RSS

Рецензия на "Ветер Крепчает" - последний фильм Миядзаки

18.02.2014, 11:29 — Станислав Шаргородский 8487 0

1 сентября прошлого года закончилась целая эпоха. Один из величайших в истории аниматоров, Хаяо Миядзаки, объявил о завершении карьеры полнометражного режиссера. Он уже неоднократно это делал, но на этот раз окончательно. Возраст и обсуждаемые проблемы со здоровьем уже не позволяют ему так же маниакально и самоотверженно браться за новый проект, а по другому он не может. Теперь для Миядзаки по-настоящему началась блаженная старость, когда он может плотнее заняться своим любимым музеем, создавая тематические выставки и снимая не обремененные коммерческим успехом короткометражки. Но вернёмся к заявлению. Сделано оно было на Венецианском кинофестивале, где он представлял свою новую и, как выяснилось, последнюю картину - "Ветер крепчает".

"Ветер" сложно рассматривать и воспринимать, как финальное произведение маэстро, которое отлично характеризовало бы всё его творчество. Таким произведением по сути стало "Поньо", как последняя попытка Миядзаки переплюнуть самого себя. "Ветер" же птица совсем другого полёта. Он вообще изначально был лишь военной мангой, которую Миядзаки иногда рисует для души, и ей бы и остался, если бы не настоятельные уговоры со стороны продюсера студии Джибли Тосио Судзуки. Как бы то ни было, Хаяо взялся за этот проект, осознанно отойдя от своих правил и бросив себе вызов - снять мультфильм НЕ для детей. "Ветер" безусловно самый взрослый мультфильм Миядзаки. Характерные сказочные элементы предстают лишь во снах (по аналогии с "Шепотом сердца"), основные же действия происходят в Японии в первой четверти 20 столетия, во времена упадка и саморазрушения империи. Миядзаки сразу делает заход на неразведанную им территорию ("Принцесса Мононоке" не в счёт), не только создавая достоверный портрет страны той эпохи, но и делая её одним из главных действующих лиц всего повествования. Это то, что всегда было отличительной чертой творчества его друга и со-основателя студии Исао Такахаты, и из-за чего его картины значительно сложнее для восприятия гаидзинами. Миядзаки же избегает попадания в национальный "капкан", сразу давая понять, что главное в его картине - это Мечта главного героя!

Дзиро Хорикоси (собирательный образ живших в то время авиаконструктора Дзиро Хорикоси и писателя Тацуо Хори) мечтает о небе, о полетах, о том, чтобы обогнать ветер. Но врожденная близорукость так и оставляет его на земле, и тогда он начинает создавать свой идеальный самолет. Осознавая двоякость такой мечты, режиссёр нарочно избегает дискуссий на тему войны, чем во многом и обрушивает на себя критику. Будучи пацифистом по жизни и большим поклонником самолётов, Миядзаки - человек большого внутреннего конфликта, который он снимает с главного героя. Он не пытается оправдать его поступки и прикрыть всё самообманом, не делает никаких заявлений и не выражает позицию главного героя. Вместо этого он выводит на первый план человеческие взаимоотношения и любовь.

Любовь в картинах Миядзаки хоть и нередкий гость, но в таком виде предстаёт впервые. Во многом это связано с тем, что герои работ маэстро всегда были детьми, и взрослой любви попросту не находилось места. Здесь же искренняя, трагичная, пропитанная Ремарком, любовь является главным эмоциональным ядром всего произведения. Именно через сцены с прекрасной Наоко, одну из которых можно назвать самой пронзительной во всём творчестве Миядзаки, мы по-настоящему начинаем чувствовать и понимать Дзиро. Благодаря ей формируется окончательный образ главного героя, по-настоящему живого человека. И тем печальнее видеть, как любовь в конечном итоге так и не сможет заменить Мечту Дзиро и станет лишь ещё одной жертвой его маниакального стремления создать свой самолёт. "Ветер крепчает" - не лучшая работа маэстро. У него вообще нельзя выделить какие-то картины, они все находятся на недосягаемой вершине, и каждый найдёт что-то своё в одной или нескольких из них. Но, безусловно, это самая личная работа Миядзаки, во многом поэтому он и принял решение её все-таки делать и понял, что она достойна стать завершением его великой творческой карьеры.

TransistoR, 18.02.2014 12:02:11
Отлично написано. Все так. После просмотра в том, что эта действительно его последняя работа не остается никаких сомнений.
immaQlo, 18.02.2014 13:02:26
Он вроде как уже собрался заняться каким то сериалом.
Shargor, 18.02.2014 14:02:21
Это его сын, Горо.
Cameron, 18.02.2014 19:02:17
Уже купил билет на первый сеанс 20-го.
Здорово, что в этот раз даже в регионах фильм идёт в нескольких кинотеатрах.
Rolento, 19.02.2014 03:02:29
Кстати в английской озвучки Дзиро Хорикоси озвучивает Джозеф Гордон-Левитт
Cameron, 06.03.2014 17:03:09
Тем печальнее осознавать, что абсолютно все анимационные фильмы из Японии, что доберутся до наших кинотеатров в ближайшие 10 лет, будут отданы на откуп озвучивателям из реанимедии, которых на безрыбье принято не считать дерьмом.
Ещё много интересного
10.08.2016, 14:00 — Юрий Коломенский
Признаюсь, я очень не хотел писать про «Убийственную шутку». Да, это экранизация, но экранизация великого комикса (и если вы, по какой-то причине, так не считаете, то дальше можете не читать)
17010 58
24.09.2015, 17:00 — Юрий Коломенский
Из великого сериала трудно выбрать всего несколько серий, но Юрий нашел самые по его мнению уникальные.
14519 43
03.08.2015, 13:21 — Юрий Коломенский
Спасибо тебе, Брюс Тимм.
10703 33