Мы уже посмотрели фильм, который многие из вас ждали если не с трепетом, то хотя бы с интересом. Чаще всего, когда дело касается супергероики, мы выходим из кинотеатра либо в восторженном состоянии, либо с желанием немедленно пойти залить горе и перемыть кости каждой сцене. В этот же раз...
«Эра Альтрона» долго манила всех нас, обещая грандиозный сиквел грандиозного зрелища, увиденного нами в 2012-м. Новый, внушающий злодей, фактурные персонажи, Халкбастер и прочее-прочее-прочее. Что могло пойти не так?
К сожалению, многое. Нет, не подумайте, что фильм плохой, так думать нельзя ни в коем случае. Но он весьма неоднозначный, спорный и, если вдуматься, далеко не ладно скроенный. Обо всем по порядку и без спойлеров.
После выхода из кинотеатра остается странное ощущение. Впечатление, что вот вроде все правильно было и хорошо, а все же чего-то не хватило. Как фальшивая елочная игрушка — блестит, сверкает, только с радостью проблема. «Эра Альтрона» при всей своей насыщенности слишком много где не дорабатывает — и в первую очередь, в хронометраже. Острое ощущение, что фильм порезали, как только могли, и в итоге, чтобы все-таки кое-как все свести, пришлось сильно постараться монтажерам. Понятно, что тяжело удержать внимание на стольких персонажах разом плюс сделать развитие линии каждого, и чтобы это не смотрелось смешным, но в итоге многие линии так и не дотянули. Уидон сделал максимум для развития всех героев, но, видимо, сделать фильм больше ему тупо не позволили. Тот и впрямь порой смотрится как нарезка событий, и явно не хватает некоторых выводов для самого себя и личных сцен для героев.
Сценарий... хороший, да, есть предсказуемые моменты, есть не очень проработанные, но в целом справляется. Ощущение, что «скачут галопом по европам», никуда не девается и порой слишком торопит процесс. Получается порой невнятное нечто в стиле «полетели туда, а потом сразу туда», и везде надо подраться. На деле смотрится нормально, но экранного времени некоторым сценам реально не хватает.
С персонажами все куда любопытнее. Старк и Роджерс на сей раз несколько задвинуты на задний план и на полном серьезе ничего выдающегося не показывают. Один изобретатель, готовый пойти на все ради своих принципов, другой солдат, готовый пойти на все ради своих принципов, ну вы поняли. Персонажи те же, заложен конфликт, который явно получит развитие, нооо и все. По поводу судьбы некоторых героев есть спойлерные мысли, но лучше мы их обсудим с читателями в комментариях. Неожиданно много времени и отдельные линии получает Тор, хотя, казалось бы, комедийный элемент плотно закреплен именно за этим персонажем. С Халком и Вдовой отдельная тема, где-то их линии раскрыли, что-то осталось недостаточно объясненным, так что в плюсы конкретно это развитие записать не получается. Но в целом — персонажи все те же, Мстители вместе, все дела, все счастливы.
Стоит отметить, что рецензии не соврали: Соколиный Глаз и впрямь получает прекрасный спотлайт в фильме. Причем происходит это не сразу, а постепенно, но да, за этого героя ты в итоге переживаешь больше всего. Более того, Уидон наконец понял, как надо относиться к этому персонажу, и показывает его с другой стороны, едва ли не близкой недавним комиксам. Тут откровенное браво за работу над ошибками.
Еще одним прекрасным моментом являются близнецы. Аарон Тейлор-Джонсон звезд пинкфлойдного Эвана Питерса не хватает, но так или иначе выглядит эффектно и вполне к месту. Способности показаны на уровне, не срывают башню (видимо, на спидстеров мы уже насмотрелись), но вполне достаточно, чтобы не раздражать. А вот Элизабет «Алая Ведьма» Олсен весьма и весьма очаровывает — как использованием способностей, так и общей подачей персонажа. Стилизация под японский хоррор и эффекты с глюками — выше всяких похвал. Сразу видно, кто из персонажей Уидону был интересен больше остальных. Ванда и Пьетро — однозначный успех сиквела.
