжным сетям, куда ходят люди несведущие. Несмотря на их большие мощности, отчетность там тоже немного иная, приходится держать ответ не перед собой, а перед большими начальниками, которым, вполне вероятно, сами комиксы как вид искусства не упали и единственной мотивацией продолжать работу над ними являются продажи и доход. Так что вполне можно понять подбор лицензий АСТ. Я бы назвала его весьма спорным, очевидно коммерческим и рассчитанным на широкий круг читателей. «Игра престолов», «Звездные войны», «Доктор Кто», прочие адаптации книг и сериалов — все направлено на то, чтобы пощекотать различные фандомы. А мы знаем, что эти комиксы не всегда... хорошие. Но продаются. По сути, они рискнули только раз, взяв «Американского вампира», да и то думаю, что не последнюю роль в этом решении сыграло то, что соавтором первой арки был Стивен Кинг. Хотелось бы больше разнообразия, потому что сколько можно доить корову узнавания, особенно обладая таким потенциалом. Идеальным комиксом для издательства мне виделся Locke&Key, но его уже забрали. А так и автор знакомый издателю-читателю, и произведение отличное. Ко всему прочему, АСТ достаточно большое, чтобы DC продолжило с ним сотрудничество, ведь Vertigo на русском языке вышло преступно мало. Никогда не поверю, что маркетологи (коих у нас как раз-таки достаточно) не смогут раскрутить какой-то знаменитый тайтл Vertigo, например, Y: The Last Man. Можно было бы посоветовать обратить внимание на Причера, все-таки скоро будет сериал, но не думаю, что в стране, в которой православные активисты ходят с проверками по ночным клубам в Хэллоуин, вообще у кого-либо хватит яиц издать эту серию. И другой вопрос — захотим ли мы видеть любимые серии в исполнении АСТ в том же виде, в каком их комиксы выходят сейчас. Да, по сравнению с Темной башней стало лучше (там вообще прошла реструктуризация и все комиксы ушли под крыло одной из редакций, которая рьяно взялась за дело), но издательству еще есть чему поучиться. Кроме того, хотелось бы, чтобы АСТ больше общалось с читателями, потому что ВНЕЗАПНЫЕ появления необъявленных ранее книг выглядят странно.

«Азбука» устроилась куда лучше. Переманив в свое время некоторых сотрудников бывшего «Комикс-Арта», у которых уже были и опыт, и наработки, она наладила работу с DC, практически став монополистом в этой области. Она последовательно издает лучшие комиксы о Бэтмэне, Супермене, но не чурается и «блокбастеров», которые многим нравятся, но это еще не значит, что они действительно достойны внимания читателей. Хотя опять же, тут дело вкуса. Просто хотелось бы, чтобы те, у кого столько влияния, максимально развивали этот самый вкус. Уж простите за банальность, но с большой силой приходит и большая отвественность. А с большими деньгами, потраченными на издание, читатели вправе требовать самое лучшее содержание, перевод, редактуру и адаптацию. Некоторые творческие решения издательства (особенно перевод имен собственных) подвергаются сомнению, но такова их воля. Над этим стоит работать, но, как я говорила выше, это относится почти ко всем. Есть и прогресс. Известно, что «Азбука» пишет оригинальные примечания к книгам, чего не делает почти никто. Они не всегда хорошие и не всегда так уж необходимы, но после обрушившейся на некоторые издания критики, стало ощутимо лучше. И сфера деятельности уже расширилась: появился (почти) BD (если не ошибаюсь, у европейских комиксов в России еще не было такого тиража = попадания в книжные сети), будет манга (хотя пока что с ней все в «лучших» традициях прошлого года), немного, но все-таки есть Vertigo, подвижки и в супергероике: стенания услышаны, скоро выйдет Флэш. Нельзя не отметить успешно проведенный День Бэтмена, который отмечали даже мы. Что касается потенциальных лицензий, я думаю, наш рынок еще не готов к Чудо-Женщине, но ждать осталось недолго (да, фильмы важны). Благо, ран Азарелло из New 52, который так любит «Азбука», хорош. А вот к чему покупатели готовы уже сейчас, так это к Зеленой Стреле. Green Arrow: Year One, о котором говорили здесь, для начала отлично подойдет. И, конечно, нельзя игнорировать Gotham Central. А там глядишь, и другие супергеройские, европейские и азиатские комиксы подтянутся.

