RSS
Рекомендуем

Constantine s01e10 «Quid Pro Quo» — мнение редакции

26.01.2015, 12:46 — Алексей Замский 1900 0

Актер из «Во все тяжкие», режиссер «Американского психопата», хороший первоисточник и ответы на те вопросы, которые вас давно интересовали! Сериал опять становится немножко лучше! Воспрянет ли Ларош духом по этому поводу или он на самом деле спит с открытыми глазами перед телевизором — вы узнаете в нашей традиционной рубрике «Немного магии по понедельникам»!

 

Два десятка людей в Нью-Йорке погружаются в магическую кому, против которой нет средства. Среди этих людей оказывается и дочь Чеза Чендлера, Джеральдин. Джон во что бы то ни стало вернет другу дочь — и если вы хотя бы вполглаза следите за превью, твиттерами создателей или хотя бы этой колонкой, то для вас уже не будет секретом, что за всей этой историей стоит Феликс Фауст.

 

I know him better than I know myself,

he’s a bloody powder keg.

We don’t wanna be anywhere near

when he blows.

Каково, а? Никто не ожидал, что я начну рецензию со спойлера! Хотя какой это, по существу, спойлер — аудитория не сомневается ведь, что какой-нибудь злодей стоит за происходящим, и ни в какой момент мы не гадаем «Феликс Фауст это или нет?» И еще бы аудитории сомневаться, если серия открывается на страшном колдуне, который насылает духов через нью-йоркский дымоход. Какая, по существу, разница, как зовут этого колдуна?

 

 

И потом, кто такой для большинства из вас Феликс Фауст? Предположу, что просто «злодей с магией» из кроссоверных и ивентных серий, где нужно набирать каждой твари по паре, или опять же «злодей с магией», которому разок на страницах комиксов вломил Джон Константайн или Доктор Фейт. Мы куда больше радуемся новому появлению желтого такси Чеза, чем «именному злодею» на один раз, не так ли?

Я притушу на время свой фитиль любви к нелепым старым комиксам, и мы поговорим про новую серию. Потому что плохо в эту пятницу было не тем, кто знает Феликса Фауста, как облупленного — дурно и неловко делалось тем, кто читал комиксы про Джона Томасовича. Всем остальным, кто менял полотенца, приносил лед и не мог разобрать бормотания больных, объясню: завязка серии была очень похожа на графический роман «All His Engines», и я пишу не в разделе спойлеров, потому что похожа была только первая половина, да и та... Завязка была прямо оттуда, из Майка Кэри, с поправками на статус-кво сериала: Джон и Чез вдвоем на деле, злодей, держащий в заложниках маленькую девочку, приходящуюся Чезу родней, «эпидемия комы» и Джон, заключающий со злодеем контракт, потому что у него нет других вариантов. Отдельные эпизоды серии и дальше брались из романа, но большей частью во втором и третьем актах шла уже отсебятина — причем, увы, не впечатляющая ни сюжетно, ни бюджетно. Сериал настойчиво, упорно не хочет выходить из имиджа «Еще одного Supernatural», и фирменными ходами из «Хеллблейзера» (из которых первоисточник состоит практически целиком) ему жертвовать нетрудно.

Ну в самом деле — это вы, может быть, смотрите и надеетесь, что Джон выкинет что-нибудь забористое, в духе комикса. Большинство же не бросивших смотреть зрителей (а рейтинги сериала, кстати, после перемещения его в другой таймслот упали) хотят развития этого, получившего уже десять часов их инвестиций Джона Константина. А что там развивать, если сериальный Джон — это парень, которому постоянно не везет, и которого все его старые знакомые терпеть не могут, но мы очень редко видим, почему (хотя все же видим, и эта серия тому пример). Так что Джон продолжает вести себя, как вертикальная лужа, а в критических ситуациях в кадре мало что не появляются авторы, которые говорят «Ну да, ЭТО сработало. А чего вы хотели? Что-то ведь должно было сейчас сработать, иначе бы сериал нужно было прекращать. А ничего больше не было, так что неожиданно нашлось нужное заклинание» (в серии другое «ЭТО сработало», но уровень натянутости момента тоже очень велик).

 

 

При этом достоинством десятой серии является ее... аккуратность, что ли. Большинство сцен здесь влияет одна на другую, многие случайные обороты речи оказываются подсказками на будущее, в финале стреляют все ружья, повешенные на стены, и их оказывается больше не то, что одного, а даже двух! Я стал искать причину, по которой создатели ожили, и нашел ее — автором сценария в этой серии записан самый молодой из до сих пор отметившихся в работе над сериалом сценарист. Тут расскажу в двух словах, вдруг вам интересно. Серию любого американского сериала сочиняет целая группа людей — эта «сценарная группа» каждый день ходит в комнату, где шоураннер кричит на них, как сержант в кино про морпехов, требует гениальных идей и чертит много стрелочек на маркерной доске. Постепенно группа определяется с тем, что в создаваемой серии за чем следует, в каком порядке и в каком количестве, и формирует этакий конспект сценария. После этого один из сценаристов отправляется домой и за выходной день выдает готовый сценарий, который группа коллективно доводит до ума в мелочах. Такую обязанность сценаристы выполняют по очереди — чтобы, во-первых, честно распределить нагрузку, а во-вторых, чтобы потом отчисления всем капали примерно в равной степени. Так вот, сами понимаете, что если в группе есть «молодой», который работает тогда два года (то есть, по тамошним меркам, только что пробился) — он будет над своим сценарием трудиться больше других, которые в телебизнесе уже лет по восемь и заработали себе имена. Ему ведь этот сценарий еще в портфолио держать и к другим шоураннерам наниматься. Отсюда дополнительное остроумие в отдельных частях серии (в частности, во фразе, вынесенной в начале этой статьи).

