Совсем скоро нас ждет 88-ая церемония вручения премии Американской киноакадемии «Оскар». В этом году в номинациях нет ни одно фильма, основанного на комиксах, что для последних лет скорее редкость. Я решил вспомнить всех представителей данного вида фильмов, которые номинировались на «Оскар» и даже получали его.
1978 — «Супермен», режиссёр Ричард Доннер
ОСКАР: За особые достижения — «За визуальные эффекты».
НОМИНАЦИИ: «Лучший звук», «Лучший монтаж», «Лучший оригинальный саундтрек».
Конечно же, всё началось с «Супермена» Ричарда Доннера. И, как любое великое кино, оно не могло остаться без внимания как широких масс, так и Киноакадемии. 1978 год был годом триумфа «Охотника на Оленей», который помимо главных номинации, также собрал множество технических наград, включая и «Лучший звук» и «Лучший монтаж». С одной стороны, «Супермен» в технической части был революционным, с другой — проиграть такому сопернику совсем не стыдно.
«Лучший оригинальный саундтрек» ушел тогда не менее знаменитому фильму «Полуночный экспресс», и, откровенно говоря, в этой номинации победить фильма Алана Паркера было невозможно. Тем не менее свой «Оскар» «Супермен» всё-таки унёс. В 1978 году не было номинации «За визуальные эффекты», однако не выделить этот компонент в фильме Киноакадемия не могла. К слову, Британская киноакадемия («Бафта») в тот год отметила «Супермена» в более серьезных номинациях и даже наградила Кристофера Рива «Золотой маской» в номинации «Лучший новичок».
1990 — «Бэтмен», режиссер Тим Бёртон
ОСКАР: «Лучшие декорации».
Следующей номинации пришлось ждать аж 12 лет. Зато эта единственная номинация фильма Тима Бёртона сразу вылилась в награду, несмотря на то, что соперники у него были серьезные: «Приключения Барона Мюнхгаузена», «Бездна», «Шофер мисс Дэйзи» и «Доблесть». Бытует мнение, что из-за жанра фильма заслуженную номинацию не получил Джек Николсон. Не буду не соглашаться, не оспаривать это мнение, однако не могу не заметить, что в тот год была сильнейшая подборка в номинантах, в том числе и в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», и даже получи Николсон эту номинацию, шансов на победу у него не было. То был год триумфа Дензела Вашингтона за фильм «Доблесть».
1991 — «Дик Трейси», режиссер Уоррен Битти
ОСКАР: «Лучшие декорации», «Лучший грим», «Лучшая песня».
НОМИНАЦИИ: «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучшая работа оператора», «Лучшие костюмы», «Лучший звук».
Уоррен Битти — удивительный человек, проживший удивительную жизнь. Список фильмов, оставивших след в мировом кинематографе, к которым он так или иначе приложил руку, можно перечислять очень долго. Вот и «Дик Трейси» является рекордсменом по количеству золотых болванчиков для экранизаций комиксов. Причем оппоненты у него были более чем достойные. Например, в номинации «Лучшие декорации» фильм обошёл «Танцы с волками» и «Крестного отца 3». В номинации «Лучший грим» не у дел остались «Сирано де Бержерак» и «Эдвард руки-ножницы». Лишь у песни Sooner or Later (I Always Get My Man) реальных конкурентов не было.
К сожалению, приз за «Операторскую работу» не получил Витторио Стораро, уступив Дину Семлеру за «Танцы с волками», хотя несомненно, операторская работа была чуть ли не главным достоинством «Дика Трейси». Также фильм Кевина Костнера обошёл «Дика» в номинации «Лучший звук». За «Лучшие костюмы» приз забрал «Сирано Де Бержерак» (и, к слову, удивительно, что не ухватил заодно и грим).
Аль Пачино. Аль Пачино велик. И роль в «Дике Трейси» у него была достойная. Однако в 1991 году «Оскара» взял Джо Пеши за «Славных парней», и я готов лично встретится с каждым, кто скажет, что эта роль была не лучшей в 1991 году.
А «Дика Трейси» я искренне люблю. Это был первый фильм по комиксам, который я увидел в своей жизни, и во многом тому, что я сейчас пишу здесь, я обязан именно ему.