«Комильфо» было и остается самым необычным (в хорошем смысле!) нашим издательством. Во-первых, выбор их лицензий не перестает удивлять для разной аудитории: тут и комиксы Marvel, и «Скотт Пилигрим», и актуальные тайтлы Image, и российские авторские комиксы, и черт знает, что еще будет. Опираясь на свой вкус, издатель предлагает разнообразные вещи, иногда прикрывая глаза на коммерческий потенциал. Буду рада ошибиться, но вряд ли «Секс преступники» смогут когда-либо сравниться по продажам с «Хоукаем», хотя оба классные и от Фракшна. В то же время и своего они не теряют, стоит только посмотреть на распроданного за два месяца Дэдпула. «Комильфо» же разбило сразу несколько стереотипов, сильно обрадовав одних и глубоко ранив других. Раньше почему-то все думали, что с Marvel дела обстоят так же, как с DC, и их комиксы будут издавать только «Панини». Поэтому анонс «Сорвиголовы» был сравним с небольшим взрывом. Не отходя от кассы, «Комильфо» породило жуткую бучу, известную, как битву «состоятельных парней и нищебродов». Предложив более бюджетные издания (кстати, а как мы докатились до того, что 350 рублей за книгу это дешево, но это уже вопрос к мирозданию), они поступили очень умно. Мы уже близки к тому, что предложение существенно превысит спрос, и упаковки не самых очевидных, но дорогих вариантов для покупки начнут оседать на полках. Возможно, когда-нибудь будет так, чтобы издатели делали часть тиража в формате «премиум», а часть — в доступном, но типографические парадоксы — отличная штука. Напечатать два малых тиража стоит куда дороже, чем один из них, поэтому нынешний подход мне кажется оптимальным. Что остается пожелать? Жадный Хайд просит почаще делать допечатки хитов, а Джекилл хочет «Нимону» на русском! И следить за типографией, чтобы больше не случалось обидных технических ошибок.

Когда начинало казаться, что пирог уже поделен, на рынке появился амбициозный и успешный новичок — Jellyfish Jam. Впрочем, новичком издателя назвать можно с определенной натяжкой. Организовали его люди, давно варящиеся в бизнесе, а группой поддержки выступил один из крупнейших специализированных магазинов страны. Бить решили наверняка: один за другим выходят комиксы Marvel, в которых я продолжаю смыслить почти ничего, поэтому не могу предметно комментировать выбор лицензий (со мной сработал только «Человек-Муравей»), но, глядя на топы продаж и качество изданий, думаю, JJ все делает верно. Мелочь, а приятно: по сравнению с первыми книгами в тех же «Стражах Галактики» существенно улучшилось качество самой печати. Следят, молодцы. Ну и на минуточку: за полгода существования издательство выпустило уже семь книг. Надеюсь, такой подход может помочь наработать финансовую базу, которая позже позволит заниматься и менее очевидными сериями (грубо говоря, идти по пути «Комильфо»). Не поймите меня превратно, против супергероики я ничего не имею, но раз уж нам был выписан аванс в виде «Королев крыс», было бы классно увидеть, например, еще The Wicked + The Divine. И хотя супергеройский перекос меня слегка смущает, в случае чего, за Captain Marvel от JJ я побегу первой.

В XL Media, наверное, хранится кукла-вуду в виде меня, потому что пока что 95% их вышедших комикс-тайтлов попали точно в цель. Мне кажется немного сомнительным намерение издавать гигантскую серию «Спаун», особенно в том дорогом виде, что планируется, но, как обычно, — рада буду ошибиться, да и коммерческие решения издателей не наше, в общем-то, дело. Просто очень не хочется, чтобы издательство зациклилось на издании только «Спауна», «Хеллбоя» и других уже начатых серий, потому что оно в свое время мощно стартовало свежей оригинальной «Сагой», удивив, наверное, всех. Да и выбор других книг: «Жуй», «Гиганты», тривиальным назвать не получается. Я бы не хотела, чтобы XL перестала нас удивлять. Можно обратить внимание на законченные короткие серии и да, было бы круто увидеть их в делюксах, если уж тут наметилась явная тенденция брать по максимуму. Тем более, что некоторые серии так и манят бонусами. Например, все свежие работы Брубейкера и Филлипса известны дополнительными материалами, которые в ТПБ игнорируются. Клянусь, как-то раз мне даже приснилось, что XL издала на русском делюксы Fatal (всего-то два тома!). И я ни на что не намекаю (на самом деле намекаю), но в The Fade Out и Criminal тоже не очень большой объем. Вообще считаю, что Эда Брубейкера у нас незаслуженно игнорируют. Ну а если так уж хочется большую серию — есть еще 100 Bullets. А что, мечтать не вредно. И хорошо еще, что издательство не забывает корни и продолжает заниматься мангой.

