В далёком 2004 году, когда на экраны вышел первый фильм франчайза «Хеллбой», студия Columbia/Sony осталась недовольна сборами блокбастера, однако фильм отбил затраты на производство, а продажи DVD позволили проекту выйти в плюс, поэтому Дель Торо и Миньола начали прикидывать сценарий сиквела. И быть бы второму фильму про рогатого монстра совсем другим, нежели мы его знаем, если бы в 2006 году Sony не распустила производственную компанию Revolution Studios (которой мы обязаны такими фильмами, как Black Hawk Down, Rocky Balboa, Peter Pan, An Unfinished Life, а больше ничего хорошего они не снимали, да), заморозив практически все проекты, которыми она занималась, в том числе и «Хеллбой 2» (таким было его производственное название).
Однако к 2006 году имя Гильермо Дель Торо уже имело вес. По миру гремел его «Лабиринт Фавна», и возможностью перехватить этого кудесника первой воспользовалась компания Universal Pictures, купив права на экранизацию произведений Миньолы. Так, на базе производственной студии Relativity Media, Гильермо Дель Торо, отказавшись от таких проектов, как Halo, «Я, легенда» и «Гарри Поттер и Принц Полукровка», приступил к съемкам фильма «Хеллбой II: Золотая армия».
Главным плюсом новой студии было то, что она не ставила творческих ограничений мексиканскому режиссеру, за исключением семейного рейтинга PG-13, конечно. Но и не сказать, что выделила космический бюджет. 85 миллионов долларов для летнего блокбастера во второй половине двухтысячных было крайне небольшой суммой. Для примера, тот же самый «Я, легенда» стоил почти в два раза больше. Однако Дель Торо, всю жизнь снимавший фильмы, выглядевшие как минимум в два раза дороже своего бюджета, здесь просто превзошёл себя. Скажи мне кто-нибудь после просмотра, что бюджет превышает 200 миллионов, я бы не удивился. Так снимать на этой планете умеют только два человека. Ну да хватит об этом. Главное — это всё-таки актёры.
А все актёры оригинального фильма вернулись к своим ролям, кроме (и это было счастливое провидение, не иначе) Руперта Эванса, который отказался от фильма в пользу ремейка бразильского фильма 1985 года «Поцелуй женщины-паука», которому так и не суждено было попасть на голубые экраны. На роли новых персонажей были приглашены, что вполне в стилистике Дель Торо, неизвестные лицедеи. На роль принцессы Нуалы была взята Анна Уолтон, а на роль принца Нуада — знакомый нам по чем-то похожей роли вампира Номака из Дель Торовского же «Блэйда II» Люк Госс (к слову оба этих артиста, так и не смогли «раскрутиться» в Голливуде). Двум другим «звёздным» ролям так и не удалось состояться. От роли короля Балора отказался великий Кристофер Ли, а от озвучки Йохана Крауса — Томас Кречманн, чей голос очень хотел слышать в фильме сам режиссёр. Что забавно, в итоге, Йохана озвучил Сэт Макфарлейн. Насколько удачно решайте сами.
Если перейти непосредственно к фильму, то я и по сей день считаю его образчиком жанра (наряду с Сингеровскими «Людьми Икс», Уидоновскими «Мстителями» и Нолановским «Бэтмен.Начало»). Я неоднократно по поводу него спорил с авторами этой рубрики. Рома и Стас упорно пытались мне доказать, что в фильме нет духа Миньолы, что в нем нет той атмосферы, из-за которой так любима многими вселенная «БПРД». Но знаете, пусть так. Если это не волнует самого Миньолу, который сам придумал эту «не в его духе» историю, то мне-то переживать по этому поводу точно не стоит. Приведу слова Миньолы из одного интервью, приуроченному к выходу фильма:
Мы сосредоточились на фольклоре и сказках, и отошли от низкопробности и дешевизны первого фильма.
Собственно, добавить к этому что-то очень сложно. Всё так и есть. Нарочитой дешевизны первого фильма как ни бывало (хотя она добавляла в первый фильм определенный колорит), а универсальный подход к мифологии (избавившись от многими непонятных фашистов и Распутина) позволил расширить границы потенциальной аудитории в разы. Да и фильм пролетает на одном дыхании. Чудища, экшн, юмор — все настолько органично скомпилировано в сюжетной оси, что даже при желании придраться практически не к чему.
