Сериал, который способен оживить угасающую ненависть Алана Мура к DC Comics, возвращается на экраны. Ларош пренебрег возможностью писать еженедельные рецензии на «Агента Картер» ради того, чтобы не расставаться с Джоном Константином — и сегодня мы узнаем, довело ли его до добра это сомнительное решение.
Джон выбирается из передряги, в которую попал в мексиканской церкви, и на всю серию попадает в мексиканскую же тюрьму. Тюрьма и так-то место нерадостное, а Джон еще и подселил в свое тело демона и теперь должен его изгнать, пока не закончился «инкубационный период» одержимости. В этом деле Джону поможет вся его команда.
Пока в нашем паблике ВКонтакте спорят, можно ли журналистам (или публицистам? что-то я у нас ни репортажей, ни расследований не помню) высказывать свое мнение о новостных поводах (а может, наше мнение экспертное, а?), я пользуюсь выданной мне коробкой не для того, чтобы надеть ее на голову и больше не видеть ничего на свете, и не для того, чтобы положить в нее телевизор и вынести его на помойку, а для того, чтобы опять взобраться на нее и рассказать вам о том, что я думаю про сериал «Константин». Вам, кстати, читателям паблика, хорошо — у вас всё продлили. Все сериалы, которыми вы душите свою молодость, которую могли бы прожигать, точно будут выходить еще один год. А нам, спонтанным зрителям супернатуральных драм, все еще ждать и мучаться. Рейтинги у нас вроде не падают (но NBC их не очень быстро собирает), для шоу пятничного вечера «Константин» вообще неплохо держится. Более того, поскольку сезон доснят, его качество и финал уже не зависят от того, продлится сериал или нет. Но нам хочется определенности, правда? Ну и еще чтобы Джон носил плащик, раз уж все остальные элементы образа у него отобрали. В новой серии нам не дают и этого. Как и желтого такси, и это досадно.
Может быть, у меня за праздники произошло очищение организма, или, наоборот, разные вредные продукты и яды уничтожили мою тонкую душевную организацию — но мне показалось, что сериал сильно сдал позиции. Как вышло, что то, что смотрелось серию назад как сверхстилизованные декорации, в этот раз показалось просто фальшивым? Как вышло, что оба появления злодея серии должны были быть страшными, а были смешными? И как он при этом умудрился завалить «доставку» шутки про «искусителя, обманщика, и просто Винченцо»? И в какой момент, кстати, в появлениях Мэнни стали экономить на спецэффектах? Он появляется в этой серии два раза — один раз там, где течет вода, и один раз там, где движутся люди. И мы уже видели в сериале, что и вода, и люди должны застыть, потому что остановилось само время. Помните, Мэнни останавливал дождь? Ну, теперь он не остановил даже сточные воды. Видимо, энтузиазм к сериалу падает не у одного меня.
Продолжим разговор про то, как все это снято (в этот раз — скучно, без особых операторских или постановочных находок). Из этой серии мы узнали, что на канале NBC можно показать кишки, торчащие из развороченного человеческого живота, и введение героина в вену главного героя, но при этом пол-сезона нужно было тянуть волынку с тем, чтобы Джон Константин закурил в кадре. Или что вместо спецэффектов и боевых сцен режиссер может просто попросить Мэтта Райана страшно покричать, а потом направить камеру на закрытую дверь. Или что нас решили подготовить к появлению Гектора Саламанки (Феликса Фауста, а имя актера вам ничего ни так, ни так не скажет) съемками групп мексиканцев через желтенький фильтр.