Помимо очень больших и просто больших издательств, наш рынок полон и тех, кто занял (или готовится занять) определенные ниши. Zangavar, который раньше занимался только изданиями «для всех возрастов», довольно неожиданно запустил «взрослый» импринт, причем ориентированный на европейские комиксы. Они уже порадовали нас одной книгой Серджо Топпи (а скоро будет вторая) и произвели фурор среди ценителей, анонсировав Мебиуса на русском. Zangavar работает медленно, но качественно, книги у них получаются дорогими и шикарными, но выходят достаточно редко. Они не изменяют постулату «тихо едешь, дальше будешь», а BD сейчас у нас представлено настолько узко, что все карты у них в руках. Мне понравилось, что «Зигфрида» планируют выпустить одной книгой, было бы здорово, если бы иностранные правообладатели и дальше соглашались идти на такие меры, ведь наш покупатель пока не готов отдавать кучу денег за тонюсенькую книжку. *Вспоминает 64-страничный первый том «Мета-Баронов» за 700 рублей, плачет.* До BD у меня почти не доходили руки, но вот благодаря рецензии Димы Андреева одна книга появилась в планах на прочтение. Не знаю, насколько она бы вписалась в издательский план, но почему не предложить. И хотелось бы, конечно, и увидеть обещанные допечатки и продолжения начатых серий.

Чтобы далеко не уходить от BD, поговорим сразу и о «Книжном Клубе Фантастика». Они навечно останутся в моем сердце, как люди, испоганившие обложку «Рек Лондона» Бена Аароновича, но мы сейчас не о книгах. Сначала издательство браво объявило о планах на серию «Реквием Рыцарь Вампир», но потом сдало, испугавшись свастики. Сейчас они пытаются реанимировать проект, припрятав неприглядное ретушью. Посмотрим, что выйдет в итоге. В данный момент в печати находится их первый комикс — «Вика». Цена неизвестна, но есть подозрения, что она будет довольно высокой. Оправдают ли продажи надежды, и продолжит ли «Фантастика» развивать комикс-программу, покажет время. Помимо этого, «Клуб» мегаактивно взялся за артбуки по игровым вселенным, что тоже должно найти отклик в сердцах посетителей комикс-шопов.

Издательства «Рамона» и VD Publishing за прошедший год успешно завершили циклы своих сингл-серий и потихоньку взялись за книги. «Рамона» заявила очень амбициозный проект: не просто выпустить девятитомник «Боун», но и начать им целую антологию (какие еще серии туда войдут — неизвестно). Если кто-то волновался, то зря, может быть, не так быстро, как этого хотели, но второй том «Боуна» скоро выйдет. VD же взялось за «Ключи Локков», который по иронии судьбы слухи раньше приписывали «Рамоне». В данном случае судить о чем-то еще очень рано. Остается надеяться, что оба издательства осуществят свои планы, научившись на ошибках менее успешных коллег. Кто-то сомневается в том, нужны ли вообще маленькие издательства-энтузиасты, а я считаю, что ответ однозначно положительный, хоть риски не увидеть серию до конца и велики. Но они уж точно приложат все усилия. Хватило бы сил и денег.

Все еще ничего лучше, чем материал Алексея Замского об издательстве Smart Owl написано не было. В Беларуси последовательно продолжают издавать итальянские комиксы, но, к сожалению, «Дьяволик» в твердом переплете не возымел должного эффекта. Главное, что это не привело к закрытию, другой «Дьяволик», уже в мягкой обложке, нашел своего читателя, да и «Дилан Дог» никуда не делся. Кроме того, новое, неизвестное пока издательство, судя по всему, тоже родом из Минска, подмигнуло выпуском «Карателя». Ну, давайте. И тогда уж и про Джессику Джонс. И скажите, как вы называетесь!

«Апельсин», «Палма пресс» и Illusion Studios так же, как и SO, полностью посвятили себя изданию серий одного типа. Продукты у них очень нишевые, но выходят относительно регулярно и успешно нашли свою аудиторию. «Палма» так вообще пережила склоку с «Фабрикой комиксов», что для небольшого издательства сравни подвигу. Третий том «Эльфквеста» скоро порадует поклонников серии своим появлением на свет. «Апельсин» завязал с синглами и перешел на ТПБ, но в целом ничего не изменилось: издают нормально, стоит приемлемо, продается среди знатоков хорошо. А что еще для счастья надо? Illusion Studios продолжает заниматься «классической» черепашьей серией, выпустило три книжки и вот-вот соберет средства на издание своего первого хардкавера. И пусть серию «Палео» постигла неудача, черепахофанов оказалось непросто сломить. Кто бы мог подумать, что это коммьюнити так сильно. 