 

 

Впрочем, этого остроумия не хватает одному из самых важных компонентов серии — мелодраматическому. Большую часть истории занимают отношения Чеза и его бывшей жены, на них и флэшбеках с участием дочери держится, в общем, весь наш интерес. Мы наконец-то видим персонажей, о которых раньше говорилось только походя, наблюдаем в двух временных потоках за их взлетами и падениями (в основном, конечно, падениями) — и все это вдруг оказывается очень скучно. Все несчастные семьи на американском телевидении несчастливы совершенно одинаково, в одних и тех же ситуациях произносятся одни и те же штампы, и спасти эту всю скукотищу могла бы только актерская игра. И она не спасает, потому что у нее отгул. Ни Чез, ни Рене, ни Джеральдин не вызывают интереса и сочувствия (кроме простого, как удар под дых, хода сценаристов «А если бы с твоим ребенком такое случилось?»), юная актриса радует еще меньше, чем предыдущие дети в этом сериале, и разве что одна из финальных сцен может вызвать какие-то колыхания в душе зрителя. Увы, за ней следуют остальные финальные сцены, безмерно слащавые и скучные, и эффект смазывается.

К концу серии нам отдали бесценное богатство — весь «бэкграунд» Чеза. Загадок в этом персонаже не осталось. И, будем откровенны, удовлетворения нет — тайна его суперспособности оказалась довольно унылой, а в случае продления сериала на сезон-другой она еще и успеет вылезти создателям боком. Но дальше второго сезона сериал, конечно, не продвинется (раз он до сих пор официально не продлен). А с учетом того, что и тайны прошлого Зед впечатляют не очень...

В кинематографии и постановке этой серии я ничего особенного не увидел, хотя очень хотел и старательно пялился в экран — все-таки снимала Мэри Хэррон, режиссер «Американского психопата». Возможно, ощущение того, что Феликс Фауст вместе со всей его выставкой достижений волшебного хозяйства пришел в сериал из другой реальности и вообще думал, что снимается в детской сказке — ее заслуга. Но эта его сказочность, я думаю, пришлась по вкусу не всем — а с другой стороны, играй он реалистично, мы бы в жизни не смогли «развидеть» в нем Саламанку.

 

 

В то, что «всё так и надо» мешают поверить некоторые вещи. Например, утверждение Дэниэла Черона во время традиционного лайв-твита каждой серии создателями, что «эта кукла — прямо копия той, что в комиксе»:

Я не буду прикреплять картинки для сравнения, но между куклами девочек в сериале и в комиксе нет ничего общего. Кроме того, кукла в сериале вообще особенно не нужна. Ее используют, когда нужна личная вещь девочки, но отбирать у больного ребенка любимую игрушку — не самое доброе дело (а мы-то про тебя только хорошее думали, Чез!). Между прочим, вполне могли снять носок — его заменить проще, чем куклу. Но, конечно, носок не создает такого драматического эффекта те три секунды, что ему нужно было бы находиться в кадре.

Твиттер Черона вообще позволяет узнать много интересного — например, что если NBC не захочет удержать «Константина» у себя, сериал попробуют продать кому-нибудь из интернет-телевизионщиков, вроде «Нетфликса» или «Амазона». Об этом, конечно, речи еще нет, но морально готовиться уже пора.

 

Дальше будут спойлеры!

У меня много, много вопросов. Как великий маг Феликс Фауст в многомиллионном городе нарвался на буквально единственного ребенка, с которым ему не стоило бы связываться? Почему Джон опознает «небесные ожоги», которые остаются на губах, когда душа покидает тело, если душа никогда не покидает тело? То есть, я хочу сказать, после смерти таких ожогов не бывает, мы все это знаем, а отделить душу от тела не мог никто и никогда, сообщает нам Константин в той же самой сцене. Почему Чеза, которого «мертвым достали из пожара», решили помыть, одеть в пижаму и положить в больничную койку, чтобы он ожил там, а не в ящике в морге? Зачем Фауст затеял в паровозном депо такую готичную обстановочку и не мог ли бы он все эти прекрасные предметы расположить в каком-то более интересном месте, где меньше сквозняков и больше удобства для работы? Ему же оттуда все равно проходится ездить в центр города и залезать на крыши! Чего вообще в конечном итоге хотел Фауст после того, как получил себе много силы? Ведь должен же злодей в истории чего-то хотеть, верно? Почему в начале серии Чез опаздывает к дочке, ведь его ничто не держало! Зачем Джон захватил в армейском магазине как раз все те штуки, которые пригодились ему в столкновении с демоном Карабасом? Заметили ли вы колокольчик на столе у Феникса и кто из вас понял, к чему это я сейчас?

