RSS
Рекомендуем

Мои любимые комиксы года

30.12.2020, 17:00 — Евгений Еронин 30095 10

ЧТО Ж

В этом году тайный главный редактор Спайдермедии Серега решил, что не будет общего списка всего лучшего в 2020, а нужны отдельные статьи. В плане итогов за комиксы отвечаю я. Это напоминает полнометражный художественный фильм «Мистер Бин», там в конце волшебный момент. Бину, принимая его за другого человека, говорят: «Вам сейчас надо будет прочитать речь, но небольшую — минут на 20». Представьте лицо Мистера Бина в этот момент. Он — это я, когда мне написал Серега про итоги года.

Мистер Бин как-то в итоге справился, справлюсь и я.

Мне не хотелось делать итоги в стиле «Лучший онгоинг», «Лучший сценарист», «Лучший момент», зачем врать себе и людям, я не так слежу, да и неинтересно тупо вспоминать в конце года, что там всем понравилось, а что не понравилось. Поэтому цель статьи — указать на те комиксы, которые в этом году были в чем-то, да САМЫМИ, и могут подойти вам в качестве чтения на праздники. Торжество доброты, иначе говоря.

Я придумал несколько параметров.

Во-первых, комикс должен быть завершенным, его можно взять и прочитать целиком прямо сейчас. Значит, не онгоинг. Так что да, сверхгениальный убершедевр X of Swords в пролете.

Во-вторых, идея итогов часто в том, чтобы указать на то, что мы пропустили, так что должны быть комиксы, которые у нас особо не обсуждались.

Ну и как третье условие — я не буду пропихивать вам Важные, Независимые, Графические романы, которые вы могли найти в «Лучшей рубрике о комиксах» (венец этого сайта, создан тонкими натурами) и еще, уверен, не раз найдете в подкасте «На панелях» (позор сайта, создан высоколобыми снобами). Только интересные вам персонажи и интересные вам авторы. Мне же нужны комментарии к статье! И это Новый год, в конце концов, я хочу помочь вам провести праздник, а не напрягать и заставлять задуматься, какую книгу про сложные чувства подростков вы пропустили, и почему вы отстаете от мировых трендов. Это будет, когда мы будем разбирать лауреатов Айснера. А сейчас — только про то, какие комиксы в 2020 можно назвать ИЗБИВАТЕЛЯМИ ЖОП.

С этого момента я патентую термин Избиватель Жоп — вольный перевод термина kickass (kicks ass, whips ass, slaps ass, rips ass, goes hard — английский язык богат).

Итак, принимая данные условия, мою жопу в 2020 избили следующие комиксы.


САМЫЙ КРУТОЙ КОМИКС ГОДА

WONDER WOMAN: DEAD EARTH

Не тот комикс назвали Metal. Нет ничего более металлического, чем история про Чудо-Женщину, которая, обернувшись в рванину, разрывает пасти огромным гнидогадоидам в пост-апокалиптичном мире, а помогает ей выросшая до размеров Халка Гепарда верхом на зомби-Пегасе. И при этом идеи доброты и любви, которые несет персонаж, вынесены здесь на самый передний план.

 

Один из ведущих художников современности Дэниел Уоррен Джонсон не зря назвал свою прорывную серию Extremity — он любит доводить до предела. Чудо-Женщина проходит тест на выносливость — физическую и моральную. Диана просыпается в мире будущего: несчастные люди выживают как могут на выжженной земле, отбиваясь от немыслимых чудовищ. Диана пережила всех друзей, куда-то растеряла половину сил, а человечество, в котором она всегда старалась видеть лучшее, в результате ужасной войны пало жертвой своего злейшего врага — самого себя. Но Женщина не сдается, она верит, что мы все равно заслужили Чудо: героиня поведет людей на Темискиру, где они смогут начать новую жизнь. Впереди неожиданные встречи, грандиозные бои, предательство, страшные тайны прошлого и самый тяжелый выбор, какой Диане когда-либо приходилось делать. Супергероика!

Dead Earth, конечно, не сравним по сложности и масштабу с Dark Knight Returns и All-Star Superman, но вполне тянет на большой текст о Чудо-Женщине, которым с ней можно знакомить и который как влитой встанет на полку с Золотой Коллекцией. Это не просто очередной элсворлд с игрой в «Безумного Макса», а история, полностью завязанная на мифологии Чудо-Женщины и возможная только с ней в главной роли. И, что особенно важно, памятник таланту Джонсона: 200 страниц широкоформатного экшена и больших эмоций, кадров с такой ударной силой, что они буквально толкают тебя друг к другу, пока ты не дочитаешь до конца — как бы ни хотелось подольше задержаться на некоторых разворотах.


