RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Легенды дремучего леса»

12.09.2018, 17:00 — Олег Лыфарь 6527 3

Творческое объединение Сучасны комикс (Современный комикс, если вы не понимаете мову) выпустило небольшим тиражом в 500 экземпляров свою первую книгу «Легенды дремучего леса» с целью представить народу белорусский комикс. Книга представляет собой 140-страничный мягкий сборник с прекрасной обложкой от уже известной на сайте Изабеллы Мицкевич и в непривычном для ТПБ формате — А4. Такой размер, естественно, большой плюс для любителей более детально изучить рисунок, правда, на парочке страниц из-за клееного блока возникали проблемы с тем, что книга «съедала» баблы.

Но ближе к делу, ведь мы пришли не полку украшать корешком новой книги, а истории читать да картинки глядеть. Всего в комиксе восемь с половиной историй от разных сценаристов и художников.

Открывающая история «Ужиный король», нарисованная Ольгой Алдановой, это адаптация рассказа Яна Барщевского «Корона ужа» из его сборника фольклорных историй «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических повествованиях». Сама история является классической притчей о последствиях своих поступков, а классика, как известно, не стареет. Визуальное исполнение я бы назвал очень хорошим, если бы не одно но — комикс полностью исполнен карандашом, из-за чего на большом количестве страниц я не мог избавиться от ощущения, что смотрю хоть и на красивые, но всё же наброски, а не на готовый продукт.

Следующей идёт история «Слухай» от наиболее известных представителей сборника, нарисованная Евгением Киямововым (Женя К.) и написанная Михаилом Самусенко. Сразу стоит отметить, что комикс на белорусском языке, и, возможно, возникнут проблемы с пониманием некоторых моментов, впрочем, на общей истории это вряд ли скажется, разве что могут быть проблемы с погружением. Комикс представляет собой стандартную форму хоррора, где главный герой погружается в пучины неизвестного, находясь в, казалось бы, привычном окружении. Для меня этот комикс с простеньким, зато рабочим сюжетом и отличным ретро-рисунком вышел, пожалуй, лучшей частью сборника. А ещё у ребят самая креативная страничка об авторах (такая страничка автобиографии идёт после каждого комикса, кстати).

Далее нас ждёт комикс Славы Уртеко  «Дитя красного болота». История о встрече безымянного молодого человека с болотной нечистью (то ли Кикимора, то ли просто какой-то дух болот — подсказок или намёков не будет). Комикс движется очень быстро, абсолютно прямолинеен и не несёт в себе какой-либо смысловой или эстетической нагрузки, кроме как финальный скримера, который, естественно, не работает, потому что это комикс, да и используется не целая новая страница, открывающаяся переворотом, а обычный последний фрейм. Визуально история столь же невыразительна и ближайшие ассоциации вызывает с ранними комиксами издательства BUBBLE. К сожалению, как история, так и рисунок совершенно не в моём вкусе, и за автором я явно следить не буду.

Из болота да в озеро, где нас ждёт история Екатерины Баслык о павших в Беларуси викингах «Легенда о мёртвом озере». Женоподобный монах находит историю об озере, где викинги, забредшие на наши земли, хоронили павших в бою, и решает найти его во имя любопытства. Главного героя ожидает столкновение с духами прошлого, но всё пойдёт не как обычно в фильмах о призраках, а как бывает в развлекательном фэнтези. Сама история довольно неплоха, в небольшой «хронометраж» умещается предыстория озера и само приключение монаха. А вот рисунок скорее спорный — ему невероятно не хватает покраски, большое количество деталей превращает фреймы в пусть разборчивую, но всё же мешанину, и из-за жирной обводки появляется ощущение, что в руках книжка-раскраска, срочно нуждающаяся в цветотерапии. Также хочу отметить не самые очевидные отображения букв в леттеринге, например буква О выглядит, как D, а C постоянно сливается с предыдущей буквой, что затрудняет чтение. Ах да, пользуясь случаем, передаю привет из Бреста всем брестчанам, работавшим над комиксом.

