RSS
Рекомендуем

Преданья старины глубокой

06.05.2015, 15:00 — Владислав Миктум 21737 13

Работник белорусского магазина комиксов Time to be a Hero Владислав Миктум решил вспомнить одни из самых ярких эпизодов становления отечественной индустрии комиксов, пройдясь по нескольким избранным произведениям.

«Тот, кто не помнит своего прошлого, осуждён на то, чтобы пережить его вновь».

Господа, мир русскоязычных комиксов растет по экспоненте. Уже сейчас он достаточно богат и разнообразен для того, чтобы, заглянув в базу данных, мы увидели более 500 наименований принадлежащих графическим повествованиям русских художников. Но почему, говоря о комикс-мейнстриме, изданном на наших широтах, мы можем лишь смущенно потупить глаза после упоминания BUBBLE? Правда ли, что за все эти годы русский мир так и не увидел по-настоящему визионерского произведения, или, на худой конец, бестселлера? Может что-то стоящее все-таки умудрилось пройти мимо своей целевой аудитории? И какая она, эта ЦА?

Несмотря на довольно пафосный эпиграф, в этой статье я хочу предложить читателю не столько исторический экскурс, сколько попытку осмысления того, что происходило на наших глазах — выхода российских комиксов на заре 21 века. В этой рефлексии наша цель не нарисовать карту, а скорее обозначить основные точки, соединив которые, мы получим лицо российского комикса. Еще раз — не анализ авторских почерков, а попытка найти что-то общее, пристально вглядевшись в ворох загогулин.

Почему это стоит сделать и сделать именно сейчас? Да ведь именно сегодня тысячи и тысячи комиксистов на просторах СНГ творят свои шедевры в ожидании нужного момента. Взглянем правде в глаза, тренд на изотекст не будет вечным. А если хочется оседлать волну, то надо успеть пока море не утихло. Так давайте же потычем палками то, что осталось от не самых удачливых предшественников. Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

Предстоящий экскурс будет довольно выборочным. Выбор этот будет падать на книги второй половины нулевых. Помимо этого, касаться по большей степени мы будем авторских проектов, потому как разговор о коммерческом комиксе до BUBBLE быть долгим не может. Вряд ли в ходе статьи у нас получится выяснить, почему те или иные комиксы не стали коммерчески успешны... да хотя бы известны вне узкого круга сочувствующих. Но в любом случае, полезно взглянуть на то, что в них было хорошего, а что было плохого. И конечно, не забудем про поиск среди таких разных комиксов чего-то общего. Вы помните, как это делается в американской традиции? Когда десятилетия комиксотворчества объединяют в золотой век, затем серебряный. И ведь именно так стоит поступать, если ясно как день, что на смену оптимистически выстроенному повествованию приходит внимание к проработке психологических портретов. Именно после успешного поиска общих тенденций пред нами предстанут отличительные черты отечественного комикса и скрывающиеся за ними «эпохи». Ну и раз уж мы коснулись слова «эпоха», то начнем издалека.


Комиксы в пост-СССР


История российских рассказов в картинках не начинается вместе с развалом СССР. Радлов использовал иллюстрации с приписанным внизу текстом еще в 30-ых. В агитплакатах Кукрыниксов и фотомонтажных циклах Юрия Рожкова мы наблюдаем такие конструктивистские эксперименты по синтезу слова и графики, которые дадут сто очков форы многим современным авангардным авторам графических романов.

Но давайте условимся на том, что будем называть комиксом то, что изначально себя как комикс и позиционировало. Именно такие формы массовой культуры пышно зацвели на руинах канувшего в лету союза социалистических республик. Комиксы были разные — исторические, авторские, детские. Как и многие книги в это интересное время их публиковали много, но очень плохого качества. Нередко это касалось и самого главного — содержимого.

Удачи и провалы того времени, безусловно, достойны пристального изучения. «Кешка» от супруг Снегиревых был переиздан в 2012 году «Компас-гидом», его можно часто наблюдать на международных книжных выставках. Коллекционное издание «Капитана Донки» нашло своих покупателей, несмотря на весьма нескромную цену. Не знаю, как прошла краудфандинговая компания, посвященная публикации комикса «Велес», но комикс в силах заинтересовать современного, избалованного американскими и европейскими графическими романами читателя. Однако в рамках «российского комикса» преемственность отследить тяжело, особенно находясь в самом начале его развития. А значит, нам пора двигаться дальше, ближе к цели наших изысканий.


