В этой рубрике члены редакции и приглашенные авторы получают возможность выказаться на тему индустрии комиксов — как зарубежной, так и отечественной. Сегодня своё ИМХО о наболевшем решил высказать Владимир Максимушкин — сценарист комиксов Багряница, П.У.П.С. и Красная точка.
Сценарист — самое несчастное существо в индустрии комиксов
Предваряя возмущенные возгласы, оговорюсь, что речь идет не о мэтрах, одно имя которых гарантирует успех, а о простых сценаристах, которые только начинают свой трудный путь. Таких, как я.
Итак, в чем же трагедия сценариста? Как и любой творческий человек, он хочет показать свое творение людям. Но может ли он это сделать? Увы, нет.
Художник может показать картину, поэт — стихотворение, писатель — роман, музыкант — мелодию. А что может показать сценарист? Сценарий? Не смешите меня.
Сценарий — это полуфабрикат, из которого художник, добавляя специй по собственному вкусу, может приготовить пригодное к употреблению блюдо
Сам по себе сценарий практически никому не нужен, он не имеет художественной ценности, будь он хоть трижды гениален. В результате сценарист вынужден жить с разрывающейся от идей головой и призрачной надеждой на то, что когда-нибудь кто-нибудь захочет воплотить его идеи в рисунке.
Так может ну их, этих сценаристов?
Действительно, зачем нужны такие странные типы, которые даже готовый продукт создать не в состоянии. Художник вполне может самостоятельно придумать историю и нарисовать её. Ему даже сценарий писать не нужно — он может сразу рисовать историю из головы, придумывая действия на ходу. Посмотрите, сколько отличных примеров, когда художник рисовал собственные истории: Фрэнк Миллер, Майк Миньола и из наших соотечественников Игорь Баранько, Аскольд Акишин и многие другие.
Именно с них берут пример начинающие художники. Они придумывают свои истории и показывают их публике, а потом недоумевают от сдержанной реакции. Осмелюсь предположить, что именно это и есть одна из бед авторского комикса — отсутствие внятных сценариев.
Художники увлекаются визуальной частью и совсем забывают о том, что в истории должен быть конфликт, что у персонажей должны быть характеры, что у развития истории есть свои законы, что разворот должен заканчиваться так называемым «крючком» (cliffhanger) и так далее. В результате комиксы получаются неоднородными. В них часто бывает заложена отличная идея, которая напрочь убивается невниманием к деталям и элементарным незнанием законов драматургии. А между тем в сторонке тихонько страдают от головной боли, вызываемой нереализованными способностями, сценаристы.
Два — лучше, чем один
Что происходит, когда автор работает над своим произведением в одиночку? Он погружается в сюжет, начинает им жить и очень часто забывает о тех, кому эта история предназначается — о читателях. Автору происходящее видно изнутри, он знает все хитросплетения сюжета, мотивации персонажей для него очевидны, и он не считает нужным объяснять мелочи. Читатель в таком произведении не поймет ровным счетом ничего.
Чтобы избежать этой ошибки, нужен взгляд со стороны. Необходимо искать друзей, критиков, коллег, которые укажут на неточности. Работая над комиксом в паре «художник — сценарист», вы автоматически получаете этот, такой нужный взгляд со стороны. Когда сценарист унесётся в заоблачные дали, художник спустит его на землю, когда же художник чрезмерно увлечётся визуальной частью, его одернет сценарист. Одна голова — хорошо, а две — лучше.
В такой работе есть и сложность: нужно уметь находить компромиссы. Ведь начинающие (да и не только) авторы настолько переполнены ощущением собственной значимости, что не могут даже мысли допустить о том, что кто-то будет вмешиваться в их работу. К чему приводит максимализм при работе в одиночку, я уже написал двумя абзацами выше.
Сценарист и художник вместе могут сделать историю гораздо лучше, чем по отдельности. Если, конечно, научатся прислушиваться друг к другу, аргументированно доказывать свою точку зрения и признавать свои ошибки.
Художники и сценаристы — объединяйтесь!
Как говорил профессор Преображенский: «Я за разделение труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать». Так и я призываю каждого художника сконцентрироваться на совершенствовании его основного ремесла — рисования. Не тратьте свое драгоценное время и силы на выдумывание историй, пусть этим займутся сценаристы. А если даже у вас уже есть история, то найдите сценариста, который сможет развить её, сделать более интересной и захватывающей. Помогите ему освободить его кипящий ум.
И тогда сценарист перестанет быть самым несчастным существом в индустрии комиксов. Он займет положенное ему законное место, и всем (в первую очередь, читателям) от этого станет только лучше.
Проблема за малым: нужны сценаристы
Да, они действительно нужны. И если какой-нибудь начинающий сценарист, прочитав первые строки о том, что он — самое несчастное существо, совсем упал духом, то самое время этот дух поднять, отряхнуть и водрузить на место. Желательно повыше. Ваши сценарии обязательно будут востребованы, если, конечно, они будут хорошими.
Советы начинающему сценаристу
- Писать сценарии. Продолжать писать, не имея ни одного знакомого художника, не имея ни одного знакомого издателя, даже не понимая толком, как это делается, продолжать писать сценарии. Умение приходит только с практикой. Тем более у сценариста всегда есть возможность превратиться в писателя. Так что опыт в любом случае пригодится.
- Читать учебную литературу. Сюда можно отнести блоги сценаристов и писателей. Можно пробовать просить у них совета. Не факт, что ответят — состоявшиеся сценаристы народ занятой, но вполне возможно и получите несколько дельных советов. Непосредственно по сценариям для комиксов литературы крайне мало, разве что книги Скотта Маклауда и Алана Мура. Но подойдут и книги для киносценаристов или писателей. Могу посоветовать «История на миллион долларов» Роберта Макки, «Спасите котика» Блейка Снайдера, «Дорожная карта шоураннера» Нила Ландау, «Букварь сценариста» Александра Молчанова (это для совсем начинающих) и «Кино между адом и раем» Александра Митты. Все их можно купить, а некоторые найти в электронном виде на форуме киносценаристов. Ещё есть неплохой форум художников-комиксистов «Комиксолёт», где сценаристам тоже выделили отдельную ветку.
- Искать единомышленников. Поверьте, вы не одиноки. Есть много людей, увлеченных комиксами, и им тоже нужны единомышленники. В общении вы, если не получите больших знаний, то уж точно вдохновитесь на новые свершения. Именно так и произошло со мной. Начав общаться на упомянутом уже «Комиксолёте», я сдружился с несколькими художниками, с которыми теперь делаю совместные проекты.
- Начинайте с малого. Не замахивайтесь на большой проект. Попробуйте сделать сценарий для стрипа. Знаменитый Алан Мур начинал с одностраничных историй. Он сам признавался, что именно это помогло ему лучше понять принципы построения сюжета.
Пишите сценарии, становитесь лучше, наращивайте умения. Каждый сценарист может превратить свою профессиональную трагедию в историю со счастливым концом.
Автор иллюстраций Алексей Никаноров.