Расширенная роль Эйба, который всё ещё не такой как в комиксе, но уже такой родной и душевный персонаж, что ему прощаешь все неточности в воплощении образа. Йохан, дизайн которого немного отдаёт первым фильмом, как новый персонаж безупречен. Лиз Шерман, которая... ну ладно, Лиз обычная, но это на фоне всех остальных персонажей уже не важно. Ну и конечно венец всего фильма — Принц Нуада. Отрицательный персонаж, который своей фактурностью даёт фору протагонисту. Это именно тот персонаж, которым мог стать Распутин в первом фильме, но так и не стал, хотя предпосылок к этому было гораздо больше. Его и злодеем то назвать нельзя, и цель его благородна, и Люк Госс его отыграл идеально. Звезды, как говорится, сошлись. Кстати, именно во втором «Хеллбое» Дель Торо ввёл так называемый «нестандартный саундтрек» для блокбастеров, который так полюбился многим спустя лишь 6 лет, после «Стражей Галактики».
Конечно же, самой запоминающейся сценой фильма стало появления Ангела Смерти. Это как раз один из тех случаев, когда иногда можно вставить диск с любимым фильмом в проигрыватель, включить определенный момент и пересматривать его бесконечно. Даг Джонс (а именно он был в гриме Ангела Смерти) совершил какую-то совершенно феерическую работу, неподвластную моему пониманию. Это не просто мой самый любимый «юнивёрсаловский» монстр (да-да, он входит в их число, прокатчик «Юниверсал», значит всё по-честному), — это вершина, до которой ещё никто не дотянулся.
Не знаю, как так получилось, но в 2008 году вышло три экранизации комиксов (причём от Dark Horse, DC и Marvel), которые стали иконами жанра. Это, конечно же, «Тёмный рыцарь» (сборы в мире больше миллиарда долларов), «Железный человек» (сборы в мире больше полумиллиарда долларов) и фильм, которому посвящена эта статья и который собрал по миру 160 миллионов долларов (8,5 из которых ему принесла Россия).
В чём причина того, что фильм не выстрелил? Конечно, в первую очередь в неоднозначности первого фильма. Люди не ожидали от истории того, что получили. Шутка ли, в одном США фильм на DVD собрал 43 миллиона долларов — больше половины его домашних кинотеатральных сборов. Это, вкупе с оценкой на IMDB (7,1, не абы что, но лучше чем у первого фильма) и мнением критиков на Rotten Tomatoes, вылившимся в 87%, говорит о том, что фильм «приняли», и триквел мог идти на очень серьёзный коммерческий «эстимейт». Однако, именно с 2008 компания Universal пережила не очень хорошие времена. В одно время поговаривали даже о закрытии студии с более чем вековой историей. Разговоры о триквеле ходили всё это время, обсуждалась даже возможность снова сменить студию и наконец закончить историю похождений Анунга Ун Рама. Но и по сей день всё это остаётся лишь в разряде слухов.
P.S. Забавный факт, что на премии «Сатурн» в 2009 году умудрились выделить все три экранизации комиксов, причём в разных жанрах. Так «Темный рыцарь» стал «Лучшим приключенческим фильмов», «Железному человеку» отвели награду как «Лучшему научно-фантастическому фильму», а «Хеллбой II: Золотая армия» внезапно оказался «Лучшим фильмом ужасов».
СЖЕЧЬ НА КОСТРЕ ЕРЕТИКА!У каждого свои вкусы, так что ничего страшного, лично для меня, трилогия Нолана - великолепный образец современной классики для целых поколений, не только в жанре кинокомикс. К тому же, это единственный действительно логически завершенный супергеройский франчайз за всю историю)
те, кто читал - знают, что Нолан взял все лучшие и мощные моменты из лучших комиксов о персонаже
хейтерство Нолана давно вошло в массы, хотя я их откровенно не понимаю в этом случае
ЗЫ По Хелбою 2 - одна из лучших экранизаций комиксов(пусть и не в духе оригинала) но крута по всем параметрам. Вялые потасовки из перого фильма заменили боями на холодном оружие и акробатикой почти без использования слоу мо. Шикарно. Дизайн настолько хорош, что я купил себе артбук к фильму.
Но, как говорится, у всех свои вкусы. Я вот обожаю фильм Хранители, для меня это один из идеальнейших примеров переноса комикса на большой экран, а куча народу его очень не любит.
По-моему, самый интересный персонаж ТР это Харви Дент. Джокер какой был в начале фильма, такой и остался, а вот Дент преобразился до неузнаваемости.
Тем не менее, никто в здравом уме не будет оспаривать большей популярности и, как следствия, полярности мнения Темного Рыцаря.