Секрет успеха


Запустить машину отечественного комикс-мейнстрима пытались с начала 90-ых. Так как к комиксу никто не относился, да и сейчас далеко не все относятся, как к серьезному виду искусства — упор делался на детские журналы.

Время шло, Голливуд выпускал комикс-адаптации которые с удовольствием смотрели взрослые, и этим сеял где-то в глубине коллективного бессознательного сомнение: «А действительно ли все, что комикс — это для детей»? Доступным стал интернет, а вместе с ним и английский сегмент сети, в котором никому и в голову не приходило называть комиксы картинками для дебилов. Это, и не только это, привело к тому, что в середине нулевых сразу несколько издательств пришли к выводу: «Читатель созрел», — и выпустили приличное количество графических романов для взрослой аудитории. Среди них были, в числе прочих, отечественные проекты.


«Тайна Белой Волчицы»


Странной любовью люд русский к BD дышит. И хвалит он франко-бельгийские комиксы, и в работах своих равняется на потомков славных галлов, да только не окупаются альбомы Билала и Госсини, мистерия.

«Тайна Белой Волчицы» была выпущена в 2003 году в рамках инициативы издателя (и художника) Евгения Нитусова. К сожалению, это начинание обернулось полным провалом. Несмотря на то, что в советских научно-популярных изданиях проскакивали французские комиксы, целевой аудитории для такой литературы еще просто-напросто не было. Качество же самого произведения назвать плохим язык как-то не поворачивается, хотя и хвалить его сложно. Давайте остановимся на этом поподробнее.

«Тайна Белой Волчицы» рассказывает о крестьянской жизни в условном русском селении. Эта жизнь бесхитростна, светла и радостна. Наши герои стремятся к простому человеческому счастью (в данном случае — свадьбе), чему пытается помешать загадочная княгиня, проезжавшая в поисках работника. Еще до того, как ее отправят восвояси с пустыми руками, в селе начнут происходить загадочные вещи.

К сожалению, загадочной является не только мистическая часть сюжета, но и весьма рваное повествование, знакомящее читателя с целым ворохом героев, но не позволяющее им развернуться (формат в 40 страниц такой роскоши не терпит). За этим следует вопрос о том, почему в качестве жанра выбрана именно взрослая сказка. Ну не в коренящихся на постсоветском пространстве традициях давать детям читать книжки, в которых присутствует хоть какая-то нагота. А внимание взрослого читателя вряд ли сможет привлечь столь бесхитростная фабула.

Если упор делался на то, что это не просто сказка, а рассказанная посредством последовательных изображений, то стратегия в целом была верная. Рисунок очень качественный, особенно хотелось бы отметить композицию кадров — блеск. Меня немного смущало неизменно радостное выражение на лицах крестьян, но это же сказка. Пусть живут долго и счастливо.


«Хакер»


Традиция ориентироваться на франко-бельгийскую школу не начинается и не заканчивается альбомом «Тайна Белой Волчицы». Нашим художникам куда проще реализовать себя на родине Вольтера, чем добиться какой-никакой узнаваемости на просторах отчизны. Александр Еремин является одним из числа таких авторов.

Первая часть из уже законченной трилогии была издана на русском языке издательством «Панглосс» еще шесть лет назад. Оставшиеся две, на сегодняшний день, увидели свет только на французском.

Действие происходит в 2049 году, на фоне убийства главы крупной корпорации «Мегасофт». С первых страниц мы узнаем не только об этом, но и о дистопичных последствиях глобализма. Там же не забывают упомянуть технологию современной миру Хакера «Сети».

Эклектичный триллер-боевик о будущем победившего киберпанка отличается бескомпромиссным главным героем, страдающим излишней мэрисьюшностью. Этим же болеет другой комикс Еремина — «Максим», при чтении которого я слишком часто вспоминал «Смертельную планету» Гарри Гаррисона.

Вернусь к эклектике, произведение выдержано в лучших традициях сразу нескольких жанров, при желании можно найти связь не только с творчеством Гибсона или Дика, но и с гонконгскими боевиками. В какой-то степени подача материала делает честь автору. Приятно, когда человек ориентируется на собственные вкусы, а не гонится за трендами.

Также стоит выделить изобразительный стиль истории про особенно удачливого Хакера. Многие визуальные решения почерпнуты из манги, далеко для подтверждения моих слов ходить не надо — достаточно взглянуть на женских персонажей. Сама «сеть» изображается в соответствии с третьим законом Артура Кларка — как технология, столь же для нас непостижимая, как и магия. Альбом издавался во Франции, о комиксной традиции которой нам напомнит схематичная раскадровка и хорошо проработанные элементы окружения, на фоне которых оказываются действующие персонажи.


