RSS
Рекомендуем

В защиту мисс Дэнверс — рецензия на пилот сериала «Супергерл»

28.05.2015, 12:40 — Алексей Замский 6155 39

ТВ: Супергерл

В интернете как бы неофициально появился пилот «Супергерл» и уже успел всем не понравиться. Мы же думаем, что он заслуживает совсем другого отношения — а заодно задеваем полдюжины посторонних тем.

Я все это уже где-то видел. В сеть с большим запасом времени от телерелиза сливается пилот нового супергеройского сериала от Грега Берланти. Просмотр оставляет у публики смешанные чувства. Все играют в «предскажи шоу по пилоту», и мы узнаем больше друг о друге, чем о сериале.

В прошлый раз это был «Флэш», и в конечном итоге все остались довольны. В этот раз получилось даже интереснее. «Утечка» произошла аж за полгода (шоу стартует в ноябре) и была явно спланированной. Пилот ушел в идеальном качестве сразу к двум крупным релизным группам. Берланти сегодня уже не «соавтор всего, что про зеленое и DC», а воспринимается телевизионными боссами как хитмейкер. А сам сериал метит в пыльную пустую нишу «супергеройского сериала с женщиной в главной роли» и утечка явно задумана, чтобы загнать его туда раньше, чем придет Джессика Джонс.

Не могу судить, помогла ли утечка Берланти в прошлом году. Не знаю, зачем было нужно перед этим монтировать из пилота шестиминутный трейлер. Причем такой, что в пилоте явно видны места, под трейлер снятые, а в трейлере — для какой аудитории он предназначается (CBS это вам не CW, его смотрят люди постарше). Зато берусь сказать, что раз эпизод оказался в торрентах неслучайно, то мы с вами имеем полное моральное право его смотреть и обсуждать, не дожидаясь ноября.

Но прежде давайте я расскажу, что же в пилоте есть. Без спойлеров тут никуда, но считать содержание пилотной серии спойлерами — дикость, так и знайте.

Структурно пилот устроен ровно так же, как виданный вами трейлер: быстренько по предыстории, потом «один день из жизни», знакомство с постоянными персонажами, первый подвиг Кары, первый злодей Кары, первый триумф Кары, до встречи на следующей неделе. Из пилота становится понятно, что сюжетом каждой серии будет ловля Супергерлой криптонского преступника с уникальными способностями — их на землю грохнулась целая тюрьма из Фантомной Зоны (не спрашивайте). Центральной линией сезона же — обнаружение героиней лидера, стоящего за действиями этих преступников (ну и тут, так и быть, умолчу о том, что становится известно зрителям в конце серии).

Ну и параллельно всему этому будут идти личная жизнь Кары и неурядицы в газете, где она работает.

В общем, вот такой пилот. И у меня для вас сразу две новости: одна хорошая, а другая плохая.

Начнем с хорошей — да нормальная она. И Кара Зор-Эл, и серия. Ну да, звезд с неба новая работа Берланти пока не хватает, но с учетом заданных условий «канал-бюджет-исходный материал» все смотрится очень хорошо. В первый час уместились и экшен, и ситком, и — слава богу — весь «ориджин» героини, так что хоть этим нам дальше не будут надоедать.

Это явно будет сериал о супергерое, которому нравится быть тем, кто он есть. И сериал, который не стесняется показывать своего героя «супером» — Кара в пилоте летает, использует «лучи из глаз», пробивает злодеем стену и носит плащ.

Ничего не откладывают в долгий ящик. За первый телечас у героини появляются нагрудная эмблема, прозвище («Blur», «Streak» и другие телеперсонажи бледнеют от зависти), враги и друзья. Кстати, ни от кого из близких Кара не скрывает своей «второй жизни», и даже раскрытие секрета ее сестры (тут убран спойлер) не стали переносить на потом. Вот он, наш статус-кво, и он круче, чем любые интересничанья.

«Супергерл» — яркая и забавная, и, пожалуй, это самый оптимистичный и добрый супергероический сериал на современном телевидении. Он делает все, что не получилось у Дэвида Келли с его пилотом «Wonder Woman», плюс использует передовой опыт Берланти в принесении смеха и радости людям с использованием актеров в трико.

Я чувствую, что многие из тех, кто тоже посмотрел пилот, уже приготовились от всей души не согласиться. Ну что же, перейдем к плохой новости.

Плохая новость состоит в том, что это сериал не для вас. И тут я обращаюсь к большинству читателей — он и не для меня в том числе. Кто сказал: «Для девочек»? Я ждал этого выкрика с места.