А еще мы узнали, что следить за приключениями всех помощников Джона сразу — интереснее, чем за кем-то одним. Непонятно, почему на обнаружение этого сериалу потребовалось полсезона. Интересно, скоро ли нам предоставится еще одна возможность на это посмотреть. Девятая серия должна быть второй половиной двухчасового сюжета — по крайней мере, этого мы всегда ждем, когда на сериях пишут «часть первая» и «часть вторая». На практике она легко могла бы быть самостоятельной, более того — «филлером» в любой части сезона. Все, что всерьез связывает девятую серию с восьмой — это Анна-Мария, которая даже развивается, как персонаж, впрочем, самым мелодраматическим, поп-психологическим и в целом опостылевшим образом. Кроме нее, приятным моментом серии был человек из британского консульства с очень приятным голосом и кайфовым акцентом — но времени оценить такие мелочи у меня хватило ровно потому что основной сюжет серии не захватил меня всерьез. Дальше нужно обсуждать сюжет и неизбежно портить вам впечатление от него, хотя что там портить-то. С одной стороны, то, что происходит в первые пять-семь минут серии, спойлерами считать нельзя. С другой стороны, все стали страшно чувствительные, и редактор говорит, что мне надо беречь чувства читателей. Поэтому дальнейший разговор пойдет после плашки.
Дальше будут спойлеры!
Пожалуй, более отвратительного разрешения клиффхэнгера я не видел по телевизору как минимум год. Для шумного ухода на праздники сценаристы выкатили главные калибры — достали книжных персонажей, зрелищных чудовищ, «всю правду» про Зед, бросили половину главных героев так или иначе помирать. В общем, надели все лучшее сразу. Начинается «Святой последней надежды, часть вторая», пять минут экранного времени — и опа, все проблемы решены, мы вам придумали новые, давайте в них играть. Эта серия выглядела бы совершенно точно так же, если бы она была самостоятельной, Джона подстрелил бы какой-нибудь неприятный тип где угодно, и тот не придумал другого способа не умереть. А так мы видели своими глазами, как Джон отгоняет Инвунче, стуча ему кулаком по голове! Для тех, кто читает мои рецензии и читал комиксы, но не смотрит сериал — да, Джон постучал Инвунче по черепу и тот отстал, а потом Джон вселил в себя демона, и тогда Инвунче вообще испугался и сбежал. Сердечные капли у вас в дверце холодильника, почувствуете необходимость вызвать скорую — не стесняйтесь.
Помимо истории с Джоном, бесполезное и разочаровывающее начало серии включает историю с Зед, которая получает чуть более, чем обычно, полезное видение. Впрочем, если в ВАШЕМ видении фигурирует монашка, посаженная в железную клетку, не думайте, что оно послано богом — серьезно, ребята, не надо верить всему, что показывают по телевидению. Вся драма прошлой серии, кстати, пошла темным лесом (которым везли Зед в начальной сцене), стремный и смазливый натурщик больше к нам не вернется, таинственному «Папе» придется присылать новых персонажей для поимки Зед — идите назад на клетку с номером «один». И пока вы идете, кстати — захватите Брухерию, которая покажет нам каких-нибудь новых агентов, но пока не делает ничего конкретного, и карту США, потому что она явно понадобится нам в следующей серии, когда герои снова не будут знать, что делать. А после этих начальных сцен остальной час в общем-то идет по накатанной. Вселившийся демон ведет себя как киношная бомба, таймер которой всегда движется медленнее, чем мы этого ждем. Нам демонстрируют в основном находчивость Зед и преданность Чеза, тогда как Джон всю серии в основном корчит рожи — то страшные, то страдальческие. По большому счету это серия про то, как все носятся с Джоном Константином, потому что он всем очень нужен, сам Джон очень мало делает для того, чтобы спастись, а потом все начинают еще лучше относиться к Джону, потому что вытащили его из передряги, а он такой душка, даже благодарности от него ждать бессмысленно. И вообще, когда с него в прошлый раз снимали рубашку, мне казалось, что татуировок у него было больше.
У Джона есть аудиокассета с записью экзорцизма на пятидесяти живых и мертвых языках «на всякий случай» — отличный ход, который я наконец-то могу назвать нью-эйдж-магией, которую я ждал. Прочая магия в серии сводится к разнообразным экзорцизмам, которые не похожи один на другой, а также на правильный обряд и на заклинания изгнания, которые Джон Константин использовал в сериале до сих пор. Фигурирует еще амулет для призывания демона Пазузу, но с ним мы познакомились в прошлый раз.
