RSS
Рекомендуем

Constantine s01e08 «The Saint of Last Resorts: Part 1»: мнение редакции

15.12.2014, 12:46 — Алексей Замский 1971 0

«Константин» прерывается на Рождество и Новый год и рассчитывает, что мы будем, вцепившись в подлокотники, ждать, что же будет дальше. Но так ли первая половина истории про мексиканский монастырь интригует, как рассчитывали создатели? Ларош прислушивается к своим ощущениям, а заодно рассказывает про сквозной сюжет сериала, потому что он, наконец, стал понятен.

Еще один привет из ньюкаслского прошлого для нашего героя и тех, кто читал комиксы! Анна-Мария, которая в свое время ввела Джона Константина в оккультные круги, является к нему и просит о помощи. Джон спешно срывается с места и отправляется в Мехико, где в родильной палате при монастыре кто-то когтистый украл младенца и убил его мать. Зед он с собой не взял, и она идет на свидание с натурщиком, о котором, в отличие от зрителей, еще не знает ничего плохого.

Just because
I’m not hiding in a nunnery
don’t mean I ignore my debts.
Sometimes I even
fly to Mexico on a moment’s notice
to very little thanks.

Черт его знает, в какой момент что в этом сериале снималось. Я видел, что последний съемочный день 13-го эпизода был 4 декабря, но в остальном я не тот сорт гика, чтобы следить за ходом производства. Я уверен, что к концу сезона съемочная группа начнет палить из всех орудий и занимать петарды у друзей и соседей, чтобы произвести на нас максимальное впечатление и удержать нас у телевизоров пятничным вечером. Плюс сейчас они, как могут, повышают шум вокруг шоу в твиттере. Еще бы — решение о втором сезоне будут принимать только в районе пасхи (так отвечает на вопросы Дэниэл Черон), так что на последнюю пятерку эпизодов ложится много ответственности. Какими будут эти эпизоды, мы пока можем в основном предполагать (мои большие ожидания — после отбивки про спойлеры), а пока нам отгрузили очередную серию про то, как тесен мир. Серия эта ничем не заканчивается — вернее, заканчивается таким клиффхэнгером, что заволноваться могут те, кто перешел к «Константину» сразу от «Даши-путешественницы». Но накинуть балл за старание авторам можно.

То есть не то чтобы все увиденное мне не понравилось. Серия в целом сильная (для «Константина») и наполненная событиями, и в ней даже впервые Джону дали сделать то, что, казалось бы, должно быть основой его модус операнди — рискнуть, блефовать и так получить от противника то, что ему нужно. Но отсылки к «Американской Готике» Мура меня не радовали, а скорее раздражали, потому были формальными и фальшивыми. Спасибо, что подмигиваешь мне, сериал, я тоже читал хитовые комиксы — перейди к делу, пожалуйста. И общий вид серии меня тоже озадачил. Я совершенно ничего не понимаю в латиноамериканском хорроре, поэтому мне полсерии мерещились итальянские мотивы — разнообразная «Суспирия» и другие сверх-эстетизированные старинные штуки. На такое впечатление работал и выбор злодея (поправьте меня, но когтисто-плащистые ведьмы куда чаще попадаются в италохорроре, чем где-либо еще), и то, насколько ненастоящими выглядели декорации и спецэффекты в большинстве сцен. Этот чудесный туннель длиной три метра, этот замечательный монастырь, где всегда пусто, и эти каменные дворики, которые похожи на декорацию в видеоигре. С учетом того, насколько близко в этой серии «Константин» подошел к теленовеле, мексиканскому сериалу (в наиболее мрачных его проявлениях), я думаю, что эффект был намеренным. Даже разнообразные предвосхищения того, что произойдет, были здесь заметнее обычного, актеры разве что не подмигивали в камеру.

