RSS

Terrific Three: Фильмы про Фантастическую Четверку

17.08.2015, 13:00 — Евгений Еронин 14069 39

Фантастической Четверке не везло с экранизациями. Но почему? Почему так трудно сделать нормальный фильм про Фантастическую Четверку? Может, продюсерам в задницу забрался тот же зверь, что шепчет (я не знаю, куда он шепчет, находясь в заднице), что Супермен — скучный герой, и про него нет хороших историй? Супермену повезло с Ричардом Доннером и Брайаном Сингером, а вот Четверке сложнее — она и для комиксного подразделения Marvel Enterprises никогда не была приоритетным продуктом. Ну посудите сами, где тут сделать круто, где сделать драму? Все такие дружные, семья семьей, аж противно. Чертовы хорошие супергерои, где ваши конфликты, где ваши темные стороны? Темно только тому зверю в жопе у продюсеров.

Сейчас вышел уже третий запуск серии в кино. На самом деле второй, потому что фильм 1994-го никогда и не должен был выйти, если верить евреям вроде Ави Арада и Стэна Ли (а я не вижу оснований им не верить, я верю всему, что говорил Стэн Ли на протяжении пятидесяти лет), но не суть. Новая «Четверка» вышла в Америке, скоро выйдет у нас (вообще-то уже идет в сети «Синема Парк» в формате 4DX, при этом в 2D, но по 600 рублей за билет — теперь, пожалуйста, перевыпустите в таком формате «Призрачный гонщик-2» и «Каратель: Территория войны»), и, кажется, все уже утвердились во мнении, что этот фильм хуже эболы (как говорил офигевающий персонаж искрометного сериала Veep: «Whatever happened to Ebola? I loved Ebola!»). Я думаю, мы дозреем и до рецензии на «Четверку» Джоша Транка, если, конечно, ее вообще можно так назвать, — истории про съемки еще более непонятные и противоречивые, чем первая половина второго сезона «Настоящего детектива». Поэтому давайте пока отправимся в прошлое и вспомним предыдущие попытки воплотить на экране великую историю о команде энтузиастов и одном завистливом цыгане.

«Фантастическая Четверка» (1994)
ПроизводствоConstantin Film
Бюджет$1 миллион


The Fantastic Four (1994 unreleased) Roger Corman yourgeeknews

Бытует мнение, что ни одна последующая экранизация так и не смогла превзойти этот за неимением лучшего определения фильм. Пожалуй, в этой мысли что-то есть, просто ее надо перефразировать. «Фантастическая Четверка» 1994 года определила бренд как лицензию, которая есть у студии, но за которую студия берется только когда понимает, что еще немного, и ее потеряет. На вопрос «Зачем кому-то ФЧ?», похоже, есть только один ответ: «ФЧ нужна тем, у кого нет прав на Мстителей». Но это сейчас. В сумасшедшие и не поддающиеся рациональному анализу 90-е те же Мстители были на одном уровне с Четверкой, как бы скандально это не звучало. Когда издательство «Комикс» начало издавать в России марвеловские серии, я с восторгом побежал покупать первые выпуски — «Человека-Паука» и «Людей Икс». Продавщица сказала: «Возьми и этот!» Я пожал плечами и взял. Такое вот было отношение у ребенка к Fantastic Four. Ну, не выглядели они такими же крутыми, даже фоксовский мультсериал делу не помог. Но комикс я купил, а потом в нем до Марка Уэйда добрались, и пошло мясо. Это я к тому, что Avengers как франчайз находился в американской индустрии примерно в том же положении. Статус гиганта и лидера топов продаж появился только с приходом человека-парохода Брайана Майкла Бендиса. Забавно, что к концу 2015-го «Мстителей» начнет писать тот же самый Марк Уэйд, что в свое время заставил меня полюбить Фантастическую Четверку, но мне уже не 12 лет, да и вообще меня уносит куда-то не туда. (Скажите, вы ведь тоже соскучились по моим текстам?)

Весь этот фильм сквозит отчаянием. Нужно было срочно что-то снять, чтобы не потерять права, и тут же обратились к Роджеру Корману — главному специалисту по созданию фильмов в рекордные сроки (в свои золотые дни Корман снимал за несколько дней пару фильмов в одних и тех же декорациях). А режиссера зовут Видал Сассун. Хорошо, ПОЧТИ Видал Сассун. Оли Соссун.