Что, простите, делает «Супергерл» пригодным для просмотра только обладателями одного из типичных комплектов гениталий? Я, заметьте, не спрашиваю, какое гениталии вообще имеют отношение к просмотру телевидения — это личное дело каждого. Я спрашиваю, какие такие маркеры сказали вам, что это шоу не просто «для девочек», а «только для девочек».

Да, громоздкое превью, явно воплотившее всю неуверенность CBS в том, за свое ли дело они взялись, многими сравнивалось с «чик-фликами» и «женскими сериалами». И они правы — не в том, что «Супергерл» именно такова, а в том, что именно на это впечатление и рассчитывали на канале. Есть устоявшийся стереотип о том, из чего состоит «типичный» сериал-для-женщин, как и стереотип о том, что есть сериалы для всех и отдельно сериалы для девочек.

Берланти и Эли Адлер, между тем, штампами подобных сериалов (которые вы не смотрели, но точно знаете, как они устроены), ловко жонглируют. Да, Кара эмоциональна и сильно переживает свои триумфы и провалы — но ее эмоции всегда адекватны тому, что с ней происходит, она не сверхдраматизирует и не делает ничего «ни с того, ни с сего». Да, Кара думает о том, что надеть — но с чисто функциональных позиций (ну и еще перед свиданием — но кто не мучится выбором одежды перед первым свиданием). Да, вокруг Кары вьются красивые кавалеры — но ни один из них не является ее «романтическим интересом» и ни один из них не нужен, чтобы извне подтверждать, годится ли Кара в герои. Кара не пустоголова, не поверхностна и не капризна — а что неисправимо оптимистична и хочет помогать людям, так этих качеств дай бог каждому.

И мы ведь все сейчас понимаем, что выше во фразе «только для девочек» было проглочено слово «глупых». Неглупые-то девчонки, небось, смотрят вместе с пацанами нормальные сериалы, где суровые небритые герои бьют врагов, прогибают под себя закон и сверкают очами. Кто угодно эти сериалы посмотрит, они же хорошие. А вот есть отдельные, которые про мальчиков, туфли и начальницу-пилу — вот они для девчонок, да, в том же ящике, где куклы и игрушечные сервизы.

Я, кстати, даже не знаю, что было бы настолько же эксклюзивным шоу «для мальчиков». Спортивные машины девочки любят, войну и детективы — тоже. Может, гей-мелодрама? Но и их…

Я отвлекся. Ну так вот. У меня же плохая новость была.

Этот сериал не «девчачий», он просто детский. Может быть, чуть более детский, чем мы ожидали.

Он наивен, несложен и состоит из простых и легко усваиваемых — для зрителя любого пола — элементов. Постоянные персонажи тут укладываются в стереотипы из старшей школы — неуклюжий ухажер, уверенный в себе первый красавчик, строгая старшая сестра, вредная училка, суровый босс. Фабула быстрорастворима и проста — разовые плохиши, главная злодейка (упс!), фоновый сюжет, смыть, повторить. Можно пропустить серию-другую — и ничего особенно не потеряешь. А посмотришь — вряд ли будешь травмирован или загрустишь, не для этого снимают.

Детскость, кстати, сама по себе не преступление — и уж тем более не преступление то, что авторы решили рассказать нам историю о юной и эмоциональной девушке.

Почему «Супергерл» получилась именно такой? А давайте представим, в каких условиях она создавалась.

Пока «Дом идей» экспериментирует со всеми возможными форматами и дразнится «А вот мы станем мрачнее! А нет, мы пошутили! Ну, теперь уж точно станем! А нет, опять обознатушки! А теперь точно — и мы не шутим, это Нетфликс!», издательству из двух букв, куда бы оно ни направлялось, нужно тащить на себе радиоактивный уран Гойера/Снайдера. Уран этот, как любой радиоактивный изотоп, очень тяжелый, нисколечки не веселый и склонен облучать все, рядом с чем окажется. Все, чего коснулись Снайдер и Гойер, становится мрачным, выцветает и серьёзнеет. Притом отступить от этой визуальной эстетики, на которую тратятся сотни миллионов — значит, отступить от узнаваемости. Поэтому костюм Супергерл вынужден походить дизайном на костюм Кэла-Кэвилла, поэтому сериал не может не фокусироваться на Криптоне и выходцах с него, поэтому цвета тут «яркие» только номинально — в сравнении с безжизненной  гаммой кинокартинки. Зато, как я уже сказал, экономится время на истории происхождения героини — вы все знаете, а если нет, гляньте кино.

