RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Красный конь»

22.10.2015, 14:42 — Владислав Миктум 10209 0

«Красный конь» стал первым отечественным комиксом от издательства «42», который сумел меня заинтересовать. Причина тут наибанальнейшая: фамилия художника, вынесенная на обложку, в моих глазах является авторитетным гарантом качества. И пусть сюжет попадавшихся мне в руки «Хакера» и «Максима» Александра Еремина я не могу назвать чем-то особенно выдающимся — это все равно крепкие приключенческие комиксы с качественным живописным рисунком. Ну а последнего вполне достаточно для того, чтобы возникло желание поддержать автора и купить новый альбом с его иллюстрациями.

Сценаристом комикса выступил совершенно неизвестный мне Темур Шельм, что только подогревало мое любопытство. Скупой и довольно неожиданный анонс позволил фантазии разыграться, и я ждал лишь подходящего настроения для чтения истории о цыганской мафии. Чем же оказался «Красный конь»? Об этом и многом другом пойдет речь ниже.

Из небольшого предисловия автора мы узнаем об истории создания комикса. Выбрав стержнем тему личностной свободы, сценарист вместе со своим другом долгое время обсуждали, что же под этой свободой понимать. Поступать, как вздумается, не обращать внимания на социальные условности, не к этому ли стремится нутро жителя душного мегаполиса? Только ли к этому?

То, что речь пойдет о цыганах, определилось не только особенностью свободолюбивой культуры последних. Ореол мистики, окружающий данный этнос в глазах городских обывателей, позволял создать историю о деньгах и сексе, наполненную ведьмами, духами и вампирами. И вот перед нами современное городское фэнтези, сказка для взрослых с отчетливым русским колоритом и не самым благозвучным названием. Выглядит как минимум любопытно, подобные комиксы встретишь нечасто.

У обеспеченного клерка Тимура нашли опухоль мозга. Когда мы встречаем нашего героя, жить ему осталось считанные дни, но прихотью судьбы его безвольное тело оказывается в руках цыганской ведуньи, которая решает воскресить в нем дух умершего сына главы общины. Определенные трудности приводят к тому, что тело становится вместилищем для двух душ сразу — Лало Баро (погибший цыганен) и Тимура Искандеровича. Диалог между душами не только двигает сюжет, но и носит нравоучительный характер. Лало Баро помогает Тимуру очнуться от летаргического сна, в который его загнала рабочая рутина и найти себя.

Люди всё время меня спрашивают: знаю ли я Тайлера Дёрдена и есть ли связь между Тимуром и Темуром. Я не знаю, но освободившаяся от груза капиталистической неврастении душа, очевидно, стремится к асоциальному поведению. Наш герой начинает раздавать тумаки и смущать старушек, занимаясь сексом на лестничной клетке. При этом лейтмотивы произведения весьма благочестивы: семья, любовь и критика консюмеризма. А вот доносится эта идея максимально понятными широкой аудитории жестами.

Вы помните ранний Bubble? «Красный конь» куда более амбициозная и структурно сложная история, чем первые пару номеров «Бесобоя», но она тоже старается общаться с широким кругом читателей на родном им языке. На языке, которым говорит ТНТ и серия книг «Я — вор в законе». Тем более причудливым выглядит жанр городского фэнтези, который может отпугнуть потенциальную аудиторию.

Результат выглядит немного неоднозначно, «Красный конь» в целом и есть один из самых неоднозначных комиксов из тех, что мне довелось читать. Некоторые сцены откровенно нелогичны, как дублирующаяся из пролога, происходящего в сороковой день, сцена в дне тридцать восьмом. Просчет ли это сценариста, или происходящий на стыке сна и реальности сюжет допускает всякое? Скорее первое. Не меньшее недоумение у меня вызвала центральная любовная линия, ну да любовь движущая сила космоса, а вовсе не почва для рационализации.

Рисунок в комиксе тоже вызывает двойственные чувства. Стоит отдать Еремину должное, независимый проект на почти девяносто страниц — это уровень, который у нас немногие вытянут. Однако нередко персонажи выглядят кондовыми, им явно не хватает динамики. В подобном можно винить многих французских комиксистов, в остальном же авторская манера художника оригинальна и угадывается с пары кадров, что дорогого стоит.

Стоит замолвить пару слов об издании. Издание хорошее: мягкая обложка, альбомный формат, глянцевая бумага. Если что-то и вызвало недоумение, то это тираж: 4000 экземпляров. Для сравнения, комикса «Максим» было напечатано сто штук. Оптимизм эти четыре тысячи или безумие — решать не мне.

Вначале я хотел закончить словами, что таким мог быть «Город грехов», будь он написан в России, но потом я понял, что русский «Sin City» — это «Улицы разбитых фонарей». «Красный конь» достаточно самобытный проект, чтобы удержаться от сравнений. Как это часто бывает в подобных случаях, блюдо вышло строго на любителя. Только боюсь что те, кто мог бы оценить его по достоинству, до сих пор не знают о существовании комиксов.

Disclaimer: автор рецензии приобрёл комикс за свои деньги.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34550 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33497 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26818 103