RSS
Рекомендуем

Реквием по Доктору

26.12.2017, 18:00 — Редакция 1810 1

Вчера было католическое Рождество, и это здорово. Еще вчера по доброй старой традиции показали рождественский эпизод сериала «Доктор Кто» — Twice Upon a Time, и это вдвойне здорово. Но это был последний эпизод как для Двенцадцатого Доктора в исполнении Питера Капальди, так и для шоураннера Стивена Моффата, работавшего над сериалом с самого первого сезона рестарта — то есть 12 долгих лет. Это во многих смыслах конец эпохи.

«Доктор Кто» не сделал меня фанатом Питера Капальди, а Питер Капальди не сделал меня фанатом «Доктора Кто». Они завоевали меня отдельно, чтобы потом внезапно слиться, и это стало одним из самых ярких моих впечатлений за всю историю фанатения от чего-либо. Да «Доктор Кто» даже не сделал меня фанатом Стивена Моффата — моя любовь началась с «Шерлока»!

И, тем не менее, вчера мне пришлось проститься со всем сразу. С дуэтом Стивена Моффата и Питера Капальди. С Питером Капальди в роли Доктора. Со Стивеном Моффатом как сценаристом и шоураннером «Доктора Кто».

Я не буду растекаться мыслями о том, исписался Моффат или нет, какое у него по счету открылось дыхание и на каком конкретно сезоне (на этот счет есть разные мнения — кажется, каждый следующий сезон последние лет 5 был возвращением к форме). Критика Моффата не должна сильно беспокоить тех, кому он все это время нравился, а его похвала не будет интересна его критикам. На следующий день после рождественского эпизода это все ни к чему.

У меня нет желания рецензировать и анализировать эпизод — он достаточно хороший, нетипично сдержанный, неожиданно камерный, прекрасно сыгранный. Когда он закончился, у меня не было ярких эмоций, только пустота. Я не мог понять — то ли финал вышел слишком простым и недожатым, то ли проблема во мне. В последнее время (за последний год? больше?) я действительно потерял способность радоваться вещам, которые меня раньше радовали, меня вообще мало что сейчас радует. Но когда я ехал домой (эпизод я смотрел в кинотеатре, приятный опыт), то поймал себя на том, что пусть мне пока совершенно не захотелось пересмотреть «Доктора Кто» и не возник интерес к следующему Доктору (ну откуда возникнуть, персонажа же пока нет), мне точно захотелось посмотреть или прочитать что-то британское и, самое главное, написать и создать что-то самому. Не эту статью, а в принципе что-то. Это чудесное чувство, и его вызывают только самые особенные произведения самых особенных авторов. Люблю Моффата, он точно в моей десятке лучших сценаристов.

Возможно, когда-нибудь я его встречу. Может, и нет — зачем? Что я ему скажу? О чем спрошу? Мне от него на самом деле ничего не нужно, кроме новых работ. Смотреть его следующий сериал — вот и все общение, которое нам нужно.

С Капальди, конечно, ситуация другая. Его хотелось увидеть вживую, пожать ему руку. В этом году мне посчастливилось это сделать. Не хвалюсь, просто делюсь фанатской радостью:

Да, так пока и не отсканировал, но все равно.

Правда, у меня нет желания что-то рецензировать, у меня есть только желание делиться фанатскими чувствами. Может, даже не сам эпизод, а именно это поможет мне заполнить пустоту.

У меня на полке уже давно стоит вот такая фигурка, она появилась еще после первого сезона с участием Двенадцатого Доктора:

Крутой, да? Фото старое, я с тех пор поменял ему позу, и он стоит чуть более естественно. У него еще есть портсигар с мармеладными мишками и, кажется, еще какая-то ерунда. Все как-то не было возможности им поделиться — я не могу заставить себя регулярно вести Твиттер, да и там никто не увидит, с Вконтакте по сути та же проблема. Ну, хоть на этом сайте. Последняя возможность.

Да, эпизод я смотрел в кинотеатре, и это было знаково — в кинотеатре же я смотрел и первый эпизод с Капальди (и про него тоже сюда писал). В этот раз, правда, сеанс был построен несколько иначе. К нему приставили сразу два бонусных эпизода: перед ним пустили спешл про конец эпохи Капальди и Моффата, после него традиционный мини-фильм о съемках. В них пафоса, торжественности и трагизма было заметно больше, чем, собственно, в 60-минутном финальном эпизоде. Впрочем, я обещал, что не буду вдаваться в анализ и оценку.

Ни Питер Капальди, ни Стивен Моффат не привили мне любовь к «Доктору Кто» — значит, с их уходом она не должна улетучиться. И я буду следить и ждать, хотя новый шоураннер пока вызывает много подозрений. Буду ждать новые проекты Моффата и роли Капальди. Как бы ничего и не кончилось, сериал учит нас, что это всего лишь новое начало. Но что-то, конечно же, кончилось, что-то массивное и что-то, что трудно будет заменить. И сейчас нет грусти — только радость от того, что пока он было, мне удалось извлечь из этого максимум фанатской радости.

Скажу честно, мне очень, очень тяжело подобрать правильные слова, чтобы описать последний эпизод двенадцатого Доктора и эпохи Моффата. Но я постараюсь.

«Дважды во времени» — это лебединая песнь. Прощальная песнь Капальди, прекрасно сдирижированная Моффатом. Это больше, чем потрясающая, добрая история о встрече двух Докторов, включившая в себя множество реверансов в сторону олдскула (гораздо больше, чем мы могли ожидать!) и завершение некоторых гештальтов Моффатовской эпохи. Это больше, чем прощание с одним Доктором и первая встреча с новым. Это — надежда. Надежда, которой Капальди и Моффат напоследок озарили все фанатские сердца. Надежда на светлое будущее, которое ждет сериал с новым Доктором и с новым шоураннером.

Но расставание невозможно без грусти. К чести Моффата, он не превратил этот эпизод в слезливую драму, хотя у него были все возможности, нет — вместо этого весь эпизод Моффат старается поддерживать веселую, праздничную атмосферу. Правда, во время финального монолога Капальди сердце все равно нет-нет, да пропускает пару ударов, но невозможно лить слезы, глядя на двенадцатого Доктора, который принял свой уход и напоследок дает наставления своему приемнику: «...Смейся вовсю. Беги со всех ног. Будь добрым...». Эти слова одновременно адресованы и тринадцатому Доктору, и Джоди Уиттакер, которая сменит Капальди, и Крису Чибнеллу, который займет кресло Моффата. И последними словами двенадцатого Доктора, последними словами для Капальди в этой роли и для Моффата в качестве сценариста становятся «Доктор... Я отпускаю тебя».



И мы отпускаем тебя, Доктор. Но никогда тебя не забудем.

Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
4330 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
9403 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
15208 60