Снайдер/Гойер не помогают, да. А все хорошее и светлое, к чему мог бы обратиться сериал — это другие сериалы, причем еще более мелодраматические. Я говорю про «Смоллвилль» и «Лоис и Кларк». Ведь на комиксные источники надежды нет.

У Супергерл никогда толком не было собственной, оторванной от Супермена мифологии (кроме Кометы и Стрики, ага). Вернее, в некоторые периоды была — но такая, которую не перенесут из комиксов никогда, и к лучшему. Пока Миллер и Бирн рафинировали и обновляли Бэтса и Супса, Кара переименовывалась в Матрицу, оказывалась ангелом или результатом экспериментов Лекса Лютора. Пока Кларк отпускал бороду, а Брюс выбирался из лабиринтов времени, Кара присоединялась к Красным, прости господи, Фонарям.

Самостоятельные же истории Кары Зор-Эл от самого сотворения и до сегодняшнего дня, можно грубо разобрать на два сорта. Либо они смешные и детско-подростковые, либо мрачные, полные исканий себя и экзистенциальных страданий. Второго в КиноДиСиВселенной чем дальше, тем будет только больше — на доступном для каждого школьника уровне. Так можно ли винить Берланти в том, что он взялся за первый сорт? Доступный, опять же, каждому школьнику. Если и винить, то только за то, что ни Тин Титанов, ни Легионеров мы в этом сериале не увидим. А вот Конгориллу… А что, Гродда же нам «додали», и еще как!

Приличной коллекции злодеев у Супергерл тоже никогда не было. Ей доставались либо пиратские копии злодеев старшего брата, либо разные безликие ведьмы и воительницы, которые были слишком женщины, чтобы им мог от души накостылять Супермен.

Не думайте, что все так уж хорошо. Нет, «Супергерл» пока не выглядит сериалом, который надо будет жадно смотреть каждую неделю. Спецэффекты тут оставляют желать лучшего (а ведь после пилота им еще положено испортиться). Актерская игра не блещет. Канал CBS, чья эфирная сетка фарширована детективчиками и процедуральчиками, заставил и «Супергерл» не выделяться, и непонятно, что из этого получится. К тому же, CBS — один из самых архаичных каналов в США, и это объясняет многое в устройстве сериала. Он не просто наивный и инфантильный — он пришел прямиком из девяностых, где было принято так делать. СиБиЭс не знает, кто «это» будет смотреть, но надеется привлечь хоть кого-нибудь.

И тут Берланти с Адлер могут как вытащить сериал из «герл-шоу гетто», так и загнать его туда поглубже. Пилот из кожи вон лезет, чтобы быть про-феминистски настроенным, поэтому состоит из скучных и типичных шуточек, заявлений и оскорблений. Разве что на кухню Кару никто не послал и про френдзону не упоминается. А так каждый второй персонаж-мужчина твердит про место женщины, как будто ему попался текст из «Безумцев».

Впрочем, «феминизм» в мейнстримных комиксах ничем не лучше. В той же «Тор» или «Спайдер-Гвен» злодеи-шовинисты несут такую скучную чушь, что деваться некуда. Получается, как в советском кино, где до определенного времени фашистские солдаты были картонными и комичными. Если противник в самом деле таков, то почему мы еще не победили его просто хохотом и показыванием пальцами? Сатиры из сериала (и из комиксов) не выходит, назидательной морали — тоже.

Да, детективная процедурка про Супергерл может быть невероятно пресной и надуманной. Да, криптонские злодеи и повседневные проблемы могут оказаться наивнее покемонов. Да, это шоу совершенно точно не решит никаких проблем современной супергероики (их вообще вряд ли что-то решит). Но с тем, что мы пока увидели, все в порядке.

Как пилот? Полет нормальный.

Меня зовут Ольга Щербинина и мои мечты сбылись (почти).

В Интернет слили пилот «Супергерл», и я бы хотела его с вами обсудить. Но сначала немного демагогии. Шквал негатива, волнами обрушивающийся на этот проект, мне глубоко непонятен. И неприятен. Когда же прекратится (или хотя бы сократится) вот это вот «фу, девчачье» = отстой. Почему девушкам до сих пор отказывают в праве иметь продукт, сделанный специально для них? И если условную «Сплетницу» тут вряд ли кто-нибудь смотрел, потому что сразу «для баб», а Пегги Картер в итоге приняли благосклонно, стоило покуситься на священную корову супергероики, как началась очередная помойка. «Что за "Не родись красивой"», — читаю я. «Для тупых малолеток». «Розовые сопли». Знаете что? Идите к черту.