«Ника»


Комикс «Ника» может похвастаться весьма интересной судьбой. «Первая русская манга» печаталась на страницах «Классного Журнала» в период с 1998 по 2002 года. «Ника» была популярна и подавала большие надежды, автор прекратил журнальные публикации ради издания комикса отдельной книгой... и тут что-то пошло не так. Свет увидело несколько сборников, но в коммерческом плане они обернулись катастрофой. Лично у меня дома стоит издание от «Панглосс» — это красивый альбом, в котором собраны первые два перерисованных тома. Подробно о жизни закрытии проекта Богдан написал на своем сайте в 2012 году.

«Ника» — это классический сенен, а если выражаться витиеватым западным языком — комедийный боевик с примесью фентези. Место здесь нашлось и фольклорным персонажам, и обычной московской школьнице (выступающей в роли главной героини), и даже масштабным картинам уничтожения Москвы гигантским драконом.

Переиздание от «Панглосса» может по праву гордиться прекрасным рисунком — это совсем другая работа, нежели «Ника» выходившая когда-то в «Классном Журнале». Листая альбом, получаешь простое человеческое удовольствие, рассматривая композиционные решения, а удачные комедийные скетчи хочется еще раз перечитать.

Сюжет «Ники» не ведет под руку, а постоянно бросает читателя в гущу событий. И при этом у каждого из персонажей мы можем четко проследить характер, ведь именно герои комикса заставляют историю двигаться и развиваться.

Казалось бы, у проекта было все: интересные персонажи, качественный рисунок (пусть и не сразу), фанаты (фанфики по «Нике» писались, когда меня еще в интернете не было)... но этого оказалось недостаточно для того, чтобы автор мог позволить себе работу над комиксом, сохранив финансовую независимость.

...

Бум издательской активности оказался преждевременным. Пяток лет позволили аудитории, выросшей на «Spider-Man: The Animated Series», стать платежеспособной, а Marvel — выстроить популярную киновселенную.

А теперь перенесемся к рубежу между нулевыми и десятыми. Удивительное время, ведь чуть ли не каждый день выходит новый томик манги на русском языке. Несмотря на то, что культурная конвергенция не обходит стороной комиксы, именно манга-аудитория сыграла и продолжает играть важную роль для оригинальных комиксов на русском языке. И как раз тут заметен общий стрим, берущий начало от комиксов Богдана и Еремина. К этому мы еще вернемся, давайте пока рассмотрим несколько комиксов, вышедших в это время.


«Дед Мороз: Глубокая заморозка»


«Глубокая заморозка» является если не идейным вдохновителем, то седобородым предком комиксов BUBBLE. Нет, команда не воспринимала комиксный медиум всерьез, но это была совместная работа профессионалов над коммерческим проектом. Сценарист фильма «Антикиллер» решил испробовать путь, позволяющий минимизировать риски и затраты, да еще и не ограничивать свою фантазию рамками бюджета. В результате появилась книжка в твердой обложке о новогодних приключениях и мировых заговорах.

Новогодняя комедия о мегакорпорациях и летающих тарелках обладала теми же проблемами, с которыми в свое время столкнулся BUBBLE — яркие страницы напоминали рекламные листовки, а залихватский солдатский юмор мог бы заставить хвататься за животы людей, но тех людей, которые по какому-то странному стечению обстоятельств не читают комиксы в наших широтах. Если с первым помогла офсетная бумага, то второе выглядело не так уж и плохо на фоне стройного сюжета и крепко прописанных персонажей.

История рассказывает о матери-одиночке Вере и молодом симпатичном парне по имени Сергей. Сергей — это страдающий амнезией дед мороз, который работает детективом. Сергей сторонится противоположного пола, а Вера, уверенная в себе женщина, не боится решительных действий. Кстати, упоминал ли я о том, что главная героиня по совместительству еще и журналистка? Логично, что любовь к поиску истины сближает их на пути к разгадке таинственных похищений снеговиков.

Пускай сюжет и не самый оригинальный, далеко не ради интересных сценарных решений люди смотрят блокбастеры, а уж тем более рождественские комедии. Действие происходит весьма динамично, а рисунок, пускай и страдает излишней карикатурностью, остается качественной профессиональной работой.

Комикс явно должен был расположить к себе разношерстную аудиторию, однако не похоже, чтобы эта аудитория его заметила. Тем не менее, на просторах интернета можно найти сиквел «Глубокой заморозки», и остается только строить догадки о том, почему же он не увидел свет.