С другой стороны, серия дала нам Анну-Марию — правда, чует мое сердце, на этом свете она не заживется. Тим-апы всегда были сильной стороной «Хеллблейзера» — интереснее всего смотреть на Джона, когда он действует совместно с необычными спутниками и перестреливается с ними по морально-этическим или простым прикладным вопросом. Эти ожидания серия оправдывает — всё то время, которое Джон Константин проводит, расследуя дело вдвоем с Анной-Марией, сериал смотрится достаточно бодро, чтобы забыть о том, как позорно опять сюжет недоиспользует Чеза и какая галиматья происходит в параллельной линии с Зед. Злодей серии настолько смешной, что к этому можно вернуться два раза. И дело не в гриме, а в том, какие эффекты используются для его появлений. Все это было настолько простенько — особенно на фоне крыльев ангела в прошлой серии — что мешало поверить в масштаб угрозы. Снято все это красиво, хотя и очень темно. Основным приемом этой серии стала визуальная симметрия — архитектура монастырей и католических храмов всегда к этому располагает. «Константин», конечно, не Вес Андерсон, но много интересно организованных статичных кадров нам показали. Кроме того, режиссер поиграл с незаметными наездами и голландскими углами, но тоже особенно не усердствовал. В результате заметить по серии, что настал новый золотой век телевидения (о котором много говорят) нельзя, но картинка безусловно красивая и выразительная.

Уроки современной магии с Джоном Константином:

Джон мечет руны, чтобы узнать, с кем столкнулся, но кроме красивой картинки, это волшебство ничего не приносит. Позже он проводит еще один гадательный ритуал, с водой фонтана и размазыванием каких-то червей по парапету. Все это выглядит достаточно традиционно — разве что святую воду он достает необычным способом, а именно делает резную чашу, которая «превращает любую воду в святую без священника». Ближе к финалу Джон вызывает демонический огонь, а прежде того создает иллюзию с помощью магии гламора (it’s a real thing, look it up), но в последнем случае нам даже не показывают, как это колдуется.

Дальше будут спойлеры!

О, эта вечная любовь мистических сериалов делать мир тесным! Если уж столкновение с демоном, то с тем самым и с именем достаточно известным, чтобы зритель узнал. А лучше чтобы все демоны были с узнаваемыми именами и знакомыми каждому читателю детских энциклопедий символами. А если уж в дело идут друзья главного героя, то насыпай полное ведро — напомню, за восемь серий это уже третий участник ньюкаслской банды, причем второй из тех, кто обратился сам. И ведь к тому же периоду жизни Джона относится и погибший продюсер из «Дьявольского винила»! Скоро тут кто-то окажется чьим-нибудь папой или мамой. А, кстати, чей-нибудь папа в сериале же уже появился, пусть и за кадром!

Не очень люблю заглядывать за ширму и строить гипотезы о том, как работали сценаристы, но «Святой последней надежды» навевает мысли о переписанном по кускам сценарии. Взять хоть версии героев о том, зачем украден ребенок — «для еды», «а нет, украл кто-то непростой, значит, не для еды», «о, это сестры Евы, значит, точно не для еды», «а нет, это из них та, которая все-таки для еды, просто она есть пока не стала». То же огорчение — с повешенными на стену ружьями, которые не стали стрелять, вроде чаши для производства святой воды, которой Константин мог бы плеснуть на фальшивую монашку, но почему-то не стал этого делать; или вроде незнания испанского языка, про который намекают, что оно может стать проблемой, но внезапно чилийская бабушка говорит на отличном английском, а единственную сцену, где говорят по-испански, Джон расшифровывает через отдельные слова и язык жестов.

А зачем они переписали истории Брухерии и Инвунчи? Зачем чинить то, что не сломано? В результате известное и вполне устрашающее магическое существо становится допотопным чудовищем, а опасные маги — в миллион раз более опасными магами, сражавшимися с богом едва ли не в начале времен. Слушайте, если они такие древние, почему они называются по-испански? А главное, что мешает целой комнате американских сценаристов справиться с задачей не хуже, чем один британский затворник? И Брухерия, и Инвунча у Алана Мура вполне соответствовали своим «историческим источникам», и в рамках того, что я видел в серии, Инвунча как раз не нуждался в сильных исправлениях бэкграунда. Разве что у сценаристов на него большие планы, но я очень сомневаюсь. Судя, кстати, по тому, что за восемь эпизодов авторы забрались только в «Американскую готику» и самый первый сюжет «Хеллблейзера», копать первоисточник на предмет сюжетов они не спешат. Интересно было бы понять, почему.