В моем понимании, супергерой (именно герой, а не мститель в маске) должен вдохновлять. Быть умным, добрым, храбрым и самоотверженным. Сейчас на ТВ есть один такой парень, бегает в красном костюме на канале CW. И бегает так, что нас аж трясет. Судя по всему, как раз отец экранного Флэша Грег Берланти лучше других понимает, что нужно публике. Да, в данном случае — женской публике, но, как не крути, таких существ на Земле примерно половина, deal with it. Ок, это действительно похоже на «Дьявол носит Prada» (пересматриваются этот фильм минимум раз в год), но ПОЧЕМУ бы и нет. Создатели сериалов совершенно точно могут и даже должны экспериментировать с жанрами. Естественно, я понимаю, что не всем женщинам сериал понравится, и не все мужчины его отвергнут. И, конечно, далеко не факт, что он будет хорошим по итогам сезона, об этом мы поговорим через год. Но S значит «надежда».

 

Как и любая пилотная серия, этот эпизод должен выполнить определенные функции. В первую очередь — представить персонажей и наметить дальнейший путь развития истории. Причем надо угодить и тем зрителям, кто пришел просто заценить что и как, и тем, кто пришел именно за историей двоюродной сестры Супермена. На мой вкус, с последним даже чуточку перестарались, засунув упоминания о Нем чуть ли не в каждую сцену. Но это вполне простительно и объяснимо. Набор персонажей в сериале весьма стандартный: героиня, которая находится на распутье, взволнованная родственница, начальница-стерва, властный мужик (по сути, второй босс) и пара друзей, которые могут стать, а могут и не стать любовными интересами Кары. Думаю, кстати, что второй вариант вероятнее, но загадывать пока рано. А, ну и первый противник, который послужит мостиком к чему-то большему. По поводу злодеев тоже прием знакомый: появление героя служет триггером к активизации всякой нечисти. Метеорит был, взрыв был, теперь настало время пришельцев, почему бы и нет.

Кара любит жизнь, свои силы и помогать людям. Причем ее оптимизм поразительным образом не выглядит натужно (меня вообще-то пугают люди, которые постоянно чему-то радуются). Во многом это, конечно, заслуга очаровательной Мелиссы Беноист. Ее героиня похожа на обычного человека, на человека, за которого ты определенно будешь переживать, на человека, с которым у тебя схожие проблемы. Я, конечно, про выбор блузки для свидания и желание делать что-то большее, чем просто таскать кофе и бронировать билеты, а не про инопланетян. Неверное, кто-то опять возмутится: у нее там пришельцы из тюрьмы сбежали, а она тряпки перебирает. И ладно! Знаете, даже самые суровые девушки иногда любят обсудить шеллак с подругами. Это нормально. Пускай Кара и супергероиня инопланетного происхождения, но любовь такие персонажи завоевывают своей человечностью.

Очень важную часть в сериале, очевидно, будут занимать отношения внутри семьи. Сестра, кузен, родная мать, приемные родители и спойлер-спойлер. Занятно, что акценты мягко сместили на женских персонажей. Если в истории Супермена все ключевые роли играли мужчины (отцы, босс, противник), то тут верховодят дамы. Очень, знаете ли, освежает. Вопросы пока вызывает начальница (актриса слишком старается быть Мэрил Стрип, но Стрип одна такая на этом свете) и странный друг-айтишник. Тут вообще странно, что его не сделали геем. В данном случае было бы уместно. Впрочем, раз сейчас я выписываю авансы, то понадеюсь, что в будущем персонажам дадут хорошее развитие. О, и еще! Милейшая отсылка к прошлому в виде вот этих ребят (Хелен Слейтер, сыгравшая Супергерл в одноименном полнометражном фильме 1984 года, и Дин Кейн – Супермен из сериала «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена»). Интересно, вернутся ли они еще?

Будем откровенны: первая серия «Супергерл» не идеальна. Она скроена по всем канонам пилота эфирного канала, слишком проста, наивна и предсказуема, но что-то цепляющее в ней есть. Что-то, что не обьяснить словами. Серия работает на чистых эмоциях, а это сейчас дорогого стоит. Мне хочется после очередного трудного рабочего дня смотреть сериал, придающий силы и вселяющий оптимизм. Эту работу делал «Флэш», а теперь ему будет помогать «Супергерл». Если отбросить ненужные предрассудки, у вас есть шанс наслаждаться позитивным и вдохновлящим шоу. И радоваться вместе с Карой каждой ее победе. 

P.S. Костюм отличный.

Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
3053 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
8037 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
13511 60