RSS

Hellboymedia Special #08: Hellboy Animated

17.07.2015, 17:09 — Юрий Коломенский 9545 2

Если говорить о воплощении образа Хэллбоя на экране, то подробно разобрав полнометражные фильмы, никак нельзя пройти мимо анимационных картин про Красного и компанию. Тем более, если учесть, что в продюсерах обоих мультфильмов числится Гильермо Дель Торо, сценарии были написаны при участии Майка Миньолы, а голоса анимированным персонажам подарены исполнителями главных ролей дилогии Роном Перлманом, Дагом Джонсом и Сельмой Блэр.

Однако, несмотря на всё вышеперечисленное, у мультфильмов есть своя самобытность. Ну, во-первых, весь дизайн рисунка выполнен в стиле комикса. Во-вторых, сами мультфильмы больше про БПРД, нежели про самого Хэллбоя. Ну, и конечно, мифология заметно расширена и не повторяет идеи, которые были заложены в фильмах. Давайте по порядку.


Хеллбой: Меч громов

Мультфильм был выпущен в 2006 году компанией IDT Entertainment, которая чуть позже сменила своё название на Starz Distribution. Это огромный конгломерат, который мало того, что владеет двумя каналами (собственно говоря, Starz и AMC), выпускает аниме на территории США под флагом дочерней компании Manga Entertainment, имеет свою анимационную студию (впрочем, самый известный их проект — это «Гномео и Джульета», выходивший в 2011 году и особой славы не снискавший), а также владеет 5% Archie Comics Publications, так ещё и с 2011 года частично (25%) принадлежат The Weinstein Company. Но это всё будет потом, а в 2006 году IDT Entertainment была в начале своего пути, и их анимационное подразделение имело в портфолио всего два полнометражных мультфильма, названия которых вам не скажут абсолютно ничего. Почему этот проект попал именно к ним — загадка. Но в целом, студия справилась с задачей очень достойно. Например, выпущенный годом позже Marvel Enterprises силами MLG Productions «Доктор Стрэндж» выглядел в разы хуже.

Сюжет мультфильма перенесёт нас в Японию, где университетский профессор открывает запретный свиток и становится одержим древними японскими демонами грома и молнии, которые мечтают прорваться в наш мир. Собственно, разбираться со всем этим и был отправлен наш герой вместе со своей командой. Чуть позже Хэллбой возьмёт в руки волшебный самурайский меч и исчезнет в мире призраков, где столкнётся с японскими мифами и их же монстрами самого разного пошиба. А в это же время в нашем мире команде БПРД придётся столкнуться с катаклизмами и проблемами, вызванными, вы не поверите, этими самыми демонами.

Если бы меня попросили охарактеризовать этот мультик одним словом, то я бы выдавил из себя: «Замороченный». Ну правда, он пытается казаться умнее, чем он есть на самом деле. Здесь нам и старинная японская легенда, и битва с демонами, и новый персонаж Кейт, и попытка раскрытия персонажей глубже, чем следовало бы для первого мультфильма серии (например, неловкая ситуация с Лиз и Эйбом несколько эммм... угловата и совершенно непонятна, особенно для людей, незнакомых со вселенной «Хэллбоя»). Всё это звучит неплохо, но нагромождение событий-персонажей утомляет при просмотре, тем более, что всё это происходит на фоне постоянного экшна.

В целом, первая попытка перенести «Хэллбоя» в анимационный мир была скорее успешной нежели наоборот. Критиками «Меч громов» был принят благосклонно, а дополнительные материалы к DVD-изданию так вообще приятно удивили своей насыщенностью. Информацию о сборах на DVD и VOD я, увы, так и не нашел, но учитывая, что ровно через 5 месяцев вышел сиквел (который явно снимался чуть ли не одновременно с «Мечом громов»), и больше мы об анимационном «Хэллбое» не слышали, то смею предположить, что они были неважные. Впрочем, бюджет в 5 миллионов долларов отбить создатели были должны.


