RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Мистерии убийства», «Создания ночи»

14.04.2015, 14:00 — Ольга Щербинина 11606 1

С коротким перерывом издательство XL Media выпустило на русском языке две книги: «Мистерии убийства» и «Создания ночи». В общей сложности в них представлены графические адаптации пяти рассказов Нила Геймана. В своем изначальном виде все эти рассказы входят в сборники «Дым и зеркала» и «Хрупкие вещи».

Творчество Нила Геймана напоминает мне комнату с множеством зеркал, в которой ходит сам автор. Зеркала отражают друг друга и человека, играет свет, детали перекликаются и меняются. Читателю же разрешают постоять на пороге и немножко посмотреть. И на том спасибо. Например, нигде четко не говорится, что «Мистерии убийства» как-то связаны с миром «Песочного человека» (хотя бы из-за того, что комиксы выходили в разных издательствах), но Серебряный град, в котором живут ангелы из «Мистерий», фигурирует и в «Сэндмене», и в его спин-оффе «Люцифер», хотя и не совсем в том же виде. Люцифера и Рагуэля можно встретить и в «Книгах магии». Впрочем, эти связи, даже если принять их на веру — всего лишь дополнительный уровень восприятия и совсем не помешают прочесть комикс отдельно, не знакомясь предварительно с другими работами Нила. Кстати, в одном из книжных вариантов рассказ выходил под названием «Убийственные тайны», но в данном случае в переводе употребили слово «мистерии», что отсылает к средневековому театральному жанру, в котором сюжеты из Библии совмещали с бытовыми сценами.


В качестве рассказа «Мистерии убийства» впервые увидели свет в 1992 году в антологии «Полуночное граффити», в 1993 году он вошел в сборник под редакцией Геймана «Сошедшие с небес», а уже в 1998-м — в состав «Дыма и зеркал». В 2000 году автор переработал рассказ в радиопостановку и, строго говоря, адаптацией последней как раз и является комикс Филипа Крэйга Рассела. Он познакомился с Гейманом во время работы над «Песочным человеком» (Рассел проиллюстрировал 50-й выпуск серии), его же иллюстрации можно увидеть в книгах «Коралина» и «История с кладбищем». И это только часть совместной истории авторов, обычно Гейман дружит с художниками по полной программе.

В 2002 году Рассел взялся за адаптацию «Мистерий», о чем подробно рассказывает в статье, следующей за комиксом. Должна признать, что адаптации «простой» художественной литературы в «графическую» обычно вызывают у меня довольно спорные чувства, но, прочитав рассказ автора, я прониклась. Не буду вдаваться в детали, все равно не расскажу лучше, чем уже написано, но адаптировать текст в текст и графику — чертов огромный труд. Помимо всего прочего, Рассел рассказывает о других интересных моментах создания комикса: верстке, разбивке на кадры, работе колориста и т.д. XL Media выпустило на русском языке второе издание «Мистерий», и именно благодаря этому мы заполучили не только хороший комикс, но и ценный культурологический материал от автора. Это практически ключ не только к пониманию конкретного комикса (что тоже важно, ведь у Геймана не бывает очевидных ответов), но и рисованных историй вообще.


Русскоязычные «Создания ночи» в какой-то мере — уникальная книга. В оригинальном издании в нее входит два коротких «графических рассказа», основанных на историях из сборника «Дым и зеркала»: «Цена» и «Дочь сов». Обе проиллюстрировал Майкл Зулли. Но в нашем издании читателей ждет приятный сюрприз: еще один комикс Геймана-Зулли «Факты по делу об исчезновении мисс Финч» и «Влюбленный Арлекин», над которым в качестве аллюстратора работал уже Джон Болтон. Рассказы это, конечно, уникальная манера повествования. Как можно вместить на 6-7 страницах (обычного текста) такую историю, что и спустя год будешь вспоминать о ней с содроганием? Вопросы бездарного человека. Но вот Гейману в «Цене» это вполне удалось. Душераздирающая история, правда. Интересный факт: Майкл Зулли — известный защитник природы, а Гейман неоднократно говорил, что старается не сотрудничать с художником, если не уверен, что ему (художнику) интересна написанная история. От этого «Мисс Финч» играет новыми красками (поймете после прочтения, никаких спойлеров!). Что касается самой манеры рисунка Зулли, она весьма своеобразна, и после гладких цифровых артов современных комиксов такое буйство «ручного», карандашно-акварельного изображения вызывает небольшой диссонанс. Такое чувство, будто комиксы были нарисованы году эдак в 80-м, а не в 2004-м, но зато от них веет духом старой школы. Напротив, «Влюбленный Арлекин» Джона Болтона (российский читатель уже знаком с ним по первому эпизоду «Книг магии») отличается ярким фотореализмом и выбивается из общего ряда, но после прочтения станет понятно, что все четыре истории входят в одну книгу не только ради экономии. Искусство составить сборник — отдельная работа. «Создания ночи» объединены одной темой, присутствием в наших жизнях чего-то темного и непонятного, а манеру письма автора я узнаю, наверное, из тысячи.

Обе книги вышли в твердом переплете. Шитый блок, мелованная бумага, лак на обложке — все типографские радости этого мира. Команда у XL Media давно сложилась на славу. Перевод Анны Логуновой исправил некоторые неточности, которые можно было заметить, если вы читали книгосборники Геймана, выходившие в «АСТ», а Кирилл Иванов традиционно показал высочайший уровень художественной адаптации. Особенно рекомендую присмотреться к шрифтам, которые используются в работах Зулли. Единственный даже не недостаток, а то, что сделало бы книги 100-процентно идеальными: слегка не хватило примечаний переводчика. На самом деле в текстах нет ничего такого, что могло бы сбить читателя с толка (только сами сюжеты Геймана, ха-ха), а даже если что-то непонятно, то гуглится это на раз-два, но все же. Я обратилась к руководителю издательства Дмитрию Богданову и он пояснил ситуацию так:

В Dark Horse нам сказали, что чем известнее автор, тем дольше происходит утверждение. Гейман был в турне в то время, и это могло затянуться на месяцы. Мы не могли столько ждать, так как обещали издать книги в ближайшее время. Было обидно, так как примечания написали и даже перевели на английский.

Что ж, и правда обидно, но я считаю, что отсутствие этой страницы в данном случае — не катастрофа. Тем более, когда все остальное просто отлично. Не могу с полной уверенностью рекомендовать «Мистерии убийства» и «Создания ночи» совсем начинающему геймановоду, но тем, кто хотя бы слегка знаком с творчеством автора, они, несомненно, должны понравиться. А тем, кто знаком в достаточном объеме, они окажутся полезными для дальнейшего погружения.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34557 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33513 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26829 103