Королевой авторских комиксов была и остается «Бумкнига». В этом году активность издательства пошла на спад, от одного тайтла пришлось отказаться, а пару других отодвинуть, что не помешало руководству заниматься любимым делом и успешно провести, например, очередной «Бумфест», пригласив зарубежных авторов и в честь этого выпустив на русском их произведения. Альтернатива нужна всегда, а комиксы «Бумкниги» — самая альтернативная альтернатива, что мне встречалась. И это хорошо. И это нужно. И пускай будет больше. А еще в этом году по книге из примерно той же серии вышло у «Белой вороны» («Джейн, лиса и я»), Corpus («Здесь») и «Изотеки» («Эмиль и Софи»). Сюда же авансом зачислим «Белое яблоко», которое планирует выпустить «Понимание комиксов».

«Изотека» также помогала издавать «Доктора Люцида» и «Фронтира», но их авторы в итоге решили организовать свою собственную студию. Если уж говорить об авторских комиксах — полностью завершен «Серафим», которого вскоре планируют переиздать в виде сборника и даже представить в США, наполовину (4 из 8) напечатан самый самобытный русский комикс «Боровицкий» Ивана Ешукова, довольно резво стартовал «Баки». Live Bubbles и SPb Comics тоже не забывают свои проекты, а еще к этой компании присоединился Alt Graph, выпустивший работы Аскольда Акишина, Евгения Яковлева и Максима Шараева (не забрасывая и другие свои серии, за что отдельный плюсик). Нельзя не вспомнить сборник «Цветы зла» по рассказам Андрея Платонова, объединивший несколько известных и не очень российских авторов. Итого можно сделать вывод, что дела с русскоязычными авторскими комиксами стали обстоять лучше. Но не идеально. У серий до сих пор нет четких графиков и боюсь, их аудитория настолько мала, что все это делается скорее для души. Душа это хорошо, прекрасно и благостно, но можно ли в таком положении говорить о той самой «российской комикс-индустрии», не впихивая ради удобства в это понятие и переводные произведения? Не сейчас. Но...

Мы не поговорили о BUBBLE, а как без этого. Белый кит, вот уже более трех лет дрейфующий в водах российского рынка, пожирает все больше и больше планктона. Если еще год назад было понятно, что ни у одного другого издательства не хватит сил тягаться с «Бабблом» на поле русского мейнстрима, то о чем может идти речь сейчас, когда все еще стабильно выходят шесть ежемесячных серий, появился ежеквартальный детский комикс, сделали кроссовер, фигурки, артбук, карты, настольные игры, вышли на комиксолоджи и даже собираются снимать кино. Я не успеваю следить за всем, но то, что читаю, действительно неплохо (или стало лучше). Бубнить и придираться, конечно, можно, но для этого надо отдельное место и детальное изучение всех серий, а я сейчас к такому не готова. Например, после давнишнего материала про «Красную Фурию» с огромным удовольствием больше не взяла в руки ни одного номера, да простят меня все. В чем я уверена — в BUBBLE работают люди достаточно умные, чтобы не расслабляться. Подумайте сами, очень легко можно возлечь на лаврах, не имея прямых конкурентов. Тем приятнее и поразительнее видеть рост. А расти всегда есть куда. Но вообще, конечно, «русскому Marvel» очень нужен «русский DC». Для баланса. А потом, даст бог, и «русский Image» подтянется.

Но снова вернемся к изданию зарубежных комиксов. Если вы думаете, что везде у нас сплошная радуга и бегают пони с шелковистыми гривами, то вы ошибаетесь. К сожалению, несколько издательств подводят этот город. И если «Белый Единорог» после прошлогодних неприятностей отряхнулся и воспрянул, найдя удобную для себя нишу артбуков и ведьмачье-чужих комиксов (а что еще делать, когда Франкавилла не рисует «Черного жука»?), то, например, «42» все больше удивляет. Да, мы все знаем, что издавать русские авторские комиксы — дело почетное и важное, мы это уже обсудили, но вопрос, волнующий миллионы: «Что с «Ходячими?», не может не возникнуть при упоминании «42». Когда я увольнялась с должности продавца в магазине комиксов 1 мая 2014 года, мы как раз приняли свеженькую стопку второго тома. Сегодня 13 ноября 2015-го. И вроде скоро будет том пятый. Учитывая популярность бренда и, наверное, единственное мудрое решение — выпускать серию «дешево и сердито», в ТПБ (она ведь еще и черно-белая!), стоит ли удивляться, что при появлении очередной книги все чарты продаж проламываются? Даже АСТ уже подсуетилось и выпустило три текстовые книги по миру Мертвецов. «Хэллбой» и «Блэксэд» потеряны, «Неуязвимый» выходит в час по чайной ложке (кажется, о втором ТПБ и речи не идет), даже те самые русские комиксы, которые божились выпускать раз в 42 дня, и те куда-то пропали. Понятия не имею, что происходит внутри издательства, но со стороны все выглядит очень стремно. 

