Приветствую вас, дорогие читатели! Немного удивительно видеть мой ник рядом с логотипом Хэллбоймедии, правда? Всё дело в том, что мои дражайшие друзья Роман и Станислав попросили написать о том, в чём я разбираюсь лучше всего. О кино. Причем не про абы какое кино, а непосредственно о «Хеллбое». Будучи его поклонником (и поклонником Хэллбоймедии, чего греха таить), я не мог упустить такой шанс. Так что прошу любить, жаловать и строго не судить. «Хеллбой», конечно, никогда не смог бы стать типичным блокбастером. Поэтому только тот факт, что он добрался до больших экранов, да еще два раза, уже кажется невероятным. А уж про то, в каком виде он до этих самых экранов добрался... но, обо всём по порядку.
Экранизировать «Хэллбоя» хотели еще в далёком 1997 году. И хотел его экранизировать... Гильермо Дель Торо. Естественно, в конце девяностых на «хотелки» Дель Торо всем было плевать, а уж браться за такой ненадёжный проект никому не хотелось и подавно. Однако уже тогда появилось несколько наработок, без которых сейчас сложно представить себе «Хеллбоя».
И так бы не видать нам фильма про красного рогача, как своих ушей, если бы в 2002 году экранизация похождений Питера Паркера не собрала в мировом прокате свыше 800 миллионов долларов. Компания Sony открыла для себя совершенно беспроигрышный франчайз (который, откровенно говоря, до ума так и не довела) и тут же стала судорожно искать, на чём еще можно так же заработать. Одновременно с успехом «Человека-паука» в 2002 году вышла еще одна экранизация комикса — «Блэйд 2», которая собрала, конечно, значительно меньше, чем фильм Сэма Рейми, но и выглядела в два раза дороже собственного бюджета. Звезда Гильермо Дель Торо только начала восходить на Голливудском небосклоне, и перехватить «молодое» дарование у компании New Line Cinema было бы большой удачей. И главы Sony ухватились за предоставленный им шанс (впоследствии о котором немало пожалели, к слову). Желание снять фильм своей мечты и бюджет в 100 миллионов долларов сделали своё дело. Дель Торо отказался от фильма «Блэйд. Троица» (чем всё это закончилось для темнокожего борца с вампирами мы, к сожалению, все прекрасно знаем) и приступил к делу.
Однако на этом препятствия на пути мексиканского вундеркинда не закончились. Студия поставила перед Дель Торо жесткие условия:
• чтобы главный герой был человеком, превращающимся в демона лишь во время боя с нечистью.
• чтобы главного героя играла звезда мирового уровня (в приоритете у студии был Вин Дизель, карьера которого после Форсажа была на подъеме).
Дель Торо и Миньола (с которым у Гильермо были дружеские отношения, и без согласия которого Дель Торо не собирался ничего снимать) были не просто против данных условий. Они категорически не укладывались в концепцию задуманного фильма. Я уже не говорю про то, что в роли самого Хэллбоя оба видели только и исключительно Рона Перлмана.
Не знаю как бы всё обернулось в итоге, если бы Вин Дизель внезапно не узнал о том, что его хотят снимать в роли демона, и категорически отказался (у Дизеля в это время снимался свой «проект мечты», которому так же суждено было провалиться). Sony, понимая, что фильм буквально ускользает у них из-под носа, решило пойти на попятную и согласиться на условия Дель Торо, при этом существенно уменьшив бюджет: с обещанных 100 миллионов до 50 (плюс еще 25 миллионов на маркетинг). Фильм ушёл в производство, и что из этого получилось, мы все прекрасно знаем. Но давайте разберём.
Лично мне, в далёком 2004 году фильм очень понравился. Весь этот Миньоловский антураж, фашисты в виде главных злодеев, нетипичный антигерой, отвечающий за главного протагониста фильма, «Правая рука Смерти», Распутин, в конце концов! Всё это было настолько ново и нетипично. Рон Перлман влюблял в себя сразу. Он, правда, был рожден для этой роли. Эйб Сапиен в исполнении Дага Джонса (которому впоследствии была уготована судьба стать «главным монстром» Голливуда) настолько рвал шаблон в отношение положительных персонажей блокбастеров, что я до сих пор не понимаю, как главы студии пошли на это. За всеми этими впечатлениями я бы через 2 часа после фильма даже не смог бы вам рассказать его сюжет. Тем не менее, он там был и он был очень логичный, хоть и не замысловатый. Финальный эпизод с ломанием своих же рогов я до сих пор вспоминаю со священным трепетом, как и момент когда Распутин произносит «АНУНГ УН РАМА».
