RSS
Рекомендуем

Вор-джентльмен и его призраки: Шелли-Джерри-Дик

23.09.2017, 16:00 — Алексей Волков 6350 1

Роберт Кейн никогда не был плодовитым художником, но ему удалось сделать главное — продать Бэтмена редактору Вину Салливану с тем условием, что каждый комикс будет подписан именем: «Боб Кейн». Никто и представить себе не мог, что Бэтмен станет хитом уровня Супермена, а издательству понадобится столько комиксов про человека в костюме летучей мыши, сколько двое парней в принципе не смогут сотворить в столь сжатые сроки. В мире газетных стрипов истории делали с запасом, а потом начинали публиковать. Мир журнальных комиксов был заточен на короткие истории, продолжения которых могло и не последовать.

Сорок лет спустя.

Едва появившаяся индустрия журналов комиксов пока не разродилась своими собственными правилами в плане взаимоотношений «издатель-автор», поэтому комиксы, даже созданные исключительно для журнальной публикации, продолжали создаваться как газетные стрипы. Комикс газете продавал художник, а кто там ему помогает — это его дело. Помощь сценариста Кейну потребовалась с самого начала, и Билл Фингер помог довести идею о новом «таинственном человеке» до ума. Со временем потребовалась и помощь художника.

1946

Уже при работе над 30 выпуском Detective Comics ему в помощь был назначен девятнадцатилетний парнишка Шелдон «Шелли» Молдофф, большой любитель посрисовывать у Алекса Рэймонда (впрочем, тогда было редкостью, если журнальный художник не притыривал потихоньку у Рэймонда, Хэла Фостера, Милтона Каниффа или Честера Гулда). Молдофф занимался и помощью с рисунками, и леттерингом и контуровкой (не всегда всем одновременно), пока его не сменил Джерри Робинсон, нанятый Кейном.

В пятидесятые Молдофф станет одним из главнейших «призраков», работавших над Бэтменом

В сороковом году Вина Салливана переманила компания McNaught Newspaper Syndicate, а редактором Detective Comics стал Фредерик «Уитни» Эллсворт. Кейн к тому времени создал собственную «студию» дома, где на него работали вышеназванный Робинсон и Джордж Руссос. Пока художники вкалывали, как проклятые (им, конечно, было проще, чем многочисленным работникам других комикс-студий, у них были стабильные заказы, ведь кроме Бэтмена Кейн поставлял DC и другие комиксы), мифология Бэтмена развивалась стахановскими темпами. В 38 выпуске Detective Comics дебютировал Чудо-Мальчик Робин.

Фингер утверждал, что проел всю плешь Кейну на тему того, что Бэтмену необходим напарник, как Холмсу — Ватсон. Боб Кейн утверждал, что до этого создал подобного напарника для комикса Peter Pupp. Джерри Робинсон, совсем ещё юноша (потомок эмигрантов из России), нанятый как контуровщик, утверждал, что показал Кейну и Фингеру иллюстрации Ньюэлла Конверса Уайета к Робин Гуду, и подсказал им, собственно, имя «Робин».

Джерри Робинсон

Вполне возможно, что свою роль сыграл и стрип «Принц Вэлиант» со своей фантазийно-средневековой эстетикой. Пара «искатель приключений и храбрый парнишка» не была новинкой и для комиксов — стрипы вроде «Терри и пиратов» уже существовали. Но, кто бы ни повлиял на создание Робина, он стал стопроцентным попаданием в цель.

Леттерер из Робинсона на заре сороковых был, конечно, неважный, но контуровщик — отличный.

Робин был создан для того, чтобы смягчить мрачность историй и сделать их более привлекательными для детей, которым было трудновато идентифицировать себя с богачом в черном плаще и ушастой маске. «Робин Гуд Современности», «хохочущий сорвиголова» ворвался в мир комиксов и тема напарника стала наимоднейшим супергеройским трендом. Важная для мальчишек тема отцовства и «наследования профессии» была роскошным крючком в самое подсознание. Бэтмен — отец, Робин — сын. Они вместе заняты «хорошим делом», и Бэтмен всегда вытаскивает Робина из передряг (а иногда и наоборот, что для юного читателя — вообще предел мечтаний). Вот она, суть напарника-подростка. А еще Робин — это самый что ни на есть архетип американского подростка. Неунывающий спортсмен с вечной белозубой улыбкой, готовый ко всему на свете. В мире Бэтмена Золотого-Серебряного Веков, «отец» — хорошая роль. Позже уже во времена Эпохи Marvel «отец» в комиксах надолго станет плохой ролью.

Чуть позже Кейн снял для своих парней офис в Нью-Йорк-Таймс-билдинг. Те в свою очередь, чтобы подзаработать, успели поработать над комиксом про героя по прозвищу Мишень (The Target) для Novelty Press, ставшего наступать на пятки Бэтмену в плане популярности, поэтому DC взяли их в штат, чтобы они не делали кассы конкурентам. Деньги за комиксы получал Кейн, а потом делил их, как считал нужным. Теперь комиксы про Бэтмена заказывались и студии Кейна, и штатным сотрудникам. Вероятнее всего, о некоторых историях Кейн узнавал только, когда журналы Detective Comics и Batman выходили из печати.

Собственно, Бэтмен получил именной журнал в том же 1940 году, через год после невероятного успеха сольного журнала Супермена. И, если в Superman #1 были сплошные перепечатки старых историй, то Batman #1 предлагал практически сплошные новые истории. Здесь дебютировали сразу три классических злодея — Хьюго Стрэндж, Джокер и Кошка (которая впоследствии станет Женщиной-Кошкой). История создания Джокера противоречивей некуда. Вроде как Робинсон показывал нарисованную им игральную карту Кейну и Фингеру, предлагая создать злодея, похожего на карточного Джокера. Не то Фингер прикупил дешёвое переиздание «Человека, который смеётся». Или Кейн вспомнил про фильм 1928 года. Вполне возможно, что всё совпало. Конрад Вейдт из Гуинплена превратился в зловещего Джокера, эксцентричного гангстера, одержимого «смешной» атрибутикой.

 

Итак, в 1940 году комиксы о Бэтмене окончательно стали суперзвёздными. Из вторичной истории о мстителе в маске, они превратились во вполне себе авангардную вещь. Здесь были акробатика и кино, тайны и человеческие истории, яркие персонажи и бодрые диалоги, мрачноватый юмор и невероятные приключения. Это были динамичные истории, в которых детектив представал в своей палповой форме — драк было не меньше, чем загадок. В цвете. За десять центов. Бэтмен нравился читателям, которые требовали всё больше историй о нём, задавал тренды комиксистам и служил прекрасной внутрииздательской альтернативой Супермену.

Дик Спрэнг

DC в то же время обзавелись своим собственным призраком, молодым художником Диком Спрэнгом, работы которого приберегали на тот случай, если Кейна заберут в войска во время Второй мировой. Боба не забрали, но работы Спрэнга пригодились, потому что в 1943 году Кейн получил самое крутое «повышение» в тогдашнем мире комиксов — начал рисовать газетный стрип про Бэтмена. Спрэнг, собственно, и над стрипом успеет поработать (и тоже, разумеется, без указания имени). Он станет одним из самых узнаваемых художников, создававших истории о Бэтмене в сороковые-пятидесятые.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34540 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33485 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26803 103