Пока Disney и Netflix выясняют свои отношения, машина Marvel-сериалов продолжает работать. На прошлой неделе, 17 ноября, вышел «Каратель» — лучший сериал в линейке, играющий на одном поле с первым сезоном «Сорвиголовы».
Но обо всем по порядку.
Многие, возможно, не знают, но изначально в планах Netflix сериала про Фрэнка Касла не было. Своим существованием «Каратель» обязан фанатам и Интернету, которым так понравился антигерой в исполнение Джона Бернтала — особенно сцена «исповеди» на кладбище, — что под него оперативно выделили ресурсы и запустили производство сериала. Суть персонажа остались неизменна. Фрэнк Касл — бывший военный, который мстит за убийство своей семьи, используя только военную подготовку и талант к убийству. Без сверхсил, без пуленепробиваемой кожи, без сверхчувств или магического кулака — Фрэнк буквально машина смерти и именно об этом герое сериал.
В Интернете я видел много мнений в духе «как можно сделать интересный сериал про Карателя, это же мужик с пушкой, как вообще можно сделать интересно с ним в качестве главного героя». Кажется, люди не слышали как минимум о Punisher MAX. И именно к более реалистичному MAX-подходу сериал и склоняется всю дорогу. Это криминальный боевик о коррупции, военных преступлениях и мести. Сюжетная линия, начатая во втором сезоне «Сорвиголовы», завершается буквально в первые минуты «Карателя», точнее не совсем завершается — скорее затихает, а потом трансформируется в нечто другое, еще более интересное. По сути, перед нами второй ориджин персонажа, который раскрывает его и мир вокруг еще лучше.
И боже мой, как же Бернтал крут в роли Фрэнка. Мы уже видели его спектр эмоций и возможностей, когда смотрели «Сорвиголову», но, не считая уже упомянутой сцены на кладбище, Бернтал в остальных аспектах буквально переплюнул себя. Начинается сериал с апатичного, ушедшего в себя и потерявшего всякую цель Фрэнка — он расправился со всеми, кто был причастен к смерти его семьи, и теперь глушит эмоции и боль тупой и однообразной работой на стройке. Но постепенно, когда сюжетные винтики начинают крутиться, когда герой начинает взаимодействовать с другими людьми — Фрэнк все больше раскрывается с разных сторон, персонаж предстает человеком, глубоко травмированным и сломанным — но человеком, которому не чужды никакие эмоции.
И, наверное, самые лучшие проявления человечности и «объемности» персонажа происходят при его взаимодействии с Микро. Я буквально в восторге от их дуэта, настолько занимательных и по-человечески простых перепалок я давно не наблюдал в сериалах, особенно связанных с комиксами. Микро, который и вытаскивает Фрэнка на свет из пучины его апатии, гениальный хакер, он достаточно сильно отличается от своего прототипа из комиксов, но это даже к лучшему. Их первая встреча с Фрэнком проходит не слишком удачно для обоих, но с течением времени они притираются друг к другу, узнают друг друга и формируют настоящую команду. В сериале есть несколько отличных эмоциональных сцен между персонажами и множество комичных — особенно запомнилась сцена в фургоне с сухпайком, как ни парадоксально для такого сериала — и это просто прекрасно. Я, возможно, даже готов назвать их лучшим дуэтом сериалов Marvel.
Общая приземленность и реалистичность происходящего влияют на все аспекты сериала, в большинстве случаев в лучшую сторону. Все участники действа, будь то полиция, федералы или военные и наемники выглядят не карикатурами на свои профессии, а реальными людьми, которые близки к тому, что можно увидеть в реальной жизни. То же касается и злодеев. Создатели не поддались искушению ввести для контраста Фрэнку какого-нибудь суперпреступника или хотя бы «Русского». Это война людей против людей, каждый из которых преследует свои цели. Фактически в шоу два злодея, оба имеют четкие мотивы, никто из них не действует потому, что он «зло», их действия абсолютно логичны и понятны, хоть и бесчеловечны и неприятны большинству людей.
Сапорт-каст из агентов нацбезопасности, бывших сослуживцев, семьи и Карен Пейдж тоже держится на уровне, мне вообще сложно предъявить какие-либо претензии к актерской игре в сериале, даже дети-актеры вполне компетентны. И более того, Карен именно в «Карателе» предстает интересным персонажем, более объемным, чем в «Сорвиголове». Ее взаимодействие с Фрэнком на удивление эмоционально и «семейно». Кстати, Пейдж выступает не только как последний «светлый» человек в жизни Фрэнка, но и оказывается единственной связующей нитью с остальной вселенной — даже радио-шоу, которое играет роль в сюжете, почему-то решили сделать «проходным», а не использовать шоу Триш. И даже Клэр не появляется, чтобы заштопать кому-нибудь раны, роль Клэр в этот раз отошла бывшему сослуживцу Фрэнка — военному санитару.
Отдельно хочу сказать о двух аспектах — экшене и затянутости.
Экшен, как и все остальное, максимально приземленный и реалистичный, насколько это возможно для сериала, чтобы не потерять в динамике и красоте. И по этой причине в «Карателе» происходит ганфайт где-то между «Джоном Уиком» и реальностью. Что интересно, в шоу не так много намеренной жестокости ради жестокости, изощренных казней или пыток по сути нет. Все кровь-кишки-мясо функциональны. Фрэнк расправляется с противниками максимально эффективно и старательно, что зачастую приводит к одной, но обширной травме, несовместимой с жизнью. На экшен влияет и то, что Касл все же просто человек. Несомненно, он элитный морпех, который на голову превосходит бандитов и большинство своих противников, но зачастую ему приходится противостоять не менее профессиональным спецам. И тогда бой и его последствия бывают для Фрэнка тяжелыми. Здесь сериал следует заветам «Сорвиголовы» — каждая травма проявляется на лице, только еще более жестко. И в итоге я так и не решил для себя, хороший это подход к экшену или нет. В динамике при просмотре он выглядит отлично, но не запоминается — удивительно, но в сериале про «парня с пушками» лучше откладываются в памяти диалоги. Так или иначе, подобный подход имеет право на существование и в контексте происходящего и атмосферы шоу работает.
И вот мы и подошли к самому спорному моменту — затянутости. Я смотрел «Карателя» залпом, все 13 серий разом. И общей затянутости я не почувствовал, но всегда есть «но». При просмотре четко заметно, какие линии можно безболезненно для истории просто-напросто вырезать. Да, они все интересные, некоторые глубже раскрывают персонажей и мир вокруг, но они также тормозят центральную историю. Правда, сказать, что их нужно было бы вырезать совсем, сложно. Например, сюжетную линию с подрывником можно было бы просто сократить в два раза, так же, как и «стройку». Изначально в сериале должно было быть 6 серий, но, видимо, новые сюжеты, написанные позже, увеличили количество эпизодов. И все-таки шоу можно было бы укомплектовать в 9-10 серий, не потеряв ни грамма важного контента. В «Карателе» нет той навязчивой затянутости, которая была в «Кейдже» или «Кулаке», но иногда неосознано вы будете ловите себя на мысли: «ну давай быстрее, что там дальше-то».
В итоге.
«Каратель», лично для меня, разделяет первое место с первым сезоном «Сорвиголовы». У обоих шоу свои плюсы и минусы, каждый силен в своем аспекте, по сути это два противоположных подхода к экранизации комиксов, и каждый из них оправдал себя. Простой, но понятный и выверенный сценарий вкупе с кастом талантливых актёров и великолепным Бернталом сотворили для Netflix, наверное, лучшее свое шоу в этом году наравне с Mindhunter и Stranger Things 2.