RSS

Итоги 2017: Фильмы по комиксам

27.12.2017, 16:00 — Редакция 6978 30

Фильмов по комиксам в этом году было много. А в следующем будет еще больше. Как жить? Не знаем, но лучшие экранизации 2017-го мы все-таки выбрали. И опять наши мнения серьезно разошлись!

Вы вообще знаете, сколько в этом году вышло фильмов по комиксам? По одним только франкоязычным комиксам вышло 6 экранизаций: это и «Смурфики 3», и «Валериан», и «Большой злой лис и другие сказки» (его я, к сожалению, посмотреть в этом году не успел, но выглядит он потрясающе), и еще три тайтла, от упоминания которых для вас ничего не изменится. Про мангу и смысла нет говорить, но я все равно скажу: в 2017 году вышло 19 (19!) полнометражных фильмов и мультфильмов по японским комиксам. Этот список, конечно, включает в себя множество названий, которые я увидел впервые в жизни, и фильмы те дальше внутреннего проката не уходили, но есть и «Тетрадь смерти», «Призрак в доспехах», лайв-экшен-экранизации Fullmetal Alchemist, Gintama и Tokyo Ghoul, фильмы неугомонного Такаши Миике по Blade of the Immortal и JoJo’s Bizarre Adventure. Да даже в России вышел один фильм по русским комиксам!

Если смотреть в сторону США, то там супергеройских фильмов вроде бы всего 7 (ха, всего), но на самом деле фильмов по комиксам 12. Вы без проблем сможете их перечислить, но, возможно, забудете о существовании милой трагикомедии «Уилсон» и биографической драмы про серийного убийцу «Мой друг Дамер», и уж точно даже не подозреваете, что в 2017 прокатывали некое полотно под названием Bad Kids of Crestview Academy — и это, на минуточку, сиквел!

Но вы не подумайте, что каждый год настоящий лучший фильм по комиксам — это всегда неочевидный ответ, не имеющий отношения к продукции Marvel и DC. Твист не получается — то комиксы выбирают не те, то фильмы не выходят на должном уровне, в общем, соревноваться с многомиллионными аттракционами, которые под страхом смерти обязаны тебя развлекать, получается редко. На каждого «Олдбоя» и «Американское великолепие» наберется десяток «Геркулесов», «Обливионов» и прочих лузеров и выдающихся джентльменов. Впрочем, вполне вероятно, что лучший фильм 2017 действительно у Миике, но «Клинок» я тоже, к своему стыду, пока не смотрел, так что выбираю из супергероев.

Самые приятные и разнообразные впечатления после себя оставил «Человек-Паук: Возвращение домой», и это безусловный триумф после того, что делал Марк Уэбб. Я, конечно, склонен считать, что «Новый Человек-Паук 2» — это почти что «Бэтмен и Робин» нового поколения, но все-таки почти что, до шедевра абсурда не дотягивает.

Тем не менее, первое место «Паука» можно и не считать великим достижением — настолько легко проигрывает ему вся остальная супергероика в этом году. Разве только вторые «Стражи галактики» могут с ним посоревноваться, настолько интересно их решение сделать «Стар Трек» — в этом году вообще стало повсеместно популярно делать «Стар Трек», что я одобряю, нужно больше Трека. Остальные не тащат: «Логана» при всей драматургии, от которой Джон Уэйн схватился бы за сердце и умер еще раз, подводит необходимость зрителя понимать бэкграунд; «Тор: Рагнарек» для комедии не такой уж и смешной, а для серьезного разговора гораздо менее авторский, чем те же «Стражи»; «Чудо-Женщина» дико неровная и с концовкой от другого фильма (чуть подправить пару вещей, и она могла бы стать «Человеком-Муравьем» для DC, этим действительно можно гордиться); «Лига справедливости» — полный бардак, хоть и обладающий волшебным свойством не только исправить и улучшить версию Зака Снайдера, но еще и в своем роде оправдать и объяснить те, предыдущие два фильма. Ему повезло меньше всех, но его нельзя назвать худшим.