Брухерия: все, что нужно знать по результатам этой серии — это что у высших сил в лице Мэнни есть стандартная отмазка насчет того, почему они проморгали возвращение Брухерии, а у Брухерии достаточно полевых агентов, чтобы они могли послать того-самого-библейского-змея за Джоном Константином и, кажется, позволить тому угробиться на ровном месте. Впрочем, будет здорово, если Нахаш еще вернется.
Повторение пройденного: Чез и его дочка, Зед и ее папа, Анна-Мария и ее ошибки прошлого. Обо всем этом мы уже слышали, обо всем этом не узнали ничего нового. Зед, конечно, все еще преследуют, но она отлично справляется. Анна-Мария скорее всего вернется в сериал очень нескоро, если вернется вообще.
Высшая точка серии: не считая того факта, что в сериал ввели демона Пазузу, но не потрудились дать хоть одну стоящую визуальную цитату из «Экзорциста», и еще не считая того, что момент «демон говорит изгоняющим его людям неприятные вещи про них» написан очень скучно, говорятся пресные вещи, а из Мэтта Райана сделали куда менее убедительную бабайку, чем в пилотном эпизоде, я считаю лучшей сценой «экзорцизм в зеленом». Там есть хороший спецэффект с взлетанием над кроватью, неплохо нагнетается напряжение и есть отличная идея сделать все цветное освещение реально присутствующим в сцене — ведь согласитесь, с одной стороны, без зеленого и синего света в сцене с демоном обойтись нельзя, а с другой стороны, обычно этот свет в кино и на ТВ берется «из ниоткуда» и поэтому смотрится по-дурацки. И вот что еще любопытно: поскольку это конец серии, мы вроде как должны думать, что у героев все получится. Но неудавшийся экзорцизм не выводит Мэтта Райана из сериала — оболочка Джона Константина продолжит ходить и говорить, и мы вполне поверим, если герои в следующей серии найдут способ вернуть сознание Джона назад в тело, так что вполне возможен был финал, в котором обряд проваливается и Пазузу занимает тело Джона (в отличие от финалов, где мы должны бояться, что герой умрет, но знаем, что умереть он не может, ему в следующей серии играть). Вот это жонглирование законами телевидения дало сцене немного того напряжения, которого не хватало. Да, высшую точку серии я начал описывать с двух больших оговорок. Вот настолько слабая серия была.
Низшая точка серии: знакомство с Хулио, тюремным наставником Константина. Мало того, что Хулио в конечном итоге можно «выписать» из остальной серии и ничего принципиально не изменится, сцена с его представлением была затянута, лишала Джона возможности проявить смекалку и находчивость (даже в сериале это его фирменные черты) и никуда не вела. Плюс нам нужно было сразу поверить в то, что заключенных не досматривают, когда привозят в тюрьму, и в то, что украденную с веревки рубашку в тюремном дворе никто не заметит. Джон Константин и компания оставили неубиваемого монстра в подземельях мексиканского храма и приюта и забыли про него. Но наверное сценаристы не это имеют в виду, когда повторяют нам по сто раз, что Джон — мерзавец, по вине которого то и дело кто-то умирает.
Серия очень скучная и утомительная. Но было забавно, что каждый раз когда Зед и Анна Мария оставались наедине они начинали вести непринужденную беседу, хотя, казалось бы, им стоит торопиться, жизнь дорого им Константина в опасности. А кого это волнует, давайте лучше проговорим уже не раз оговоренное: Константин приносит одни только беды; я от отца ушла и не вернусь.
P.S. Честно говоря, я не собирался смотреть Константина после mid-season finale. Но первая кадр обзора, демонстрирующий Джона в виде куклы, заставил подозревать, что покусились на святое: эпизод "Smile time" в Angel. Оказалось что нет, всё скучнее. Но меня не покидает этот вопрос: Алексей не подскажете, откуда был взят этот кадр?
https://www.youtube.com/watch?v=yjw4Goo8i-4
Естественно минусы есть, много минусов, но всё же.