RSS
Рекомендуем

Constantine s01e11 «A Whole World Out There» — мнение редакции

02.02.2015, 11:45 — Алексей Замский 1920 0

Рейтинги продолжают понижаться, телевизионные боссы сохраняют молчание, тьма поднимается, Зед отсыпается, Чез проводит выходные с семьей, Джон Константин физически не может затянуть галстук выше солнечного сплетения, а Ларош неизменно встречает вас на главной странице в понедельник (недолго, кстати, осталось). Между прочим, мы уже знаем краткое содержание финального эпизода — но вам его не расскажем. Подождите две недели и сами все увидите.

Четверо студентов проводят на кладбище магический ритуал и открывают портал в другое измерение. Конечно, добром для них это не заканчивается, и чтобы умерла не вся компания, а максимум ее половина, Джон Константин берется за дело сам и впутывает старого товарища — Ричи Симпсона, по которому мы успели соскучиться со времени пилотной серии.

Liberation is the purpose.
It’s a state of peace.
A state of peace that I was
really, really enjoying
right up until this very moment.

Я надеюсь, среди читателей есть те, кого позабавила открывающая картинка — то есть кто-то, кто вместе со мной смотрит «Константина», не пропускает и по-настоящему хорошие кабельные сериалы. Кто знает, как распространяются мемы в Интернете? Я вот картинку сделал, а куда ее теперь девать? Примерно тем же вопросом, только насчет нашего сериала, задаются на NBC. Из последних новостей: две заключительные серии покажут раньше телетрансляции в нескольких избранных студенческих городках в США. Ну да, без сомнения — шоу, которое идет в пятницу поздним вечером, смотрит множество студентов.

Может быть, у создателей сериала причудливые представления о студентах? Вот и в новой серии, действие которой происходит на кампусе, студенты показаны скорее старшими школьниками. Ну, положим, панический страх, который у них вызывает идея пропустить лаборантские часы или не сдать работу вовремя, должен больше характеризовать Ричи Симпсона, чем их. Однако с достаточно «дубовыми» актерами эффект достигается противоположный. Но отправляться на кладбище устраивать магический ритуал — это для второкурсников занятие? Те, кто сейчас кивнул, просто не учли, насколько меньше алкоголя, легких наркотиков и контрацептивов взяли с собой (на кладбище) телевизионные студенты по сравнению с вами, кивающими тексту в Интернете реальными людьми.

«Константин» снова дал нам серию, которая могла бы быть развернутой метафорой, но остановилась на полдороге, а потом пошла по пути наименьшего сопротивления и вместо высказываний о жизни высказалась о характере Ричи Симпсона, которого мы снова увидим только если сериал (не) дай бог продлят на второй сезон. Ну ладно, вы бросили после завязки метафору эскапизма и того, зачем мы убегаем в другие миры и что там с нами происходит. Но уж хотя бы с образом «дома из каждого фильма ужасов» вы могли бы поиграть как следует? Этот сериал всегда останавливается, как только у него достаточно материала, чтобы сделать серию — он никогда не копает даже на сантиметр глубже. В этой серии, например, им не понадобились все четыре благородные истины буддизма, чтобы вывести мораль — хватало трех. Ну и пусть будет три, решили создатели, время дорого. И вот как интересно получилось. Встретились в одном телевизионном часе студгородок, кладбище с готическими склепами и метафорический сюжет — и из «Константина» проглянул не старательный, но лишенный искры клон «Сверхъестественного», а очень слабый подражатель «Баффи». Что, здесь кто-то не считает «Баффи» (ну или «Ангела», если вы скучные типы) вершиной мистических сериалов? Вот вы будете тонуть — я вам руки не протяну, так и знайте.

Главное, что есть в новой серии — это Джереми «Я снимался и у Триера, и у Линделофа» Дэвис. Он, конечно, работает с достаточно простым сценарием, но выжимает из него максимум и становится на экране едва ли не большим праздником, чем Мэтт Райан в лучшие моменты. Впрочем, как раз в этой серии Райан довольно скучный, и можно просто все время смотреть на Дэвиса, на то, как Ричи Симпсона разрывает между куражом былых времен и нынешним образом жизни, на моменты его силы и слабости. Написан его персонаж во многом нелепо, и с первоисточником не имеет ничего общего, кроме имени и компьютера, но Дэвис все заслоняет собой, а терпеть персонажей, перенесенных in the name only, мы тут учимся весь сериал. Кроме того, как и в сериях с Анной-Марией, сериалу удаются моменты про «старых друзей», когда герои смотрят друг на друга, как на давних знакомцев, и каждый, кажется, знает, что сделает другой (ну еще бы они не знали, у них сценарий в руках).