Другое издательство, которое вобще-то занимается книгами, но одно время вовлеклось и в комиксы, «Амфора», вообще стухло. Да, они с грехом пополам (простите за тавтологию) завершили серию «Город грехов», пообещав когда-то давно переиздать ее в «более лучшем» виде. Потом вышли «300», а потом неописуемое нечто «Я, Франкенштейн», само существование которого наука объяснить бессильна. А уж то, как это издание добиралось до читателей, вообще достойно отдельного эпизода в «Секретных материалах». И все бы ничего, комиксов нам хватает, но не отпускает вопрос, а какие приобретенные лицензии упокоились вместе с «Амфорой»? Издадут ли их рано или поздно? Если да, то в каком виде? Если нет, то когда они вернутся на рынок? А вдруг там что-то хорошее?

Viverra makes me cry. Мы все с большим энтузиазмом встретили новое издательство, которое а) взялось за Valiant; б) взялось за «Восток Запада». Их первая книга «Рай» вышла под самый занавес 2014 года, «Восток» последовал чуть позже. И уже много месяцев никаких известий кроме смутных обещаний и озлобленных ответов в «Вконтакте» (впрочем, их почистили, а комментарии в группе вовсе закрыли). Понятное дело, что вопросы «акогдаакогда» задевают за живое, и от хорошей жизни не было бы такой долгой паузы в выпуске книг, и что не все напрямую зависит от издателя, но если обещанных в ноябре новостей нет, то зачем удивляться, если клиенты возмущены и не желают больше завтраков? И ведь даже никто не просит подать новые книги прямо сейчас, а хотя бы держать в курсе событий. Насколько я поняла, сейчас в «Виверре» проходит некая реструктуризация. Надеюсь, что это приведет к ожидаемому всеми результату. А может, стоит задуматься над тем, чтобы отдать одну из лицензий (ту, что от Image) XL Media, которая уже приютила артбук «Белого Единорога» и «Из ада», который планировала выпустить «Бумкнига»? Если XL захочет, конечно.

Стоит ли вообще говорить о SALBEN и Sudden Dragon, которые так и не перешагнули черту третьего (и даже второго) номера своих серий? Лол. И— ирония. Предыдущее предложение я написала еще в понедельник, а в ночь на вторник в группе Sudden Dragon появилась прощальная запись. Теперь уже точно одним издательством стало меньше. А еще было Talking Head (который все обещает-обещает, но с 2013 (!) года никак не родит продолжение «Мета-Баронов») и Gagarin's Rocket. Разве что у Khan Comics вышла (но еще не дошла до России) пара первых номеров новых серий, планируется еще одна и продолжение «Сказок», но пока они не перевалят рубеж хотя бы в три штуки, судить о чем-либо рано, поэтому я решила временно не переносить это издательство выше по тексту.

Но хватит мрачного, у нас же праздник! Я уже высказала некоторые пожелания по лицензиям, но было бы несправедливо не спросить и мнение тех, кто делает Медию. Вопрос был простой: какой комикс из тех, что еще не вышел и не анонсирован, ты бы лично хотел увидеть на русском языке. В двух словах — почему. И если есть идеи, в каком издательстве. (Призываю и вас ответить на этот вопрос в комментариях).

Евгений Еронин (главный редактор): Честно говоря, я уже не знаю, чего хочу. Изданием зарубежных комиксов на русском сейчас занимаются люди, которые увлекались и продолжают увлекаться комиксами параллельно со мной, то есть начинали примерно с тех же серий и в целом сохраняли те же вкусы и интересы. Вот и получается, что на русском уже изданы все основные серии из моего «комиксного детства», как хорошие, так и не очень, и даже многие современные фавориты также оказываются в фаворитах издательств. Больше всего я бы хотел, чтобы на русском издали много книг Мёбиуса, потому что на английском их практически не делают из-за проблем с правами, но это мое желание уже исполнило издательство Zangavar, так что... Если хотеть уже не для себя, а для людей, и называть комикс, который не просто культовый, но и реально может рассчитывать на успех и будет кому-то нужен, то сейчас крайне удачное время, чтобы выпустить на русском Gotham Central. А после него — Criminal

Станислав Шаргородский (ведущий рубрики Hellboymedia): С моей колокольни все видится так: на рынке много долгосрочных серий, большинство из которых не продвинулось далее первого-второго тома. Поэтому анонс очередного десятитомника (кем бы то ни было) — это либо самоубийство, либо звоночек для читателей. Вместе этого стоит сконцентрироваться на законченных историях. И чтобы при этом сохранить масштабный, серийный подход, надо выпускать авторские линейки. Как, например, будет выпускать Мёбиуса Zangavar. Это отличная и здоровая модель — издатель не ограничен одной книжкой, а читатель сразу получает завершенный продукт. Даже если издатель разорится, читатель не останется у разбитого корыта. Красота.

