RSS
Рекомендуем

Рецензия: Castlevania

13.07.2017, 13:00 — Редакция 8235 2

На прошлой неделе состоялась премьера анимационного сериала Castlevania, основанного на знаменитой серии игр и созданного по сценарию легендарного автора комиксов Уоррена Эллиса. Сергей Мангасаров и Андрей Ложенко просто не могли пройти мимо этого события. Просмотр оставил у ребят смешанные впечатления, которыми они и спешат поделиться.

Castlevania
Премьера07 июля 2017
Сезон1
Количество серий4
РежиссерСэм Дитс
СценарийУоррен Эллис
В роляхРичард Армитедж
Джеймс Кэллис
Алехандра Рейносо
Грэм Мактавиш

Сразу скажу, из всех игр серии я прошел только первую часть Lords of Shadow (а Серега весьма доходчиво объяснил, что это совсем не та Castlevania), потому буду оценивать сериал как самостоятельное произведение, без ностальгического флера (хотя прыжки персонажей по огромным шестеренкам что-то да всколыхнули). И раз уж американцы решили делать аниме, то и рассматривать его нужно соответственно. А как говорила в свое время Акира Когами (кто понял о ком я, мое почтение): «Три главных составляющих аниме — это сюжет, анимация и сэйю (то есть озвучка)». По ним и пройдемся.

Сюжет у сериала незамысловат: жену Дракулы сжигают на костре по обвинению в ведовстве, обуянный жаждой мести он обрушивает армию нежити на беззащитное население Валахии, и в весь этот хаос случайно засасывает главного героя Тревора Бельмонта, представителя древнего рода борцов с чудовищами. Подобная простота идет «Кастлвании» на пользу. При таком хронометраже (к этому вопросу мы еще вернемся) у создателей не было возможности сооружать что-то грандиозное, потому они откинули все лишнее и сразу повели к развязке, при этом понемногу раскрывая образ Тревора. Кстати, именно в протагонисте сильнее всего чувствуется рука Уоррена Эллиса. Получился во многом типичный для автора персонаж (и, наверное, единственный с хоть какой-то индивидуальностью) — обаятельный циник, который явно сильно облажался в прошлом (ждем флэшбэки во втором сезоне).

А вот на остальных времени не хватило. Дракула, по сути, появляется только в первой серии, и хоть его мотивация четко ясна, после одного совместного эпизода с Лизой как-то слабо верится в их невероятную любовь. Потому ее сожжение воспринимается просто как часть экспозиции, а не как трагедия, толкающая персонажа на путь зла большего зла. Хотелось бы большего развития Сайфы, те зачатки характера, которые девушка проявляла в диалогах с Тревором (вообще, диалоги самая сильная часть сериала), довольно выигрышно смотрятся на контрасте с Бельмонтом, и в будущем из них может получиться интересный дуэт. Но Алукарда сделали правильно, по-анимешному: он излучает крутость и фансервис (почти как Сефирот) и этого пока достаточно.

Всех сценарных проблем можно было бы легко избежать, выйди «Кастлвания» в другом формате. Зачем делать сериал всего на четыре серии? Его легко можно было слить в один 100-минутный фильм, тем более что опенинг (неплохой, надо сказать) показывают лишь однажды. Да и разбивка на серии какая-то странная. Первая, например, заканчивается прямо посередине разговора, без каких-либо предпосылок к завершению, а затем второй эпизод продолжает ту же сцену. Такое ощущение, что сюжет для серий кроили не по важным сценарным маркерам, а тупо нарезали на равные промежутки времени. Но важнее, что после просмотра ты не чувствуешь, что получил полный сезон. Тут показывают только завязку истории (это как если бы первый эпизод «Вольтрона» считался за целый сезон). И сейчас мы знаем, в 2018 будет еще 8 серий. Зачем было спешить? Отложи создатели премьеру, получился бы полноценный сериал на 12 эпизодов. Плюс задержка положительно бы сказалась еще и на анимации.