Эта серия заставила меня задуматься вот еще о какой вещи. У вас нет ощущения, что когда Джон говорит о временах его «старой компании», которая распалась после Ньюкасла, он говорит будто бы о чем-то давно прошедшем? Вроде как они были молоды, безумны и не видели границ своим возможностям. Особенно остро это было заметно в общении с Анной-Марией парой эпизодов раньше, когда подчеркивалась разница между молодыми идиотами и взрослыми теперь уже людьми, которые все живут другой жизнью, и только Джон Константин все такой же мастер темных искусств (эх, жаль пропал повторяющийся гэг с визитками, он мне стал ретроспективно нравиться). И да, вполне логично, что за время знакомства с Джоном Чез успел завести семью... вот только о какой юности может идти речь, если ньюкаслский инцидент был полгода назад? В пилотной серии Джон покидает психбольницу, в которую пришел — внимание — тремя месяцами раньше. То есть в Ньюкасле были уже взрослые, состоявшиеся люди — Ричи Симпсон, в частности, был профессором уже тогда. Нет, я не говорю, что эта хронология не имеет смысла — вполне имеет. Компания образовалась вокруг еще, скажем, двадцатилетнего Джона, когда он был панк-музыкантом, просуществовала очень долго, а потом развалилась в одночасье. Это возможно. Но, повторяю, вам не кажется, что Джон Константин отзывается о вещах, которые были, условно, не далее года назад, как о чем-то давно прошедшем, светлой юности?

Традиционно похвалю операторскую работу. Здесь ее не то чтобы много, но возможность много и разнообразно работать с зеркалами дала нам не только по разу примененные приемчики из сборника «фильм ужасов для начинающих», но и пару очень эффектных ходов. Лучший, конечно — это горизонтальный проход камеры в танцевальном зале. Если они его еще и сделали без компьютера — а его, я подозреваю, можно сделать без компьютера, в черно-белом кино мы еще и не такое видали — это совсем хорошо.

Дальше будут спойлеры!

Что фрустрирует в «Константине» — это злодеи с недостатком мотивации. История в очередной раз берет разгон, грозит превратиться в притчу, и кажется, сегодня уж планка будет взята. Но нет, опять оказывается, что перед нам «просто злодей». Нынешний, например, просто сошел с ума и просто начал убивать людей. Причем не то чтобы он давно и часто убивает людей, и этим может что-то сказать — как многие серийные убийцы в выдуманных история иллюстрируют некий страх нас, как общества, или скрытый механизм культуры. Нет, ему явно давно не случалось охотиться на студентов — ведь механизм попадания студентов к нему сложнее, чем «ребенкозащищенная» розетка (которая, как известно, убивает только маленьких гениев). Впрочем, правила, по которым этот злодей действует, так же просты, как у антагонистов в книжках «Goosebumps». На такого парня не надо Джона Константина, достаточно Винчестера, Гримма или Крейна, да и те скажут, что день был скучный.

Все дело в том, и я не раз уже это повторял, что сериал работает спустя рукава. Вот вам какой-нибудь злодей и какой-нибудь способ его победить. Зачем задумываться, если можно не задумываться? Так мы получили выдуманного специально для серии злодея, которого совершенно неожиданно для всех зовут как марвеловского злобаря из третьего ряда. Так мы получили один из худших ободряющих спичей в истории, который еще и противоречит тому, как Симпсон характеризовался до сих пор. Ричи Симпсон, говорит Джон, был не из тех, кто заглядывает мне в рот и сходит с ума от моего шарма. Он был со мной наравне. В чем заключается пеп-ток в ключевом моменте? «Ричи, посмотри на меня. Ты сможешь». От «каких-нибудь» злодеев перешли к «каким-нибудь» диалогам и «каким-нибудь» сценарным ходам — потому что за спичем последовало совершенно не «заслуженное» ни нами, как зрителями, ни персонажами, уничтожение злодея. То есть я могу еще принять поданный нам в буквально две строки факт о том, что Ричи «учил эти штуки» и владеет физикой других измерений лучше проведшего в них много лет Шоу — наконец-то хоть где-то в масс-медиа кабинетный теоретик побеждает заносчивого практика. Но почему вдруг солнце должно «растворить» этого домейн-лорда посреди его карманного Рейвенлофта? И почему вдруг Шоу не может ничего этой атаке восходящим солнцем противопоставить? Он даже оружие взять забыл, когда пошел на встречу с магами. О сопровождающих все это спецэффектах умолчим. Положим, раньше на телевидении и такого не могли. Во многом сцену искупает хороший комический момент. Я говорю, конечно, о «А девочку-то мы и забыли!» Но только он.

