RSS
Hellboymedia

Создатели рубрики
Станислав Шаргородский и Роман Котков

Заставка
Ярослав Астапеев

Рекомендуем

Hellboymedia #20: Hellboy and the B.P.R.D. 1953 — The Phantom Hand and Others

17.02.2016, 17:00 — Станислав Шаргородский 6762 12

Если вы не против, расскажу вам о своей проблеме (отличный способ начать статью!). C момента последнего регулярного выпуска рубрики закончилось уже пять условных арков Миньолавёрса (включая уан-шот «Эйба Сапиена», вышедший неделю назад). Цифра страшная и немного угнетающая, учитывая, что именно эти выпуски, по идее, являются основным контентом рубрики. Что послужило причиной такого «провала»? Отдых после насыщенного декабря? Разбушевавшаяся лень? Временное снижение интереса к теме? Творческий кризис?

Мне нравится каждая из причин, но основной является совершенно другая — дискомфорт от одиночной работы. Хэллбоймедия — это формат дискуссии, а не сольного выступления. И хоть я и пытался постоянно придумать нетипичную форму «обзора» (старательно избегаю слово «рецензия»), когда у меня не было собеседника, делать это с каждым разом становилось всё сложнее. И вот эти вот «пять арков» — не исключение. При этом, никому, кроме себя, особо и не предъявишь претензии — полтора года обсуждать одну тематику могут, наверное, только самые оголтелые поклонники вроде меня. Что ж, я и продолжу. Только теперь чаще один, чем с кем-то. Отчего Хэллбоймедия однозначно станет скучнее (я вас предупредил!).

Долгов много, поэтому нагонять их планирую со скоростью сапсана (пару материалов в неделю на протяжении месяца). Сдюжу? Чёрт его знает, но хотя бы попробую. И начну с первой половины арка Hellboy and the B.P.R.D.: 1953 (Hellboy and the B.P.R.D.: 1953 #1-2) от Майка Миньолы, Бена Стенбека и Дэйва Стюарта.

Мини-серия 1953 структурно состоит из двух частей. Первая представляет собор набор мелких историй, посвящённых призракам Англии. Вторая — полноценный арк про Хэллбоя-суперзвезду, невидимую собаку и закулисные игры Холодной войны. О последнем мы толком ничего не знаем, ибо ещё не вышло ни одного номера, а вот сборник «короткометражек» про приключения Хэллбоя и Тревора на туманном Альбионе уже сейчас можно назвать отличной иллюстрацией потенциала всей серии Hellboy and the B.P.R.D. И я постараюсь, рассказывая про каждую историю, раскрыть по одному тезису этого утверждения.


The Phantom Hand

Hellboy and the B.P.R.D. — это воплощение давнего желания любого поклонника Хэллбойвёрса. Желания увидеть совместное приключение Хэллбоя и Тревора Бруттенхольма. Сложно поверить, но за 20 с лишним лет существования вселенной мы ни разу этого не видели. Не увидели и в 1952. Однако следующий год, один из самых счастливых в жизни Красного, уже не мог обойти этот момент стороной. Поэтому первая половина 1953 целиком и полностью посвящена отношениям между отцом и сыном.

В одном поместье, расположенном в небольшом городке Сент-Олбанс, согласно легендам, обитает необычное приведение — призрачная рука убийцы, которая иногда покушается на жизнь местных. Её происхождение окутано тайной, и даже само существование стоит под вопросом, пока на «месте преступления» не появляется Хэллбой...

В The Phantom Hand Майк очень здорово играет на контрасте между Брумом и Хэллбоем. Первый никогда не полезет на рожон и всегда в первую очередь будет использовать знания для борьбы со злом. Красный же предпочитает не думать, а сразу бить своей огромной каменной рукой это зло по лицу. Тревор такой подход не особо одобряет, но всё равно с гордостью смотрит на сына, который из кожи вон лезет, чтобы впечатлить отца. И это здорово. Такое юношеское и неуверенное поведение Хэллбоя намного правдоподобнее и лучше соответствует его возрасту и развитию, чем им соответствовала, например, роль Красного в 1952.


Rawhead and Bloody Bones

Hellboy and the B.P.R.D. — это не просто серия, а полноценная антология, у которой, к тому же «развязаны руки». Поэтому в ней может появиться абсолютно любая история. В отличие от Abe Sapien и B.P.R.D. Hell on Earth, которые мчатся вперёд по проложенным рельсам, Hellboy and the B.P.R.D. находится в свободном плавании — у этого комикса нет глобальной миссии, и он никак не подвязан к континьюти, как серии настоящего. За счёт этого он уже составляет самый точный портрет Хэллбойвёрса. И продолжит это дело в будущем. Даже здесь, в такой, казалось бы, ровной подборке, есть истории, которые сильно привязаны к мифологии, а есть те, что оторваны от всего прочего и просто развлекают читателей.

После того, как новые владельцы паба в попытке привлечь молодую аудиторию сменили его название на Rawhead & Bloody Bones (городская легенда про двух грабителей могил), начали происходить странные вещи: жуткие звуки по ночам, огромные царапины на стенах и даже убийство хозяйской собаки. Кто стоит за всем этим? Действительно ли существуют призраки грабителей? И какое им дело до названия паба?

Rawhead & Bloody Bones возвращает нас во времена классических хэллбоевских «короткометражек», когда читателей сразу с порога окунали в безумный, необъяснимый мир фольклора, не забывая смягчить погружение специфическим юмором. Что характерно, в происходящем не может разобраться не только неопытный Хэллбой, но и уже состоявшийся эксперт по всему паранормальному Тревор. Он полагается на свои знания, но всё бестолку — ситуация разрешается так же внезапно, как и возникает, не предлагая никакого логического объяснения. Оставляя лишь реакцию очевидцев. И в этой «случайности» весь шарм истории.