1993 — «Бэтмен возвращается», режиссер Тим Бёртон
НОМИНАЦИИ: «Лучший грим», «Лучшие визуальные эффекты».
Ровно через три года сиквел Бэтмена получает уже две номинации, однако победа ему не достается в обоих случаях. Приз «За лучший грим» совершенно заслуженно забрал фильм «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы, а награда за «Лучшие визуальные эффекты» ушла к «Смерть ей к лицу», на мой скромный взгляд, худшему игровому фильму Роберта Земекиса. Последний в номинации так же обошёл «Чужого 3». Из знаковых событий того «Оскара» не могу не отметить режиссерскую награду Клинта Иствуда за «Непрощенного» и почетный «Оскар» самому Федерико Феллини, к слову, пятый и последний в его карьере. Через несколько месяцев после вручения легендарного режиссера не стало.
Не могу не отметить тот факт, что у фильма была так же номинация на «Золотую малину». И кто бы вы думали в неё попал? Дэнни Де Вито за одну из самых запоминающихся ролей в своей карьере, Пингвина. Превратности судьбы, не иначе. В этой номинации он «проиграл» Тому Селлеку за «Христофора Колумба».
1994 — «Маска», режиссер Чак Рассел
НОМИНАЦИЯ: «Лучшие визуальные эффекты».
И наконец-то не DC! В 1994 году экранизация комиксов Джона Аркуди и Дага Мэнки, (выходивших под эгидой издательства Dark Horse) произвела настоящий фурор в прокате, сделал в одночасье звездами Джима Керри и Кэмерон Диаз. Не обошла стороной фильм и Американская киноакадемия. И хотя победа в номинации ушла к главному триумфатору вечера «Форресту Гампу», с визуальной точки зрения именно «Маска» был самым ярким номинантом.
Примечательно, что Джим Керри получил за свою роль номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужска роль „комедия или мюзикл“», но уступил победу Хью Гранту (фильм «Четыре свадьбы и одни похороны»). Однако Керри всё-таки получит свой «Глобус», даже два раза, за лучшие свои роли в карьере: в фильмах «Шоу Трумана» и «Человек на луне».
1996 — «Бэтмен навсегда», режиссер Джоэл Шумахер
НОМИНАЦИИ: «Лучшая работа оператора», «Лучший звук», «Лучший монтаж звука».
1996 год был несколько удручающим. Ну, во-первых, в этот год свой «Оскар» как актер получил Николас Кейдж, а во-вторых, как режиссер — Мэл Гибсон (У «Храброго сердца» было много достоинств, но «Оскар» за режиссуру это уж слишком). Впрочем, глядя на остальных номинантов, даже непонятно, кто эти награды заслужил больше. Радовали разве что сценарные награды «Подозрительных лиц» и «Разума и чувств». Ну так вот, в этот довольно слабый год даже самый худший фильм Бэт-франчайза умудрился получить три номинации, хоть и технических, но тем не менее. Слава богу, наград фильму не досталось. «Оскар» за «Лучший звук» завоевал «Аполлон 13», за «Лучший монтаж звука» награда ушла к «Храброму сердцу», а операторскую награду получил Джон Толл за всё тот же Braveheart.
Самый интересный факт с наградами фильма заключается в том, что песня из фильма Hold Me, Thrill Me, Kiss Me, Kill Me получила номинацию как на «Золотом глобусе», так и на «Золотой малине». Не победила, к слову, ни там, ни там.
1998 — «Люди в черном», режиссер Барри Зонненфельд
ОСКАР: «Лучший грим».
НОМИНАЦИИ: «Лучшие декорации», «Лучший саундтрек к музыкальному/комедийному фильму».
Знаменитое кино Барри Зонненфельда по мотивам комиксов Лоуэлла Каннингема, которое сделало Уилла Смита кинозвездой в 1998 году, заполучило аж три номинации. И я вам скажу, ухватить-таки «Оскар» за грим в тот год было сравни чуду, потому что именно в 1998 году в 11 номинациях победу одержал легендарный фильм Джеймса Кэмерона «Титаник». Не так уж и важно, кто был третьим номинантом в данной категории. Тот факт, что «Титаник» собрал всю коллекцию технических «Оскаров», кроме того, что достался «Людям в черном», многого стоит.