Хеллбой: Кровь и металл

Сюжет второго анимационного фильма относит нас в 1939, где молодой Профессор Брум уничтожил вампиршу, которая купалась в крови невинных, чтобы оставаться молодой. Казалось бы, причём тут леди Эржебет Батори? А ни при чём. Здесь это совершенно другой персонаж. Мало ли в окрестностях Трансильвании вампирш, питающихся кровью молодых девушек? В любом случае, нашу вампиршу зовут Эржебет Андрюшко. И она была не просто вампиршей, она была ведьмой, соответственно поклонялась богине Гекате, с которой, внимание спойлер, в конце мультфильма и придётся сразиться нашему герою. Вообще, мифологии уделено очень много времени в обоих мультфильмах. И, что самое приятное, все монстры и персонажи вполне соответствуют своим прототипам. Я после просмотра часа на два завис в Википедии, читая про Гекату и японских демонов. Но вернёмся к нашим «Хэллбоям».

В наше время эксцентричный миллионер Тони Старк Оливер Тромболт, сам того не желая, воскрешает вышеописанную вампиршу, и естественно бригада БПРД едет решать проблему привычным составом, разве что место Кейт занял новый персонаж, человек-радар Сидни Лич (который абсолютно так же не нужен и бесполезен, как и Кейт), а также, как вы уже догадались, профессор Брум. Главным отличием от предыдущей анимационной работы является то, что действие происходит одновременно как в 1939 году, так и в наше время. События будут показаны нам параллельно, что позволит сохранить некую интригу до самой кульминации.

Как я уже писал чуть выше, скорее всего оба мультфильма снимались одновременно, поэтому ни о какой работе над ошибками не могло быть и речи. Тем не менее, данное творение всё той же IDT Entertainment выглядит намного более цельным, нежели «Меч громов». Здесь лучше раскрыта деятельность БПРД, нет нагромождённости событиями, а также показана эмоциональная близость Хэллбоя и профессора Брума. Вот и оценки у «Крови и металла» были значительно лучше, чем у предшественника — как у зрителей, так и у критиков.

В итоге, могу сказать, что анимационная вселенная «Хэллбоя» совсем не вызывает стыд. И тот факт, что она закончилась, практически не начавшись, очень печален. В первую очередь она, конечно, интересна неким симбиозом кинотеатральной и комиксных вселенных. Однако вполне может выполнить роль и первооткрывателя персонажа. Ждать новых мультфильмов про Красного нам, конечно, не приходится, но вполне можно порадоваться тому, что есть. Тем более, что удачи получить два неплохих мультфильма выпадает далеко не всем героям.

Станислав Шаргородский

Изначально мы думали с Юрой построить выпуск по тому же формату, как мы обсуждали кино-адаптации, но когда пришёл мой черёд, я понял, что ничего принципиально нового к словам Юры не добавлю. Даже какого-то особого несогласия нет. Простые мультфильмы, сделанные со старанием, но не претендующие на что-то большее. Мне на самом деле было достаточно почти что покадрового переноса обожаемой истории Heads, чтобы оправдать существование такого явления, как Hellboy Animated.

Поэтому мы решили пойти другим путём. В своей части я расскажу о комиксах, которые являются неотъемлемой частью анимационной вселенной. Всего их было пять: два мини-комикса шли вложениями к DVD-дискам, и ещё три тома выходили отдельно. Эти тома представляли собой 80-ти страничные «OGN», состоящие из основной истории и бонусной «короткометражки». Кроме того, к каждому комиксу (кроме последнего) Майк Миньола нарисовал пин-ап, напрямую связанный с одной из историй. А теперь тоже самое, только подробнее.

Phantom Limbs
Мини-комикс
Октябрь, 2006
Сценарий: Джим Паско
Рисунок: Рик Лэйси

В маленьком городке (штат Миссисипи) инвалид после множества лет фантомной боли из-за ампутированной ноги вдруг перестал эту боль чувствовать. Более того, вместе с прекращением мук отросла и сама нога. Хэллбой и Лиз выезжают на расследование и попадают в ловушку демона (нога, завидев агентов, убежала и привела прямиком в логово гада), который питается оторванными конечностями (я серьёзно), и задумал тут добыть себе главный деликатес — правую руку Хэллбоя.

