RSS
МЖДЗ

Архив МЖДЗСистема оценок

Создатель рубрики
Евгений Еронин

Заставка
Ярослав Астапеев


ДРУГИЕ РЕГУЛЯРНЫЕ РУБРИКИ

Рекомендуем

Рецензия: Zero

18.08.2015, 15:30 — Олег Хижняк 3779 27
Zero #1-18
Image Comics 2015
СценаристАлеш Кот
ХудожникиМайкл Уолш, Традд Мур, Матеус Сантолуко, Морган Джеске, Уилл Темпест, Ванесса Дель Рей, Мэтт Тейлор, Хорхе Коэльо, Тончи Зончик, Майкл Гейдос, Рикардо Лопер Ортиз, Адам Горхэм, Альберто Понтичелли, Марек Олексики, Иен Бертрам, Статис Тсемберлидис, Роберт Саммелин, Тула Лотей
КолористДжорди Беллэр

Еще год назад я назвал бы Zero одним из моих любимых онгоингов. Шпионский триллер о жизни агента Эдварда Зеро каждый выпуск обращался к новому набору жанровых тропов: главный герой то в бондовском смокинге внедряется на эксклюзивную вечеринку для богатых террористов, то по приказу родной организации убивает совершенно незнакомого ему человека. Восьмой номер — одна сплошная практически идеально сделанная экшен-сцена, в которой почти ничего нет кроме стрельбы и жестокости. За пределами шпионских миссий есть, например, душераздирающий Zero #2 про детство Зеро в секретной школе, где его и других детей превращали в послушное оружие. Ну а выпуски, посвященные адаптации протагониста к мирной жизни, читаются с меланхолией и улыбкой (я — поверхностный поглощатель поп-культуры и на реплику «you started watching movies three years ago» смотрел очень долго, испытывая огромный спектр эмоций).

Я люблю спай-фай, и в Zero Алеш Кот вываливает на читателя почти все возможные вариации жанра, одновременно с этим оставаясь в рамках одной истории о человеке, уничтоженном якобы для защиты государства от врагов, но на самом деле — для гораздо более низких целей. Комикс выглядит успешным экспериментом по жонглированию тоном и сеттингом не в последнюю очередь благодаря огромной команде талантливых художников (по одному на номер). А затем случились последние семь номеров.

Выпуски с двенадцатого по четырнадцатый не так уж и плохи, хотя устоявшийся формат они ломают неаккуратно: в отличие от предыдущих, в них фигурирует одна непрерывная последовательность событий, и две «экшен-сцены длиной почти в целый номер» (которые у художников и Кота получаются так хорошо) подряд сильно тормозят повествование и не привносят новые события. Но все это меркнет на фоне следующих четырех номеров, где... грибы объясняют Эдварду смысл жизни.

(Да, я на самом деле пишу про комикс только ради этой фразы.)

Половина этого «арка» состоит из галлюциногенной лекции, которая долго (четыре номера!), подробно, «загадочно» (разумные грибы из космоса!) и с неуклюжей метафорой разжевывает все темы комикса, которые и без того должны быть очевидны. Почему огромный черный паук символизирует бессмысленность насилия лучше четырнадцати номеров очевидно бессмысленного насилия? И почему для победы над символом бессмысленного насилия к нему нужно применить насилие?

Другая половина посвящена неожиданно врывающемуся в комикс писателю-постмодернисту Уильяму Берроузу, который в своем уголке мультивселенной пытается писать роман про Эдварда Зеро и переживает свои вариации тех же тем комикса (бессмысленная и нелепая смерть жены, отношения с сыном и другими близкими). Кроме этих очевидных связей мне совсем непонятно, зачем он здесь. И вообще я не знаю, в чем смысл этих четырех номеров: они выглядят одновременно оскорбительно снисходительными в своем разжевывании морали и чудовищно претенциозными, потому что целых четыре месяца висит огромная неоновая вывеска «Постмодернизм!». Почти наверняка я чего-то не понял, но я понял достаточно, чтобы считать, что Алеш Кот виноват в этом гораздо больше меня.

Первые одиннадцать номеров неидеальны. Некоторым линиям уделяется слишком мало места, из-за чего, например, финал одной из них проваливается, потому что он основан только на двух страницах полугодовой давности. Некоторые необъяснимые и почти психоделические события могут раздражать (и, возможно, даже заслуженно). Но шпионский триллер там хороший, экшен длинный и брутальный, эмоциональные реакции вызываются постоянно, мысли об отношениях и человеческой природе провоцируются стабильно. А вот четыре номера — это слишком много для лекции разумных грибов из космоса (которые к тому же местами неправильно используют слово «мультивселенная») о том, что нам не стоит убивать друг друга.

Если воспользоваться шкалой МЖДЗ, то комикс получает две оценки: Zero #1-11 – ДОБРО, Zero #12-18ЖИЖА.

Ещё много интересного
15.09.2017, 14:00 — Дмитрий Андреев
Обзор новостей российской комикс-индустрии.
2620 2
01.09.2017, 12:44 — Юрий Коломенский
Кому-то придется несладко.
2704 2
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
16588 271