RSS
Лучшая рубрика о комиксах

Создатели и ведущие рубрики
Евгений Еронин и Станислав Шаргородский

Лучший список комиксов

Рекомендуем

Лучшая рубрика о комиксах #04: Space Dumplins

20.10.2016, 11:00 — Евгений Еронин 9767 19

Карма настигла меня: книгу Space Dumplins я купил ещё в прошлом году, с удовольствием прочитав и даже планируя написать на неё рецензию, но идея, как у меня часто бывает, сошла на нет. Карму зовут Станислав (не Степан), и она сообщила, что Space Dumplins будет четвёртым комиксом в рубрике. Что ж, я готов!

Space Dumplins — большой и красивый комикс про американскую Алису Селезнёву и ее приключения в космосе, вышедший сразу одним томом в 320 страниц, чтобы вы могли с удовольствием читать его сами и читать своим детям. Он смешной, инфантильный и неглупый — как-то так выглядит правильный энтертейнмент на «все возраста», который по сути рассчитан на детей, но с тем же успехом может быть оценён и человеком за 30.

Пару слов об авторе. Крейг Томпсон — художник, работающий преимущественно в формате графического романа, поэтому издающийся редко, но метко. До Space Dumplins за ним значилось 4 книги: Good-bye, Chunky Rice; Blankets; Carnet de Voyage и Habibi. Из них только три — полноценные произведения, Carnet de Voyage это журнал о его путешествиях и подготовке к созданию Habibi. Томпсон человек основательный и вдумчивый и над каждым комиксом работает по несколько лет, зато потом всегда есть о чем поговорить.

Blankets (которые, кажется, вот-вот выпустят на русском) и Habibi — главные и самые известные романы, костяк творчества, они же и самые взрослые, хотя все про детей. Всё у него, если подумать, про детей, про взросление, про то, что юность и отрочество в каком-то смысле самый трудный период жизни, и вот его бы только пережить — да и тогда непонятно, что будет. В Blankets Томпсон писал и рисовал про себя, про первую любовь и отношения с религией. За этот комикс, искренний и красивый, его многие полюбили. Это книга из тех, которые рекомендуется читать в определённом возрасте, но тут вины автора нет, жанр такой — coming-of-age. В Habibi же он замахнулся очень высоко и посвятил всё свое время изучению арабской культуры и мифологии. Та книга тоже про детей и отношения с религией и окружающим миром, но гораздо более жёсткая — и одновременно ещё более красивая. Мнение критиков может расходиться относительно того, оправдал ли конечный результат аппроприацию чужой культуры (такие комиксы, как Habibi, в состоянии отрецензировать только самые умные и «сложные» критики, не с мейнстримных сайтов, а такие критики не любят аппроприацию и испытывают другие сложные эмоции по отношению к другим сложным словам), но никто не спорил, что Томпсон, и раньше выдававший интересные композиции и устраивавший читателям путешествия по своему разуму, за годы ожидания вырос как художник и установил новый стандарт. Habibi вплетал арабскую вязь и письменность практически в каждую страницу — и пусть в этом не всегда были смысл и необходимость, это всё равно была работа человека, который знает, что хочет и как этого добиться.

Space Dumplins после «серьёзного» десятилетия кажется внезапным отходом от нормы, но на самом деле это всё то же и о том же — про взросление и про огромный, давящий на тебя мир. Просто в этот раз Томпсон решил, что пора, может, и на время, но перестать рефлексировать хором со своими читателями и думать «вот ведь как было у меня, да и у вас, наверное, было так же, или могло быть», а потом «хотя что я да вы, что мы по сравнению с тем, что было у них» — в общем, перестать рефлексировать и обратиться к настоящим детям, у которых детство проходит прямо сейчас, и сделать комикс именно для них. В результате Space Dumplins с виду проще и прямолинейнее предыдущих книг Томпсона, но это с какой стороны посмотреть.

