Актер из «Во все тяжкие», режиссер «Американского психопата», хороший первоисточник и ответы на те вопросы, которые вас давно интересовали! Сериал опять становится немножко лучше! Воспрянет ли Ларош духом по этому поводу или он на самом деле спит с открытыми глазами перед телевизором — вы узнаете в нашей традиционной рубрике «Немного магии по понедельникам»!
![](http://i.imgur.com/vyumHsL.jpg)
Два десятка людей в Нью-Йорке погружаются в магическую кому, против которой нет средства. Среди этих людей оказывается и дочь Чеза Чендлера, Джеральдин. Джон во что бы то ни стало вернет другу дочь — и если вы хотя бы вполглаза следите за превью, твиттерами создателей или хотя бы этой колонкой, то для вас уже не будет секретом, что за всей этой историей стоит Феликс Фауст.
I know him better than I know myself,
he’s a bloody powder keg.
We don’t wanna be anywhere near
when he blows.
Каково, а? Никто не ожидал, что я начну рецензию со спойлера! Хотя какой это, по существу, спойлер — аудитория не сомневается ведь, что какой-нибудь злодей стоит за происходящим, и ни в какой момент мы не гадаем «Феликс Фауст это или нет?» И еще бы аудитории сомневаться, если серия открывается на страшном колдуне, который насылает духов через нью-йоркский дымоход. Какая, по существу, разница, как зовут этого колдуна?
![](http://i.imgur.com/mv4OGry.jpg)
И потом, кто такой для большинства из вас Феликс Фауст? Предположу, что просто «злодей с магией» из кроссоверных и ивентных серий, где нужно набирать каждой твари по паре, или опять же «злодей с магией», которому разок на страницах комиксов вломил Джон Константайн или Доктор Фейт. Мы куда больше радуемся новому появлению желтого такси Чеза, чем «именному злодею» на один раз, не так ли?
Я притушу на время свой фитиль любви к нелепым старым комиксам, и мы поговорим про новую серию. Потому что плохо в эту пятницу было не тем, кто знает Феликса Фауста, как облупленного — дурно и неловко делалось тем, кто читал комиксы про Джона Томасовича. Всем остальным, кто менял полотенца, приносил лед и не мог разобрать бормотания больных, объясню: завязка серии была очень похожа на графический роман «All His Engines», и я пишу не в разделе спойлеров, потому что похожа была только первая половина, да и та... Завязка была прямо оттуда, из Майка Кэри, с поправками на статус-кво сериала: Джон и Чез вдвоем на деле, злодей, держащий в заложниках маленькую девочку, приходящуюся Чезу родней, «эпидемия комы» и Джон, заключающий со злодеем контракт, потому что у него нет других вариантов. Отдельные эпизоды серии и дальше брались из романа, но большей частью во втором и третьем актах шла уже отсебятина — причем, увы, не впечатляющая ни сюжетно, ни бюджетно. Сериал настойчиво, упорно не хочет выходить из имиджа «Еще одного Supernatural», и фирменными ходами из «Хеллблейзера» (из которых первоисточник состоит практически целиком) ему жертвовать нетрудно.
Ну в самом деле — это вы, может быть, смотрите и надеетесь, что Джон выкинет что-нибудь забористое, в духе комикса. Большинство же не бросивших смотреть зрителей (а рейтинги сериала, кстати, после перемещения его в другой таймслот упали) хотят развития этого, получившего уже десять часов их инвестиций Джона Константина. А что там развивать, если сериальный Джон — это парень, которому постоянно не везет, и которого все его старые знакомые терпеть не могут, но мы очень редко видим, почему (хотя все же видим, и эта серия тому пример). Так что Джон продолжает вести себя, как вертикальная лужа, а в критических ситуациях в кадре мало что не появляются авторы, которые говорят «Ну да, ЭТО сработало. А чего вы хотели? Что-то ведь должно было сейчас сработать, иначе бы сериал нужно было прекращать. А ничего больше не было, так что неожиданно нашлось нужное заклинание» (в серии другое «ЭТО сработало», но уровень натянутости момента тоже очень велик).