САМЫЙ СУПЕРСКИЙ КОМИКС ГОДА

SUPERMAN SMASHES THE KLAN

Лучший комикс про Супермена со времен All-Star? Так осмелились заявить некоторые журналисты при составлении своих списков. И я не нашел причин с ними спорить. Это как минимум образцовый комикс про Супермена.

В 1946-м году семья американцев китайского происхождения Ли переезжает в Метрополис. Отца ждет новая интересная работа, детей — новые знакомства в школе. А еще их ждет Клан Горящего Креста, желающий избавить от чужаков свой город, а в идеале и всю великую страну. Но воинственные расисты совершили большую ошибку: вскоре за семью Ли заступится сам Супермен.

Это сюжет Clan of the Fiery Cross, который Америка, затаив дыхание, слушала в рамках популярного радио-сериала Adventures of Superman в 1946-м. Джин Люэн Янг не мог пройти мимо такого артефакта. Свою личную историю борьбы с внутренним китайцем, чтобы тебя приняли американцы, он изложил еще в романе American Born Chinese, а насколько Янг любит Супермена видно по, собственно, серии Superman, когда он делал ее с Джоном Ромитой.

Superman Smashes The Klan — комикс для детей и юношества, что подчеркивает чистый и экспрессивный рисунок от японского дуэта Gurihiru, поэтому не надо ждать нравоучений и тяжелых разговоров. Это в первую очередь приключенческая история про забавную девочку и ее брата, которые встречают своего кумира и помогают ему раскрыть злодейский заговор. Будут взрывы, зловещие ученые, криптонитовые люди — всё, что прописано Супермену.

И помимо вечнозеленого и вечно актуального месседжа ценность комикса Янга еще и в том, как точно он показывает уникальность Супермена как героя. Разумеется, SSTK будет важен для всех, кто узнает себя среди его героев, но он выступает и идеальным дополнением в пантеон историй о Человеке Из Стали, показывая его необычный и в то же время очень понятный внутренний конфликт: Супермен же и сам не местный, и он всячески скрывает этот факт. В начале карьеры он не решается взлететь, ведь так все поймут, что он не человек, а значит перестанут любить. И только вдохновившись примером маленькой девочки он решается воспарить, использовать все свои потрясающие силы на полную и открыться окружающим. Девочки, которая перед этим вдохновилась примером самого Супермена. И в этом круговороте вдохновений, когда герой помогает ребенку найти в себе «супер», а ребенок напоминает герою, что делает его человеком, Янг и поймал всю суть супергероики как явления.


ДОСТОЙНЫЕ УПОМИНАНИЯ КОМИКСЫ MARVEL

В какой-то момент я понял, что у меня в любом случае в статье будет два комикса DC. Было бы справедливо найти равное количество крутых комиксов Marvel. Задача выполнимая — но я уже решил, что не полезу в онгоинги. За что тогда браться?

Когда все уже сдались и перестали чего-то ждать от Ника Спенсера, он выдал Superior Foes of Spider-Man. Мне жесть как хотелось, чтобы Hawkeye: Freefall оказался таким же моментом для Мэттью Розенберга. И, вы знаете, он им оказался. Хотя я Розенберга до этого читал только на сюжете про Зимнего Солдата и того же Хоукая в Tales of Suspense, и он там писал в том же регистре, никаких сюрпризов. Я знаю, что у него клеймо последнего сценариста Людей Икс перед Хикманом, но я, судя по всему, знаком только с расслабленной и необремененной вселенскими проблемами стороной Розенберга. И эта сторона — обычный парень, явно причисляющий себя к движению Dudes Rock. А ведь Dudes действительно Rock. И Hawkeye: Freefall — веселый капустник с участием всей вселенной Marvel и рисунком неповторимого Отто Шмидта. Я хотел бы стать будущим бывшим мужем его Мокинберд.

Также честно были прочитаны ваншоты Marvel Snapshots. Понимаю, почему они могут понравиться, это приятная ностальгия, как от перелистывания альбома со старыми фотографиями. Милота. Это не плохие комиксы, они понравятся тем, кто уже и так любит героев. Пожалуй, кроме одного, который стоит выделить. Marvel Snapshots: X-Men от Джея Эдидина и Тома О’Райли следует общей линии: это история обычного человека, вдохновляющегося супергероями. Только здесь обычный человек — это Скотт Саммерс до мутации, угорающий по Риду Ричардсу и Фантастической Четверке. И это не только хороший комикс про Циклопа, которого всем надо любить, потому что Циклоп БАТЯ, но и комикс, который буквально одним разворотом показывает, почему легко влюбиться в Фантастическую Четверку. А ее, конечно, тоже надо любить. Поэтому, если зайдет, следующим сразу читайте душевный ваншот про Человека-Факела.