Ну да ладно, хватит со всеми этими обоснованиями. В общем, ребята, издайте у нас Джейсона. Джейсона, по которому из-за меня СПОЙЛЕР СПОЙЛЕР уже два месяца не может выйти статья на Медии. Издайте работы этого простого норвежского парня, который выворачивает наизнанку человечество, рисуя животных. А от кого бы я хотел его видеть или кому бы он подошел? Ну тут мне откровенно повезло, потому что в одной будущей статье СПОЙЛЕР СПОЙЛЕР Виталий Терлецкий проговорился, что как раз Джейсоном он сейчас и зачитывается. А что это значит? Надеюсь, что все-таки то самое «издаем, что любим».

Александр Моисеенко (основатель сайта): Хотелось бы когда-нибудь перечитать на русском фантастические сериалы братьев Луна The Sword и Girls — я их обожаю! Авторы как никто умеют наполнить любой сюжет невероятно живыми эмоциями и характерами. Еще меня удивляет, что никто до сих пор не издал мрачную супергероику Уоррена Эллиса Black Summer и No Hero. По-моему, рисунок Хуана Хосе Рипа обеспечит им 100% коммерческий успех. Немножко побуду в тренде и скажу, что комикс Planetary на русском не издадут никогда. Но если какой-нибудь издатель все же решится на эту авантюру, я буду «ЗА» обеими руками (но не дай им бог запороть перевод)! Что я действительно мечтаю увидеть изданным на великом и могучем, так это великий во всех смыслах эпик Марка Уэйда и Алекса Росса Kingdom Come — один из главнейших комиксов о Супермене, который, очевидно, никогда не открывал Зак Снайдер.

Олег Хижняк (ведущий рубрики ДНК): Я не особенно задумывал над этим. Очевидный ответ: Planetary, потому что это мой любимый комикс и my god, it’s full of stars! Atomic Robo, потому что это одна из лучших научно-фантастических комедий в любом медиуме. Трансформеры: Last Stand of the Wreckers и нынешний период (который стартовал в 2012-м с Death of Optimus Prime, More than Meets the Eye и Robots in Disguise), потому что Майкл Бэй прячет богатство и потенциал франчайза. И автор MTMTE слишком часто дразнится в твиттере обложками на испанском, корейском и прочих непонятных языках!

Юрий Коломенский (кинообозреватель): The New Frontier. Потому что Дарвин Кук, потому что один из самых красивых комиксов в мире, потому что если не он будет развивать вкус людей, которые только-только начинают свое знакомство с данным искусством, то зачем вообще все это? Однако, ложных надежд не питаю. Потому что ретро-стиль будет плохо продаваться. И основной аудитории, покупающей комиксы в нашей стране 15-22 года, а им важнее Джим Ли, чем Дарвин Кук. «Азбука» его не выпустит никогда. Еще очень хотел бы чтобы доиздали мой любимый комикс «Люцифер», но пока подвижек в эту сторону нет.

Алексей Замский (автор сайта): Я хочу, чтобы у нас росло количество комиксов для книжных магазинов. Эта сфера пока состоит из красивых книжек для разглядывания и «больших» изданий жанристики, а там должно стать больше интересных современных картунистов. Хочу, чтобы у нас больше издавали лауреатов Игнаца и Ангулема. И в начало очереди я бы продвинул Big Questions Андерса Нильсена. Эта замечательная книга начинается, как сборник стрипов о говорящих птицах. Но простая история плавно и незаметно превращается в неспешное и глубокое размышление о жизни, вселенной и всем остальном. Маленькие лесные вьюрки, большие вопросы и искусный минимализм текста и рисунка. Изобразительная манера Нильсена может быть поначалу непривычна, но в этой книге есть что прочесть — и что перечитать про прошествии времени. А издавать должен АСТ, и это вопрос не вкуса, а того, у каких издательств есть доступ в книжные магазины и сети, где такая книга — и те, что последуют за ней — сможет найти своего читателя.