Второстепенные злодеи фильму были нужны исключительно для галочки, что весьма обидно — и у Штрукера, и у Кло большой потенциал, который, к счастью, еще можно реализовать. Но в этом плане в фильме использован классический комиксный прием — «не надо раскрывать второй план, фанаты поняли, остальным пофиг». Что весьма прискорбно, но в принципе объяснимо. Что же касается Альтрона... версия получилась весьма спорной, чего я коснусь, пожалуй, в отдельной статье. Визуально впечатляет, по задумке — интересно, реализация... спорная. Эффектно, но очень спорно.
Зато во всем, что касается графической стороны картины — претензий нет. Взрывы, экшен, драки, галлюцинации — все на высшем уровне. Любая сцена прекрасна с визуальной точки зрения, все фильтры в тему, все дизайны на высоте. Камео тоже весьма сильно порадуют зрителей, и лично я очень сильно рекомендую смотреть во все глаза в сценах галлюцинаций персонажей. Кое-что интересное можно пропустить, а совсем не рекомендуется.
«Эра Альтрона» по-настоящему комиксный фильм, который безусловно заслужит вашего внимания, но вполне может не оправдать ожиданий и вызвать множество вопросов. Тем не менее, удачных находок и подмигиваний фанатам в нем столько, что сам просмотр под вопросом даже не стоит. Это ваша любимая вселенная, и пропустить ее новую часть вы просто не можете.
PS: Ах да, ну и, пожалуй, последняя ложка дегтя: в фильме самая ненужная и сделанная на "от*"%;сь" сцена после титров во всех фильмах Marvel. Так реально нельзя. Если бы не сцена прямо перед началом титров, сцена после титров и вовсе вызвала бы привкус разочарования после фильма. Вот и расскажите мне, радоваться после всего увиденного уходу Джосса Уидона или расстраиваться?
Marvel’s Avengers: Age of Ultron — недурный трейлер к фильму Joss Whedon’s Avengers: Age of Ultron, который я надеюсь увидеть после выхода Blu-Ray. В тех 30-60 минутах, которые вырезал режиссер, и кроется истинный ответ на вопрос: «Хороший это все-таки фильм или нет?» Сейчас можно только гадать. «Эра Альтрона» состоит из намеков, реакций и лирических отступлений, под которыми смутно просматривается сюжет. Он, конечно, есть, но найдут его далеко не все. Нужно не просто воспринимать вторых «Мстителей» всерьез, но и уметь улавливать с полуслова и понимать диалоги Уидона, зашифрованные в неуклюжем дубляже.
Я уверен, что Уидон этот фильм будет долго ненавидеть и стараться о нем не думать, думая при этом каждый день, чтобы в поздние годы, ощущая приближение смерти, признать, что это, возможно, его главная работа. Не лучшая. «Эра Альтрона» — не лучший проект Marvel Studios и уж точно не лучший проект в карьере своего сценариста и режиссера, но в миллион раз интереснее удачных ровненьких фильмов вроде «Стражей галактики» и тех же первых «Мстителей». Перед нами огромный крылатый бегемот, несущийся сквозь облака на скорости света со всей присущей бегемоту грациозностью, но ни разу не отклоняющийся от курса и садящийся плавно и без звука. Взгляд оторвать невозможно. Смотреть второй раз не хочется. Хочется пожить и подумать, подождать. Ни один повторный просмотр не раскроет фильм с новой стороны. Мы просто можем с увлечением гадать, как же все это выглядело в сознании Уидона, а потом выйдет полная версия, и мы наконец узнаем, что посмотрели.