«Стерва»


Сборник историй на не столь популярную в последнее время «сталкерскую» тематику. Выгодно выделяющийся параллелью с произведением Стругацких, а не игрой, этот комикс обладает и другим явным плюсом — в роли главного героя выступает сильная и не стереотипная девушка.

Еще до Ткаленко и Воронович сталкерскую целину русскоязычного комикса пытался возделать другой тандем авторов, работавший над мангообразным «Гофманом». Знакомство с последним у меня так и не состоялось, но читал я об этом комиксе много лестного. Оно и хорошо, что кто-то в подобном жанре работает. Понятно, что, после того, как графоманы заполонили своими книгами на выживальщицкую тематику все торговые сети страны, без улыбки такие слова воспринимать сложно. Но забудьте о них на секунду! Ведь, несмотря на старания наших книгоиздателей — это все еще вселенная, оставляющая огромное пространство для художественного интерпретирования. А в форме комикса ее и вовсе никто толком не разрабатывал. Ну, это дело времени, само собой.

В небольшой тетрадке с черно-белыми иллюстрациями, которая вначале была опубликована на польском языке, спряталось три новеллы. Каждая история старается раскрыть характер мира и героини комикса с новой стороны. Реальность графического романа радужной не назовешь. Каждый день Стерва встает на бой, как с окружающим миром, так и с собственными демонами. Судьба подкидывает ей новые знакомства, которые обычно и выступают катализаторами конфликтов.

Комикс весьма качественный, самобытный и сделан с любовью. И все же не стоит ожидать от него откровений. Формат мини-историй подразумевал возможность для продолжения, но пока о нем ничего не слышно.


«Азарт»


Амбициозный коммерческий проект, который должен был стать всего лишь первой ласточкой в череде огромной мультимедийной франшизы. Плод совместных усилий Iskra Comics и Diamond.film обладал всеми необходимыми для успеха качествами. Ну, видимо, кроме рекламы.

История в эстетике нео-нуар подается стильно, не отпуская читателя до самой развязки. Следуя по стопам Sin City, авторы не стремятся сказать новое слово в жанре, они просто умело добавляют используемые Миллером ингредиенты в свое блюдо, и получается чертовски вкусно.

Над комиксом работала команда профессиональных киносценаристов, а художником выступил Роман Сурженко. Роман — это человек, который много лет профессионально занимается BD, и даже рисовал спин-офф культовой серии «Торгал». То есть придраться фактически не к чему, настолько эффектные кадры вы редко увидите даже в западных графических романах.

Сама история рассказывает нам о профессиональном игроке в азартные игры, парне по имени Кость. Судьба отвешивает ему удар за ударом до тех пор, пока не зажимает его в углу наедине с огромным долгом владельцу казино — Вилену. Единственный шанс остаться в живых — это найти загадочного «Шута», устраивающего игру «Quest» для золотой молодежи и любителей легкой наживы.

Комикс очень динамичный, в нем нет ни одного лишнего кадра. Даже подробности из прошлого героев не дают отдышаться, лишь накаляя драматический градус истории. Остается только гадать о том, почему же качественно оформленная книжка в мягком переплете не стала в свое время бестселлером.


«Скунс и оцелот»


Говоря об авторах этой комедийной серии, можно спокойно употреблять словосочетание «матерые комиксисты». Алекс Хатчетт и Богдан подготовили первый, самиздатовский, тираж о фантастических приключениях двух антропоморфных животных еще в 2008 году. В 2010 издательством Истари Комикс был выпущен первый том, в котором читатель может наблюдать за становлением двух знаменитых космических пиратов, соперничеством школ боевых искусств и дуракавалянием великих мастеров.

История начинается с того, что два заядлых неудачника, любитель тяжелой музыки скунс Сэн Тавр и хиппи-оцелот П.Дж. Бладватрез, попадают во враждующие монастыри боевых искусств. За годы их пребывания в храмах величайшего из искусств, эти самые храмы окончательно превращаются в форменный театр абсурда. Кульминацией становится нападение армии ниндзя, вынуждающих наших героев объединить усилия на пути кровавых тренировок.

На страницах комикса авторы не только расписываются в своей любви к гонконгским боевикам и манге, но также умудряются выстраивать интересный и оригинальный сюжет с живыми и яркими персонажами. Если и говорить о недостатках комикса, то единственный — это формат самого издания. Рисунок создавался с расчетом на как минимум лист А4, и в увидевшем свет «покет бук» все детали разглядеть можно только с лупой, что в целом не умаляет замечательной работы художников.

