RSS
РосКомНадзор

Создатели рубрики
Роман Котков и Ольга Щербинина

Заставка
Андрей Смагин


Рекомендуем

ЭКСКЛЮЗИВ: Интервью с директором фестиваля рисованных историй «КомМиссия» Александром Куниным

06.04.2015, 18:53 — Ольга Щербинина 6385 1

С 1 по 12 мая в Москве в 14-й раз пройдет Международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия». Мы поговорили с главным организатором фестиваля Александром Куниным о том, как менялась «КомМиссия», что она дала современной российской индустрии комиксов, и почему так важно не пропустить мероприятие в этом году.

SPIDERMEDIA: Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

АЛЕКСАНДР КУНИН: Сама идея родилась в 2001 году, когда Хихус (Павел Сухих, будущий первый директор фестиваля, комиксист и мультипликатор) вернулся из Европы, увлеченный комиксами, и сделал квартирную выставку, а Наташа Монастырева (арт-куратор), под впечатлением от его выставки, загорелась желанием устроить первый международный фестиваль комиксов в России. Они хотели доказать всем, что «комиксы — это искусство». Хихус потратил больше 10 лет на эту идею. А Наташа, можно сказать, — положила свою жизнь. В 2006 году ее не стало.

Что же касается рядовых комиксистов, то для них фестиваль имел немного другое значение. В первые годы это был повод просто собраться со всей страны, встретиться и пообщаться. Потому что тогда проще было обнаружить снежного человека, чем еще одного художника комиксов. К 2007 году народ уже этим пресытился и хотел чего-то большего от фестиваля. Начались скандалы, недопонимания и расколы в тусовке.

SM: Вы начали сотрудничать с фестивалем в 2008. Как вы туда попали?

АК: Фестиваль тогда проходил в ЦСИ «Винзавод», я пришел, все посмотрел и сказал, что мне не нравится, как все там устроено. Хихус расстроился и сказал: «Ну, сделай тогда что-нибудь сам». У нас получился отличный симбиоз: я не люблю, когда в мои проекты вмешиваются, а он терпеть не мог взваливать на себя чужие заботы. С моими ребятами мы придумали формат Открытой библиотеки на фестивале, круглые столы издателей, а в 2010 году попробовали устроить первый День аниме и манги. В качестве ведущего пригласили Ваню Уштея, а с 2011 года он уже сам занимался Днем манги. Тогда же, в 2010 году, я загорелся идеей создать первый в стране Комикс-центр в Библиотеке для молодежи. А Хихус на каждом углу начал искать, кому бы передать фестиваль, но никого путного не находилось. Потом он решил переформатировать фестиваль, наверное, чтобы сделать его коммерчески успешным. Так появился в 2012 году День открытых миров (ДОМ). А в 2013 году Хихус сказал, что больше «КомМиссии» не будет.

Меня это страшно возмутило, потому что отсутствие профессионального фестиваля комиксов могло очень плохо отразиться на всей нашей индустрии нарождающейся, в том числе и на будущем Комикс-центра. «Тебе надо — ты и делай» — сказал мне тогда Хихус. Это случилось в марте, за месяц до фестиваля. Ни денег, ни площадки (за год до этого Хихус порвал с Винзаводом). Так получилась Домашняя «КомМиссия» в РГБМ. Два года ушло на реанимацию фестиваля, тотальную переделку сайта и конкурса, поиск нового места проведения фестиваля и на решение других проблем. А тут — бац, и кризис. Спонсоров практически нет, вся надежда на билеты, деньги с которых мы увидим только после проведения фестиваля. Но и вариантов других нет: «КомМиссия-2015» должна стать самой грандиозной за последние годы.

SM: В России до сих пор бытует мнение о том, что комиксы — низкий жанр для не самых одаренных подростков. Вы видите целью своей работы искоренение этого штампа?

АК: Вспомните сюжет из Симпсонов: пока вы сами, как мантру, повторяете эти штампы — они продолжают жить. Рисованные истории, комиксы, манга — это формат повествования. Как музыка или литература, к примеру. Можно писать идиотские любовные романчики для чтения в туалете, а можно — крутые эпические саги как «Властелин колец». Все зависит лишь от автора и читателя, которые делают свой выбор. Поэтому мне нет дела до искоренения штампов.

SM: Сколько в среднем конкурсантов в год присылают свои работы? Какие регионы России наиболее активны?

АК: Последние три года нам присылают в среднем около 150 работ на конкурс. Думаю, в нынешнем году будет так же. Но учитывая, что конкурс 2016 года мы запустим уже в июне, и планируем серьезную работу по развитию фестиваля, полагаю, что скоро мы вернемся к показателям в 500-600 работ. Самые активные регионы, как обычно — Москва, Санкт-Петербург, Урал, юг Сибири.

SM: Эти комиксы самобытны? Или же они являются копиркой западных/ восточных прародителей?