Великий ли это фильм? Да, этот фильм абсолютно точно подпадает под определение великого. И если вы до сих пор его избегали, то совершенно зря. Он нескучный и полон абсурда, от которого вы перевернетесь и упадете за диван, даже если ваш диван плотно придвинут к стене. При этом он невероятно милый и добрый и, что ценно, не пытающийся изменить первоисточник практически никак. Просто есть несколько нюансов, не позволяющих фильму работать.

Главный нюанс — это сценарий. Он как бы есть, но как бы и нет. Сценарий Шрёдингера, если хотите. В нем есть все сцены, которые должны быть в фильме про Фантастическую Четверку. И герои ведут себя так, как повели бы себя герои комиксов про Фантастическую Четверку. Звучит как мечта? Да, только в промежутках между этими иконичными сценами и поступками отсутствуют сцены, которые увязали бы повествование, представили персонажей, раскрыли бы мотивации, сюжет — в общем, сюжет и происходящее будут понятны вам чисто на интиутивном уровне, потому что вы, наверное, знаете, кто эти герои, откуда у них суперсилы, как они их получили (классическая версия — полет в космос и космическая радиация), и что, мать твою, за дела с Доктором Думом, почему он так выглядит и почему у него замок в горах (нарисованный чуть ли не маслом на холсте, но что вы хотели, у них был 1 миллион, 25 дней и килограмм кокаина).

Фильм ничего не объясняет, это тотальный делирий. Каноничный, но абсолютно бессвязный поток событий. В начале показывают студентов Рида Ричардса и Виктора (без фамилии), которые строят некую установку, чтобы поймать пролетающее над Землей радиоактивное кометоподобное тело под названием Колосс. Рид не уверен в расчетах, а Виктор уверен, в итоге аппарат дает сбой и в Виктора ударяет приличный разряд энергии. Вокруг лаборатории толпится народ, собиравшийся просто смотреть на комету (кажется, так, тут я уже додумываю), среди толпы есть мужик, который видит, что в здании творится бардак и скоро рванет, он бежит внутрь и спасает Рида. Это был Бен Гримм, и я это понимаю, но фильм это не озвучивает. Это просто какой-то перец, сидевший с Ридом в первой сцене и сказавший буквально одну фразу. Перед этим еще показывают, как Рид посещает пансионат Штормов, в котором, видимо, живет. Там же живут Сьюзи и ее брат Джонни, еще дети (ну да, Рид будет постарше своей жены в классике). Джонни играет в видеоигры с тем же мужиком, который сидел с Ридом на лекции и потом спасет его (Бен Гримм). Кто это? Почему он просто везде есть без объяснений? Это только первые из миллиарда вопросов, которые у вас возникнут. И в зависимости от того, с каким настроением и настроем вы приметесь за фильм, а также насколько у вас развито чувство юмора, эти накапливающиеся вопросы будут либо вызывать у вас боль, либо радость. Впрочем, может быть и то, и другое.

Так вот, какой-то шалай-балай с энергией, какой-то мужик спасает Рида. Бена даже не называют по имени первые минут 30. Какие-то мужики спасают Виктора. называя его Your highness. Эту тему в фильме так и не раскроют — почему он может так называться, откуда у него деньги, почему после этого несчастного случая он решил надеть доспехи с зеленым плащом. Хрен здесь гулял, просто пройдет 10 лет, четверка полетит в космос, а тут уже Доктор Дум. Кому-то не дает покоя взявшийся из неведомой задницы Серебряный Самурай в киберкостюме в «Росомахе» Мэнголда? Тут весь фильм такой все время.

Почему 10 лет спустя Рид и Бен возьмут с собой в полет Сью и Джонни? Черт его знает. Комикс почитайте, псы.

Если вам этих недочетов мало, то момент главного осознания, что же вы смотрите, настает после аварии звездолета героев. Тот падает на Землю и оставляет после себя свалку из пластмассовых деталей и фольги. Сейчас-то должна начаться фантастика и супергероика, а уже вовсю идет полет мысли кинематографистов. Вы только и сможете, что сказать про себя: «О. Ооо». Хотя, не надо. Не надо про себя. Такое кино надо смотреть в компании, чтобы постоянно орать на экран. Поверьте, оно не то чтобы того заслуживает, в нем, по-моему, даже специально сделаны паузы между репликами и действиями, чтобы вы могли комментировать, не ставив на паузу.