САМЫЙ ДОБРЫЙ КОМИКС ГОДА

FANGS

Twitter — замечательное место, если правильно им пользоваться. Не буду утверждать, что пользуюсь им правильно, но все больший и больший процент моей ленты захватывают вебкомиксы, чему я несказанно рад. Сейчас я подписан на 17 аккаунтов, кто знает, каких еще искрометных юмористов-художников мне принесет алгоритм!

869 тысяч человек не соврут, если скажут, что один из флагманов современных стрипов — Сара Андерсен, описывающая свои неврозы и жизуленьку в ярких черных красках. Сборники Sarah’s Scribbles про мини-Сару давно выходят и в России.

Но в прошлом году у нее появился неожиданный новый проект, который в 2020 успешно завершился и вышел книгой — Fangs.

Это уже не про Сару и не про мини: главные герои — влюблённая пара, красивые молодые люди. Точнее, не очень молодые и не совсем люди: девушка-вампир и парень-оборотень. Такие разные, но созданные друг для друга!

 

Кроме этого, про сюжет ничего не напишешь, его нет, это тоже серия стрипов. Есть настроение, эмоции, эстетика — в общем, опять жизнь. И несмотря на то, что стиль и тематика тут более взрослые, юмор такой же игривый, как в основном проекте Андерсен. Как она в Sarah’s Scribbles смеётся над котиком, так же тут смеётся и над волком, в которого неизбежно превращается главный герой. Но юмор и тоньше: Андерсен отказывается от стандартной сетки, иногда выдавая и просто одну большую иллюстрацию.

Все шутки и находки в Fangs идут от фэнтезийной натуры героев. Андерсен будто постоянно ищет, какие еще забавные применения можно найти их способностям, уже тысячи раз обсосанным в поп-культуре. И находит! Ну или находила, пока не исчерпала колодец.

 

Все эпизоды Fangs можно прямо сейчас прочитать на сайте Tapas где-то за полчаса. Если вам понравится (а я не могу представить, чтобы не понравилось, это как минимум красиво), для покупки книги есть весомая причина: специально для неё Андерсен нарисовал двадцать с хвостиком бонусных стрипов.


САМЫЙ СМЕШНОЙ КОМИКС ГОДА

BILLIONAIRE ISLAND

Правительство США выплатит каждому американцу 600 долларов в рамках поддержки экономики, включая поддержку всех, кто остался без работы из-за пандемии коронавируса. Это вторая такая выплата за год — в самом начале локдауна весной была единовременная выплата в 1200 долларов. В рублях это вроде неплохо, 600 баксов — примерно 45 тысяч, но американцы называют это подачкой — таких денег у них даже на квартплату не хватит. Спикера палаты представителей Нэнси Пелоси сравнивают с Люсилль Блут из Arrested Development и переделывают ее бессмертную фразу про бананы:

Глава Amazon Джефф Безос — богатейший человек в мире, его состояние оценивается уже в 200 миллиардов долларов. При этом работники «Амазона» жалуются на тяжелые условия работы и маленькие зарплаты, а компания почти не платит налоги — она пользуется трамповскими льготами. Безос больше денег тратит на новые дома, чем отдает в федеральный бюджет.

В общем, от таких новостей граждане все больше радикализуются, а год пандемии еще ярче показал оторванность богачей от проблем простолюдинов. Поэтому комедия Billionare Island вышла в самый идеальный момент, пощекотав оголенный нерв.

Сценарист Марк Расселл представляет свой «Киберпанк-2044»: основатель компании Aggrocorp Foods Рик Канто придумал остров, доступ на который открыт только миллиардерам — там прямо на входе тебя сканируют, проверяя остаток на банковском счету. На райском острове можно сбежать от последствий глобального потепления и злых и неблагодарных бедняков. Если кто попытается проникнуть нелегально, умные дроны их найдут и выбросят в океан. Звучит возмутительно? Это вы еще не знаете пикантный секрет: Aggrocorp Foods создала стерилизующий вирус, призванный значительно сократить население Земли и так продлить ее ресурсы, а на правах испытаний накормила лагерь беженцев в Анголе. Как-то так вышло, что вирус мутировал в нечто наподобие Эболы и не просто превентивно отменил будущие жизни, но и унес несколько текущих — в том числе жизнь жены и сына нашего героя, приставленного охранять груз с гуманитарной помощью. Он-то думал, что помогает делать доброе дело. Но сейчас уверен, что занялся кое-чем полезным — герой проберется на Остров Миллиардеров, чтобы наказать всех, кто играет судьбами людей. Одновременно с ним туда попадет и журналистка, которая собирается задать Рику Канто самые неудобные вопросы, но вместо этого оказывается заложницей острова, лицом к лицу сталкивающейся с самыми страшными его секретами.