The Kelpie

Как ни странно, но серия Hellboy and the B.P.R.D., несмотря на заявленный «таймлайн» с 1952-го года по 1994-й, совершенно им не ограничена. Это продолжение предыдущего тезиса, но, в контексте вселенной, развивающейся сразу в нескольких эпохах, это важный момент. Как бы не старался Майк уделять должное внимание многим временным периодам, в истории Хэллбойвёрса всё ещё огромное количество белых пятен. Которые Hellboy and the B.P.R.D. может и должен покрывать.

Тревор Бруттенхольм и Гарри Миддлтон рассказывают о своём самом первом столкновении с призраком, произошедшем в далёком 1935-ом году.

Скромный размер (всего-то шесть страниц) The Kelpie не должен вводить в заблуждение. Эта история — самый настоящий ориджин Брума, коим до этого было принято считать B.P.R.D.: And What Shall I Find There?. Обращение к периоду молодости и становления Тревора может стать регулярным приёмом серии, и в этом есть логика. Нам нужна параллель с развитием Хэллбоя. Она уже здесь прослеживается, потому что упомянутый возраст в 17 лет примерно соответствует и Хэллбою в 1953 году. Красный в это время ещё беззаботен и наивен в своём мироощущении, Тревор же уже ощутил потерю и расстался с иллюзиями. Ещё один контраст.


The Witch Tree

Hellboy and the B.P.R.D. — это огромный плацдарм для арт-экспериментов посредством ротации художников. Времена, когда за флагманскими сериями было закреплено по одному основному художнику, давно прошли. Майк и Скотт это прекрасно понимают, но всё равно стараются выдерживать визуальное постоянство на отдельных сериях, и не только с помощью Дэйва Стюарта — над каждым «тайтлом» работает небольшая арт-команда из 3-4 художников, которые чередуются друг с другом. Hellboy and the B.P.R.D. — зверь совсем другой породы. Здесь нет и вряд ли будет такое понятие как «основной художник», потому что над каждым новым арком работает новый человек. И благодаря этому истории будут визуально отличаться друг от друга. Я уже говорил, что эта серия представляет собой антологию. Так вот, она — антология во всём. Константы в обозримом будущем всего две: сценарист (Крис Роберсон) и главный герой (Хэллбой).

Из катакомб одного из соборов Святой Агнессы внезапно пропал труп ведьмы, каким-то образом связанной с Боудиккой (легендарной королевой иценов). Спустя несколько дней ведьму находят повешенной на одном очень странном дереве.

Никогда не скрывал, что мне очень нравится Бен Стенбек. В отличие от остальных арт-колоссов Хэллбойвёрса, его не встретишь за его пределами. Но это говорит лишь о том, что Бену нравится работать с Майком и учиться у него. Стенбек — образцовый ученик, потому что многое берёт от учителя, при этом не становясь его имитатором. Вместо этого он использует накопленные знания для совершенствования своего стиля. Работа с тенью, минимум линий и деталей — Бен заучил урок и теперь мастерски расставляет акценты. Он хорошо работает с пластикой персонажей — его Хэллбой действительно выглядит неуверенным и вспыльчивым юношей, в его действиях всегда видна поспешность. Бен хорош при любой интенсивности действий, будь то спокойный разговор у камина или разъярённое сражение со скелетами. И он никогда не халтурит — раз уж я вспомнил скелетов, вы посмотрите, как он старательно сделал каждого из них уникальным, буквально вдохнув в них жизнь. Надеюсь, что Бен будет одним из тех немногих, кому в будущем позволят вернуться к этой серии. Как бы то ни было, я рад, что его обучение далеко от завершения, и Бен планирует ещё много лет работать под крылом у Майка.


Бонус

Сейчас было бы самое время подвести итог, но, мне кажется, что всё с моим вердиктом и так ясно. Давайте я лучше напишу про ещё одну мелкую историю, которую, к своему стыду, забыл обсудить с ребятами ещё год назад. Примерно тогда вышла вторая часть про мексиканского любителя могил — Hellboy: The Coffin Man 2, The Rematch (Dark Horse Presents v3 #7).

Страшно подумать, но первую часть мы рассмотрели аж во втором посте рубрики. И тогда мы с Ромой отметили её схожесть с классическими хэллбоевскими мини-историями, которые я сегодня уже упоминал. Некоторая хаотичность действий, точечный юмор, присутствие национального колорита — история была яркой и оставила самое приятнейшее впечатление. Признаться, от сиквела я ждал чего-то подобного, но по факту получилась совершенно иная по тону вещь. Лёгкость и непринуждённость были заменены грузными речами про предназначение, а юмор был отложен в сторону вплоть до последней страницы. Единственное, что осталось от оригинала — это непревзойдённый рисунок бразильского вундеркинда. Только в прошлый раз его автором был Фабио Мун, а в этот — Габриэль Ба.

Сюжетно история вызывает двоякое впечатление. С одной стороны, первая часть была самодостаточной и не требовала продолжения. С другой, Майк не просто к ней вернулся, а уже осознано оставил её недосказанной. Именно недосказанной, а не случайно оборванной, как в прошлый раз. Обсуждай мы эту историю год назад, я бы не сомневался, что Миньола обязательно вернётся к персонажу во время приключений Хэллбоя в Аду, благо, есть намёки, что Гробовщик живёт именно там. Но теперь, учитывая, что осталось всего два номера, есть большие сомнения, что мы когда-нибудь ещё увидим этого интересного персонажа.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34555 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33508 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26829 103