Важно сделать отступление и добавить, что в «Фантастической Четверке» 1994-го есть целая линия про слепую скульпторшу Алисию Мастерс. И ее отношения с Беном — чуть ли не самый удачно прописанный и поданный элемент (точно лучше, чем в фильме 2005 года, но мы забегаем вперед). На общем фоне. Есть сильные сцены, удачные ходы, но очень мало. И, что хуже всего, в этой линии фигурирует второй злодей.

Да, в фильме есть злодей помимо Доктора Дума. Это низкий мужичок стремного вида, командующий обществом, живущим под землей. Человек-Крот? Хрен там гулял, его зовут Ювелир, и каждая сцена с его участием сопровождается характерной музыкой, после которой складывается стойкое ощущение, что это попытка сделать своего Пингвина. Только до такого образа не додумался бы даже Дэнни де Вито периода нынешнего It’s Always Sunny In Philadelphia. В общем, Ювелир влюблен в Алисию и крадет огромный алмаз в подарок ей. Это алмаз, который использует Рид для полета в космос. Этот алмаз хотел выкрасть Дум, чтобы сорвать полет Рида, но Ювелир выкрал алмаз первым и заменил подделкой. Рид не догадался. Я могу еще долго рассказывать, что происходило с Ювелиром дальше, но сколько можно спойлерить, надо же хоть что-то оставить вам. Вся эта линия и весь этот персонаж — воплощение старинного подхода к экранизациям комиксов, когда игнорировали богатый мир первоисточника и вставляли свою полнейшую фигню.

После аварии у героев начинают проявляться удивительные способности. В рамках бюджета, конечно. У Рида растягиваются только руки, когда нужно до чего-то дотянуться, Джонни поджигает предметы, но не загорается сам (и уж тем более не летает), Сьюзан так же умеет только становиться невидимой, никаких силовых полей и полетов. Бен — чуть более затейливый Токсичный Мститель. Резиновый костюм и некая аниматроника на лице — пожалуй, лучшая часть всего проекта в визуальном плане, почти хорошо. В сцене, когда Бен приходит в шок от своего превращения, нельзя не отметить феноменальную операторскую работу, благодаря которой Рид выглядит чуть ли не крупнее Существа.

Когда разбившихся ученых (вообще-то во всей команде только Рид — ученый, а кто остальные — хрен поймет) находят, их помещают под карантин и берут у каждого кровь. Подождите, но как они взяли кровь у Существа и Мистера Фантастика? Ой, ладно.

В общем, этот фильм можно пересказывать покадрово, находя все новые и новые нескладухи. События происходят просто потому что должны произойти. Сценарий будто попал под артобстрел в Цхинвале. Автор словно знал, что фильм не будут показывать людям, еще не сев за печатную машинку. И ведь не скажешь, что грамотному развертыванию сюжета мешал хронометраж в 90 минут — на Ювелира и подземных бомжей они где-то нашли время, грим, одежду. Это добрые полчаса, которые можно было потратить на более подробное прописывание Четверки и Дума. Но имеем что имеем.

Получив силы, команда возвращается в здание Бакстера (впрочем, подойдет ли тут слово «возвращается»? Что это вообще за здание?). Там Бену становится совсем грустно, и он уходит пугать горожан и бомжевать. Чем занимаются остальные? Рид пытается понять, откуда у них взялись суперсилы, Джонни мается дурью, а Сью... шьет костюмы.

Конечно, почему нет? Потом Бен возвращается, и герои летят драться с Доктором Думом. Кажется, все это происходит в рамках одного дня, но у них на здании откуда-то появилась эмблема 4444.

А? Что? Как? Подождите, а откуда у них взялась летающая машина?

В финальной экшен-сцене на экран выбрасываются все оставшиеся от бюджета деньги: Сьюзан ставит целое одно силовое поле (когда она научилась это делать?), Джонни бросает файерболы, загорается полностью и летает наперегонки с разрушительным лучом (эту сцену описать невозможно, надо видеть), Бен крушит, Рид... растягивает руки.

Помимо сценария фильму мешают еще и такие нюансы, как режиссура, операторская работа, монтаж и игра актеров. Играют они на пределе возможностей, но то, что делает Доктор Дум, так просто не объяснить. Говорит он без эмоций, при этом пытаясь восполнить невозможность играть лицом активной жестикуляцией, часто вообще не к месту. Как будто человек в костюме и озвучка взяты из разных фильмов.