Сквозной сюжет:

Темным-темно: Ну что же, нельзя больше откладывать и пора рассказать, в чем состоит сквозной сюжет «Константина». Я не знаю, как меня не осенило раньше — видимо, повсеместное «There’s a war coming» заслонило от меня персонально-константиновский контекст слов «There’s a darkness rising». В общем, это в самом деле Даркнесс с большой буквы, и после упоминания Брухерии сомнений в том, куда мы движемся, нет. В рамках серии раскрывается следующая часть сюжета: древние-древние и злобные-злобные колдуны по кличке Брухерия вроде как должны были быть изгнаны богом из мира, но на самом деле как-то остались в мире и скрывались, так что в их существование даже никто не верил. Видимо, они были ослаблены или разделены, потому что упоминался некий «барьер», который им мешал, а теперь вот они нашли способ его ослабить. Как они его достаточно ослабят, так сразу мир людей и ад смешаются в один коктейль, а страшные колдуны и прочие гады будут им править. Короче, нас ждет большой бадабум, а наш недоизбранный будет его останавливать, и что-то подсказывает нам, что остановит. О чем тут речь на самом деле — так это о «Кризисе на бесконечных землях». Полагаю, читатели знают, что это знаковый кроссовер вселенной DC, в котором множественные измерения соединились и слепились в одну Новую землю. Так DC Comics на какое-то время победили свои проблемы с хронологиями, связностью и версиями персонажей, и все было хорошо, пока редакторы не открыли для себя кокаин. Линейка «Болотная тварь» поучаствовала в «Кризисе» грандиозной войной в аду, на которую Джон Константин потащил с собой Этригана, Спектра, Доктора Фэйта и всех остальных, кого вы знаете в «магическом ДиСи», и там все было не так уж просто и весьма походило на притчу — как это и бывало у Алана Мура в те времена. Развязка (она же — привязка к основному «Кризису») там такая, что не любить комиксы восьмидесятых просто невозможно. Но ее уж точно в сериале не скопируют, потому что за связь с вселенной DC там отвечает Гойер, а Дэвид Гойер, как мы знаем, ненавидит все, что есть на свете хорошего. Если вы еще не читали, обратитесь к «Американской Готике», серия «Swamp Thing» с 37 выпуска. Штука с Большой Тьмой начинается на сороковых, а развязка находится в номере 50.

Что касается Брухерии и их чудовища, то они там были чуть раньше и не имели такого апломба, с каким поданы в сериале. Но в самом деле они страшные колдуны и в самом деле бороться с ними ходила и Анна-Мария. Туда вообще ходили все остатки ньюкаслской группы и успешно там полегли — кроме Константина, которого вытащила Болотная Тварь. Было все это аккурат перед войной с Тьмой, потому что именно Брухерия эту тьму и разбудила.

Зед пора домой: Еще один метасюжет, который наконец пошел в дело — это темное прошлое Зед (которую на самом деле зовут Мария, но это не новость). Клеившийся к ней в прошлой серии натурщик — это коварный план отца Зед по возвращению ее домой. Как натурщик ее выследил, мы никогда не узнаем, потому что его в этой серии убили. Зато он привел к дому Зед еще двух типов — скучного мужика с пистолетом и женщину с невероятно демонической улыбкой. К сожалению, женщина больше к нам не вернется (весь интернет шутит про турболифт Пикарда, так что я не буду), а Зед успешно усыпили и потащили домой. «Дом» у нее — это какая-то секта, где наша героиня провела все детство в закрытой комнате. Судя по тому, что в видении Зед все белое и вылизанное, секта отнюдь не сатанинская и нас ждет очередной скучный евангелистский культ. Вот бы это были сайентологи, а? А?

Анна-Мария: сериальная Анна-Мария получила «бэкграунда» по объему не меньше, чем комиксная. Когда Джону было пятнадцать и ему туго приходилось с отцом (сестра, надо полагать, уже сбежала), Анна-Мария сблизилась с ним и ввела Джона в панк-тусовку, пардон, в оккультное подполье, где Константин обнаружил и раскрыл свои таланты. Вскоре личные отношения у них не заладились, но хобби осталось общим... до самого Ньюкасла. А после него, когда все разбежались куда подальше баюкать свой PTSD, Анна-Мария ушла в католический монастырь, чтобы искупить свою вину за утащенную в ад девочку Астру. Зачем она для этого поехала аж в Мехико, неужели поближе монастырей не нашлось — пока загадка. Впрочем, в США пока мигрировали все друзья Константина, кроме Гарри Лестера.