Уидон прожил свою версию копполовского «Апокалипсиса сегодня», которая охватила не только съемки, но вообще всю работу на студию. Ему теперь до самого конца снимать только камерное и низкобюджетное для успокоения души. Он ушел вовремя, доказывать и преодолевать решительно нечего. Одни зрители знают персонажей по комиксам или читали википедию, поэтому от фильма информации не требуют, другим она и не нужна, они приходят поржать и посмотреть на взрывы. Что-то получат и те и другие. Критики вряд ли будут пытаться впиться в этого бегемота зубами, пытаясь прокусить его толстую, загрубевшую кожу, разве только заглянут под хвост и найдут морально-этическую проблему-другую. В конечном счете, это просто блокбастер про супергероев. Хороший. Но именно этот странный, сумбурный, изрезанный фильм, выполненный по всем лекалам и ложащийся в хронологию, заставил меня зауважать Джосса Уидона как личность и творца. Такой я сентиментальный.
Самое главное, что вы должны знать перед походом на «Эру Альтрона»: вы ни в коем случае не получите кальку первого фильма. То есть, это как бы должно подразумеваться, но среди сиквелов блокбастеров (в том числе и производства компании Marvel), настолько редкий случай, что сложно не удивиться. Это совершенно иное кино, как по темпу повествования, так и по эмоциональному накалу. Обезличив главного антагониста (при этом сделав его чуть ли не самым живым среди всех злодеев вселенной Marvel) Уидон дал возможность раскрыться самим участникам команды «Мстители». Вы скажете: «Да сколько можно раскрывать вашего Старка и Кэпа», и почти будете правы. Почти. В новом фильме Уидон будет раскрывать тех, кто не был этого удостоен в прошлом его фильме. И мне сложно представить себе человека, который был бы недоволен этим фактом.
Второе, что вы должны знать перед походом на «Эру Альтрона»: вы получите то, что ждете. Изобретательный экшн на протяжении всего хронометража, в меру юмора (ровно столько, чтобы не чувствовать себя неловко за отсутствие штанов у доктора Селдвига, но в то же время столько, чтобы не заснуть от пафосных речей Джонатана Кента над кукурузными полями), трогательных моментов, приятных камео, всего-всего чего вы ждете и любите. Вы спросите: «А если я ждал чего-то больше, значит я разочаруюсь?», и почти будете правы. Почти. Потому что фильм наполнен какой-то необычной магией кино. Так бывает, когда режиссер и сюжет буквально начинают дышать в унисон. На последнем часе хронометража вы поймаете себя на мысли, что смотрели бы то, что происходит на экране, бесконечно. Разочароваться невозможно. Даже если вы выйдете из зала с сомнением в глазах, с каждым днем он будет вам казаться все лучше и лучше.
Третье, что вы должны знать перед походом на «Эру Альтрона»: это не идеальное кино. Определенные моменты вам покажутся вторичными, определенные нелогичными, а некоторые — так вообще рваными. Все это от того, что хронометраж фильма просто не вместил в себя все идеи и линии, что задумал Уидон. И многое легло под ножницы монтажного стола. Вы спросите: «А разве это не вина режиссера, что он не смог донести свою мысль до зрителя в приемлемой лаконичной форме? Если не мог, то может и не стоило пробовать?», и почти будете правы. Почти. В этом фильме Уидон таааак хотел проститься со всем, что было его жизнью на протяжении почти пяти лет, что пожертвовать кем-то из них просто не мог. Видно, что он любит каждого героя, что готов встать на защиту позиции любого из них. И ради них он пожертвовал линиями новых персонажей. Особенно это обидно в отношении Альтрона, потенциалу которого явно было бы тесно в хронометраже даже вдвое большем, чем ему уделили.
Последнее, что вы должны знать перед походом на «Эру Альтрона»: вы больше никогда не увидите фильм Джосса Уидона о «Мстителях». Возможно, это хорошо, иначе бы он ударился в самоповторы, а возможно и плохо, ведь он мог бы «закрыть» трилогию своим именем, тем самым оставив определенную веху в кинематографе. Но это просто факт. Уидон на прощание сделает вам подарок в финале фильма, а вы ему отплатите двухмиллиардными сборами. После просмотра вы выйдете из кинотеатра, одухотворенно оглянетесь по сторонам, и на выдохе произнесете: «Да это же лучший фильм о супергероях!», и почти будете правы. Почти.