RSS
Рекомендуем

Неделя хоррора: Uzumaki

29.10.2015, 12:00 — Владислав Миктум 4946 6

Я не люблю хорроры. Мне вполне достаточно собственной параноидальной неврастении, чтобы не стремиться к подобным источникам за вдохновением. Но авторам не очень интересны мои вкусы, поэтому они нередко выбирают именно этот жанр, чтобы занимаясь любимым делом обогащать мир новыми идеями и художественными приемами.

Удивительным образом хоррор служит прибежищем для многих литературных и кинематографических экспериментов. Хотя, если подумать, то подобное внимание никоим образом не является чем-то случайным. Эрос и Танатос продолжают свою борьбу, а деструдо (влечение к смерти) прекрасно уживается в человеке вместе с либидо. Стоит ли говорить о том, что авангард несет в себе элемент деконструкции и разрушения, чтобы проводить параллель дальше? Нет, сегодня мы лучше уделим время живому классику жанра — Дзюндзи Ито.

Дзюндзи Ито — человек с неугомонной фантазией, на счету которого тысячи манга-страниц с поражающими воображение иллюстрациями. Пожертвовав ради комиксов карьерой дантиста, он подарил миру несколько десятков пугающих и завораживающих историй в жанре хоррор. Его работы не раз переносили на большой экран, и наверняка испугали бы нас до икоты в «Silent Hill» Хидео Кодзимы, не будь проект закрыт.

Одним из самых знаменитых произведений автора стала его трехтомная манга «Uzumaki», название которой переводится как «Спираль». Рассказ в комиксе ведется от лица японской школьницы Госимы Кирие, живущей в маленьком и зловещем городке Курозу-чо (город «Черный вихрь»).

Все начинается с того, что, прогуливаясь по городу, Кирие застает отца Суичи Сайто (имя ее парня) за внимательным изучением раковины улитки. Оказывается, что глава семейства направил все свои силы на коллекционирование предметов, имеющих спиралевидные узоры и форму. Тяга к спиралям заставила его бросить работу и превратить свою комнату в гигантский склад. Его одержимость приобретает зловеще-абсурдный характер: он начинает употреблять лишь спиралевидную пищу и менять свое тело сообразно увлечению. Чудаковатое поведение некогда прилежного семьянина оказывается лишь первым звоночком на пути множества пугающих и мистических происшествий, ожидающих Кирику, ее бойфренда и прочих жителей «Черного вихря» в скором будущем.

В одном из своих интервью Ито признался, что толчком к созданию «Uzumaki» послужила попытка подать под новым соусом изображение спирали, часто мелькающее в комедиях и не являющееся чем-то зловещим для японской культуры. В этом переосмыслении устоявшихся традиций, вдохновение к которому было почерпнуто из произведений Лавкрафта, скрывается (на мой взгляд) секрет международного успеха манги. Ну, помимо завораживающего рисунка, который ни для кого не секрет.

Комикс Дзюндзи Ито вписывается в рамки «японской городской легенды», или даже такого фольклорного жанра, рассказывающего о сверхъестественном, как «кайдан». Фактически «кайдан» — это аналог страшных баек у костра, но для традиционалистской азиатской культуры было бы странным, не стань эти байки отдельной литературной традицией. Мангака рассказывает о подростках (и прочих жителях города, но в основном о подростках), ставших жертвой зловещего нечто, бесплотного духа спирали или чего-то столь же плохо выразимого.

Персонажи «Uzumaki», как и положено жанру «кайдан», часто становятся заложниками кармы, испытывающими на себе последствия собственных ошибок. Но сопровождающие это господа «абсурд» и «темный гротеск», бьющие нас отрезвляющими шлепками по лицу прямо со страниц манги, очевидно являются плодами вдохновения творчеством Эдгара По и Говарда Лавкрафта.

И вот перед нами оказался комикс, вобравший лучшие традиции сверхъестественного ужаса обеих культур. А удивительная фантазия Дзюндзи Ито из главы в главу находит для этого ужаса все новые и новые облачения. Одни сюжеты будут пугать, другие вызовут нездоровый смех, но экспрессивный, богато детализированный рисунок мангаки наверняка вынудит вас дочитать эту историю до самого конца.

Веселые и целебные для психики картинки, нарисованные Дзюндзи Ито, — это вещь, которую не стыдно купить и поставить на полку. У меня дома приютилось ничем не выделяющееся среди остальных манга-сборников трехтомное издание с серой шершавой бумагой. Но сегодня «Uzumaki» продается одним большим делюксом, облаченным в благородную твердую обложку. Делюксовое издание чуть ли не в два раза больше в высоту и при этом продается по весьма доступной цене. Если кто-то хочет обменять его на «винтажный трехтомник», пишите в комментариях :)

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
14518 269
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
15348 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
11918 103