![](http://i.imgur.com/MfeYnIC.jpg)
При этом достоинством десятой серии является ее... аккуратность, что ли. Большинство сцен здесь влияет одна на другую, многие случайные обороты речи оказываются подсказками на будущее, в финале стреляют все ружья, повешенные на стены, и их оказывается больше не то, что одного, а даже двух! Я стал искать причину, по которой создатели ожили, и нашел ее — автором сценария в этой серии записан самый молодой из до сих пор отметившихся в работе над сериалом сценарист. Тут расскажу в двух словах, вдруг вам интересно. Серию любого американского сериала сочиняет целая группа людей — эта «сценарная группа» каждый день ходит в комнату, где шоураннер кричит на них, как сержант в кино про морпехов, требует гениальных идей и чертит много стрелочек на маркерной доске. Постепенно группа определяется с тем, что в создаваемой серии за чем следует, в каком порядке и в каком количестве, и формирует этакий конспект сценария. После этого один из сценаристов отправляется домой и за выходной день выдает готовый сценарий, который группа коллективно доводит до ума в мелочах. Такую обязанность сценаристы выполняют по очереди — чтобы, во-первых, честно распределить нагрузку, а во-вторых, чтобы потом отчисления всем капали примерно в равной степени. Так вот, сами понимаете, что если в группе есть «молодой», который работает тогда два года (то есть, по тамошним меркам, только что пробился) — он будет над своим сценарием трудиться больше других, которые в телебизнесе уже лет по восемь и заработали себе имена. Ему ведь этот сценарий еще в портфолио держать и к другим шоураннерам наниматься. Отсюда дополнительное остроумие в отдельных частях серии (в частности, во фразе, вынесенной в начале этой статьи).
![](http://i.imgur.com/3kbpsaE.jpg)
Впрочем, этого остроумия не хватает одному из самых важных компонентов серии — мелодраматическому. Большую часть истории занимают отношения Чеза и его бывшей жены, на них и флэшбеках с участием дочери держится, в общем, весь наш интерес. Мы наконец-то видим персонажей, о которых раньше говорилось только походя, наблюдаем в двух временных потоках за их взлетами и падениями (в основном, конечно, падениями) — и все это вдруг оказывается очень скучно. Все несчастные семьи на американском телевидении несчастливы совершенно одинаково, в одних и тех же ситуациях произносятся одни и те же штампы, и спасти эту всю скукотищу могла бы только актерская игра. И она не спасает, потому что у нее отгул. Ни Чез, ни Рене, ни Джеральдин не вызывают интереса и сочувствия (кроме простого, как удар под дых, хода сценаристов «А если бы с твоим ребенком такое случилось?»), юная актриса радует еще меньше, чем предыдущие дети в этом сериале, и разве что одна из финальных сцен может вызвать какие-то колыхания в душе зрителя. Увы, за ней следуют остальные финальные сцены, безмерно слащавые и скучные, и эффект смазывается.
К концу серии нам отдали бесценное богатство — весь «бэкграунд» Чеза. Загадок в этом персонаже не осталось. И, будем откровенны, удовлетворения нет — тайна его суперспособности оказалась довольно унылой, а в случае продления сериала на сезон-другой она еще и успеет вылезти создателям боком. Но дальше второго сезона сериал, конечно, не продвинется (раз он до сих пор официально не продлен). А с учетом того, что и тайны прошлого Зед впечатляют не очень...
В кинематографии и постановке этой серии я ничего особенного не увидел, хотя очень хотел и старательно пялился в экран — все-таки снимала Мэри Хэррон, режиссер «Американского психопата». Возможно, ощущение того, что Феликс Фауст вместе со всей его выставкой достижений волшебного хозяйства пришел в сериал из другой реальности и вообще думал, что снимается в детской сказке — ее заслуга. Но эта его сказочность, я думаю, пришлась по вкусу не всем — а с другой стороны, играй он реалистично, мы бы в жизни не смогли «развидеть» в нем Саламанку.