Приз за декорации так же ушёл «Титанику», а вот лучший саундтрек к комедийному фильму (к драматическому, конечно же, получил всё тот же фильм про большой корабль) отошёл к фильму «Мужской стриптиз». По моему скромному мнению, приз должен был получать «Свадьба лучшего друга», но кто бы моё мнение спрашивал.
2002 — «Призрачный мир», режиссер Терри Цвигофф
НОМИНАЦИИ: «Лучший адаптированный сценарий».
После «Красоты по-американски» из Торы Бёрч долго пытались сделать звезду инди-кино, однако, по иронии судьбы, в звёзды в итоге выбились те, кто подыгрывал ей в данных фильмах. В фильме «Яма» она снялась с Кирой Найтли, а в «Призрачном мире»- со Скарлетт Йоханссон. В итоге последние две теперь звезды A-класса, а где сейчас Тора Бёрч, не знает никто. Но вернемся к нашим баранам. В 2002 году «Призрачный мир» не хвалил только ленивый, хотя думаю, мало из тех, кто это делал, читал одноименный графический роман Дэниэла Клоуза. Однако у нас с вами есть такая возможность! В 2013 издательство «Фабрика комиксов» выпустило новеллу на русском языке, так что если вы по какой-то причине не знакомы с этим комиксом, то можете, так сказать, приобщиться.
«Оскар» фильм тогда не получил, проиграв «Играм разума» Рона Ховарда, однако для подобного инди-кино победы вообще редкость, так что даже номинацию можно считать успехом. Тем более, что именно сценарная категория как никакая другая близка к комиксу-оригиналу.
Из забавных моментов можно выделить «Приз экуменического жюри» на кинофестивале в Карловых Варах. В этом отношении «Призрачный мир» вообще уникален, вряд ли хоть одна экранизация комиксов хотя бы рассматривалась экуменическим жюри.
2003 — «Проклятый путь», режиссер Сэм Мендес
ОСКАР: «Лучшая работа оператора».
НОМИНАЦИИ: «Лучшая мужская роль второго плана (Пол Ньюмен)», «Лучший звук», «Лучшие декорации», «Лучший оригинальный саундтрек», «Лучший монтаж звука».
Из всех фильмов, представленных в этой статье, пожалуй, именно «Проклятый путь» был ближе всего к основной номинации, да и участие в основной программе Венецианского кинофестиваля о многом говорит. Это было то время, когда Сэм Мендес еще не запятнал своего имени экранизациями «Джеймса Бонда», а гангстерское кино на большом экране хоть и шло к закату, но было еще живо. Лента была основана на графическом романе Макса Алана Коллинза и Ричарда Пирса Рейнера, и это, пожалуй, всё, что я могу сказать о данном романе. «Оскар» за операторскую работу посмертно получил великий Конрад Л. Холл, но я думаю, ни у кого язык не повернется назвать эту награду незаслуженной. В тот год в этой номинации не у дел остались «Банды Нью-Йорка», «Пианист» и «Чикаго».
Пол Ньюмен в своей номинации проиграл Крису Куперу (за фильм «Адаптация), приз за декорации и лучший звук завоевал триумфатор вечера, фильм Роба Маршала «Чикаго». Награда за монтаж звука ушла к «Властелину колец: Две крепости», а в номинации лучший саундтрек внезапно одержал победу фильм «Фрида».
2003 — «Человек-паук», режиссер Сэм Рейми
НОМИНАЦИИ: «Лучший звук», «Лучшие визуальные эффекты».
Да, на «Оскаре» 2003 года присутствовал и этот фильм. Можно что угодно говорить о его качестве, но нельзя отрицать влияние данной картины на последующие экранизации комиксов. Да, до него был и «Блэйд», и «Люди X», но именно «Человек-паук» проложил дорогу высокобюджетным постановкам по мотивам графических романов.
Категорию «За лучшие визуальные эффекты» фильм проиграл «Властелину колец» и компании Weta в самом её расцвете. В категории лучший звук, как я уже писал выше, победил «Чикаго», однако забавно, что в этой схватке сошлись оба фильма, основанных на комиксах. Прецедент, так сказать.
2004 — «Американское великолепие», режиссеры Шари Спрингер Берман, Роберт Пульчини
НОМИНАЦИЯ: «Лучший адаптированный сценарий».