Этот год стал ключевым во многих аспектах — и для понимания того, чем стало кино по комиксам в том числе. Но самое главное — год явно продемонстрировал невероятный уровень тотального расхождения моего мнения с оценками критиков на Rotten Tomatoes. Нет, согласен, можно наплевать на них всегда, но есть такое понятие universal acclaim, которое выдаётся именно американскими критиками, и, серьёзно, что с ними не так в этом году? Или не так со мной? Нет, я понимаю, что лучшие фильмы по комиксам прошлого года для меня это TMNT 2 и Suicide Squad, так что смело пропускайте этот очерк и читайте мнения толковых людей дальше. Но всё же.

Даже на примере последнего Last Jedi, оценки которого от зрителей кардинально расходятся с критиками, видны все последние тенденции. Не хочется поддерживать теории заговора в плане Мышиного Дома против всех остальных, но уже нет никакого понимания, как всё это объяснить. Многие давно говорят, что устали от супергеройского кино, но именно в этом году оно чувствуется сильнее всего. Когда понимаешь, что в следующем году что-то около 8 супергеройских фильмов, а ты не ждёшь ни один, — вот тогда и становится страшно, ведь когда-то ты всё это любил и ждал. А сейчас апатия.

Поэтому выбрать в этом году какой-то из неудачных фильмов по комиксам невероятно тяжело. Больше всего в этом направлении шагнул «Паук», не в последнюю очередь благодаря великому актёру Китону, но всё остальное, не связанное со Стервятником, было как-то слишком вымученно-подростково? Ожидания были выше. Поэтому, всецело следуя политике прошлого года, — «Лига Справедливости». За то, что ожидания были превзойдены, а ошибки исправлены.

Богатый выдался нам год на экранизации комиксов. Были приятные сюрпризы, были жёсткие разочарования, но в целом, если отбросить вкусовщину, то в кипу принятия общественности фильмов, снятых по мотивам комиксов, — год был удачный. Ну а лучшим был «Стражи галактики. Часть 2». Сиквел оказался совершенно иным фильмом, чем его предыдущая часть, что многих возмутило, кого-то разочаровало, а меня несказанно обрадовало. Первый фильм был яркой эмоциональной вспышкой, за светом которой мы пропустили и прямолинейный сюжет, и очередного карикатурного злодея, и совершенно банальную развязку (да, даже несмотря на танец).

Второй фильм подобной вспышкой уже не мог стать по определению, поэтому режиссёр Джеймс Ганн просто не стал и пытаться. Зато он проработал сюжет, который теперь не выглядит как набивший оскомину «квест за артефактом», он сделал необычного антагониста, который может не нравиться, но сравнить его с десятками безликим злодеев MCU попросту невозможно, он такой один. Ну а главное — это финал. Сделав основным лейтмотивом фильма важность понятия «семья», Ганн в финале фильма закольцевал все сюжетные линии с помощью мощнейшего катарсиса, с посылом «семья — это те, кто тебя окружают». Не, ну посыл простенький, но так убедительно его еще не подавал ни один блокбастер. За это и первое место — за убедительность.

«Логан».

Кто-то ожидал иного от меня?

Это трогательное и жестокое кино, подводящее черту в длинном пути этого Росомахи, а в контексте сделки Fox и Disney в целом подводящее историю персонажа в Фоксовской вселенной Иксов к своему логичному концу. Следующий Логан будет низким, в желтом костюме и столкнётся с Доктором Стрэнджем и Спайди. Но мы никогда не забудем высокого парня с бакенбардами, который слишком любит белые майки.

Только подумайте — 17 лет! Некоторые наши читатели младше. 17 лет мы следили за этим персонажем, за эти годы были взлеты и падения — хорошие и плохие фильмы. И как же отрадно, что финал истории, финал пути оказался таким качественным, даже просто как кино.

Печальный неовестерн о последнем приключении Росомахи в разрушенном для мутантов, но не для людей в мире. Это история, где самый добрый, умный и могучий мутант вынужден медленно и страшно угасать, а из его соратников подле него — лишь такой же сломленный слишком старый канадец. Это кино о том, что даже самые сильные могут пасть.

Но еще это кино о надежде и наследии, о том что герой, в конечном счете, герой до самого конца.
Пусть этот мир и сломал его на какое-то время. Послушайте наш подкаст о фильме, если хотите подробностей. Там мы говорим и о чудесной Х-23, о Ксавьере и о многом другом.

Но если вкратце: прекрасное окончание 17-летнего пути Джекмана, прекрасное окончание истории Логана.

