Итак, спустя «ровно» обещанное время Суперрекап вновь в эфире очень противоречивым выпуском рубрики: наши авторы объявляют друг другу войну, расходятся во мнениях и выдвигают теорию о том, что ключом к постижению всего сущего является Batman ’66. Такая буря чувств, охватившая ребят, понятна, ведь Александр Тарасов, самый живой рекапер «Супергерл», и Андреев Дмитрий, соведущий All Things Valiant, решили разобрать сам «Готэм». Сериал, серьезно подходить к которому без стакана нельзя, но так как наша редакция за здоровый образ жизни, то ребята пьяны эмоциями.
ВНИМАНИЕ! ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ!
Дмитрий: «Готэм» сейчас — самый неоднозначный из выходящих на основе комиксов сериалов. До его премьеры и после первого эпизода люди ожидали качественное детективное шоу, периодически заигрывающее с фанатами, но остающееся настолько далеким от фантастики, насколько возможно. Но эпизод с Балунменом сломал многих, а с началом второго сезона отвалились самые стойкие, когда поняли, что сериал метит в категорию диких фанфиков, написанных под впечатлением от шумахеровской дилогии. Периодически пробивающийся в кадрах неоновый свет, ужимки персонажей и их ломаная жестикуляция только добавляли сходство. К концу второго года стало ясно, что шоу смотрят только ради любовных дрязг. Поэтому к третьему сезону создатели, озабоченные рейтингами, решили пойти ва-банк и запрыгнуть на поезд Diversity, дернув рычаг переключения сексуальных предпочтений у самого харизматичного персонажа первого сезона Пингвина. Лично для меня дружба двух двинутых маньяков Пингвина и Риддлера была самой интересной линией второго сезона. И переход ее в нечто большее я воспринял как забавную возможность расширения и ветвления этой линии. Вот только, если судить по 11 эпизоду, все сводится к страшной холодной мести. А ты что думаешь насчет Секса в больном Готэме?
Александр: Well, that escalated quickly. Мы только начали текст о Готэме, а ты уже успел знатно вбросить, стать моим злейшим врагом в рамках поста, заспойлерить третий сезон и подвести итог. С вами был Суперрекап, увидимся через две недели. Готэм и правда неоднозначный, странный и безумный, но каким ещё должен быть сериал про город, в котором живут и орудют вечно улыбающийся социопат, скорбящий о мёртвой жене любитель прохлады и тот богатый балбес в костюме летучей мыши? В смысле, Нолан показал нам, что всё может быть реалистично, логично и темно, но мы все так от этого подхода устали. Комикс-экранизациям нужны встряски, переосмысления, смелые решения и испытания зрителя. Готэм умеет это делать и не стесняется быть разным. Сегодня он переосмысливает Бёртона, через неделю напоминает о Нолане, еще через пару недель и вовсе ударится в комиксы и сойдёт с ума, но всё это время сериал будет самобытным и продолжит гнуть свою линию. А Секс в больном Готэме это конечно вышка.
Дмитрий: М-да, парируешь ты отменно! Теперь же, когда мы обменялись финальными ударами, не пора ли сделать шаг назад и обратить взор на первые два сезона? Ты совершенно верно подметил, что среди линеек условно супергеройских сериалов настоящего времени Готэм самый непредсказуемый. Но таким он стал, когда создатели поняли, что никому не нужно бесконечное подражание ноланверсу первого сезона. И, начиная со второго года, тон от эпизода к эпизоду стал меняться, вплоть до перестраивания концепта прямо на лету серии: вот у нас псевдо-Джокер, переодевшись фокусником, и вконец свихнувшаяся Барбара Гордон берут в заложники филантропов на званном ужине аля Batman ‘66, а через пять минут главный злодей сезона реализует свой грим анд грити план Бёртон-стайл. Сбросив с себя оковы нолановского «реалистического» Бэтмена, сценаристы шоу начали писать вычурные фанфики своих любимых версий Бэтмена (минус Бэтмен). Персонажей стали развивать в интересных и нетипичных направлениях. Пожалуй, больше всего мне нравится то, что сделали с Нигмой, как медленно и тонко превратили его в опасного психопата. А как он классно подставил Гордона! Ммм-м, любо дорого смотреть. А чем тебе запомнился второй сезон?