Это самая слабая история из всех здесь представленных. Начиная от достаточно бредовой затеи и заканчивая её же реализацией. История без начала (проблема всех будущих сюжетов Джима Паско, главного сценариста «анимэйтедвёрса»), без какого-либо развития персонажей и без интереса со стороны художника Рика Лэйси. В общем, читать можно только самым отъявленным поклонникам вселенной, и то лишь интереса ради.

The Black Wedding
Том 1
Январь, 2007
Сценарий: Джим Паско, Тэд Стоунс
Рисунок: Рик Лэйси, Фабио Лагуна

Злая ведьма лесов решила разнообразить на старости лет свою жизнь и выйти замуж за могущественного демона. Для этого, кроме несколько различных артефактов, ей нужно найти достойного кандидата для жертвоприношения, которым становится Лиз Шерман. Для предотвращения кризиса бюро направляет свои лучшие силы.

Паско и Лэйси, конечно, за пару месяцев не преображаются, но увеличенный формат существенно идёт истории на пользу. Паско и вовсе раскрывается как нетривиальный рассказчик. Да, начала снова никакого нет, нас тут же бросают в гущу событий, но ведут по ним весьма занятно. Три линии, в которых сценарист задействует разных персонажей, перетекают друг в друга и образуют интересное повествование. Каждая сцена одной линии подхватывается связующими словами или действиями в другой, и так сюжет разворачивается. Кроме того, большее количество страниц позволило Джиму проработать первооснову и мифологический «бэкграунд». Он ни разу вас не поразит, но он хотя бы есть! Лэйси тоже выше головы не прыгает, но заметно, что рисовать оборотней, ведьм и прочую нечисть ему куда интересней, чем отрубленные конечности. В целом, по местным меркам история — твёрдое ДОБРО.

Чего не скажешь о Pyramid of Death, которая и вовсе ЗОЛОТО (ещё раз, по местным меркам). Сценаристом в этот раз выступает сам Тэд Стоунс (инициатор всего этого анимационного проекта). И вместе с Фабио Лагуной они создают милейшую историю про мелкого Хэллбоя, который, насмотревшись фильмов про Лобстера Джонсона, отправляется наказывать злодеев. Ими, конечно, оказываются обычные сотрудники бюро, но нет предела детскому воображению и жажде нести справедливость! Веселая и беззаботная история от хорошей авторской команды, глядя на которую начинаешь сожалеть, что в основной вселенной таких приключений у мелкого практически нет.

The Yearning
Мини-комикс
Май, 2007
Сценарий: Джим Паско
Рисунок: Бен Стенбек

Да, у этой истории действительно художник Бен Стенбек. И да, обложку действительно нарисовал Эрик Пауэлл. Я честно не знаю, как они там оказались, но факт остаётся фактом. Ещё до дебюта в основном Хэллбойвёрсе один из его ключевых художников упражнялся с персонажами в мелкой истории, посвящённой войне между тибетскими монахами и йети.

Описание звучит лучше и интереснее, чем сама история. Паско опять доказывает, что не способен нормально работать в краткой форме (хотя по размеру это полноценный сингл), и его история снова получается сбитой и рваной. Вот, значит, легенда, вот Эйб с Хэллбоем в Тибете, а вот трупы монахов, которые ведут к главному йети, который ведёт уже к БОГУ йети (у которого, кстати, крутой дизайн). Единственный интерес во всём этом представляет именно Бен, который даже на такой «халтурке» старается выделиться и бережно прорисовывает каждую панель. Правда вот, колорист из него посредственный, но для такой истории сойдёт. Не Стюарта же звать.

The Judgment Bell
Том 2
Июнь, 2007
Сценарий: Джим Паско, Тэд Стоунс
Рисунок: Рик Лэйси, Тэд Стоунс

В маленькой польской деревушке начали пропадать дети. След приводит Хэллбоя и Эйба (который, кстати, замаскированный) в древний замок, где агенты внезапно обнаруживают Тревора Бруттенхольма. История принимает неожиданный оборот, когда оказывается, что она связана с одним инцидентом из жизни профессора, произошедшим с ним в далёком 1939-ом году.