Впрочем, там не только колокольчик — художник-постановщик вообще развлекает себя, как может, и сделал вот что.

Теперь необходимо два комментария, для любителей «этого дела» и для нормальных людей. Зеленый колокольчик, красная банка и серебряное колесо имеют свои труднопроизносимые имена и использовались Фаустом в комиксах для вызова тройки демонов. Но, конечно, это никакой не задел на будущее — так тонко «Константин» до сих пор не работал и в дальнейшем вряд ли будет. Ничего у них пока не запланировано в таком роде. Зато если шоу все же получит второй сезон, все эти шлемы Набу и серебряные колеса Ньярлата немедленно пустят в дело со словами «Мы же говорили! Мы обещали!» А толку, ребята, если вы не думаете даже о таких вещах, как дизайн интересных демонов и мотивация эпизодного злодея.

 

Уроки современной магии с Джоном Константином:

Помазок Алистера Кроули, Ахиллово ахиллово сухожилие и особое заклинание, созданное Мерлином для рыцарей Круглого стола! If you can’t think deeper, think bigger — так, видимо, решили авторы. И если заклинание Мерлина придает образам Джона и Чеза некоторое дополнительное измерение, а «чезовское сухожилие» заменяет нам «чеховское ружье», то помазок применен крайне уныло, и общество друзей британской магии печально глядит на все это.

 

 

Но и кроме этого в серии было достаточно колдовства — в основном традиционного, с чушью на латыни, свечами и пентаграммами. При ловле демона Джон Константин применил современный инвентарь — от химических светильников до электрошокера — но выглядело это довольно натужным ходом сценаристов.

Все же самым интересным в серии было заклинание Мерлина — при повторном просмотре интересно, уже зная, что происходит, смотреть на то, как колдует нетрезвый Джон. На мгновение мы видим суть персонажа, которая так редко раскрывается в сериале — он делает что-то очень важное, но даже не думает, что у него это сработает, плюс он не задумавшись дважды подвергает опасности жизни (вернее, души) других людей. И при этом еще и глупо выглядит. Прямо отличные тридцать секунд мистического сериала были... при повторном просмотре.

 

 

Сквозной сюжет:

Чез: для тех, кто следит за метаплотом, а не сериалом, перескажу здесь, что мы узнали. Два года назад Джон защитил Чеза редким заклинанием, которое должно было, если Чез умрет, «засосать» в него души тех, кто умер рядом, и так дать Чезу несколько дополнительных монет в аркадном автомате жизни. В ту же ночь Чез сгорел в ночном клубе, и с тех пор носит в себе жизни всех остальных погибших. На момент конца десятой серии у него осталось еще тридцать «сердечек» (не так много с его темпом убивания об злодеев, если вдуматься). После этой истории Чез почувствовал, что обязан Джону жизнью, стал везде за ним таскаться и пропускать дни рождения дочери. В итоге жена от него ушла и забрала дочь, но они теперь, кажется, будут понемногу мириться.

Зед: читателям комиксов будет приятно узнать, что наконец прозвучали слова «Крестовый Поход Воскресения» и пока весь культ, из которого родом Зед, выглядит очень похоже на первоисточник. В серии о нем сказали буквально пару слов.

Брухерия: ни про нее, ни про Р. Даркнесс в этот раз речи не зашло. Вернее, было одно упоминание, но оно оказалось ошибочным.

Что до Мэнни, то по правилу «больше трех не собираться» он должен был пропустить серию, что и сделал.

 

Высшая точка серии: Развязка главного конфликта, «Я меняю условия нашей сделки». Срабатывают сразу несколько «завязочек», которые мы до этого увидели в серии, плюс наконец-то кто-то в «Константине» добивается своего умом, хитростью и готовностью рисковать. Чеза здорово наблюдать в действии, что ни говори. А самые внимательные суслики оценят, что Феликса побеждают, фактически, тем же способом, что и в серии «52» — хотя вряд ли создатели копали так глубоко.

 

Низшая точка серии: На эту антимедаль немало претендентов, но я, пожалуй, остановлюсь на финале. Война со злом и волшебное примирение проблемной семьи как-в-любом-кино я как-то сумел стерпеть, но потом внезапно зашел разговор о покойной матери Джона (да, Джону сказали кое-что про его мамку) и сериалом был взят новый личный рекорд по заезженности финала.

 

 

А кто по-вашему был бы идеальным кастинговым решением для Феликса Фауста? You ken there’s only one bloke worthy of the role, dontcha?

П. С.: Выступавшая в клубе группа, кстати, оказалась настоящей (хотя на видео она что-то совсем не похожа) и у нее даже есть песня с названием, явно повлиявшим на эпизод:

 

ВКПС, 26.01.2015 13:01:02
True story.
Сериал "Константин" по-прежнему весьма печально наблюдать, хоть и дропнуть совесть не позволяет.
Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
3803 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
8743 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
14645 60