Этот фильм мог бы получиться, если бы продюсеры действительно хотели снять кино про Фантастическую Четверку. В нем каноничные ориджины, более-менее логичный и последовательный сюжет (но не сценарий), да и научная часть ничуть не более тупая, чем в недавней «Эре Альтрона». Но мир был не готов. Технологии не были готовы. И лишь 11 лет спустя...

«Фантастическая Четверка» (2005)
Производство20th Century Fox
Constantin Film
Marvel Enterprises
1492 Pictures
Бюджет$100 миллионов
Сборы$330 миллионов
«Фантастическая Четверка: Вторжение Серебряного Серфера» (2007)
Производство20th Century Fox
Constantin Film
Marvel Enterprises
1492 Pictures
Бюджет$130 миллионов
Сборы$289 миллионов

Было бы идеально, если бы ребуты «Фантастической Четверки» всегда выходили в год с цифрой 4 на конце, но, начиная с 2005-го, произошло смещение. Кто знает, возможно, в нем и проблема.

Хотя нет, проблема все еще в продюсерах, которые вроде и хотят снять фильм, раз уж куплена лицензия, но в то же не время не доверяют этой самой лицензии и пытаются переделать, чтобы продать публике.

Я никогда не видел фильмы Тима Стори и впервые посмотрел их на прошлой неделе уже после фильма Кормана (as God intended). Полагаю, эта часть статьи вам уже не так интересна, потому что те две экранизации вы успели обсудить и забыть, в отличие от творения 1994 года, долгое время остававшегося загадочным артефактом, за которым не посмел бы охотиться даже Индиана Джонс. И все же.

Начав смотреть «Четверку» 2005 года, я далеко не сразу понял, за что ее так сильно ругали. Все было канонично, хоть события и развивались очень быстро. Но то были первые 15 минут. После них сюжет стал развиваться

очень

медленно,

и за счет этой неспешности мелкие сомнительные идеи выпирали как огромный бумажник в кармане узких штанов.

Если проблемой фильма Кормана был в случайном порядке растерявший части сценарий, то у Тима Стори проблема была несколько иного плана — в его фильме нет сюжета. Точнее, есть, но как раз на те 15 минут. После того, как герои получают способности, они просто занимаются всякой ерундой в течение часа, пока Виктор фон Дум наконец не решает, что он будет злодеем и нападет на команду, чтобы отобрать их силы.

Первый фильм не ужасен и не безвкусен, скорее недопечен. Он разочаровывает отсутствием умопомрачительных приключений и какой-либо креативности со стороны авторов в принципе. Отход от первоисточника сам по себе не минус — Сингер с комиксами распоряжался очень свободно, и получились отличные фильмы. Но в «Четверке» крутят-вертят вещи, которые никто не просил трогать. Тот факт, что Сьюзан встречалась с Думом два года после временного разрыва с Ридом, не насилует чье-то детство, зато помогает низвести конфликт двух ученых до борьбы за женщину.

Вот суперсилы у Дума — не проблема, захотели — дали, ради бога, это изменение косметическое, на характер в данном случае не влияющее. Но то, как вольно обе экранизации Стори обходятся с Существом — непростительно. В «ФЧ» 2005-го Дум его излечивает, но, чтобы победить злодея, Бен решает вернуть каменный облик. Это ничего, но потом Рид абсолютно логично обещает Гримму, что найдет способ повторить эксперимент и снова сделать Бена человеком, на что тот говорит: «Мне и так норм, не парься». И это когда он нашел себе новую подругу! В фильме 2007-го Человек-Факел получает заряд космической энергии Серебряного Серфера, из-за чего начинает меняться с друзьями силами одним прикосновением. За счет этого получаем пару сцен, в которых Майкл Чиклис может походить без своего душного костюма. Это очень весело, но сценаристы полностью убивают одну из центральных тем комиксов про Четверку — нет способа превратить Существо обратно в человека, иначе Рид давно бы это сделал, но он поклялся, что исцелит друга, и помнит про это обещание каждый день. Если у вас Бен Гримм в каждой истории может превратиться в человека, то ставки падают ниже плинтуса. То же касается и образа Доктора Дума — то у него шрам, то Серфер его исцеляет, то он опять зачем-то надевает маску. У Стори практически нет Дума, при том, что он главный злодей в обоих фильмах, один Джулиан Макмэхон. Не то чтобы я имел что-то против Джулиана Макмэхона, и своего персонажа он отыгрывает отлично, но какого черта, кино. Ладно вам не хватило времени нарисовать Галактуса и вы сделали невнятное облако, но что вам мешает сделать Доктора Дума?