В космосе плавают огромные киты, а их какашки служат людям топливом. Отец Вайолет, главной героини, как раз занимается их сбором. Вам смешно, а работа опасная: зазеваешься — и кит тебя проглотит. Во время одного из таких выездов папа и пропадает, а Вайолет, маленькая и решительная, летит его искать. Она берёт себе в команду забавного инопланетянина, похожего на фасоль (его зовут Закхей, прямо как богача, который покаялся после встречи с Иисусом — и тут Томпсон ввернул религию, по-шпионски ловко), и ещё одного забавного инопланетянина, похожего на цыплёнка (его зовут Эллиот Марсель Опгенорт — прямо как канадского дипломата Тревиса Опгенорта, то есть здесь никакую подоплёку искать не стоит). Они переживают множество приключений, встречают множество необычных существ, препираются, мирятся, грустят и радуются. В общем, берут от жизни всё, идут к поставленной цели и выглядят при этом невероятно умилительно. Томпсон знает, как сделать для детей: если герой милый, то настолько милый, что хочется себе такую плюшевую игрушку, чтобы тискать, тискать, тискать и везде с собой таскать; если герой смешной, то это читается не только в его поступках и словах, но даже в мимике, телодвижениях, ты поднимаешь голову и говоришь: «Хахаха, он такой дурак!»; а если герой должен быть страшным или мерзким, то жути и мерзости что художник, что колорист отваливают так, что просто бееее и фуууу. И так далее.

Не боясь перехвалить, скажу, что в Space Dumplins всё если не идеально, то уж точно как оно должно быть (хотя, наверное, это и есть идеал): все положительные герои нравятся сразу, так же мгновенное неприятие вызывают те, кто усложняет им жизнь. Космический мир раскрывается с каждым кадром, полным линий, цветов, слов и идей. Пусть действие удобно поделено на главы, прерываться особо не хочется — даже не из интереса к сюжету (который завязан и развивается хорошо, но стандартно, как в мультиках), а из желания увидеть, что же там ещё такого умудрился изобразить Томпсон. А он место не экономит, формат романа позволяет делать кадры во всю страницу или вовсе на разворот, и делать их часто. Космос огромный, киты огромные, корабли огромные, планеты большие и красивые — если что-то можно показать подробно, то это показывают. Ну а зачем мельчить, только детям глаза портить.

Наверное, детский комикс может быть черно-белым (тот же Good-bye, Chunky Rice таким и был), но в случае со Space Dumplins что жанр, что сама история и её размах обязывали сделать следующий шаг. В итоге это первая цветная книга за всю карьеру автора, поэтому пришлось прибегнуть к помощи колориста. Ну как «пришлось», пришлось — не то слово, когда речь идёт о возможности поработать с Дэйвом Стюартом, лауреатом 9 (ДЕВЯТИ) премий Айснера, в основном заработанных благодаря покраске комиксов Dark Horse, в особенности тех, что входят во вселенную Майка Миньолы. Послужной список, состоящий из названий вроде Hellboy, B.P.R.D., The Umbrella Academy или Fatale, не преподносит Стюарта как мастера ярких историй для всех возрастов, но Айснер 9 (ДЕВЯТЬ) раз просто так не дают — и Space Dumplins он именно ярко и покрасил. Цвета здесь тёплые и плоские, без большого количества ухищрений, но зато их много — каждая мелкая деталь на каждом маленьком кадре прокрашена отдельно. Да, цветов много и сразу, но мастерство есть мастерство — ты никогда не потеряешь на кадре героев и объекты, за которыми надо следить; всё, как говорят профессионалы, «разбито по планам». Впрочем, интересные или забавные штуки пропустить можно, их тут полно — даже кадры, занимающие треть страницы, выглядят так, будто над ними работали целый день. Возможно, так и есть. Оба художника могут себе это позволить.

Особенно здорово, что столько времени и сил двое заслуженных авторов потратили на комикс, в котором в одной из ключевых сцен у космического кита случается диарея. Нет, это не сарказм, это искренняя радость тому, что взрослые профессионалы способны выпустить внутреннего ребёнка. Да в Space Dumplins немало визуальных (и даже звуковых) шутеек и в принципе каламбуров полно (да взять само название!), ведь главный-то герой — ребёнок. Но это вовсе не делает комикс тупым, просто он разговаривает с детьми на понятном им языке, говоря тем не менее на взрослые темы. И не только универсальные, но ещё и актуальные. Помимо семьи и дружбы Томпсон решает затронуть экологию — штуку, откровенно говоря, наискучнейшую. И в том, чтобы занудные тезисы про природу превратить в весёлую историю, заложены не меньшие амбиции, чем в труде вроде Habibi. Взрослых людей этим особо не расшевелить, а ты детей попробуй!