Которая в «Кастлвании» выглядит одновременно и дорого, и дешево. Персонажи с приятным дизайном и хорошей анимацией движений (которая проседает во многих экшен-сценах, кроме финальной), почти лишены лицевой мимики. Вышеупомянутая казнь Лизы Цепеш особенно показательна: женщина, сгорающая на костре, не проявляет по этому поводу никаких эмоций (ни следа боли на лице) и спокойно просит Дракулу не мстить людям. Или взять сам костер. Когда японцы рисуют пламя, то к цвету почти всегда прибавляются световые эффекты, от чего его жар кажется более живым и настоящим. Огню в «Кастлвании» не достает этого ощущения, он больше походит на лоскуты оранжево-алой ткани, болтающиеся на ветру.

Но главная беда — это озвучка. И не то чтобы голоса были плохо подобраны, (очевидный промах вышел только с актером, «играющим» Епископа, он мало того, что читает с листа без выражения, так еще и делает это очень тихо), артисты как-то не особо стараются. Да, от статистов чего-то требовать глупо, но и главные герои халтурят. Ричард Армитедж (Тревор Бельмонт) поначалу вкладывает игру в свои реплики, но где-то к середине сериала устает, и все шутки/колкости просто проговариваются. Озвучка Дракулы, Лизы и Алукарда блеклая и не задерживается в памяти. Вообще, из всего каста хочется отметить лишь Алехандру Рейносо (Сайфа Бельнадес). Девушка действительно хорошо отыгрывает своего персонажа (еще бы, столько практики на бесконечном Winx), плюс у нее обезоруживающе прекрасный испанский акцент.

Обычно в провале фильма/сериала винят сюжет. В «Кастлвании» все наоборот: неплохой сценарий с отличными диалогами загублен огрехами анимации, откровенно слабой озвучкой и недостаточным хронометражем.

Андрей избавил меня от необходимости много писать про анимацию и озвучку, но пару ремарок добавлю.

Озвучка откровенно дурацкая, но, как мне показалось, в четвертой серии актеры стали чувствовать себя слегка увереннее, и она не так плоха. Меня в отношении звука больше расстроил другой момент: нет ни одного классического трека из игр серии. Как так можно? Это большое упущение, местный саундтрек не дотягивает до уровня и атмосферности, к которым привыкли истинные поклонники Castlevania.

Анимация. К экшену у меня нет вопросов — он отличный, но «спокойным» моментам и правда не хватает живости и пластичности у персонажей. Зритель вынужден смотреть на бесстрастное лицо с открывающимся ртом. И раз речь идет о минусах, пока не радует бестиарий сериала. Было показано мало чудовищ и различных тварей, нет «нужного» количества знакомых по играм серии противников.

И пока не перешли к «игровой рецензии», с одним тезисом Андрея хочу поспорить. На мой взгляд, это не аниме. Все-таки Castlevania была нарисована в Южной Корее и имеет с аниме не очень много общего, как это ни странно для некоторых. Японским духом сериал, как мне кажется, обязан тому, что Castlevania — это японская до мозга костей серия. Анимация и рисунок, как в «Аватаре» или «Вольтроне», сочетают в себе Запад и Восток, но я воспринимаю этот сериал именно как мультсериал, а не аниме. Впрочем, это не оправдывает бедность анимации, и я очень хотел бы, чтобы ко второму сезону ее подтянули.


Но хватит о плохом, поговорим о том, почему это, при всех огрехах, хороший сериал.

Вообще, стоит заметить, что в отношении игр у американской машины экранизаций всегда были проблемы. Но раз в несколько лет появляется что-то, способное развеять пелену тьмы, и в 2017 году это Castlevania.

Еще раз поясню, к перезапуску серии, который ознаменовывал собой выход Lords of Shadow, сериал отношения не имеет. Его истоки лежат в классической линейке игр. Lords of Shadow, кстати, неплохая игра, вполне годный слешер, просто это не та Castlevania, совсем не Castlevania.