За «Четверки» 2000-х адово обидно, потому что в них есть весь материал, чтобы сделать все как надо. Все актеры на своих местах (за исключением Джессики Альбы, конечно же. В последние годы она снималась чуть чаще, чем Дэниел Дэй Льюис, надеюсь, вторые «Город грехов» и «Мачете» вернули ее на звездную карту Голливуда!) Общая атмосфера несерьезности тащит весь проект вниз. И дело даже не в юморе, он-то пусть будет. Дело именно что в несерьезном отношении к персонажам и всему, что должно делать их уникальными и интересными. У Marvel Studios в сиквеле «Тора» или, скажем, «Стражах галактики» клоунады ничуть не меньше (а то и больше), но к персонажам-то сценаристы относятся серьезно — визуальные фишки не отбирают, личную драму не удешевляют.

Надеюсь, вы понимаете, что это претензия не из серии «у вас Мандарин не Мандарин», эти моменты прямо влияли на те истории, которые нам пытались рассказать на экране. Второй фильм, который про Серфера с голосом Лоуренса Фишберна, в целом вышел удачнее первого, в нем не было дикого провисания во втором акте. Но все проблемы в местной интерпретации персонажей вернулись, что называется, with a vengeance, а закончилось действо так лениво, что на фоне этой концовки финал кормановской «Четверки» — шедевр Дэвида Мамета от РПГ-шников, все стройно и с грамотным применением способностей каждого участника. Серьезно, кто-то понял, как Серфер победил Галактуса?

С годами стандарты меняются, а с ними и ожидания. Сейчас, в 2015-м, если хронометраж большого студийного фильма с претензией на большие сборы составляет не больше полутора часов (у «ФЧ» 2005-го где-то 1:45, у «Серфера» вообще 1:30), это вызывает подозрения. Считается, что блокбастер должен быть большим фильмом во всем, и даже с учетом того, что сценарии у таких фильмов редко заслуживают наград, им принято иметь по несколько линий, поворотов и хоть сколько-то интересных находок, им уж точно непозволительно проводить и без того малое время в поисках сюжета и мотивации. Конечно, два с половиной часа и куча мишуры тоже никому не нужны, и «маленькие» фильмы могут выстрелить... но Fantastic Four — не тот комикс, которому подойдет «маленький фильм». (Мне кажется, или я в этом абзаце уже начал писать рецензию на Транка?)

Фильмы Стори расстраивают тем, что они выглядят правильно и даже подходят к вопросу с правильными мыслями — внутрикомандным отношениям уделяется много внимания, и с этими персонажами приятно проводить время, даже когда те не занимаются ничем осмысленным. Но как представители супергеройского, приключенческого, научно-простигосподи-фантастического жанров они крайне поверхностны и примитивны. Однако стоит признать, что Джонни со способностями всей Четверки выглядел круто, и весьма вероятно, что это самое близкое к Супер-Скруллу, что мы когда-либо получим.

Утешительные итоги

Если бы из сценария 1994 года выкинули бред и расширили и причесали нормальные части, да применили к этому ресурсы фильмов 2005-2007, вышло бы... а черт его знает, что бы вышло. Это же не наука.

Фантастическая Четверка не только как Супермен, она еще и в том же положении, что «Звездный путь» — есть свой шарм, который оценят фанаты жанра, но при обращении к аудитории, спонсирующей производство фантастических аттракционов, франчайз надо немного приодеть. Как именно — еще не разобрались. Команда Кормана тупо перенесла комикс на экран со всеми его условностями, добавив свой горячечный бред; команда Стори решила нажимать на семейность и комедийность, задвинув супергероику куда подальше. Возможно, именно команде Джоша Транка удалось нащупать золотое направление? Сделать крутой остроумный сай-фай про команду исследователей с суперспособностями? Скоро узнаем!

Смотрите, это же Майлз Теллер!

Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
23680 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
16906 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
11666 177