![](http://i.imgur.com/8Cv6YDO.jpg)
В то, что «всё так и надо» мешают поверить некоторые вещи. Например, утверждение Дэниэла Черона во время традиционного лайв-твита каждой серии создателями, что «эта кукла — прямо копия той, что в комиксе»:
This story based on All His Engines from #Hellblazer. That doll a virtual replica from comic. #Constantine
— Daniel Cerone (@DanielVCerone) January 24, 2015
Я не буду прикреплять картинки для сравнения, но между куклами девочек в сериале и в комиксе нет ничего общего. Кроме того, кукла в сериале вообще особенно не нужна. Ее используют, когда нужна личная вещь девочки, но отбирать у больного ребенка любимую игрушку — не самое доброе дело (а мы-то про тебя только хорошее думали, Чез!). Между прочим, вполне могли снять носок — его заменить проще, чем куклу. Но, конечно, носок не создает такого драматического эффекта те три секунды, что ему нужно было бы находиться в кадре.
Твиттер Черона вообще позволяет узнать много интересного — например, что если NBC не захочет удержать «Константина» у себя, сериал попробуют продать кому-нибудь из интернет-телевизионщиков, вроде «Нетфликса» или «Амазона». Об этом, конечно, речи еще нет, но морально готовиться уже пора.
![](http://i.imgur.com/Ht8Zyi3.jpg)
Дальше будут спойлеры!
У меня много, много вопросов. Как великий маг Феликс Фауст в многомиллионном городе нарвался на буквально единственного ребенка, с которым ему не стоило бы связываться? Почему Джон опознает «небесные ожоги», которые остаются на губах, когда душа покидает тело, если душа никогда не покидает тело? То есть, я хочу сказать, после смерти таких ожогов не бывает, мы все это знаем, а отделить душу от тела не мог никто и никогда, сообщает нам Константин в той же самой сцене. Почему Чеза, которого «мертвым достали из пожара», решили помыть, одеть в пижаму и положить в больничную койку, чтобы он ожил там, а не в ящике в морге? Зачем Фауст затеял в паровозном депо такую готичную обстановочку и не мог ли бы он все эти прекрасные предметы расположить в каком-то более интересном месте, где меньше сквозняков и больше удобства для работы? Ему же оттуда все равно проходится ездить в центр города и залезать на крыши! Чего вообще в конечном итоге хотел Фауст после того, как получил себе много силы? Ведь должен же злодей в истории чего-то хотеть, верно? Почему в начале серии Чез опаздывает к дочке, ведь его ничто не держало! Зачем Джон захватил в армейском магазине как раз все те штуки, которые пригодились ему в столкновении с демоном Карабасом? Заметили ли вы колокольчик на столе у Феникса и кто из вас понял, к чему это я сейчас?
Впрочем, там не только колокольчик — художник-постановщик вообще развлекает себя, как может, и сделал вот что.
Теперь необходимо два комментария, для любителей «этого дела» и для нормальных людей. Зеленый колокольчик, красная банка и серебряное колесо имеют свои труднопроизносимые имена и использовались Фаустом в комиксах для вызова тройки демонов. Но, конечно, это никакой не задел на будущее — так тонко «Константин» до сих пор не работал и в дальнейшем вряд ли будет. Ничего у них пока не запланировано в таком роде. Зато если шоу все же получит второй сезон, все эти шлемы Набу и серебряные колеса Ньярлата немедленно пустят в дело со словами «Мы же говорили! Мы обещали!» А толку, ребята, если вы не думаете даже о таких вещах, как дизайн интересных демонов и мотивация эпизодного злодея.