Мне еще не дает покоя повторяющийся ритуал на бессмысленном (якобы египетском) языке. Почему когда студенты получали раны в потустороннем доме, эти раны проявлялись в реальности, а когда Шоу загонял гвозди в Джона, тот даже кровью на пол не накапал? Почему Ричи беспокоится, что с их телами в Доме Тайн может что-то произойти, если никого, кроме трех кататоников, в помещении в это время не будет, так что даже свечку они вряд ли собьют? Почему, наконец, Шоу так долго ждал, чтобы забрать четвертую студентку, кроме, конечно, того объяснения, что иначе бы у нас не было сюжета?

Уроки современной магии с Джоном Константином:

Момент с мобильным телефоном можно было похвалить и выше, когда речь шла об операторской работе, и ниже — он вполне заслуживает титула высшей точки серии. Действительно, вот одна из тех штук, которую в комиксах про Константайна не подхватишь, и которую вполне разумно могли прозевать двое чародеев постарше, которые еще от кассетников и таксофонов-то не отвыкли. Это уже хоть чуть-чуть, но «современная» магия, а я так жду ее весь сериал, что готов хвататься за каждую соломинку. В остальном в серии был только повторяющийся египетский ритуал, заклинание, которое проявляло последствия этого ритуала, и дневник Шоу, который очень хотел выглядеть магическим. Поэтому теперь можно представить себе, как страшный колдун Шоу сидит и старательно перерисовывает изображения богов из любого учебника.

Сквозной сюжет:

Здесь его практически нет. По домам разбежались оба джоновых «мушкетера», чтобы освободить место для Ричи — помним же, больше трех не собираться, — а раз было свободно третье место, в серию залетел Мэнни, который оказался в ней ни за чем не нужен. Ничего ни о Джоне, ни о Мэнни, ни даже о Ньюкасле в этой серии мы не узнали.

Р. Даркнесс, эсквайр: количество паранормальных явлений в мире так велико, что Ричи Симпсон бросил заниматься своей аналитикой. Тьма, говорит он, поднялась так сильно, что сил уже никаких нет. При этом сюжет нынешнего эпизода с тьмой никак не связан (кроме неожиданного поворота в финале) и о том, что способности Шоу как-то усилились в последнее время, тоже не упоминается.

Высшая точка серии: как я уже сказал, наблюдать за Дэвисом одно удовольствие. И лучшая сцена поэтому — та, в которой Джон и Ричи садятся устраивать ритуал и путешествовать в параллельное измерение вслед за мертвыми студентами. Количество самых разных эмоций, пробегающих по лицу (и телу!) Ричи Симпсона в этой сцене окупает весь остальной телечас. Интонации в диалоге этой сцены и у него, и у Джона замечательные.

Низшая точка серии: Должен быть предел сценам в кино и сериалах, где лекционный текст, который явно должен располагаться в первом получасе занятия, вдруг прерывается финальным звонком. Иногда это можно простить — дескать, нам показывают увлекающегося человека, он затеял вторую лекцию в конце первой. Но Ричи Симпсон пишет себя на магнитофон — он что, не видит, сколько времени и пленки прошло? Или он включает запись с произвольного места? Более того, незаметно, чтобы студенты были сильно раздражены манерой профессора Симпсона вести занятия — у массовки хотя бы могли быть кислые лица.

Мэтта Райана в интервью спросили, возможна ли встреча Джона с Бэтменом и Суперменом. Well that would be just a perfect gathering of wankers, innit?

DoMoWoI, 02.02.2015 12:02:56
а я всё-таки дропнул на перерыве, уж больно скучно всё получилось
ВКПС, 02.02.2015 13:02:36
Расстраивает меня "Константин". Очень расстраивает. После этой серии убедился окончательно, что вера в него прошла. Хоть он и отошел вроде как от "клона братьев Винчестеров", все равно своего духа у сериала не наблюдается...
Дмитрий Андреев, 02.02.2015 16:02:48
Я дропнул на 10 эпизоде. К моему удивлению, я стал получать больше удовольствие от сериала, читая восхитительные эпизодники Алексея.
ВКПС, 02.02.2015 18:02:11
Вот, кстати, да. Алексеевские заметки содержат всё, что нужно знать о сериале без необходимости смотреть оный) Но я, так и быть, уж досмотрю. Осталось всего-ничего.
Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
4722 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
10371 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
16076 60