RSS

Hellboymedia Special #04: «Хеллбой II — Золотая армия»

12.09.2014, 14:28 — Юрий Коломенский 10027 0

В далёком 2004 году, когда на экраны вышел первый фильм франчайза «Хеллбой», студия Columbia/Sony осталась недовольна сборами блокбастера, однако фильм отбил затраты на производство, а продажи DVD позволили проекту выйти в плюс, поэтому Дель Торо и Миньола начали прикидывать сценарий сиквела. И быть бы второму фильму про рогатого монстра совсем другим, нежели мы его знаем, если бы в 2006 году Sony не распустила производственную компанию Revolution Studios (которой мы обязаны такими фильмами, как Black Hawk Down, Rocky Balboa, Peter Pan, An Unfinished Life, а больше ничего хорошего они не снимали, да), заморозив практически все проекты, которыми она занималась, в том числе и «Хеллбой 2» (таким было его производственное название).

Однако к 2006 году имя Гильермо Дель Торо уже имело вес. По миру гремел его «Лабиринт Фавна», и возможностью перехватить этого кудесника первой воспользовалась компания Universal Pictures, купив права на экранизацию произведений Миньолы. Так, на базе производственной студии Relativity Media, Гильермо Дель Торо, отказавшись от таких проектов, как Halo, «Я, легенда» и «Гарри Поттер и Принц Полукровка», приступил к съемкам фильма «Хеллбой II: Золотая армия».

Главным плюсом новой студии было то, что она не ставила творческих ограничений мексиканскому режиссеру, за исключением семейного рейтинга PG-13, конечно. Но и не сказать, что выделила космический бюджет. 85 миллионов долларов для летнего блокбастера во второй половине двухтысячных было крайне небольшой суммой. Для примера, тот же самый «Я, легенда» стоил почти в два раза больше. Однако Дель Торо, всю жизнь снимавший фильмы, выглядевшие как минимум в два раза дороже своего бюджета, здесь просто превзошёл себя. Скажи мне кто-нибудь после просмотра, что бюджет превышает 200 миллионов, я бы не удивился. Так снимать на этой планете умеют только два человека. Ну да хватит об этом. Главное — это всё-таки актёры.

А все актёры оригинального фильма вернулись к своим ролям, кроме (и это было счастливое провидение, не иначе) Руперта Эванса, который отказался от фильма в пользу ремейка бразильского фильма 1985 года «Поцелуй женщины-паука», которому так и не суждено было попасть на голубые экраны. На роли новых персонажей были приглашены, что вполне в стилистике Дель Торо, неизвестные лицедеи. На роль принцессы Нуалы была взята Анна Уолтон, а на роль принца Нуада — знакомый нам по чем-то похожей роли вампира Номака из Дель Торовского же «Блэйда II» Люк Госс (к слову оба этих артиста, так и не смогли «раскрутиться» в Голливуде). Двум другим «звёздным» ролям так и не удалось состояться. От роли короля Балора отказался великий Кристофер Ли, а от озвучки Йохана Крауса — Томас Кречманн, чей голос очень хотел слышать в фильме сам режиссёр. Что забавно, в итоге, Йохана озвучил Сэт Макфарлейн. Насколько удачно решайте сами.

Если перейти непосредственно к фильму, то я и по сей день считаю его образчиком жанра (наряду с Сингеровскими «Людьми Икс», Уидоновскими «Мстителями» и Нолановским «Бэтмен.Начало»). Я неоднократно по поводу него спорил с авторами этой рубрики. Рома и Стас упорно пытались мне доказать, что в фильме нет духа Миньолы, что в нем нет той атмосферы, из-за которой так любима многими вселенная «БПРД». Но знаете, пусть так. Если это не волнует самого Миньолу, который сам придумал эту «не в его духе» историю, то мне-то переживать по этому поводу точно не стоит. Приведу слова Миньолы из одного интервью, приуроченному к выходу фильма:

Мы сосредоточились на фольклоре и сказках, и отошли от низкопробности и дешевизны первого фильма.

Собственно, добавить к этому что-то очень сложно. Всё так и есть. Нарочитой дешевизны первого фильма как ни бывало (хотя она добавляла в первый фильм определенный колорит), а универсальный подход к мифологии (избавившись от многими непонятных фашистов и Распутина) позволил расширить границы потенциальной аудитории в разы. Да и фильм пролетает на одном дыхании. Чудища, экшн, юмор — все настолько органично скомпилировано в сюжетной оси, что даже при желании придраться практически не к чему.