Дмитрий Андреев (ведущий рубрики All Things Valiant): На русском я бы хотел увидеть NextWave. Это блестящий комикс, аналогов которому до сих пор нет! Стюарт Иммонен феноменально стилизует свой рисунок для передачи безумного сценария Уоррена Эллиса. Это комикс в котором искрометная критика общества соседствует с бешеным юмором, а ядерный экшен сожительствует с майндфаками. Если «Молодые Мстители» — это стиль, то NextWave — дистиллированное комикс-безумие. Издавать надо сразу всю лимитку, т.к. две книги по шесть выпусков вряд ли себя окупят. А на такое отважится разве что только «Комильфо».

Андрей Ложенко (ведущий рубрики All Things Valiant): The Immortal Iron Fist — отличный приключенческий комикс. Крепкая супергероика с интересным сюжетом и «зачатками» идей, развитых в Хоукае. Хотел бы его в исполнении «Комильфо» или Jellyfish JamWicked + The Divine. Мне надо говорить, почему этот комикс крут? XL Media с ним отлично справится. И Death Vigil. Это лишь мечта, потому что я прекрасно понимаю, что этот комикс у нас никогда не издадут. А так в нем хорошая история, приятные (проработанные) персонажи и отличный юмор. Плюс комикс полностью создан Степаном Сейичем, а это сразу говорит об отличном рисунке.

Владислав Миктум (автор сайта): Essex County Джефа Лемира от «Комильфо». Это издательство, пример которого доказывает, что продавать необычные комиксы у нас можно и нужно. После рецензии на Blast от Игоря Булыгина мечтаю чтобы эту книгу издали Zangavar, она меня крайне заинтриговала. Но если говорить о самом сокровенном из моих желаний — то это увидеть мангу Akira в издательском портфеле «Истари Комикс», и я все еще не теряю надежды.

Игорь Булыгин (ведущий рубрики «Галопом по Европам»): Так как я просто не могу не повыделываться, что веду рубрику про европейские комиксы, начнем с них. Blast Ману Ларсене, как один из наиболее сложных и богатых BD-комиксов, что я читал за свою жизнь. Prosopopus Николя де Креси, немой и поразительно сюрреалистический триллер про убийства, секс, мафию и замешанную во всем вышеперечисленном гигантскую мультяшку. По Америке в целом: Criminal Брубейкера и Филлипса. Нужно как можно больше разбавлять супергеройский рынок. Особенно если это антология чистокровных палпов про людей вне закона без всяких там примесей фантастики и прочего подобного. Только если переводить, уважаемые издательства, то со всеми дополнительными материалами, где Брубейкер, Фракшн и Эллис чатятся, обсуждают кино и ругаются матом. По DC: Batman Adventures: Mad Love — любовный треугольник: Харли Квинн любит Джокера, Джокер любит Бэтмена, Бэтмен любит Джокера, выполненный идеально по всем статьям мастерами Дини и Тиммом. Раз уж выпустили богоподобный All Star Superman, я бы не отказался увидеть лимитку DC One Million #1-4. Сиквел к «Олл-Стару», написанный за десять лет до выхода «Олл-Стара». Моррисон даже страшную вещь под названием «супергероиский ивент» превратил в праздник искрометной фантазии. От популярности Marvel никуда не денешься, но ведь это не так плохо, если посмотреть с нужной стороны: X-Men: Magneto Testament, Fantastic Four: Books of Doom — комментарии излишни, истории падения всегда самые лучшие. Серия Marvel Noir — в отличие от жалкой Marvel 1602, «Нуарный Марвел» куда более смелый, оригинальный и качественный перенос всем известных паладинов в цветных трико в плащи, шляпы, алкоголизм, блеклые цвета и депрессию. Великую Депрессию. Вполне возможно, лучшая реализованная супергеройская альтернативная реальность. Ну и уж совсем фантастика: ран Марка Грюнвальда на Капитане Америка (#307–422, 424–443). Конечно, Брубейкер Брубейкером, но не нужно забывать Грюнвальда. Оглядываясь назад, ран Марка Грюнвальда (особенно в художественном сопровождении Рика Левинса) — лучшее, что я читал о достопочтенном предводителе марвеловской шайки.

