RSS
Рекомендуем

Мнение: «КомМиссия - 2015», вторые выходные

11.05.2015, 16:02 — Евгений Еронин 4140 1

У многих при разговоре о «КомМиссии» возникает вопрос: зачем платить деньги за возможность потратить деньги? Вопрос хороший, но ответ на поверхности: потому что это все-таки не ярмарка, а фестиваль, и платите вы не за магазины, а за мероприятия и возможность посетить выставку. Вот уже качество того, за что вы по факту платите, можно обсуждать долго. Я скажу честно: мероприятие было унылым, но я хорошо провел время. Мой отчет о втором уикенде не призван дать всеохватывающий взгляд на «КомМиссию», это всего лишь рассказ о том, как можно было провести время и какие впечатления получить.

Прежде всего, давайте отметим то, что видно на каждой фотографии: народу было крайне мало. Но это грусть-печаль для организаторов, а не для меня как посетителя. Хотя и было неудобно перед звездой уровня Брайана Болланда, более достойного Comic Con Russia. Каждая творческая встреча собирала где-то пару десятков человек, Болланд же собрал максимум в 30-40. При этом еще пара десятков бродила по торговым рядам, им, видимо, выступление Болланда было неинтересно, они заплатили за то, чтобы посмотреть на висящие на стенах русские комиксы.

Кстати, о комиксах. Зал выглядел таким образом: коридор из магазинов и столов авторов, кончающийся лекторием, а параллельно ему располагался еще один зал, зайдя в который можно было переместиться на пять лет назад и очутиться в классической «КомМиссии», только народу было еще меньше. Я тут не пытаюсь накладывать сарказм, просто излагаю факты.

Если не считать разглядывания работ наших талантов вперемешку со страницами привезенных зарубежных авторов, зал можно было обойти от входа до лектория минут за 30. Поздороваться со всеми, пообщаться, даже что-то прикупить.

Конечно, нет никакого смысла сравнивать «КомМиссию» с Комик Коном, это разные по формату и задачам вещи, но все равно важно отметить, что на «КомМиссии» я купил больше вещей и обстоятельнее все изучил. На Комик Коне был перегруз информацией и тяжесть толпы, словно второй раз хоронящей Сталина, здесь же общая расслабленность и даже некоторая сонливость располагала к большей активности со стороны посетителя. Развлеки себя сам, иначе сам будешь виноват, что нечего рассказать потом!

Каким был мой экспириенс?

Не успел я приехать, судьба тут же столкнула меня с финнским автором Тимо Мякеля, чью книгу «Эмиль и Софи» недавно издала «Изотека». В итоге день начался с короткого импровизированного интервью.

SPIDERMEDIA: Это ваша первая работа, напечатанная на русском языке?

ТИМО МЯКЕЛЯ: Да, первая.

SM: В этой истории есть что-то автобиографичное или она полностью выдумана?

ТМ: Нет, это не автобиография, просто рассказ об одном дне в истории города Хельсинки.

SM: Не могли бы вы рассказать подробнее о сюжете?

ТМ: Это любовная история о двух очень разных людях. Эмиль — молодой финн, а Софи — грузинка, работающая натурщицей для хельсинского художника. Их встреча совершенно случайна, но они мгновенно влюбляются друг в друга. История посвящена объявшей их страсти, и все это на фоне города в 1909 году.

SM: Почему вам интересен именно этот временной период?

ТМ: У нас в стране был известный фотограф, Сигне Брандер, снимавший Хельсинки в те годы, с 1908 по 1912. Я посетил его выставку и был заворожен картинами города: такое маленькое, уютное место, улицы наполнены людьми, детьми, полицейскими. Я почувствовал, что должен его изобразить в своей новой книге. Это было время прихода современности: рождение кинематографа, появление электричества.

SM: Можно ли найти в вашей работе влияние определенных художников?

ТМ: Пожалуй, я вдохновлялся Винсентом Ван Гогом, его влияние можно разглядеть в книге.

SM: То есть вы вдохновляетесь не художниками комиксов, а скорее просто художниками?

ТМ: Меня интересуют многие живописцы. Например, импрессионисты. Мой любимый художник — Пабло Пикассо, хотя по комиксу этого и не скажешь!

SM: Да, просто листая вашу книгу, я вижу, что какие-то кадры похожи на старые фотографии, а какие-то выглядят как картины. Очень интересная комбинация.

Надеюсь, у финнского автора осталось обо мне не самое плохое впечатление. По крайней мере, я сразу же после нашей беседы купил его книгу.