Расширенная роль Эйба, который всё ещё не такой как в комиксе, но уже такой родной и душевный персонаж, что ему прощаешь все неточности в воплощении образа. Йохан, дизайн которого немного отдаёт первым фильмом, как новый персонаж безупречен. Лиз Шерман, которая... ну ладно, Лиз обычная, но это на фоне всех остальных персонажей уже не важно. Ну и конечно венец всего фильма — Принц Нуада. Отрицательный персонаж, который своей фактурностью даёт фору протагонисту. Это именно тот персонаж, которым мог стать Распутин в первом фильме, но так и не стал, хотя предпосылок к этому было гораздо больше. Его и злодеем то назвать нельзя, и цель его благородна, и Люк Госс его отыграл идеально. Звезды, как говорится, сошлись. Кстати, именно во втором «Хеллбое» Дель Торо ввёл так называемый «нестандартный саундтрек» для блокбастеров, который так полюбился многим спустя лишь 6 лет, после «Стражей Галактики».

Конечно же, самой запоминающейся сценой фильма стало появления Ангела Смерти. Это как раз один из тех случаев, когда иногда можно вставить диск с любимым фильмом в проигрыватель, включить определенный момент и пересматривать его бесконечно. Даг Джонс (а именно он был в гриме Ангела Смерти) совершил какую-то совершенно феерическую работу, неподвластную моему пониманию. Это не просто мой самый любимый «юнивёрсаловский» монстр (да-да, он входит в их число, прокатчик «Юниверсал», значит всё по-честному), — это вершина, до которой ещё никто не дотянулся.

Не знаю, как так получилось, но в 2008 году вышло три экранизации комиксов (причём от Dark Horse, DC и Marvel), которые стали иконами жанра. Это, конечно же, «Тёмный рыцарь» (сборы в мире больше миллиарда долларов), «Железный человек» (сборы в мире больше полумиллиарда долларов) и фильм, которому посвящена эта статья и который собрал по миру 160 миллионов долларов (8,5 из которых ему принесла Россия).

В чём причина того, что фильм не выстрелил? Конечно, в первую очередь в неоднозначности первого фильма. Люди не ожидали от истории того, что получили. Шутка ли, в одном США фильм на DVD собрал 43 миллиона долларов — больше половины его домашних кинотеатральных сборов. Это, вкупе с оценкой на IMDB (7,1, не абы что, но лучше чем у первого фильма) и мнением критиков на Rotten Tomatoes, вылившимся в 87%, говорит о том, что фильм «приняли», и триквел мог идти на очень серьёзный коммерческий «эстимейт». Однако, именно с 2008 компания Universal пережила не очень хорошие времена. В одно время поговаривали даже о закрытии студии с более чем вековой историей. Разговоры о триквеле ходили всё это время, обсуждалась даже возможность снова сменить студию и наконец закончить историю похождений Анунга Ун Рама. Но и по сей день всё это остаётся лишь в разряде слухов.

P.S. Забавный факт, что на премии «Сатурн» в 2009 году умудрились выделить все три экранизации комиксов, причём в разных жанрах. Так «Темный рыцарь» стал «Лучшим приключенческим фильмов», «Железному человеку» отвели награду как «Лучшему научно-фантастическому фильму», а «Хеллбой II: Золотая армия» внезапно оказался «Лучшим фильмом ужасов».

Краткое мнение поклонника

Прежде, чем начать свой отзыв, хочу ещё раз напомнить, что оцениваю фильм с позиции экранизации оригинала, а не как самодостаточное произведение. Это однобокий взгляд, но таковы правила, которые мы сами и установили.

Хотел бы ещё раз вернуться к ключевому вопросу для свой оценки. Какой должна быть экранизация авторского комикса? Сколько эта экранизация должна брать из оригинала? Только персонажей? Или ещё и общую фабулу сюжета? А может правила вселенной, в конце концов? Если вы считаете, что всё это, то «Золотая армия» — это не экранизация «Хэллбоя», потому что в ней слишком много вольностей по отношению к первоисточнику. Это не мир, который создал Майк в своём комиксе. И вот это меня смущает.

Я не против сюжета и новых персонажей, не против такой стилистики и такого повествования. Я наоборот ЗА то, что Дель Торо наконец-то стал делать свой фильм. Но почему нельзя было взять за основу сюжет из комикса? Зачем нужно было придумывать по сути другую мифологию? Неужели настолько отпугнул сомнительный опыт первой части?

И да, это на 100% фильм Дель Торо, и от атмосферы Майка там практически ничего. Недостаточно написать в соавторстве сценарий, чтобы фильм стал твоим. В конечном итоге именно режиссура даёт фильму лицо. И здесь оно очевидно. Это то, что Дель Торо должен был делать сразу. Но не сделал, и в итоге получилось как-то непоследовательно. Первый фильм был близок к оригиналу, но практически без режиссёрского видения. Второй — полная противоположность. Хорошо это или плохо? Судить точно не мне, но я бы конечно предпочёл, чтобы создатели придерживались более цельного видения всего проекта.