Помазок Алистера Кроули, Ахиллово ахиллово сухожилие и особое заклинание, созданное Мерлином для рыцарей Круглого стола! If you can’t think deeper, think bigger — так, видимо, решили авторы. И если заклинание Мерлина придает образам Джона и Чеза некоторое дополнительное измерение, а «чезовское сухожилие» заменяет нам «чеховское ружье», то помазок применен крайне уныло, и общество друзей британской магии печально глядит на все это.
![](http://i.imgur.com/rHmHXmF.jpg)
Но и кроме этого в серии было достаточно колдовства — в основном традиционного, с чушью на латыни, свечами и пентаграммами. При ловле демона Джон Константин применил современный инвентарь — от химических светильников до электрошокера — но выглядело это довольно натужным ходом сценаристов.
Все же самым интересным в серии было заклинание Мерлина — при повторном просмотре интересно, уже зная, что происходит, смотреть на то, как колдует нетрезвый Джон. На мгновение мы видим суть персонажа, которая так редко раскрывается в сериале — он делает что-то очень важное, но даже не думает, что у него это сработает, плюс он не задумавшись дважды подвергает опасности жизни (вернее, души) других людей. И при этом еще и глупо выглядит. Прямо отличные тридцать секунд мистического сериала были... при повторном просмотре.
![](http://i.imgur.com/UYgjX4Y.jpg)
Чез: для тех, кто следит за метаплотом, а не сериалом, перескажу здесь, что мы узнали. Два года назад Джон защитил Чеза редким заклинанием, которое должно было, если Чез умрет, «засосать» в него души тех, кто умер рядом, и так дать Чезу несколько дополнительных монет в аркадном автомате жизни. В ту же ночь Чез сгорел в ночном клубе, и с тех пор носит в себе жизни всех остальных погибших. На момент конца десятой серии у него осталось еще тридцать «сердечек» (не так много с его темпом убивания об злодеев, если вдуматься). После этой истории Чез почувствовал, что обязан Джону жизнью, стал везде за ним таскаться и пропускать дни рождения дочери. В итоге жена от него ушла и забрала дочь, но они теперь, кажется, будут понемногу мириться.
Зед: читателям комиксов будет приятно узнать, что наконец прозвучали слова «Крестовый Поход Воскресения» и пока весь культ, из которого родом Зед, выглядит очень похоже на первоисточник. В серии о нем сказали буквально пару слов.
Брухерия: ни про нее, ни про Р. Даркнесс в этот раз речи не зашло. Вернее, было одно упоминание, но оно оказалось ошибочным.
Что до Мэнни, то по правилу «больше трех не собираться» он должен был пропустить серию, что и сделал.
![](http://i.imgur.com/7tsp43Z.jpg)
Высшая точка серии: Развязка главного конфликта, «Я меняю условия нашей сделки». Срабатывают сразу несколько «завязочек», которые мы до этого увидели в серии, плюс наконец-то кто-то в «Константине» добивается своего умом, хитростью и готовностью рисковать. Чеза здорово наблюдать в действии, что ни говори. А самые внимательные суслики оценят, что Феликса побеждают, фактически, тем же способом, что и в серии «52» — хотя вряд ли создатели копали так глубоко.
Низшая точка серии: На эту антимедаль немало претендентов, но я, пожалуй, остановлюсь на финале. Война со злом и волшебное примирение проблемной семьи как-в-любом-кино я как-то сумел стерпеть, но потом внезапно зашел разговор о покойной матери Джона (да, Джону сказали кое-что про его мамку) и сериалом был взят новый личный рекорд по заезженности финала.
![](http://i.imgur.com/dX4JjBA.jpg)
А кто по-вашему был бы идеальным кастинговым решением для Феликса Фауста? You ken there’s only one bloke worthy of the role, dontcha?
П. С.: Выступавшая в клубе группа, кстати, оказалась настоящей (хотя на видео она что-то совсем не похожа) и у нее даже есть песня с названием, явно повлиявшим на эпизод:
Сериал "Константин" по-прежнему весьма печально наблюдать, хоть и дропнуть совесть не позволяет.