Первый том все еще можно купить в магазине издательства, а выход второго (судя по всему, заключительного) должен состояться в этом году. Я бы крайне рекомендовал знакомство с этой серией людям, которым по душе комедии в духе «Ниндзя из Беверли Хиллз» или «Ранмы».


«Полный пока»


Сборник веб-стрипов питерской авторши (и вышедший позже новогодний спецвыпуск) оказался довольно популярным проектом, во всяком случае, было некоторое количество допечаток. Если бы не этот факт, вряд ли бы я стал упоминать подготовленную в издательстве «Комильфо» тетрадку комиксов, все же веб-стрипы — это явление, которое стоит рассматривать отдельно.

Карикатурные истории об альтер эго автора — Асе, ее друзьях и немного об увлечении ими аниме, выделяются, помимо различных филологических шуток, еще и самоиронией. Рисунок явно не сильная сторона этих комиксов, но стрипы- это не тот жанр, где качество картинки играет решающую роль (вспомнить хотя бы Cyanide&Happiness). Общее настроение серии я бы охарактеризовал как депрессивно-абсурдное: чего стоит завязка, где главная героиня засыпает перед попыткой суицида.

Выстрелил веб-комикс среди девичье-подростковой аудитории, которая, кстати, является основным покупателем серий от BUBBLE (во всяком случае, в том ареале, где я обитаю). Эта группа народонаселения оказалась благодарным читателем, готовым поддержать автора рублем.

Сейчас Альфина ушла в написания больших и очень больших объемов прозы.


А теперь нечто совсем другое


В рамках этого обзора мне стоило упомянуть еще парочку проектов, но тогда бы он начал перерастать в монографию. «Человек, как все» я обошел вниманием как политически не нейтральный, хоть и ироничный. Обошел и «Оранджлайф 0.5» — так как на момент выхода этой статьи вы уже в силах ознакомиться с полноценными первыми двумя томами этой серии, а возможно даже с парой статьей им посвященных. А еще «Обитаемый остров», «Неманга», «Сунсний Мур» (кстати говоря, крайне достойный комикс), ну и et cetera.


Итог?


Что ж, немного пробежавшись по различным комиксам той или иной степени успешности, попробуем взглянуть на современный BUBBLE. Попытки отображения актуальной и реальной действительности, аутентичного колорита, редко выходят за рамки парочки другой поп-культурных реминисценций. Можно даже сказать, что картины реальной повседневности отсутствуют в русскоязычном комиксе как класс. Видимо, картины эти не представляют интереса, как для автора, так и для читателя, а потому и связь с реальной нашей жизнью ограничивается парой другой пасхалок.

Глядя на рисунок, который занял доминирующее положение в современном российском мейнстриме, сложно найти там отголоски какого-либо «марвела», зато влияние манги налицо. Но это влияние прослеживается фактически в любом современном комиксе, т.к. является логичным результатом глобализации культур, а значит перед нами современный продукт.

Серьезный вес юмористической составляющей ненадолго заставил меня задуматься о том, уж не по реализму ли истосковался отечественный читатель. Встряхнула бы рынок «темная эпоха» российского комикса? Привлекла бы к нему новых людей? В конце концов, Dreadcore, несмотря на многочисленные (и в первую очередь сюжетные) огрехи, был выбран читателями сайта comicsboom.net лучшей отечественной серией. А не мне говорить, что по сути своей Dreadcore есть концентрированный даркэйдж имейджа, со всеми его болячками.

Попытки найти широкого зрителя не прекращаются, создатели комиксов идут на эксперименты, издатели на риски, а аудитория, казалось бы, в кои-то веки готова принять успешную серию и обласкать ее своей любовью. И глядя на всё это сумасшествие остаться только отметить, что написать Гарри Поттера куда сложнее, чем искать заимствования из античной литературы у Роулинг, попивая чаек в кресле. Я осветил фонариком верхушку айсберга, львиная доля которого все еще прячется в сети (тот же Акомикс). И скорее всего именно в этих глубинах скрывается звериный оскал русскоязычного комикса, который все еще так сложно разглядеть.

Ещё много интересного
19.03.2015, 11:36 — Евгений Еронин
Реакция на историю с обложкой Batgirl вскрыла большую проблему российской комикс-культуры.
34568 273
05.06.2015, 08:11 — Евгений Еронин
UPDATE: Вышел второй тизер!
33528 139
22.03.2015, 19:03 — Евгений Еронин
В конце недели произошло сразу два неприятных случая, в которых российские издатели комиксов показали себя не с лучшей стороны. Мы решили провести беспристрастную аналитику этих событий.
26840 103