Александр: Мы так давно мучили читателя обещанием текста по Готэм и настолько прониклись безумием сериала и города, что будем скакать по хронологии как психи. Сразу после спойлеров к недавним эпизодам мы перейдём к обсуждению второго сезона. Больше всего он мне запомнился контрастом, Дима. Причём слово вообще идеально ко всему сериалу подходит, но в первую очередь это контраст между премьерами двух сезонов и стартом шоу. Пилот и первая треть сезона хотела подкупить зрителя акцентом на расследовании убийства родителей Брюса и худших камео в истории тв-комиксов. На тот момент Gotham не имел козырей, а если и имел, то не знал, что с ними делать. Второй же сезон сразу бросает нас в гущу событий и начинает рассказывать истории длиною в половину сезона, уводя сериал и зрителя от пугающей процедуральности. Банда маньяков «Маньяков» под управлением Тео Галаванта в миг становится рок-звёздами преступного мира благодаря своим ужасающим перформансам и хаосу позади.
Понадобилось всего две серии, чтобы зрители обожали, а жители города опасались Джерома потенциального Джокера и всего один, чтобы обмануть всех и изменить правила игры. С этих пор Gotham прочно закрепился в сознании как шоу с одним из сильнейших ансамблей, которые будут отыгрывать на все сто независимо от темы арка и сюжета. А отыгрывать было что: трёхсерийный безумный спектакль, сюжет про полицейскую академию и бади-муви, история в духе какого-нибудь Кода да Винчи с рыцарем Готэма, арк про эксперименты Хьюго Стрэнджа с боди-хоррором, романтическая и завораживающая линия с любовью и паранойей Риддлера и это далеко не всё. Тот момент, когда сценаристы превратили отсутствие Бэтмена и связи с киновселенной из бага в фичу, полностью изменило шоу. У Бруно Хеллера есть доступ к культовым персонажам Бэт-вселенной и свобода от канона с безграничной фантазией и возможностями. И Хеллер не из тех шоураннеров, что не рискуют и упускают возможности.
Дмитрий: Ты прав, когда сценаристы поняли, как можно использовать камео различных злодеев, нам дали отличного Мистера Фриза, интригующую Файрфлай и запоминающегося Азраэля. У кого-то полностью поменяли ориджин, кому-то сменили пол, но главное, все это заработало и отлично развлекает. А вот в третьем сезоне, на мой взгляд, развлекательность взяла новые высоты с появлением Безумного Шляпника, который в лучших традициях Batman ’66 может похвастаться тематическими приспешниками. Джервис Тетч и вся эта история с Алисой пока лучшее, что было у шоу в этом году. Казалось бы, простая задумка про кровь Алисы, сестры Тетча, пробуждающей безумие у каждого, кто вступит с ней в контакт, неслабо так встряхнула основной каст шоу, выдав пару просто отличных серий. А вот расхайпеный Суд Сов не радует, мало того, что они являются вариацией ордена Святого Дюма из прошлого сезона, так и еще вместо крутых совиных костюмов их Когти носят скромную маску. Но больше всего разочаровывает сам Брюс Уэйн, который вместо того, чтобы свалить путешествовать по миру, набираться уму-разуму, изучать всевозможные боевые искусства, строит свою личную жизнь. Саша, а каковы твои впечатления о третьем сезоне?
Александр: Моё мнение колебалось от «вы снова оступились» до «нет, вы просто снова одурачили меня». Я бы с огромным удовольствием поговорил с тобой о сливе Брюса Уэйна как будущего Бэтмена и нынешнего потерянного подростка, что ищет справедливость. Но этот разговор мог бы иметь место в первом или начале второго сезона, когда Брюс на протяжении целых арков предпочитал ухаживать за абсолютно рандомной школьницей и мечтать о совместной жизни и совершенно забывал о своих клятвах и идеалах. Вот тогда он строил свою личную жизнь и превращал сериал в драму про школьную любовь. Сейчас же Брюс Уэйн роет себе яму, заключает сделки, противоречащие собственным принципам с тайными организациями, но уже для спасения жизни невиновных. После той нелепой арки с блондинкой Уэйн, прости, отрастил яйца и научился обыгрывать злодеев, он уже начал работать с образом миллионера, который слаб и туп. Брюс в третьем сезоне наводит порядок в своей жизни, применяет все свои умения и навыки, чтобы понять, какие у него отношения с окружением, избавляется от максимализма и учится надевать маску ребенка своих родителей. Маску, которую должен видеть весь город. Один из лучших персонажей сериала — Альфред, помогает Уэйну в этом так хорошо, как только можно себе представить. Все эти званые ужины, светские вечера и поздравления мэра с победой помогают созданию образа богатого болвана наилучшим образом.