И еще одна сценарная номинация. Честно вам признаюсь, именно этот фильм я не видел, поэтому насколько адекватна номинация и проигрыш в ней «Властелину колец: Возвращение короля», я сказать не могу. Однако у истории этого сценария очень интересная судьба. Дело в том, что он был написан по мотивам автобиографического комикса писателя и музыкального критика Харви Пикара (в фильме его роль исполняет Пол Джиаматти). Комикс, как и фильм, показывает через призму жития Харви Пикара повседневную жизнь вымирающих районов Кливленда. Но главное, что сам фильм выполнен в нарочито комикс-стилистической манере, что не новаторство, однако, чтобы дойти до номинации на «Оскар» и до приза ФИПРЕССИ в Каннах, это нужно было сделать безупречно.
2005 — «Человек-паук 2», режиссер Сэм Рейми
ОСКАР: «Лучшие визуальные эффекты».
НОМИНАЦИИ: «Лучший звук», «Лучший монтаж звука».
Как сейчас помню благодарственную речь легенды мира визуальных эффектов Джона Дикстры (свой первый «Оскар» он получал за «Новую надежду»), который с усмешкой поблагодарил Бога, что «Властелин колец» закончился, и теперь приз в этой номинации может получить кто-то другой. На самом деле, абсолютно заслуженная победа, даже несмотря на то, что не у дел осталась сильная работа «Гарри Поттер и узник Азкабана», а также «Я, робот».
В номинации «Лучший звук» победил фильм Тейлора Хэквода «Рэй» (в целом, заслуженно), а вот в номинации «Лучший монтаж звука» верх одержала Пиксаровская «Суперсемейка», в основе который, конечно, не лежал графический роман, однако близость к комиксам которой очевидна невооруженным глазом.
Раз уж мы тут вспомнили 2005 год, я не могу не поделится своим негодование по поводу категории «Лучший саундтрек». В тот год победа отошла Яну Качмареку за музыку к «Волшебной стране». Работа была приятная, но не более. Зато обделили мой самый любимый саундтрек к фильму «Таинственный лес» за авторством Джеймса Ньютона Ховарда. Я до сих пор считаю тот саунд эталоном.
2006 год — «Оправданная жестокость», режиссер Дэвид Кроненберг
НОМИНАЦИИ: «Лучшая мужская роль второго плана (Уильям Хёрт)», «Лучший адаптированный сценарий».
Один из самых популярных фильмов в составлении топов «н типичных комиксов». Всё-таки не каждый день Дэвид Кроненберг берется за подобный материал. Фильм снят по графическому роману Джона Вагнера, который адаптировал Джош Олсон, и, на данный момент, это сценарий является венцом карьеры Олсона. Несмотря на всё это, на «Оскаре» шансов на победу в этой номинации у фильма не было. Награда отошла фильму «Горбатая гора», который должен был праздновать победу и в номинации «Лучший фильм», однако, по непонятным мне (и многим) причинам, этого не случилось.
За лучшую роль второго плана бился Уильям Хёрт, однако уступил статуэтку Джорджу Клуни за фильм «Сириана». Победа Клуни была очевидна, а вот насколько заслужена, судить не буду, отмечу только тот факт, что болел всей душой за Джейка Джилленхола.
Интересно, что на «Золотом глобусе» фильм получил номинации «Лучшая драма», да и номинацию на премию «Сезар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» тоже, однако в Американской киноакадемии решили, что были более достойные кандидаты, а жаль, прецедента так и не случилось.
«Бэтмен: Начало», режиссер Кристофер Нолан
НОМИНАЦИЯ: «Лучшая работа оператора».
Так уж получилось, что в 2006 году вышел еще один знаковый для индустрии фильм по комиксам. Всю его значимость большинство поймет через три года, когда выйдет «Тёмный рыцарь», а пока номинация в нетипичной для комикс-экранизаций категории. Уолли Пфистер совершенно внезапно попал в список пяти лучших, поэтому ни о какой победе речи и не шло, однако тут, как говорится, главное участие. Награду в тот год получил Дион Биби за фильм «Мемуары гейши», и я вам скажу, совершенно заслуженно получил. Вообще, несмотря на «Оскар», на мой взгляд, очень недооцененный оператор. Сейчас он снимает «Снеговика» Томаса Альфредсона, так что есть вполне осязаемая надежда на новую номинацию в следующем году.