Но перед написанием данной статьи я решил пересмотреть фильм, дабы освежить воспоминания, и вот тут, искушенным взглядом, всё не так уж и радужно. Нет, все плюсы, что я описал выше, никуда не делись, но ярко бросилось то, что под первым впечатлением «замыливалось».
Первое — это конечно персонаж Руперта Эванса (вы вообще его ещё где-нибудь помните? С кем он переспал чтобы получить эту роль?), мало того, что играл он очень невнятно, так ещё и его персонаж был абсолютно не нужен фильму. Немного глубины ему придаёт любовный треугольник между ним, Хэллбоем и Лиз Шерман. Но все действительно занятные сцены остались в режиссёрской версии фильма. В кинотеатральной эта линия была практически вырезана, оставив нам только легендарную (я не побоюсь этого слова) сцену с Хэллбоем на крыше, следящим за Лиз и Джоном Майерсом (собственно, персонажем Руперта Эванса). Фильмов, в которых история рассказывалась от лица молодого оперативника, который попадает в замес, в 90-е выходило пачками, но в 00-ых это уже был устарелый и далеко не выигрышный вариант повествования.
Второе — это не самые качественные спецэффекты. Конечно, Дель Торо пришлось выкручиваться, ведь его «тритмент» был рассчитан на бюджет практически в два раза превышающий реальный, но, тем не менее, все сцены, в которых не затронут грим и аниматроника, просто катастрофически нереалистичные и компьютерные, даже для 2004 года. К слову, сейчас и грим кажется не настолько выдающимся, как казалось 10 лет назад. По крайней мере, в сиквеле был огромный качественный скачок в этом плане. Отдельно хочется выделить абсолютно нелепого монстра, в коего превращается Распутин, пиксели которого буквально разъедают глаза.
Да, и Распутин. Сам факт, что это Распутин, конечно, внушает. Но сейчас, оглядываясь в прошлое, понимаешь, что это же персонаж, который должен рвать харизмой. При всём уважении к чеху Карелу Родену (который, к слову, играл того самого Юрия Амовича, русского олигарха, из «Рок-н-рольщика» Гая Ричи), это персонаж не уровня его таланта. Забавный факт, что изначально на его месте студия видела Жана Рено. Режиссёр также был не против вездесущего француза, но на него просто не хватило бюджета. Надеюсь, в комментариях будет не очень много огорченных этим фактом читателей.
Ну и, конечно, очень много мелких деталей, характерных для типичных блокбастеров того времени: Хэллбой выкидывает из своего кабинета главу БПРД, или смерть друга-оперативника. То есть да, это классические приёмы. Но теперь, зная, что снимал Дель Торо и как он это делал, кажется, что все эти приёмчики ему тупо навязали. По крайней мере я на это искренне надеюсь.
Да, я жалею, что его пересмотрел. В моей памяти это был практически идеальный фильм, снятый по мотивам комиксов, вобравший в себя весь дух оригинала, при этом идеально адаптировавший его для массового зрителя. И пускай теперь я так не считаю, эти сладкие 10 лет заблуждения у меня никто не отнимет. И я всё равно люблю этого красного крепыша, чтобы вы там выше не прочитали.
Кино для 2004 года было неоднозначное. Нет, ну правда. Для людей, не знакомых с первоисточником, многие моменты фильма были просто непривычны. Один 13-минутный пролог чего стоил. Критики приняли фильм с настороженностью, но положительно, установив рейтинг фильма на Rotten Tomatoes на цифре 81%. Однако зрители оценили фильм крайне прохладно. Рейтинг на iMDB (6,8), конечно же, не так ужасен, как, например, у выходившего годом ранее «Сорвиголовы» (5,4), но явно не тот, на который можно было бы рассчитывать. Но главное — это конечно сборы, по миру составившие 154 миллиона долларов, что номинально вывело баланс фильма на ноль, но по факту оставило боссов студии крайне разочарованными и не желавшими снимать продолжения. Тем не менее, сиквел увидел свет в 2008 году под крылом совершенно другой студии, но это уже совсем другая история.
Что лично мне еще не понравилось - это агенты-краснорубашечники. Да, знаю, что это эффектный прием чтобы дать понять, что ГГ столкнулся с опасностью, и показать, каким образом эта опасность, в общем-то, опасна. Но батюшки, нахрена ж брать с собой пару человек с пистолетами, когда идешь на демона? Их убили - ничего, в следующий раз пойдут другие. Но пойдут обязательно.
И еще вопрос - насколько точно передан персонаж Хеллбоя в фильме? Честно говоря, после прочтения первого выпуска комикса, в оригинале мне он показался более серьезным, взрослым и... не таким глупым, что ли?
Тем не менее, его подход к решению проблем везде универсален: отстаньте от меня, либо получите каменной рукой по голове. Почему-то многие выбирают второе =)
один из лучших кинокомиксов вообще