Во главе мультсериала стоят две фигуры — шоураннер Ади Шанкар и сценарист Уоррен Эллис. Первый — продюсер, режиссёр и сценарист, приложивший руку к «Судье Дредду» с Карлом Урбаном и сделавший две занимательные короткометражки: Punisher: Dirty Laundry и Power Rangers 2015. Коротко говоря, это тот человек, который нужен, чтобы сделать мрачно и цинично. Эллис же в представлении вам, дорогие читатели, не нуждается. Около 10 лет назад Уоррен совместно с Кодзи Игараси вынашивал планы по экранизации Сastlevania, но тогда проект не выгорел. И спустя годы, когда умение Эллиса делать хорошие атмосферные истории так и просилось в пару к Шанкару, он поработал над столь интересным ему миром.




Все, ниже написанное, будет взглядом человека, знакомого с серией и понимающего некоторые моменты с полуслова, так сказать. Если хотите — слегка фанбойская рецензия.

Итак. Перед нами экранизация, сюжет которой следует букве оригинала настолько, насколько это возможно. Историю игр серии нельзя назвать сложной или многогранной, но она всегда пленила своей простотой и шармом. Завязка у всех классических частей одинаковая: уничтожить Дракулу и его армию, которая терроризирует окрестные земли. Останавливать Графа приходилось одному из охотников на чудовищ из рода Бельмонт. Дракула периодически возвращался из небытия, и новому члену благородного дома приходилось идти в злополучный замок.

Для экранизации решили не мудрить и начать с хронологического начала игровой серии. Основой для сериала стала Castlevania III: Dracula’s Curse, дополненная сюжетными и дизайнерскими подробностями из Castlevania: Symphony of the Night и совсем немного из Curse of Darkness. Это играет на руку, делая повествование более стройным. Например, мотивация Дракулы к призыву сил тьмы на род людской раскрывается только в Symphony of the Night, и следуй сериал только сюжету Dracula’s Curse, сюжет вышел бы несколько бедней.

С мотивации Дракулы сериал и начинается, а она довольно проста и одновременно понятна всем — скорбь и горечь. Обычно не вмешивающийся в дела людей Граф влюбился в доктора Лизу, пришедшую к нему за знаниями. Они жили вместе, вместе растили сына Адриана, он же Алукард. Но жестокая смерть Лизы на костре церковной инквизиции из-за узколобости священников опустила Дракулу во тьму и разрушила мост с человеческим миром, который налаживала его жена. Главный злодей, хоть и появляется ненадолго и большую часть времени проводит в качестве незримой угрозы, благодаря такому началу обретает объем и воспринимается как более интересный персонаж, чем просто монстр, творящий зло ради зла.



Такое начало также задает общий тон повествованию и ставит перед зрителем и всеми основными персонажами вопрос, ответ на который определил их дальнейшую судьбу: «Достойно ли человечество жизни, смогут ли люди стать выше дурацких суеверий и предрассудков?». Ведь практически каждый герои истории так или иначе пострадал от людского невежества и неблагодарности. Тревор, чью семью, использовавшую магию и тайные знания на благо людей, отправили в изгнание и отлучили от святого престола. Дракула и Алукард, потерявшие Лизу и выбравшие разные способы борьбы со скорбью. Но даже при номинальном выборе сторон, все герои, кроме Сайфы — она однозначно добрая, находятся в серой зоне, они не творят добро ради добра и зло ради зла. Их желания проистекают из памяти, долга, скорби, любви, боли, надежды и эгоизма.

Формально главный герой — Тревор Бельмонт, последний из знатного рода охотников на нечисть. Персонаж получился колоритный, большое спасибо стоит сказать за то, что не стали делать Ван Хельсинга, и в нем чувствуется как рука Эллиса, так и дух серии. Когда мы его встречаем, он плюнул на людей и на церковь. Это обозлённый, но человечный в душе персонаж, и к концу четвертой серии в нем уже видны проблески благородного воина, возвращающегося на истинный путь. Из оружия у Тревора при себе: знаменитый хлыст Убийца Вампиров, метательные ножи, которые в игре наносили предательски мало урона, и меч. Также стоит отметить камео летающей по дуге секиры.