 

Высшая точка серии: Хорошо, когда впечатляют в серии не мистические моменты, а кусочки о персонажах. Самое лучшее в этот раз — это теплота, с которой относятся друг к другу Чез и Анна-Мария. Видно, что у них есть общее, пусть и давнее, прошлое, и Чез способен по-настоящему поддержать ее, а она — принять эту поддержку. Причем выражено это не только в сцене, где им доводится поговорить, но и в крохотном моменте, когда они здороваются, увидевшись впервые за долгое время.

Нижняя точка серии: Сцена, в которой Зед переходит к активным действиям и заламывает руку красавчику. Помимо того, что Анхелика Селайя совершенно неубедительна в этих действиях (особенно нелепо смотрится ее «хук справа»), в этом куске зритель не думает ни о том, как диалог раскрывает прошлое Зед, ни о том, что будет дальше. Зритель думает только «А где ловушки дома? Константин что, забыл их включить? Почему ничего не происходит». Постановщик, видимо, тоже на что-то рассчитывал — ведь все разборки с Зед происходят на галерее второго этажа чудо-дома. Мы там обычно не оказываемся, но вспомните, какая сцена снималась на галерее в прошлый раз? Ага — та, в которой Гарри Лестер попал в гравитационную ловушку и завис возле этой самой галереи на высоте перил. Но это все лирика, а дом-то, дом почему не работает?

Ну и самый последний спойлер. Помимо возвращения в посленовогодней части сезона Папы Миднайта, Джима Корригана и Ричи (вот кого мы не ждали, а?) Дэниэл Черон пообещал нам Феликса Фауста. Здесь должна была быть барабанная дробь, но я разочарован. В особенности потому что настоящего Феликса Фауста может сыграть только один актер — и его купить сериалу не хватит ни денег, ни окаянства.

Now come to the comments and prove me bloody wrong, mates.

archangel_max, 15.12.2014 14:12:07
отлично знает латынь, но не понимает испанский...
Jokester, 15.12.2014 19:12:02
Если знаешь русский, это не значит, что ты можешь шпрехать на старославянском)
AlxOsv, 15.12.2014 20:12:00
Тут наоборот скорее.
AlxOsv, 15.12.2014 20:12:29
Каждый новый обзор, каждой новой серии отодвигает для меня константина все ниже и ниже по списку сериалов к просмотру. Очень жаль: судя по всему сериал не идет не только как адаптация хеллблейзера( в котором у меня познания скромные, максимум сотня выпусков прочитана, это вроде меньше трети) но и как сериал вообще.
Печально-печально...
vxga, 15.12.2014 23:12:20
"Костя" был одним из самых ожидаемых сериалов года: оригинальный комикс, в целом, нравится, хотя я пока прочел немного, да и сам жанр городской мистики - тоже люблю. Но пока что с каждой серией он все больше падает в рейтинге: ни одной серии из показанных на данный момент толком не запомнилось.
Spdlr, 16.12.2014 20:12:57
серия с ангелом должно была запомниться.
vxga, 17.12.2014 10:12:28
Там, скорее, сам кадр с девушкой и черными крыльями - да, красивый. Но сама серия не особенно удивила.
Ещё много интересного
17.08.2016, 22:20 — Сергей Мангасаров
Marvel и Hulu (сервис воспроизведения потокового видео) анонсировали начало разработки сериала по серии комиксов Runaways.Runaways (Беглецы) рассказывает о шести подростках: Нико Минору, Каролине Дин, Молли Хэйс, Чейзе Стэйне, Алексе Уайлдере и
3645 79
20.05.2015, 17:17 — Александр Тарасов
Меня зовут Александр Тарасов. После трёх сезонов ада я бросаю Arrow, чтобы стать кем-то другим. Смотреть что-то другое.
8580 60
15.04.2015, 14:30 — Евгений Еронин
Мы посмотрели все 13 эпизодов сериала Marvel и Netflix и нам есть, что сказать.
14410 60