RSS
Неделя Бэтмена

Заставка
Андрей Смагин

АРХИВ

Рекомендуем

Неделя Бэтмена: Несколько знаковых эпизодов Batman: The Animated Series

24.09.2015, 17:00 — Юрий Коломенский 6320 43

Конечно же, и я не смог пройти мимо юбилея Крестоносца в плаще. Мои друзья и коллеги и так вспомнят для вас самые лучшие и оригинальные комиксы про Бэтмена, а я, с вашего позволения, сегодня хотел бы напомнить вам про самое лучшее экранное воплощение Темного Рыцаря. Нет, я говорю не о трилогии Кристофера Нолана и даже не о нуарных историях Тима Бертона. Речь идет о совершенном мультсериале Брюса Тимма «Batman: The Animated Series».

И всё-таки данный анимационный проект имеет отношения к фильмам Тима Бертона. Во-первых, не имей экранизация с Майклом Китоном успеха, мультсериалу скорее всего не дали бы зеленый свет, а во-вторых, в нем сохранена гротескная стилистика Бертона. Нуарная цветокоррекция, черно-белые флешбеки, полицейские дирижабли — это все элементы ретрофутуризма, позаимствованного в том числе из вышеназванных фильмов. Даже в первых сериях BTAS в опенинге звучала музыка Дэнни Эльфмана всё из того же фильма. Но, конечно, несмотря на явное заимствование стилистики (в разных интервью Брюс Тимм упоминал в качестве вдохновителей не только Бертона, но и «Возвращение Темного рыцаря» Миллера и даже мультсериал «Супермен» Макса Флейшера), это, несомненно, авторский проект. Так мультфильмы до Тимма не снимал никто (да и после действительно достойных примеров можно пересчитать по пальцам одной руки). Многие скажут, что они были рассчитаны на взрослую аудиторию, но на мой взгляд, это не так. Просто Тимм пытался говорить со своим юным зрителем, как со взрослым. А главное, никогда не лицемерил с ним. Злодеи в BTAS далеко не всегда были жертвами обстоятельств, тем не менее абсолютно каждый имел свою историю, которую можно было бы понять и в какой-то мере даже принять (исключением, как всегда, является Джокер, но в этом, собственно говоря, суть самого персонажа). Плюс Тимм никогда не стеснялся сталкивать своего титульного героя с обычными бандитами и членами мафии, так же как не стеснялся делать героями некоторых серий обычных полицейских. В этом мультфильме стреляли из настоящих пистолетов, и у героев шла настоящая кровь.

Алан Бёрнет, Пол Дини, Эрик Радомски, Бойд Киркланд, Дэн Риба и Брюс Тимм. Если вы не знаете этих имен, то что вы вообще делаете на Спайдермедии? 85 серий. Два полнометражных спин-оффа, («Batman: Mask of the Phantasm» и «Batman & Mr. Freeze: SubZero»), и это не считая полного идейного и сюжетного продолжения в виде мультсериала «The New Batman Adventures» и соответственно уже его спин-оффа «Batman: Mystery of the Batwoman». Возможно, стоило бы написать про самые знаменитые серии, такие как «Heart of Ice», «Robin’s Reckoning» или «Mad Love», но я решил выделить здесь те серии мультсериала, которые стали знаковыми именно для меня.

S1E01 — On Leather Wings

После ряда краж в фармацевтических компаниях, проводимых существом, напоминающим летучую мышь, полиция обвиняет Бэтмена в этих преступлениях. Поиск виновного приводит его к учёному, специализирующемуся на летучих мышах.

Да, условно это первая серия мультсериала, хотя существует и так называемая нулевая, то есть пилот, благодаря которому Брюсу Тимму и Эрику Радомски и дали добро на такой спорный проект. Чем же примечателен первый после пилота эпизод? В первую очередь он задал тон. Нам показали, что в игрушки играть тут никто не собирается. Один момент с перевоплощением главного антагониста в огромную летучую мышь чего стоил. Да что я вам рассказываю, смотрите сами:

Тем не менее, это вполне стандартная «первая серия». Нам подадут непопулярного злодея с примитивным злодейским мышлением. Почему же я решил добавить ее в сегодняшнюю статью? Дело в том, что имя главного злодея Кирк Лэнгстром (совсем недавно данный герой засветился в игре «Batman: Arkham Knight»), и тот же самый Брюс Тимм в своём недавнем полнометражном мультфильме «Justice League: Gods and Monsters» сделал его самим Бэтменом. Не знаю, как вам, а мне безумно нравятся таким закольцованные истории. С Кирка Лэнгстрома Тимм начинал свою историю про Бэтмена, им он её и закончил (по крайней мере, на данный момент), причем не просто закончил, а превратил антагониста в протагониста, то есть ну совсем не банально.