АК: Судя по тому, что приходит на конкурс, а я стараюсь просматривать все работы, в плане стилистики сейчас больше уклон в американский и европейский мейнстрим. В стиле манга работ значительно меньше. Кажется, что манга постепенно сдает свои позиции, а вот комиксы и собственно оригинальные (по стилю) российские рисованные истории набирают вес. Все чаще, даже если персонажи и продолжают носить иноземные имена, действие происходит в узнаваемой, «нашей» действительности.

SM: Вы можете назвать имена авторов, которых открыла/вдохновила/подтолкнула «КомМиссия»?

АК: Сложно залезть в чужую голову, чтобы ответить на этот вопрос. Приходите на фестиваль и узнайте все на месте. На фестивале вы встретите и Артема Траханова, и Даниила Кузьмичева, и Филиппа Соседова, и Богдана с Хатчеттом, Аскольда Акишина, Алену Камышевскую, Игоря Кожевникова, Евгения Яковлева, Володю «Питерского Панка» Лопатина, сестер Конопатовых, авторов издательства BUBBLE и 42... И массу других ярких личностей. Вероятно, «КомМиссия» что-то для них значит. И у каждого найдется своя история о фестивале.

SM: Множество отечественных авторов прошли через «КомМиссию», почему же полки наших комикс-шопов не ломятся от их работ?

АК: Потому что люди хотят кушать и нормально жить. Став хорошими комиксистами, многие уходят в более прибыльные отрасли: в рекламу, дизайн, анимацию... Оттуда очень сложно вернуться в мир творчества. Когда наши издатели смогут предложить нашим авторам стабильную работу, ситуация изменится. А чтобы это случилось, читателям не надо скупиться на покупку книг. В настоящей индустрии все взаимосвязано.

SM: Планируете ли вы заняться чем-нибудь в духе выпуска альманаха «КомМиссия-2015, лучшие комиксы года», чтобы житель условного Краснодара мог познакомиться с работами соотечественников?

АК: Вообще, каталог фестиваля «КомМиссия» — это и есть то самое, о чем вы говорите. Деньги со взносов авторов, участников выставки пойдут на оплату печати каталога. В нем мы опубликуем работы победителей «КомМиссии-2014», информацию по гостям и активностям года нынешнего и материалы выставок конкурсов «2015» и «2015: Высшая лига».

SM: Вы называете «КомМиссию» главным профессиональным комикс-форумом России, значит ли это, что человек, который увлекается комиксами только на уровне их чтения, заскучает на этом мероприятии? Может, ему стоит дождаться более мейнстримового Комик-Кона?

АК: Мы стараемся сделать так, чтобы фестиваль был интересен и профессионалам, и новичкам, и обычным посетителям. Поэтому все площадки и мероприятия будут организованы, исходя из этого принципа. Все профессиональные лекции и мастер-классы будут в Воркшопной и в Профессиональном шатре. В Лектории и на Главной сцене все конкретно для читателей: встречи с издательствами, с отечественными и иностранными гостями. Также мы устраиваем большую гик-ярмарку, игротеку с настольными играми, автоматический фотоугол для фотокосплея, 3 мая устроим косплей-шоу по комиксам и стимпанку, 10 — по аниме и манге, сейчас продумываем вечернюю концертную программу. Она будет доступна по тем же билетам, по которым ребята прошли в этот день на фестиваль.

Чтобы «показать товар лицом», мы впервые в России устроим настоящую «Аллею авторов», где можно будет получить автографы (как договоритесь) и просто пообщаться с художниками. А вот для Брайана Болланда, визит которого состоится благодаря поддержке магазина «Чук и Гик», мы выделим отдельную полосу для автограф-сессии. Мы помним все сложности, которые были у нас при устройстве встречи с Дэвидом Ллойдом на КомикКоне, и постараемся их избежать теперь.

SM: В одном интервью в прошлом году вы упомянули, что когда издательство Bubble только появилось, вы решили не приглашать его на фестиваль. Теперь же его присутствие окажется значительным — встреча с читателями, презентация новой книги. На ваш взгляд, какого прогресса достиг Bubble за 3 года?

АК: Конечно, ребята значительно изменились за это время. Они прочно заняли ту нишу рынка, на которую ориентировались. Понимаете, настоящая индустрия возможна лишь при условии, если для любого читателя есть свой продукт. Не все фанатеют от книг «Бумкниги» или «Истари комикс», кому-то подавай отечественные проекты от «42», а некоторые их на дух не переваривают, зато не пропускают ни одной встречи с BUBBLE. А есть и те, кто стоит в сторонке и копит деньги на книги питерских «Комильфо», «Азбуки» и «XL Media». На этом фоне есть своя аудитория и у «Live Bubbles», и у авторского самиздата. Мы все разные, но делаем одно дело.