2007 — «Возвращение Супермена», режиссер Брайан Сингер
НОМИНАЦИЯ: «Лучшие визуальные эффекты».
«Возвращение Супермена» — удивительное кино. Оно считается неудачным, хотя на Rotten Tomatoes рейтинг критиков составляет высокие для жанра 76%, актерские работы Кевина Спейси и Брендона Рута признаны чуть ли не эталонными, а качество спецэффектов было революционным, и фильм в этом компоненте выглядит лучше многих современных блокбастеров. Конечно, во многом сыграло то, что Сингер не стал делать ребут, а снял продолжение фильмов Доннера, однако совсем недавно Дж. Дж. Абрамс проделал в точности тоже самое со «Звездными войнами» и имел оглушительный успех. Я, как и почти вся редакция Spidermedia, нежно люблю это кино и считаю, что в данной номинации фильм незаслуженно обделили. Тем более, что победу отдали даже не «Посейдону» Вольфганга Петерсона, а «Пиратам Карибского моря: Сундук мертвеца». В 2007 году название фильма Гора Вербински еще не воспринималось как ругательство.
Кстати, на премии «Сатурн» «Возвращение Супермена» получило аж десять номинаций и в пяти из них праздновало победу, включая номинации «Лучший фэнтези-фильм» и «Лучший режиссер», а вы говорите «неудачное кино». К слову, у «Человека из стали» было всего три номинации и ни одной победы.
2008 — «Персеполис», режиссеры Венсан Паронно, Маржан Сатрапи
НОМИНАЦИИ: «Лучший анимационный фильм».
А вот и анимационная номинация! Французский мультфильм по комиксу Маржан Сантрапи (она является со-режиссером картины) не превозносил в 2008 году только ленивый. Откровенно говоря, мультфильм заслуживает абсолютно всех похвал, как и комикс-оригинал (его вы можете приобрести на русском языке благодаря издательству «Бумкнига»). И конечно же, он заслуживал победы, однако Американская киноакадемия так любит работы студии «Пиксар», что, когда они есть в номинации, у всех остальных буквально нет шансов. Так и здесь, несмотря на то, что «Рататуй» Бреда Бёрда является одним из лучших представителей работ студии, награду он получил незаслуженно.
Впрочем, у Венсана Паронно и Маржан Сатрапи есть приз жюри Каннского кинофестиваля, что им этот ваш «Оскар»...
2009 — «Темный рыцарь», режиссер Кристофер Нолан.
ОСКАР: «Лучшая мужская роль второго плана (Хит Леджер)», «Лучший монтаж звука».
НОМИНАЦИИ: «Лучшая работа оператора», «Лучшие декорации», «Лучший звук», "Лучший монтаж","Лучшие визуальные эффекты«, «Лучший грим».
Рекордсмен по количеству номинаций у фильма, основанного на комиксах. Реконструкция жанра, миллиардные сборы, культовый статус — это всё про «Темного рыцаря». Самое главное, что после непопадания фильма в номинацию «Лучший фильм» вопрос о количестве номинантов стал ребром, и уже на следующий год номинация превратилась в фарс, собрав девять фильмов. Но это будет потом, а здесь «Темный рыцарь» унёс две позолоченные статуэтки, одна из которых досталась Хиту Леджеру посмертно. Наверное, не стоит сейчас говорить о том, заслужена была эта награда или нет. Заслужена. Однако роль Джокера не лучшая в карьере Леджера (лучшая была в «Горбатой горе») и не лучшая в номинации (лучшая была у Майкла Шеннона в «Дороге перемен», который, по иронии судьбы, позже сыграет еще одного культового злодея вселенной DC), но не оценить данную работу было бы преступлением и скоропостижная кончина Леджера здесь ни при чем.
Так же картина была награждена в номинации «Монтаж звука», где обогнала такие фильмы как «Железный человек», «ВАЛЛ-И», «Особо опасен» и триумфатора вечера «Миллионера из трущоб».
В номинациях «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший грим» и «Лучшие декорации» фильм уступил «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Призы за «Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучшая работа оператора» ушли к «Миллионеру из трущоб». Уолли Пфистер опять остался без награды, впрочем, в 2011 году он всё-таки ухватит свою статуэтку за фильм «Начало».