После лёгкого и развлекательного повествования начинается угольно-чёрный «День города» от Валерии Манкович, который мне очень напомнил сольные работы Рэя Фокса (One Soul, People Inside, Underwinter) и, как ни прискорбно, это не комплимент, так как его работы мне не нравятся. В работе Валерии я не смог ни прочувствовать клаустрофобию, хотя она и старательно заливала большую часть комикса чёрным цветом, ни получить удовольствия от интересной истории, так как из «заточения» в туалете с людьми через дверь очень сложно сотворить что-то великое. Да и сам стиль, хоть и явно экспериментальный, меня зацепить абсолютно не смог. Комикс скорее для друзей, чем для широкого круга читателей.

Эстафету перехватывает превосходное по своей задумке фэнтези «Всеслав Чародей». Историю написал Денис Пугач и нарисовала Юлия Баслык. Денис говорит в послесловии: «Мечтаю издать комикс о каком-нибудь белорусском герое... но раз автор не идёт к издателю, то издатель сам становится автором» и берётся не за лишь бы кого, а одну из самых больших фигур в белорусской фольклорной истории — князя Всеслава. Его мистические силы комикс поясняет тем, что у белорусской земли всегда должен быть защитник, и главный герой всего лишь один из череды, которому также необходимо найти преемника — собственно, об одном из возможных следующих чародеев и будет идти повествование. Как я отметил выше — замах отличный, а вот 14 страниц хватает лишь для того, чтобы дать пробную версию чего-то большего, истории очень не хватает продолжительности и размаха, она слишком быстро заканчивается, отчего на важность выборов, сделанных в повествовании, не успеваешь среагировать, потому что банально не ожидаешь, что уже конец. Рисунок Юлии в целом довольно хорош, уверенные линии и неплохая постановка событий радуют, а вот где минус, так это в не самом удачном расположении элементов рисунка в фреймах, отчего, несмотря на обильное наполнение, страницы всё равно выглядят пустыми. Кстати, скетчи на странице авторов мне показались более выразительными, чем финальный рисунок в самом комиксе.

Но возвращаемся к хоррору и истории «Поморок» от Анастасии Карташовой, где можно встретить мистифицированный образ мора, блуждающего по миру и косящего одно поселение за другим. Как любой уважающий себя оборотень, Поморок в разных образах пытается обманом вынудить жителей провести себя в город и раз за разом терпит поражение от прозорливых селян. Сюжет приятно напоминает о старых сказках, где добро всегда побеждает зло. Атмосфера приближающегося лиха подкрепляется чёрно-белым рисунком с вкраплениями света от огня. Комикс крепкий и ладно скроенный, а единственный его недостаток кроется в интересной стилизации голоса рассказчика под рукопись на бересте — текста иногда слишком много, и береста начинает извиваться по всей странице, а необходимость вертеть книгу, чтобы его разобрать и прочитать, совсем не доставляет удовольствия.

Последняя история (а если быть точным, то три-в-одном) «Леў», от составителя сборника Никиты Сенникова и художницы Алины Лабус раскроет возможные варианты происхождения названия города Могилёв. Никита подошёл к задаче творчески и рассказал три одновременно идущие истории, то есть все страницы комикса разделены на три горизонтальные линии, в каждой из которых идёт одна из версий. Каждая из них выполнена в своём стиле и со своим рассказчиком: первый ряд — экскурсия в музее через картины событий, второй ряд — мрачное фольклорное сказание, третий — сказка, рассказанная родителями детям. Возможно, проблема во мне, но у меня не вышло читать истории параллельно, так как я сбивался с темпа и настроения, поэтому мне пришлось войти в цикл: прочитал первую историю — вернулся к началу комикса — прочитал вторую историю — вернулся к началу комикса — прочитал третью историю — процесс завершён.

Ах да, в начале я написал, что историй восемь с половиной — половиной выступает путешествие персонажа, нарисованного Ольгой Алдановой, между историями. Какого-то веса история не имеет, но в финале будет забавный финт.

Вот такой вот получился первый сборник белорусских авторов и художников комиксов. Где-то получилось лучше, где-то хуже, но иначе в сборниках быть не может — всегда есть личные предпочтения читателя, авторы в разной степени владеют писательским или художественным талантом, но, думаю, каждый найдёт здесь историю себе по духу. Конечно же, ребятам ещё есть над чем работать в будущем и требуется провести работу над ошибками, а я, тем не менее, рад, что работа над комиксом была доведена до конца, несмотря ни на что, и искренне желаю дальнейших успехов в популяризации белорусского комикса.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34548 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33497 142
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26818 103