Ещё отдельно хотел пройтись по героям. Абсолютно несвойственную Хэллбою любовную линию (в том виде, в котором она присутствует в фильме) докрутили до пика. Иногда это приносило дивиденды, как в сцене с Ангелом Смерти, а иногда это оборачивалось мини-катастрофой, как в идиотской сцене с пьянкой. Эйб и Лиз остались абсолютно прежними и ни на шаг не приблизились к своим оригиналам. И это всё-таки минус, я не против шага в сторону, но эти персонажи просто слабее своих первоисточников. Порадовало конечно появление Йохана. Как факт. Хотя его сделали слишком комедийным.

Но да ладно, это всё придирки действительно поклонника оригинала. Фильм получился хорошим, более цельным, что опять-таки благодаря конкретному режиссёрскому видению. Но это не помогло ему прыгнуть значительно выше первой части. Даже те цифры, которыми оперирует Юра, показывают рост не более, чем на 10%, что совсем несущественно.

А что касается продолжения, то именно сейчас вероятность того, что трилогия всё-таки будет завершена, самая высокая за всё время с момента выхода сиквела. Подтверждение тому краткое видео с прошедшего Комик-Кона.

Что же, будем надеяться на лучшее, и что Майк с Гильермо закончат начатое аж 10 лет назад дело. Эта история заслуживает завершения.

Alonso, 12.09.2014 15:09:09
Странное у меня мнение о фильме. Мне больше нравится первая часть, а пересматриваю я всегда вторую...
Shargor, 12.09.2014 16:09:40
Ну всё логично. Один фильм тебя уже покорил, второй пока нет, но ты ему продолжаешь давать шанс)
max, 12.09.2014 15:09:23
Гильермо Дель Торо, отказавшись от таких проектов, как ... «Гарри Поттер и Принц Полукровка». Вот так умер мой любимый фильм(=
Shargor, 12.09.2014 16:09:29
Хватит с франчайза одного режиссёра-мексиканца. И так повезло, можно сказать)
Alonso, 12.09.2014 17:09:50
А я вообще не знаю даже кто и снимал Поттера(не интересовался как то этим), но любимая часть и фильма и книги у меня Орден Феникса
max, 12.09.2014 17:09:21
Среди фильмов Орден люблю, а вот среди книг как раз Принц-полукровка моя самая любимая часть. Может поэтому я и не слишком доволен ее экранизацией.
filmoman, 12.09.2014 16:09:18
Главное со сборами здесь выход фильма за неделю до "Темного рыцаря", что и повлекло к ничтожным американским сборам...А жаль
Shargor, 12.09.2014 16:09:39
Это кстати да, фильм просто под каток попал.
Anticvariat, 12.09.2014 17:09:30
>>Это, конечно же, Тёмный рыцарь (сборы в мире больше миллиарда долларов)Тема, которую я хочу сейчас поднять конечно уже давно неактуальна, но раз уж здесь упомянулся пару раз темный рыцарь, не могу не профтопить: неужели я единственный, кто считает все фильмы Нолана жутко нудными, затянутыми и скучными, включая Бэтмена? Более-менее мне понравился только второй фильм, и то, как это не банально, из-за Леджера.
Jokester, 12.09.2014 17:09:06
СЖЕЧЬ НА КОСТРЕ ЕРЕТИКА!
У каждого свои вкусы, так что ничего страшного, лично для меня, трилогия Нолана - великолепный образец современной классики для целых поколений, не только в жанре кинокомикс. К тому же, это единственный действительно логически завершенный супергеройский франчайз за всю историю)
max, 12.09.2014 17:09:43
Если б не вторые Мстители, я б еще логически завершенным франчайзем назвал ЖЧ.
TransistoR, 12.09.2014 18:09:44
Не соглашусь. Франчайз становился хуже с каждым новым фильмом и к третьему практически издох
Shep, 13.09.2014 11:09:40
Первый фильм Нолана о Бэтмене жутчайше скучный, который до смотрибельного уровня дотянул только благодаря свежему подходу к персонажу.
Ферапонт, 12.09.2014 18:09:26
Кинокомиксом трилогию Нолана можно назвать с большой натяжкой.
Игрок, 12.09.2014 21:09:53
те, кто комиксы о Бэтмене не читал - наверное могут
те, кто читал - знают, что Нолан взял все лучшие и мощные моменты из лучших комиксов о персонаже
Morozzz, 14.09.2014 03:09:08
Полностью согласен, что первые два фильма великолепны, но конец логическим назвать язык не поворачивается. Вот так взять все хорошее, что было в прошлых частях, и так бездарно испоганить надо было постараться. Такое ощущение, что к третьей части Нолан от всего этого дела устал и снимал на отвали.
Игрок, 12.09.2014 18:09:11
неужели я единственный, кто считает все фильмы Нолана жутко нудными, затянутыми и скучными, включая Бэтмена?