А вот, что касается конкретных оценок, то у меня нет права их раздавать. Такова карма директора фестиваля, который устраивается для всей отрасли. Хихус на этом хорошо погорел. Да и у меня есть дурной опыт. Как читатель и исследователь я, конечно, имею право на свое мнение о «Голубых таблетках» и «Персеполисе». Но, будучи директором фестиваля и Комикс-центра, должен держать свое мнение при себе. У меня другие задачи и другая ответственность.

SM: Как вы думаете, способствует ли появление русского мейнстрима развитию авторских комиксов, их выходу к широкому читателю?

АК: И да, и нет. Это закон рынка: элитарные издания привлекают очень узкую и конкретную прослойку читателей и это не изменить. А мейнстрим на то и мейнстрим, что он интересен широким массам. Могут быть какие-то модные веяния. Но подмены одного другим никогда не будет.

SM: А что насчет взаимодействия с другими медиа? На мой взгляд, очень интересный проект, который вы начали совместно с «Эксмо» — визуализация творчества фантаста Олега Дивова.

АК: Это отдельная большая работа. Мы ее только начали. Смысл в том, чтобы создать целое направление отечественных рисованных историй в симбиозе с ключевыми российскими писателями-фантастам. Этот проект мы запускаем с издательством «Эксмо» и фестивалем фантастики «РосКон». Первый шаг — наша программа на профессиональном «РосКоне» (пройдет в Москве 11-12 апреля), старт конкурса работ по мотивам произведений Дивова, ряд тематических мероприятий на «КомМиссии». Сразу после фестиваля мы начнем развивать активность по этому направлению в регионах.

SM: Также впервые в этом году пройдет выставка «Влияние», расскажите о ней, пожалуйста, подробнее.

АК: Мы живем в большом мире, где все взаимосвязано. Комиксы и рисованные истории существуют и как отдельный мир, и как органическая часть кучи других миров: реклама, кинематограф, дизайн, урбанистика, хип-хоп культура, анимация... В этом году мы решили сконцентрироваться на современной живописи и вообще современном искусстве. Покажем работы таких авторов, как Г. Литичевский, А. Савко, Л. Тишков и других. Причем эти работы будут сделаны конкретно к фестивальной выставке. В следующем году будет что-то другое. Куратор проекта — французский граф Донасьен из древнего рода де Рошамбо. Так что все будет весело, пафосно и иронично.

SM: В этом году структура изменилась, ведь раньше «КомМиссия» проходила двумя частями раз в полгода, а сейчас — сразу 12 дней весной. С чем связаны эти изменения?

АК:   Как я уже говорил вначале, Хихус искал новые форматы для фестиваля и именно на потенциале и имидже «КомМиссии» был сделан «День открытых миров». В прошлом году весной, в последний день фестиваля в РГБМ, мы обсуждали два варианта: переехать окончательно на осень и слиться с ДОМом или сконцентрироваться на весеннем ивенте. Была бурная дискуссия и мы решили отказаться от ДОМа, но делать крутую «КомМиссию» весной. По сути, мы отчасти вернулись к прежнему формату большого события. Если вы вспомните, на «Винзаводе» и в МАРСе фестиваль тоже не умещался в одни выходные.

SM: Не стоит забывать, что, несмотря на огромную поддержку именно нашей индустрии, вы активно приглашаете зарубежных авторов. Главный гость этого года — художник Брайан Болланд. А какие персоны запомнились вам больше всего?

АК: Ларри Хама, Жан Жиро (он же Мёбиус), Режи Луазель, Волински, Гуарнидо и Каналес, Бенуа Сокаль, Паскаль Рабате, Франсуа Бук, Стефан Леваллуа, да много имен можно назвать. Иногда даже не верится, что все эти люди были гостями «КомМиссии» в разные годы.

SM: Читателям наверняка будет интересна схема взаимодействия с авторами, кто поддерживает их приезд в Россию? Спонсоры? Посольства? 

АК: В этом году у нас большая беда со спонсорами. К примеру, если бы не поддержка «Чук и Гика» с оплатой расходов по организации визита Болланда, мы бы уж не знаю, что делали. Вся надежда — на продажу билетов. Но деньги мы получим только после проведения фестиваля, так что приходится влезать в долги.

Нас поддерживают Гёте-институт, финское литературное агентство FILI, Французский институт и Посольства Франции и США, Московский многофункциональный центр при Департаменте культуры Москвы. Их помощь выражается в оформлении виз, оплате перелёта гостей. Для нас это неоценимая поддержка.

SM: Пара слов для тех, кто окажется на фестивале впервые.

АК: Советую начать с информационной стойки, они будут находиться у всех входов, посмотреть план фестиваля и программу. А дальше — просто наслаждаться праздником комиксов. А мы сделаем все возможное, чтобы «КомМиссия-2015» осталась самым ярким вашим воспоминанием о весенних праздниках в Москве.

Подробное расписание «КомМиссии-2015» здесь. Купить билеты можно прямо на официальном сайте.

Спайдермедия обязательно побывает на этом празднике жизни, до встречи 1 мая!

 

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34487 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33430 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26732 103