2009 — «Железный человек», режиссер Джон Фавро
НОМИНАЦИИ: «Лучший монтаж звука», «Лучшие визуальные эффекты».
Еще один фильм, который стал основополагающим для студии-создателя. Именно успех «Железного человека» зародил киновселенную Марвел. Забавно, что в обоих номинациях, в которых присутствовал «Железный человек», был представлен и «Темный рыцарь». В номинации «Монтаж звука», как вы уже знаете, победил представитель DC-вселенной, а в номинации «Лучшие визуальные эффекты» оба они оказались не у дел.
2009 — «Хеллбой II: Золотая армия», режиссер Гильермо дель Торо
НОМИНАЦИЯ: «Лучший грим».
Да, 2009 год был лучшим для любителей комиксов в плане удачных экранизация. Да, у представителя Dark Horse была всего одна номинация на «Оскар», однако сказать, что фильм был принципиально хуже собратьев по жанру в тот год, я никак не могу. Забавно, что и премия «Сатурн» не смогла выбрать единоличного победителя, вот и вручила «Хеллбою» награду за «Лучший фильм ужасов», «Железному человеку» за «Лучший научно-фантастический фильм», а «Темному рыцарю» за «Лучший приключенческий фильм, боевик или триллер».
Ну, а на «Оскаре» приз за лучший грим отошёл «Загадочной истории Бенджамина Баттона», оставив гримеров Красного и Джокера без наград.
2011 — «Железный человек 2», режиссер Джон Фавро
НОМИНАЦИЯ: «Лучшие визуальные эффекты».
Сиквел «Железного человека» был объективно в разы слабее оригинала, однако команда ILM, отвечающая за визуальные эффекты, получила свою номинацию. В итоге победу уступили Double Negative, которые занимались визуальными эффектами фильма «Начало». Той самой команде, которая делала и «Темного рыцаря». И если в 2009 году их борьба не выявила победителя, то здесь всё встало на свои места.
2012 — «Приключения Тинтина: Тайна единорога», режиссер Стивен Спилберг
НОМИНАЦИИ: «Лучший саундтрек».
Забавно, что данный фильм получил награду «Золотой глобус» за лучший анимационный фильм, а на «Оскаре» даже не удосужился номинации. Признаюсь честно, я с трудом смог досмотреть этот то ли фильм, то ли мультфильм Стивена Спилберга, поэтому я, пожалуй, буду солидарен с членами Американской киноакадемии, не включившими эту картину в число номинатов. Хотя, если говорить о 2012 годе, то тогда была, на мой взгляд, самая слабая подборка номинантов за весь XXI век. Из претендентов на основную награду самым симпатичным фильмов оказалась работа Александра Пейна «Потомки».
Но вернемся к саундтреку. Композитором у «Тинтина» был, конечно же, Джон Уильямс, и я даже не буду считать, какая это по счету была номинация у мэтра. Очередная галочка в послужном списке великого композитора, не более (к слову, в том году Уильямс был представлен в номинации дважды. Второй раз — за «Боевого коня» того же Спилберга). А вот статуэтку тогда ухватил Людовик Бурсе за «Артиста», что можно списать на ажиотаж вокруг данного фильма, потому что победа очевидно должна была достаться Говарду Шору за «Хранителя времени».
Комиксы Эрже так же доступны нам на русском языке, и я считаю, что их выпуск, к слову, на очень высоком уровне, сравни подвигу. Так что благодарим издательство «Махаон» и идём покупать бельгийские комиксы.
2014 — «Железный человек 3», режиссер Шейн Блэк
НОМИНАЦИЯ: «Лучшие визуальные эффекты».
В третий раз команда «Железного человека» штурмует данную номинацию и в третий раз остается ни с чем. Это был год «Гравитации». И пусть главная награда ушла по «Чернокожему лобби» «Гравитация» была абсолютно лучшим фильмом года, в том числе и в плане визуальных эффектов.
2014 — «Ветер крепчает», режиссер Хайао Миядзаки
НОМИНАЦИИ: «Лучший анимационный фильм».