Если вы подумали, что примерно поняли, как будут развиваться события, то спешу обрадовать — не так. В центре Billionaire Island, конечно, борьба за справедливость и история мести, но это не агитка, а злая сатира, с юмором где-то между «Арчером» и «Южным парком». Что хорошие ребята, что плохие, тут в основном либо идиоты, либо совсем сумасшедшие, и это прекрасно передает роскошный рисунок Стива Пью — британца, набившего руку на Preacher и Judge Dredd и сейчас соединяющего традиционализм Алана Дэвиса и гутапперчевость Кевина Магуайра. Марк Расселл, собственно, и познакомился с ним во время работы над другим комедийным комиксом — «Флинтстоунами».

Сам Расселл довольно быстро (ну как, лет за 5) превратился в самобытного автора, у которого есть смысл следить за каждой новой книгой. Для меня он стал таким, когда, читая первый выпуск его Wonder Twins, я чуть ли не второй раз в жизни засмеялся от комикса в голос (первый был, как сейчас помню, на сюжете Son of Man в Hellblazer у Гарта Энниса). Вполне вероятно, что Billionaire Island сделает с вами то же самое.

 

Большая часть юмора тут — сатира, над которой особо не посмеешься, зато постоянно будешь говорить «хаха, я понял, про кого это», но сила Рассела в ситуативных шутках и магии абсурдных кадров, и на каждый номер по одной-две да найдется.


СЕРИАЛ, КОТОРЫЙ НРАВИТСЯ ВСЕМ

IMMORTAL HULK

Да, все-таки одно исключение из своего правила я сделал, чтобы оценить высоты, которых может достичь современный Marvel. Если и есть онгоинг, уже набравший прилично выпусков, но который обязательно надо осилить прямо сейчас, пристегнувшись и надев защитный шлем, то это безусловно серия Эла Юинга и Джо Беннетта про то, как Халк не просто избивает жопы, но буквально рвет их в каждом втором номере.

В какой-то момент мы все взгрустнули, поняв, что в Marvel практически пропала возможность получить длинный, цельный авторский ран. Не только из-за регулярных кроссоверов, которые врываются и переворачивают всё вверх дном, но и из-за бизнес-модели каждый год перезапускать с первым номером почти все серии, кроме Человека-Паука. Поэтому Immortal Hulk воспринимается как грандиозное чудо, привет из другой эпохи. Цельный, постепенно усложняющийся сюжет с явным финалом в уме и полной свободой делать что хочет и в каком ему удобно темпе.

 

Читая первый номер в (далеком...) 2018-м, нельзя было в самых смелых фантазиях представить, каким комикс окажется к 12-му, 24-му и тем более 36-му. Простой, но эффектный триллер дебютного номера незаметно превратился в бескомпромиссный лавкрафтовский хоррор с завораживающе ужасными трансформациями, куда более циничным отношением к смертям и перерождениям, чем в современных «Людях Икс», и самым амбициозным психоанализом Брюса Бэннера и всех его друзей и врагов. Я совру, если скажу, что до конца понимаю, что происходит у Юинга и к чему он ведет, но меня это не беспокоит, он заслужил доверие.

 

«Бессмертный Халк» — уникальный комикс Marvel, созданный будто для Vertigo 90-х. Его вряд ли когда-нибудь экранизируют, и этим он бесконечно ценен.


ВСЁ

Это всё, на что меня хватило. Надеюсь, вам нравится эта подборка, я вложил в нее всю душу. Если есть комиксы, которые, как вам кажется, достойны таких же восхвалений, поделитесь в комментариях, давайте составим читательский мегасписок комиксов 2020, которые мы готовы бесконечно друг другу рекомендовать. Потому что мы так любим друг друга. Ну или хотя бы комиксы.

Спасибо всем, кто по каким-то причинам продолжает читать наш сайт и даже в чем-то прислушиваться к нашему мнению. Я желаю вам встретить Новый год с улыбкой на лице, преодолеть все невзгоды, сохранить здоровье и способность быть счастливыми и просто наслаждаться жизнью, какие бы приколы она нам ни подкидывала. Вдохновляйте и вдохновляйтесь, как Супермен, избивайте проблемам жопы, как Чудо-Женщина, сохраняйте чувство юмора Человека-Паука и пейте умеренно и ответственно, как Мэджик и Росомаха.

2021, here I come.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34911 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
34098 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
27480 103