Дмитрий: Тут ты абсолютно прав, как персонаж Брюс развивается и после того как мастерски обвел вокруг пальца племянницу Тео Галаванта во втором сезоне, персонаж засиял новыми гранями, которые, как ты верно подметил, в третьем году сценаристы тщательно полируют. Мне безумно нравится, что Уэйн играет в опасные игры, превращаясь в этакого юного детектива, сражающегося с тайными организациями. К сожалению, на пути моего желания увидеть развитие юного миллионера в нечто среднее между Эдоговой Конаном и Артемиусом Фаулом стоит 75+ лет континьюити, страстно охраняемое DC. Как бы вольно создатели шоу не подходили к интерпретации галереи злодеев Темного рыцаря, самого главного героя им не дадут менять. Поэтому я и желаю чтобы он поскорее отправился в путешествие, т.к. знаю, что на каждый смелый шаг вперед, будет два шага назад к «судьбе». Как это было в истории с камнем-ключом, который нашла Айви: вместо того чтобы ухватиться за тайну, Брюс должен был уточнить, что они теперь с Селиной пара (континьюити же).
Возможно, подобное отношение к Уэйну у меня складывается из-за того, что мне не нравится местная интерпретация Альфреда. В шоу Пенниуорт потрясающий, создатели нашли золотую середину между крутостью отставного ветерана и фигурой отца. А как его живо отыгрывает Шон Пертви, меня до сих пор забавляет та неловкая сцена, когда он решил приударить за доктором Томпкинс. Это очень хорошая интерпретация персонажа, но это не мой Альфред.
Александр: Что до путешествия, нам ещё предстоит добраться до этого. Брюс ещё не готов бросить всё и пропасть из цивилизации на годы. Ему предстоит так много сделать и со стольким разобраться, прежде чем покинуть Готэм и оставить его обитателей позади. Сейчас Уэйн близок к организации, которая таит невесть сколько секретов и тайных агентов, которые, кажется, прячутся на каждом шагу. Брюс обладает козырем и само расследование является опережением Суда на несколько ходов. В ходе этого расследования может и случиться нечто ужасное и угрожающее жизни мастера Уэйна, что заставит его инсценировать смерть и покинуть Готэм к финалу сезона, но не сейчас.
Не уверен, что сравнивать орден Святого Дюма и Суд Сов корректно. В то время как первые были сумасшедшими религиозными фанатиками жаждущими отмщения и вымирания рода Уэйнов, Суд Сов мыслит шире, был в Готэме десятки лет до и пробудет в нём ещё очень долго. Суд видит в Готэме некий потенциал и собирается преобразить его как посчитает нужным. Данной организации чужда иерархия внешнего мира, авторитеты и фамильные ценности, они готовы уничтожить любого на своём пути и заключить сделку с кем угодно, если это поможет делу. Мы не знаем о них ничего, но знаем, что их руками создавались монстры предыдущего и этого сезонов. Орден Святого Дюма лишь жалкая тень прошлого, которая не смогла бы тягаться с Судом.
Дмитрий: И снова ты прав, они несут совершенно разный уровень угроз. Но знаешь что напоминает Суд Сов? Лигу убийц из Бэтмена Начало. Обе организации могут похвастаться древним происхождением, у каждой из них армия личных убийц, и обе они желают использовать передовые технологии, чтобы преобразовать Готэм. В Суде Сов видна не до конца отсеченная нолоновская пуповина первого сезона, накаченная «веномом» хорошей сценарной работы и органично вписанная в третий год шоу, а не так чтобы примазаться к заслугам других, как это было в самом начале.
Александр: Я не совсем понимаю, почему ты так часто отсылаешься к Batman ’66, ведь тематичность свойственна и самому Готэму, а конкретно смехотворных моментов со Шляпником и не вспомню. Да, этот арк, действительно, встряхнул шоу, но ни своей глупостью, а покушением на рассудок главных персонажей и реальность. Кэролловский герой здесь, чтобы воссоединиться с сестрой, которая готова умереть, но не быть рядом с братом. Шляпник в Готэме не видит реального положения вещей, живёт в мире грёз и воссоздаёт образы из своей головы из подручных инструментов. Использует не всегда живых людей как реквизит, оружие и насилие не более, чем помощь в режиссуре безумца. Да, Шляпник, Шалтай и Болтай иногда могут выглядеть смешно. Также смешно, как выглядел Джокер в Тёмном рыцаре, когда показывал фокус с карандашом. Тут либо нервный смех, как защита разума от безумия и ужаса, либо смех сумасшедшего, для которого происходящее норма. Главным достижением сезона, на данный момент, я вижу даже не встряску статуса кво почти десятки главных героев, а снятие вон того ружья со смайликом со стены. Нас целый год старались отвлечь от него, убедить в том, что мы ничего не видим и сейчас ружьё никто не чистит и не заряжает, но на стене его больше нет. Вера в сценаристов Gotham перестала меня подводить, я рад, что они это сделали и провернули даже лучше любых ожиданий. И они уже прицелились, скоро ружьё выстрелит.