На аллее авторов сидел замечательный художник Евгений Яковлев, продававший свои оригинальные страницы и просто умопомрачительные картинки, которые рисовал прямо по ходу дела. Я долго выбирал, что же взять, и в конце концов остановился на обложке 4-го выпуска «Метеоры».

Я НИ О ЧЕМ НЕ ЖАЛЕЮ И НЕ СОБИРАЮСЬ ОПРАВДЫВАТЬСЯ. И потом, если у вас есть вопросы к моей покупке, то вам надо сходить к врачу и попросить обследовать вас на предмет наличия души.

Также прикупил вот такую красоту.

Это была не единственная Алиса, с которой я ушел, вторую я нашел на столе у Дмитрия Lemon5ky, автора манги «Оранж Лайф».

Больше похоже на Буи из Orc Stain, но не буду спорить с авторским видением.

Подойдя к столу Доктора Люцида я наконец вживую познакомился с заслуженными комиксными экспертами Алексеем Волковым и Кириллом Кутузовым, докупил недостающие выпуски их серии, а заодно приобрел себе ксеноморфа в исполнении Валентина Поткина, одного из художников, работавших над «Люцидом». Это было неизбежно в силу того, что именно в этот день я пришел в футболке с Эллен Рипли.

Из выступлений я зацепил Барли Барути и Родни Рамоса: оба они рассказывали о том, как дошли до жизни такой, а потом отвечали на вопросы зрителей, знавших о художниках примерно то, что было написано про них на официальном сайте фестиваля. Сами понимаете, насколько интересным и информативным может выйти подобное общение.

Далее был BUBBLE с презентацией «Штурма Берлина», а затем, после некоторой заминки, приехал Болланд. Отвечал он в основном на вопросы в стиле «Кто вам больше нравится — Бэтмен или Джокер», но это не страшно, потому что на следующий день мы взяли у него небольшое интервью. Вы его, скорее всего, уже прочитали. Если нет, то рекомендую!

Все это произошло 9 мая. Особо я подметил, что в лектории был всего один работающий микрофон (что мягко говоря неудобно, потому что есть иностранный автор, есть переводчик, а есть еще члены аудитории, которым надо задавать вопросы, а при акустике зала их не было слышно уже на расстоянии в пять метров), а монитор, на котором вроде как положено было показывать всякие слайды, не работал от слова совсем.

Вопрос с монитором решился 10-го, когда редакторы «Комильфо» торжественно показывали на нем страницы из российского издания Hawkeye. Михаил Богданов демонстративно хлопал по столу, показывая устойчивость книги в мягком переплете (не упала!), а Виталий Терлецкий раскрывал ее на 180 градусов (на 360 отказался), и ничего не развалилось. Кажется, все эти манипуляции проводились с «Прибоем», но могли и с «Зомби против роботов». Которую я, кстати, купил по мимолетному зову души. Не смог пройти и мимо «Книги в харде».

После «Комильфо» мы с Романом пошли общаться с Брайаном Болландом. Когда я вернулся к лекторию, презентация новых лицензий «Истари» была в самом разгаре. Не знаю, пристрастен я или беспристрастен, но им хлопали чаще и громче, чем кому-либо еще. Впрочем, что тут удивительного, у них один анонс шел за другим.

За счет плотности событий мой второй день на «КомМиссии» оказался более насыщенным, хоть и по времени длился меньше. Людей 10-го было... столько же? Было чуть больше косплееров, кажется, но, как и 9-го, их наличие казалось аномалией и они очень сильно выбивались из потока. Впрочем, какие еще косплееры на «КомМиссии»? Это же не комик кон.

Фестиваль не стоил своих денег, но я сумел очень хорошо провести на нем время, хоть и были провисания. Даже не знаю, что советовать. «КомМиссия» — это фестиваль авторских комиксов, значит надо возить на него больших зарубежных авторов, которые привлекут большое количество посетителей. Крупных авторов пока что толком нет, потому что фестиваль мелковат по масштабу, но малый масштаб связан с малым количеством посетителей, которых не на кого зазывать. Замкнутый круг, да. Надеюсь, организаторы хотя бы сделают выводы и не повторят ошибки этого года, насчет радикального переосмысления и смены подхода я пока не уверен. «КомМиссия» безусловно должна оставаться фестивалем, посвященным авторам и искусству комикса, но ей с каждым годом все труднее оперировать на тех же условиях, что и раньше.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34555 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33508 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26829 103