хейтерство Нолана давно вошло в массы, хотя я их откровенно не понимаю в этом случае
al-ib, 12.09.2014 18:09:07
а что не понимать? Нолан экшен бездарь. Настолько отратительно снимать экшен сцены эт надо постараться. Рвота сочится с экрана. Притом я считаю его фильм Помни просто шедевром на все времена, а Преследование и Прстетиж просто хорошими фильмами. Но каждый раз когда я вспоминаю чудовищно нудную финальную перестрелку из Начала или драки в Бэтмене мне становится плохо.

ЗЫ По Хелбою 2 - одна из лучших экранизаций комиксов(пусть и не в духе оригинала) но крута по всем параметрам. Вялые потасовки из перого фильма заменили боями на холодном оружие и акробатикой почти без использования слоу мо. Шикарно. Дизайн настолько хорош, что я купил себе артбук к фильму.
Xentospot, 12.09.2014 18:09:00
Не единственный. Я, конечно, не фанат Бэтмана до мозга костей, но из DC это те комиксы, которых я больше всего прочитал и мне больше всего нравится первый фильм. Есть в нем что-то, вот эта атмосфера, тот самый Готэм. Во втором этого нет. Да, там есть неплохой Джокер, но для тех, кто читал комиксы, ничего нового и революционного в нем нет. Сам же город потерял большую часть своего шарма. Третий фильм вообще был, прямо скажем, средненьким. Все какое-то светлое, яркое, половина событий происходит днем. При этом заснеженный Готэм можно очень хорошо приподнести, тот же Noel в пример. После первого просмотра он мне понравился, однако с каждым разом я все больше его ненавижу.

Но, как говорится, у всех свои вкусы. Я вот обожаю фильм Хранители, для меня это один из идеальнейших примеров переноса комикса на большой экран, а куча народу его очень не любит.
Anticvariat, 13.09.2014 11:09:13
Мне кстати Хранители тоже очень даже по вкусу пришлись, смотрел с удовольствием, а вот оригинальный комикс так и не смог заставить себя дочитать, как-то не очень понравился)
Ферапонт, 13.09.2014 07:09:11
Нет,не единственный) правда первый Бэтс мне нравится чуть больше,нежели второй
Robert Dent, 13.09.2014 13:09:50
не единственный. Бэтмен начало вин, а вот дальше как то meeeh. но Энн Хэтэуэй хороша до безобразия)
Morozzz, 14.09.2014 03:09:45
Ну как так-то.
По-моему, самый интересный персонаж ТР это Харви Дент. Джокер какой был в начале фильма, такой и остался, а вот Дент преобразился до неузнаваемости.
Jokester, 12.09.2014 17:09:04
Вся надежда на Legendary Pictures (на Комик-Коне те вопросы были адресованы к Томасу Туллу, если память не изменяет), которая может помочь проекту только если Гильермо щедро соберет денежки Тихоокеанским Рубежом 2. Хотя есть опасность, что этот дель Торо захочет потом снять Хребты Безумия, что хоть и тоже ожидаемо, но Перлман уже давно не молод)
TransistoR, 12.09.2014 18:09:27
Вы прямо все мои мысли по этому поводу описали! )))
12primitive, 13.09.2014 20:09:03
Все же между третьей частью и Хребтами выберу последнее.
Morozzz, 14.09.2014 03:09:39
Тащем-та то, что в большинстве комментариев к рецензии на Хеллбоя 2 обсуждается Темный Рыцарь, многое говорит о Хеллбое 2. И о Темном Рыцаре.
Shargor, 14.09.2014 13:09:00
Некорректное сравнение, учитывая, что по Хэллбою были преимущественно нейтрально-положительные отзывы, в то время, как по трилогии Нолана был сделан провокационный вброс с крючком под названием "кто еще со мной?". Очевидно, что это должно было вызвать больший отклик.

Тем не менее, никто в здравом уме не будет оспаривать большей популярности и, как следствия, полярности мнения Темного Рыцаря.
Noris, 16.09.2014 12:09:44
Не ну фильм великолепный, в нём всё отлично, ждём третью часть.
Ещё много интересного
24.03.2016, 10:00 — Юрий Коломенский
Юрий Коломенский смотрел фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а увидел бездну. В прокате с сегодняшнего дня.
23767 383
04.08.2016, 18:00 — Евон Ероненко
Такое.
16993 203
26.07.2016, 12:30 — Юрий Коломенский
Кино, которое стало гимном феминизма и его знаменем одновременно. Половина аудитории фильма (преимущественно женская) заранее его обожает, другая половина люто ненавидит и бойкотирует (абсолютно мужская)
11730 177