Дмитрий: Я никогда не утверждал, что Batman ’66 смешон. Да, batsui. Да, Бэтсерфинг. Ну и как можно забыть о знаменитом забеге с бомбой? Но все это просто точное по духу экранизация кэмп-комиксов Бэтмена. По сути, это самая точная игровая экранизация комиксов о Бэтмене, какая только была. Все последующие фильмы, желающие вернуть «настоящего» Темного рыцаря, старались уйти от кэмп безумия Batman ’66 и привнести некую серьезность. И это несмотря на то, что BTAS отлично с этим справился в свое время. Поэтому невозможно серьезно говорить ни об одной теле- киноадаптации Бэтмена и не сравнивать ее с Batman ’66. Многие современные адаптации банально не способны дотянуться до того уровня злодеев, которым каждую серию щеголяло шоу. В сериале четко проводили грань между корыстными преступниками и суперзлодеями, стремящихся ухватить мечту. Для них преступление было искусством, побег из тюрьмы перфомансом, а конструирование смертельных ловушек работой гения. Они были умны, совершенно чокнуты и неподражаемо развлекательны. Первая же серия начинается с того, что Ридллер подает в суд на Бэтмена за неоправданный гражданский арест, последнему нужно будет явиться в зал заседания, соблюдая все правила, а значит, раскрыть тайну своей личности, что означает конец его карьеры борца с преступностью...
Многое в Batman ’66 правда, было и далеко от комиксов, в частности комиссара Гордона задвинули на задний план. С чем у Готэма никогда не было проблем. Кем только не побывал Джим за эти три года: и наивным молодым детективом, и охранником в психушке, и охотником за головами (монстров). Третий год шоу начинается совершенно феерически, когда Гордон выслеживает и валит псевдо-Убийцу Крока, а потом начинается его длительная война с Безумным Шляпником. Когда смотришь сериал, конечно понимаешь, что Гордон во многом является заменой Бэтмена, что не мешает ему быть самобытным персонажем. Мне очень нравится, что его развивают вне рамках континьюити, позволяя сторонние романтические интересы и подчеркивают его темную сторону. Единственная проблема — он не учится на собственных ошибках: вот его обвел вокруг пальца Тео Галавант, вот его водит за нос Нигма, а вот обставляет Марио. Джима с удовольствием показывают как героя боевика и терзаемого своей темной сутью романтика, но он так недалек.
Александр: Опять же, я не рассматриваю Гордона с позиции дурачка, который три года подряд наступает на одни и те же грабли. Напротив, Джим меняется и преображается. Он обычный человек, который сталкивается с неизведанным, всё более безумным и опасным миром Готэма, но при этом старается не потерять значок и рассудок. И хотя обоих пунктов Гордон уже лишался, хотя он оказывался в таких глубоких социальных и психологических ямах, пробыл во тьме столько, что никакому Бэтмену никогда не удастся его спасти. Но именно возвращения и перегруппировка всего сознания Джима делают его таким персонажем.
Сегодня ты ловишь бандитов, завтра в городе война мафии, ещё через неделю людей отправляют в небо, потом маньяки, психи и контроль города Маньяками и это никогда не кончится. Это никогда не кончится, если Джим даст тьме победить и останется лежать на дне, похороненный в своих страхах, слабостях и непонимании нового мира. Очень легко сдаться, и Гордону не раз казалось, что всё кончено и ничего не исправить. Но он не позволит себе такого, великий Буллок не позволит такой участи для своего боевого товарища и друга. Когда-то Джима ненавидел весь участок, теперь этого же человека уважает порядочная часть города. Готэм может гореть в адском огне, но в эпицентре пожара всегда будет Гордон, отчаянно пытающийся спасти это проклятое место и сделать его лучше. Печальное и повидавшее все круги ада лицо комиссара Гордона в трилогии Нолана всегда интриговало меня и теперь понятно почему. Бенджамин МакКензи и путь его Джима к званию комиссара восхищают всё сильнее. Гордон мотает на ус и держит оборону, настанет время и усы станут вполне себе буквальными (уж лучше бы!), а с обороной поможет Бэтмен. Ну а пока, удачи, Джим! It’s a new day in GCPD!
Ну вот и все на этот раз! Теперь рубрике предстоит столкнуться лицом к лицу с проклятием сайта spidermedia: либо многообещающие начинание глохнет на втором выпуске, либо с боем берет третий , после чего выходит с разной степенью регулярности. Какой исход будет в этот раз, вы узнаете первыми.