Немногие знают, что последняя работа великого режиссера основана на манге его же авторства, публиковавшейся в журнале Model Graphix в 2009 году и рассказывающей о японском конструкторе Дзиро Хорикоси. Сама манга базировалась на рассказе писателя Тацуо Хори «Ветер крепчает». Великая работа. Самая взрослая и самая тонкая у автора. Не зря именно этот мультфильм и является эпиграфом карьеры самого лучшего мультипликатора в мире. Конечно же, награда должна была достаться Миядзаки, но Американская киноакадемия всего лишь один раз была благосклонна к студии Ghibli, наградив «Унесенных призраками». Вот и здесь «Оскар» ушёл «Холодному сердцу», достойному мультфильму, но даже близко не валявшемуся у ног мэтра.
2015 — «Первый мститель: Другая война», режиссеры Энтони Руссо, Джо Руссо
НОМИНАЦИЯ: «Лучшие визуальные эффекты».
На мой взгляд, лучший фильм киновселенной Marvel, в связи с чем еще интереснее следить за карьерой братьев Руссо. В 2015 году было много представителей кинокомиксов в этой номинации, однако победа досталась «Интерстеллару» Кристоферу Нолана. Хотя, на мой взгляд, победа должна была достаться...
2015 — «Люди Икс: Дни минувшего будущего», режиссер Брайан Сингер
НОМИНАЦИЯ: «Лучшие визуальные эффекты».
Абсолютно всем запала в душу сцена с Квиксильвером, и я не исключение. Отличный пример того, как можно сделать сцену не только качественно, но и оригинально. «Оскар» тем не менее не дали, что не сделало фильм ни капли хуже. Даже скандал с Брайаном Сингером не помешал успешному прокату картины, так что в этом году нас ожидает «Апокалипсис».
2015 — «Стражи Галактики», режиссер Джеймс Ганн
НОМИНАЦИИ: «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший грим и прически».
Про «Визуальные эффекты» все сказано, поэтому давайте про грим. Фильм оказался в компании тяжеловесов: «Охотника на лис» и «Отеля „Гранд Будапешт“», последнему и проиграл. Насколько это было заслужено/незаслужено, судить не буду. Однако отмечу только, что несмотря на то, что по количеству выигранных «Оскаров» все три представителя экранизации комиксов Marvel равны, на премии «Сатурн» «Стражи Галактики» праздновали безоговорочную победу, завоевав четыре статуэтки в 9 номинациях. У оппонентов было 11 и пять номинаций соответственно, и ни одной победы.
2015 — «Город героев», режиссеры Дон Холл, Крис Уильямс
ОСКАР: «Лучший анимационный фильм».
Закончу я сегодняшний текст победой. Победой в основной номинации. Disney Animation, на мой взгляд, сейчас самая лучшая студия, работающая с компьютерной анимацией, однако не могу сказать, что в тот год победа была безоговорочной. На «Золотом глобусе» победу праздновал, например, «Как приручить дракона 2», который действительно ни в чем не уступал «Городу героев». А если вспомнить, что в номинации были еще «Сказание о принцессе Кагуя», «Песнь моря» и «Семейка монстров», то даже может встать вопрос о том, насколько сильно влияние студии «Дисней» на Академию.
Однако «Город героев» действительно достойный мультфильм, хоть и не имеет практически ничего общего с комикс-оригиналом (который, откровенно говоря, ничего из себя не представляет), и неслучайно он венчает данный список.
P.S.: Не могу не сказать пару слов о фильме «Жизнь Адель». Да, фильм основанный на комиксе Жюли Маро «Синий — самый теплый цвет», не номинировался на «Оскар» в 2013 году (хотя, это конечно было странно). Однако нельзя упустить из виду тот факт, что картина получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и одновременно приз ФИПРЕССИ того же фестиваля. И да, этот комикс тоже можно купить на русском. Ищите в комикс-шопах книгу издательства «Бертельсманн Медиа Москау» (БММ).
P.P.S.: Конечно же, я не забыл об «Олдбое» Чхан Ук Пака. Фильм по одноимённой манге японских авторов Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси в своё время приобрел культовый статус. Вместе с этим статусом он завоевал в 2004 году «Большой приз жюри» Каннского кинофестиваля. Председателем жюри тогда был никто иной, как Квентин Тарантино (который назвал фильм абсолютным шедевром), а в числе жюри заседал Никита Михалков. Фильм занял 18-ое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», а уж сколько раз он попадал в самые различные топы уровнем поменьше, нам с вами и не сосчитать.