В сюжете Dracula’s Curse кроме Тревора было еще три героя, два из которых были представлены в мультсериале, более того, их знакомство с героем максимально близко к оригинальным сценам встреч.

Мага Сайфу Бельнадес Тревор спасает от проклятия окаменения, убив циклопа в катакомбах под городом. В Dracula’s Curse игрок находит статую Сайфы в Безумном Лесу и после победы над циклопом также снимает с нее проклятье. Потенциально ее роль в сюжете будет расширена по сравнению с игрой, и ей прописали принадлежность к ордену Спикеров, который помогает народу всем чем может, а также собирает знания в разных областях, в том числе и магических. Сайфа, не отходя от буквы оригинала, владеет магией Льда и Пламени. Она одета в каноничную синюю робу.

Алукард также был в Dracula’s Curse, хотя стоит отметить, что в мультсериале его внешность основана на переработанном образе из Symphony of the Night. Как и в игре, встреча Тревора и Алукарад оканчивается поединком-испытанием, в котором Тревор должен доказать свою силу и готовность бороться с Дракулой. Алукард за поединок демонстрирует «простые» способности дампира, но способностей из Dracula’s Curse пока не показали — видимо, оставили на второй сезон.

Из классических героев в сериале на данный момент не хватает только разбойника Гранта Данасти. Есть надежда, что он появится в дальнейшем. В игре Бельмонт спасает его от проклятья трансформации и берет в напарники. Видимо, больше чудовищ и подобных сюжетных ходов оставили на 2018 год.



Интересный момент вышел с Церковью.

В серии игр она всегда играла формальную роль и, не считая Шафта, особо не выделялась. Бельмонты, как истинные божьи воины, брали всю религиозную нагрузку на себя. Но в контексте событий сериала и происходящих там вещей Церковь как антагонист работает. Именно она вызвала гнев Дракулы и она же потонула в безверии. Злом, олицетворяющим Церковь и ее падших слуг, выступает персонаж Епископ — нет имени, только сан. Из себя он представляет типичного священника с инквизиционными замашками. Не разделяет науку и магию, готов жечь всех несогласных направо и налево. Собственно, он и убивает жену Дракулы, чем подводит род людской на край гибели. Ну и в довершение всего — в смуту и темные времена отчаяния он пытается подобрать под себя всю власть, что оказывается сложно. Ведь как он оставил людей, так и Бог в конечном итоге оставил его.

Подводя итог. Эти 4 серии воспринимаются как пролог к чему-то масштабному. Можно сказать, рождественская серия «Доктора Кто». Интересно и прикольно, но мало. Это не безупречная адаптация, которую все ждали, но она хороша и вселяет уверенность. Возможно, людям, незнакомым с серией, все кажется непонятным и недостаточно качественным. Я, как старый поклонник Castlevania, готов простить огрехи анимации и озвучки. Даже дать кредит доверия до 2018 года, когда выйдет полноценный сезон, в котором, я надеюсь, будут учтены все ошибки.

И, отвечая на вопрос Андрея, зачем было спешить с выпуском. Мне кажется, это пробный камень. Проверка реакции фанатов — и вот ее сериал прошел на ура.

Теперь осталось только одно. Сериал должен дотянуться и до простых зрителей, как говорил мой коллега, своим качеством и исполнением во всех остальных аспектах.

Ещё много интересного
10.08.2016, 14:00 — Юрий Коломенский
Признаюсь, я очень не хотел писать про «Убийственную шутку». Да, это экранизация, но экранизация великого комикса (и если вы, по какой-то причине, так не считаете, то дальше можете не читать)
7257 58
24.09.2015, 17:00 — Юрий Коломенский
Из великого сериала трудно выбрать всего несколько серий, но Юрий нашел самые по его мнению уникальные.
7137 43
03.08.2015, 13:21 — Юрий Коломенский
Спасибо тебе, Брюс Тимм.
6206 33