Как ни старался Джосс Уидон вылепить из «Лиги» кинохит, «Чудо-женщина» так и осталась лучшим элементом DCEU. Не буду делать вид, что это идеальное кино, проблем у него хватает, особенно в третьем акте, когда тебя сносит потоком из CGI и сценарных решений. Но для меня плюсы все же перевесили.

Прежде всего, к ним относится тот образ супергероя, что предлагает картина. Диана помогает людям не потому, что пытается искупить прошлые грехи или из-за потери близкого человека, а просто потому, что для нее так правильно поступать. Героем ее делает не личная драма, а ее характер. Это и выделяет Чудо-женщину на фоне других персонажей кинокомиксов, ведь кроме нее только Капитан Америка борется с несправедливостью по схожим причинам.

И Галь Гадот смогла успешно передать этот немного наивный образ на экране. Ее принцесса амазонок живо реагирует на окружающий мир, выдавая каждый раз необходимые эмоции. Где нужно улыбнется, а где-то погрустит. Ну, а улыбается актриса просто бесподобно. Удачно смотрится Крис Пайн. Хорошо, что из него не стали делать вариацию Пегги Картер, а вывели из истории, все-таки Стив тут был нужен немного для другого. Вообще, все местные «Воющие командос» работают (и как персонажи, и как «инструменты» раскрытия Дианы).

Да, с кинематографической точки зрения третий фильм о Росомахе сильнее. Но знаешь что, «Логан»...

Мне приходится иногда напоминать самому себе, что «фильм по комиксам» совсем не значит «фильм про супергероев». Масс-медиа, зовущие «кинокомиксами» всё, что не помещается в их представление о жанровом кино, только мешают. А «кинокомикс» — это ведь не только Бэтмены и Спайдер-мены, это еще и Пол Джаммати, мающийся от монотонности жизни, Тора Берч, сбегающая из дома, или Том Хэнкс с томми-ганом в руках. Ну, про Джерарда Батлера в кожаных трусах хотя бы все помнят (такое не забывается).

Так вот, среди ЭТИХ фильмов по комиксам хотелось бы назвать событием года My Friend Dahmer, экранизацию одноименного комикса, визуально стоящего на полпути между Крамбом и Форсманом, а содержательно... ну, вы понимаете, о чем этот автобиографический комикс содержательно. Но за пределы кинотеатров «Дамер» еще не выбрался, поэтому скажем о следующем за ним по важности фильме, к счастью, недокументальном: Wilson Крейга Джонсона по одноименным комиксам Дэниэла Клоуза. Главное в экранизации — актерские работы (Вуди Харрельсон, Лора Дерн и Джуди Гриер), всё остальное — Дэниэл Клоуз на пике «клоузности». Он сам и сценарий писал, так что если в вас откликаются его неврозы и меланхолия ещё со времен «Призрачного мира» (а в нас — еще как! Мы две разных работы Клоуза поместили в новый Мастрид), то вы уже жалеете, что только сейчас узнали про этот фильм и ещё не видели его.

Ну и «Дамера», как только он релизнется, тоже не пропустите. Или, по крайней мере, откройте комикс, он того заслуживает.

Думаю, что я не буду оригинален, если назову лучшим фильмом по комиксам этого года Spider-Man: Homecoming. Был ещё, конечно, не менее прекрасный «Логан», но почему-то больше всего эмоций вызвал именно Паук. Наверное, потому, что за все 6 (!) экранизаций, вышедших за последние 15 лет, именно Homecoming представил нам максимально каноничного Питера Паркера. Именно в этом фильме наконец-то получается верить в то, что Питер — действительно простой школьник, с обычными подростковыми проблемами. Именно в этом фильме Человек-Паук ведет себя как дружелюбный сосед-паучок, который на лету отпускает дурацкие шуточки.

А какой в фильме актерский состав! Мне, безусловно, нравились и Гарфилд и Магуайр в роли Человека-Паука, но Том Холланд меня просто покорил тем, как идеально он вписался в эту роль. А Стервятник в исполнении Майкла Китона на мой взгляд вообще самый удачный злодей во всей киновселенной Marvel.

А ещё не могу не отметить то, как Marvel легко и непринужденно вписали Паука в свою киновселенную. Словно бы он всегда там был, просто в кадр не попадал. А тут вот решили и, после появления в Гражданке, сделали про него отдельный фильм. И это поистине тот фильм о Пауке, который мы все заслужили.

Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
23769 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
17001 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
11733 177