Сергей Мангасаров (ведущий рубрики «Игромедия»): Наверное, Kingdom ComeПочему хотел бы видеть на русском? У меня есть английское ТПБ-издание, и это отличный комикс. Отличный рисунок, отличная история. Интересно мотивы комикса смотрелись на момент его выхода и на фоне возрастающей популярности антигероев. И сейчас, на самом деле, он не теряет своей актуальности с этой точки зрения. Можно много говорить о посылах комикса, конфликте классической и современной супергероики и т.д. Но сейчас это все лишнее, проще сказать, это комикс создан Россом и Уэйдом, в нем вы найдете отличный сюжет и отличный рисунок, а суть комикса каждый сам для себя определит. Так что это произведение обязательно должно быть на русском, чтобы с ним могло ознакомится максимальное число читателей. Мне импонирует то, как «Комильфо» издает свою продукцию в ТПБ, и что-то подобное я хотел бы видеть и по Kingdom Come.

Вот такие разные мнения. И на месте издателей я бы к ним прислушалась, потому что мы хотим и дальше шутить о том, что на русском издают то, что рекомендовала Медия. :)) А теперь итоги работы! В очередной раз хочу поблагодарить всех читателей, если бы вас не было, все это не имело бы никакого смысла. И всех моих коллег, которые пишут про комиксы, переводные и русскоязычные. Рецензий могло бы быть и больше, но не стоит забывать, что мы все делаем это в свободное от работы и других дел время, так что извините, если какие-то издания были потеряны. Если вы хотите, чтобы какую-то книгу обязательно обозрели, просто пишите в комментариях, я приму к сведению и передам редакции. Конечно, не все тексты (мои) получались так, как я бы этого хотела. Были и слабые (нет, ни за что не признаюсь, какие именно), но были и неплохие. А еще мы постоянно экспериментируем с форматами, так что интересного было достаточно. Давайте просто вспомним самые запоминающиеся материалы за прошедшее время.

Мой первый большой текст, который заодно поприветствовал издательство XL Media на рынке американских комиксов (до «Саги» оно занималось только мангой). 

Один из редких случаев, когда к обзорной вакханалии присоединился Стас Шаргородский, а еще — первый твердообложечный Миньола на русском языке

Шикарный сравнительный обзор двух изданий «Хранителей» от Алексея Замского. 

Текст, который отчаянно хотела написать я, но уступить Евгению Еронину — совсем не грех, тем более, когда получается такой результат

Двуязычная рецензия на «Рай» от Алексея Замского и Олега Хижняка (кто бы мог подумать, что потом у нас будет целая рубрика про издательство Valiant). 

И это не единственное парное выступление: например, Олег и Юрий Коломенский написали про «Прометея», а в компании Кирилла Иванова обсудила «Скотта Пилигрима»

Однажды об одном комиксе мы говорили даже втроем, уж очень тут любят «Восток Запада».

Пару раз нам случалось клещами приставать к издателям, чтобы те рассказали о внутренней кухне своей работы. Алексей изучил белорусский поход на примере «Дьяволика», а мне достались «Смертельно прекрасная» и XL Media.

Были и скандальные тексты, ведь Юра иначе не может. ;)

И ничто не радует меня больше, когда появляются новые авторы или те, кто уже давно не брался за клавиатуру. Например, Евон Азов рассказывал нам о «Шараз-де», а Владислав Миктум — об «Орде». А благодаря кроссоверу с Хеллбоймедией даже удалось почитать Александра Моисеенко! 

Некоторые российские издания мотивировали нас на написание больших аналитических статей: легендарная 12 причин любить All-Star Superman Алексея и моя скромная Mister Gaiman, bring me a dream. Были и интервью, самое классное — с оформителем комиксов Кириллом Ивановым. Кирилл же обозрел для нас «Век супергероев», а Владислав рассказал о научном труде про Тинтина.

Мы обсуждали трудности перевода и рассвет отечественной комикс-индустрии, переживали скандалы и скандальчики.

Но особое внимание мы всегда уделяли и будем уделять тем, кто творит на русском языке

Конечно, мы много времени посвятили BUBBLE как самому активному сейчас игроку на комикс-рынке. Например, можете вспомнить масштабный цикл «Два года вместе с BUBBLE» (а ведь уже три!). 1, 2, 3, 4. Алексей писал МЖДЗ о свежих сериях издательства, а Юрий ходил на Берлин.

Но мы писали и про комиксы Виталия Терлецкого («Шафировский проспект», «Горелово») и Аскольда Акишина («Лес», «Храм, город, сны Говарда Ф. Лавкрафта»), про проекты независимых студий («Доктор Люцид», «Серафим»), работы издательства «42» («Красный конь», «И немножко рока», «Второй») и про новую русскую мангу. И, конечно, будем писать еще.

Ох. Кажется, это действительно все на сегодня. Спасибо за внимание, надеюсь, вы не очень утомились. До встречи через неделю, ну а пока — дискотека. 

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34541 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33485 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26803 103