Последний сценарий Паско, в котором он решил вести повествование аж в двух временных периодах (что очень для него амбициозно). Снова увеличенный формат, и снова Джим лучше раскрывает свой талант. Нет, The Black Wedding он тут не переплюнул, но добротную историю на раз сделал. Из интересного стоит отметить, что этот том продолжил тренд мультфильмов и уделил больше внимания Бруму, использовав по сути тот же приём с прошлым. Зато кто здесь отличился, так это Рик Лэйси, который окончательно определился со своим стилем для этого проекта, и его мультипликационный рисунок буквально ожил. В истории появилась энергия, которая не даёт заскучать из-за простенького по задумке сценария.

Вторая история, The Menace of the Mechanical Monster, снова посвящена приключениям Красного в детстве и его кумиру Лобстеру Джонсону. И в этот раз Тэд Стоунс рисует сам и снова выдаёт ЗОЛОТО. Пока Лобстер сражается с Фон Клемптом, его Кригаффе и гигантским нацистским роботом (прямиком из первой мини «Следжхаммера»), маленький Хэллбой носится по базе и ставит всем сотрудникам бюро печать на лбу в виде клешни. Это прекрасный детский комикс, который способен по настоящему влюбить читателей не только в обоих персонажей, но и во всю вселенную в целом. А ещё, именно к этой мини-истории Миньола нарисовал свой лучший пин-ап, который, благодаря Роману, теперь у меня есть в виде подписанного литографа. Niiiice.

The Menagerie
Том 3
Ноябрь, 2007
Сценарий: Джейсон Холл, Нэйт Пайкос
Рисунок: Рик Лэйси, Фабио Лагуна

Делегация от бюро направляется на историческую конференцию. В её составе: Брум, Кейт и... Хэллбой. Что он там делает, непонятно. С другой стороны, комикс называется не Broom Animated и не Corrigan Animated, так что на ответ я не рассчитываю. Так вот, над Южной Америкой на самолёт внезапно нападает огромная стая птиц, что приводит к его крушению. Растерянные герои не успевают оклематься, как находят замок Кастель-дель-Монте, который вообще-то должен находиться в Италии. И тут начинаются всякие странности.

У комикса сменился сценарист, и он перестал быть для детей. Холл, видимо, забыл, для кого пишет, потому что на первых страницах он выдаёт такую сцену, которая потом завершается жутким умерщвлением возлюбленного в колоколе (его задушили). Потом самолёт рушится, и весь экипаж погибает, но для детей, которые могли упустить этот момент, Джейсон решает уточнить, что они не просто погибли, а стали участниками вот такой «крипоты». При таком раскладе говорить про саму историю не очень хочется, хотя она крайне занимательна. Тут вам и неплохо проработанная мифологическая основа, и занятный твист, и вообще интересное чтиво. Но вот этот промах мимо целевой аудитории сильно подрывает впечатление от комикса. Зато к Лэйси не придраться, разрисовался он под конец.

Что касается второго сюжета, то Small Victories, к огромному сожалению, посвящён не Красному с Лобстером, а чувству вины Эйба Сапиена. Т.е. тому, чего в основной вселенной нам хватает с лихвой. Как итог, абсолютно никчёмная и не интересная история от Нэйта Пайкоса. Хоть и нарисованная доказавшим свою профпригодность Фабио Лагуной.

Ещё много интересного
10.08.2016, 14:00 — Юрий Коломенский
Признаюсь, я очень не хотел писать про «Убийственную шутку». Да, это экранизация, но экранизация великого комикса (и если вы, по какой-то причине, так не считаете, то дальше можете не читать)
17010 58
24.09.2015, 17:00 — Юрий Коломенский
Из великого сериала трудно выбрать всего несколько серий, но Юрий нашел самые по его мнению уникальные.
14519 43
03.08.2015, 13:21 — Юрий Коломенский
Спасибо тебе, Брюс Тимм.
10702 33