У Томпсона более-менее получилось. Легко провести параллели между китовыми фекалиями и нефтью (никогда не думал, что когда-нибудь напечатаю эту фразу — спасибо, Стас!), да и в комиксе проводится чёткое разделение на элиту, дизайном одежды для которой занимается мама Вайолет, и рабочий класс, как раз добывающий это самое топливо. Вокруг темы бережного отношения к окружающей среде, в принципе, построен весь комикс, но, хоть это дело и правильное, и Томпсон хочет научить детей хорошему, вещь это всё равно вторичная. Можно было бы и устроить в рецензии обсуждение вечно актуальных проблем человеческой цивилизации, но осмелюсь заявить, что не тот случай. Главная мысль Space Dumplins мимолётом высказывается уже на, я посчитал, 10-й странице, когда мама говорит Вайолет: «Violet, you can do anything with your life».

Вайолет вопреки всему, рискуя многим, с открытыми во всю ширь глазами, отправляется в полное опасностей путешествие. Она плачет, смеётся, но не боится, а вместо этого помогает преодолеть страхи другим. Как и должно быть в правильных приключениях, суть не в цели или конечной идее, которую нам хотят донести, а в самом приключении. Эмоции здесь зелёной жижей хлещут через край, а безумные события еле помещаются в страницу. Я в начале написал, что Space Dumplins — книга про американскую Алису Селезнёву, и это, конечно, было скорее шуткой, чем упрёком, потому что космос и познание мира в детском возрасте никем не приватизированы, да и вообще произведение Крейга Томпсона ни с чем конкретным сравнить не получается. Всё потому что он не берётся имитировать популярные комиксы, книги или фильмы, а просто примеряет жанр, чтобы передать послание детям — ну и получить при этом массу удовольствия, рисуя лупоглазых китов, смешных инопланетян и хитрые космические конструкции. Руки работают, душа отдыхает.

Space Dumplins работает не на ностальгии, а на любви — чувстве более чистом и правдивом, неоспоримом. Всё, что нарисовал Томпсон, ни к чему не отсылает и никуда не направлено, но книга при этом вышла такая, что пропадает смысл задавать вопрос «зачем и для кого это было сделано». Я уверен, что у автора есть скучный ответ, который он давал в интервью, но зачем, для кого его искать — комикс я прочитал, и он сам на все вопросы ответил. Он принёс радость и, простите за патетику, красоту. Что взрослые, что дети, довольно проведут два-три часа, а потом поставят на полку, чтобы периодически с нее брать и перелистывать. Образы из Space Dumplins обязательно западут кому-нибудь в голову, настолько они яркие и простые. Кому-то захочется их нарисовать, создать свои. А там, глядишь, любовь к одной книге перерастёт в желание нарисовать свою. Ведь именно такие комиксы, как Space Dumplins, на мой взгляд, и порождают другие комиксы и новое поколение тех, кто их придумает. Самокопательные графроманы дают импульс на время чтения задуматься о своей жизни, большие исследовательские книги представляют академический интерес — но комиксы вроде Space Dumplins входят в жизнь уже с самого детства и вызывают желание не рассказать о себе или поделиться чем-то, а желание рассказать кому-то, поразить. Потом, с возрастом, приходит и всё остальное.

Объясняя свою мысль на примере того же Крейга Томпсона, скажу так: если кто-то решит поделиться исключительно личной историей о собственных переживаниях, которые тем не менее во многих вещах окажутся универсальными и заденут аудиторию, то это потому что однажды смогли люди вроде Крейга Томпсона. Но если его спросят, почему он решил это сделать именно в форме комикса, то это потому что однажды — может, в 10 лет, может, пару лет назад — он прочитал комикс вроде Space Dumplins.

Вот где соль.

Купить Space Dumplins не представляет особых проблем.

Цифру, как обычно, можно найти на Comixology.

Печатная же версия продаётся во многих интернет-магазинах, но проще всего её взять на Amazon. В наличии как мягкая, так и твёрдая обложка. Оттуда же можно заказать и упомянутый в статье Good-bye, Chunky Rice (говорю о нём, потому что из произведений Томпсона к «сабджу» он ближе всего).

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34552 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33504 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26826 103