S1E18 — Beware the Gray Ghost

Когда город начинает терроризировать загадочный Безумный Подрывник, Бэтмен понимает, что он сильно похож на одноимённого злодея из старого сериала о Сером Призраке, который Брюс обожал в детстве. Он обращается за помощью к Саймону Тренту, игравшему в шоу главную роль, однако тот не хочет иметь с этим делом ничего общего.

Еще одна, с виду совершенно непримечательная серия. В ней нет ни знаковых злодеев, ни закрученной или шокирующей истории. Но она уникальна. Уникальна тем, что, во-первых, показывает нам, что Брюс всё-таки решил стать супергероем не на ровном месте. У него был кумир детства, который и задал тон его образу. Во-вторых, эта серия содержит особую отсылку — Серого Призрака озвучил Адам Вест. Думаю, дальше разжевывать вам не надо. Более того, создатели пошли дальше, решив устроить самый настоящий капустник. Главного антагониста здесь озвучил сам Брюс Тимм. Чтобы вы понимали, Тимм в своем мультсериале не озвучивал больше никого. Таким образом, создатели BTAS отдали должное своим предшественникам и сделали это тонко, совершенно не ломая стилистику собственного детища.

Забавный факт, что в лучшем фильме прошлого года (да и этого тоже, чего душой кривить), «Бёрдмэне», есть сцена, практически полностью копирующая сцену из этой серии. Помните, когда актер Риган долго смотрит на плакат со своим фильмом, потом начинает все крушить и разбивает рамку с плакатом? Здесь практически один-в-один то же самое делает уже актер Трент, он же Серый Призрак. Я не знаю, был ли это намеренный оммаж (зная Иньярриту, скорее всего нет), но учитывая то, что Майкл Китон в своё время, так же как и Адам Вест, играл Бэтмана, и оба вышеназванных произведения косвенно обыгрывают эту связь, данное совпадение выглядит удивительным и невероятно крутым.

S1E28 — Dreams in Darkness

Пытаясь остановить организованное Пугалом отравление готэмской воды, Бэтмен получает ударную дозу газа, вызывающего бесконечные кошмары и галлюцинации. Не в состоянии больше отличать реальность от иллюзий, он вскоре попадает в Аркхэм в качестве пациента, а времени на предотвращение катастрофы практически не остается.

Пожалуй, нужно начать с того, что эта серия — одна из немногих в сериале основанных не на оригинальном сценарии, а являющихся адаптацией конкретного комикса. В данном случае речь о сюжете Алана Гранта The Last Arkham из серии Shadow of the Bat, #1-4. Правда, есть одно серьезное отличие: в оригинале Бэтмену противостоял не Пугало, а Виктор Зсасз.

Чем выделяется эта серия на фоне остальных? Конечно, прочитав описание серии, вы сразу должны были понять, что Кристофер Нолан в «Бэтмене: Начало» использовал данную историю в качестве одной из сюжетных линий. А драка с бандитами Пугала рядом с водопроводной трубой, в которую они сливали химикаты, практически покадрово была им скопирована.

Но есть еще один нюанс, связанный с этой серией, который не так явно бросается в глаза. Помните игру «Batman: Arkham Asylum», которая при первом прохождении казалась хорошей, крепкой игрой, но не более того, ровно до момента, когда Бэтмен получает дозу яда Пугала и попадает в мир своих кошмаров, находясь в лечебнице? Этот момент сразу сделал данную игру чем-то большим, чем обычной стандартной супергероикой, коей игровая индустрия нас кормила пачками. Так вот, с визуальной точки зрения, всё это очень похоже на то, что происходит в Dreams in Darkness:

S2Е70 — House & Garden

После выхода из тюрьмы Памела Айсли вышла замуж за лечившего её врача и стала заботиться о его детях. Однако вскоре богатые граждане Готэма начинают лишаются своих средств способами, напоминающими преступный почерк Ядовитого Плюща.

Про эту серию не будет интересных историй и занятных фактов. В этот список она попала исключительно потому, что это мой самый любимый эпизод. Не только самая тонкая история во всем сериале, но и самая страшная. Я так и не решился её пересмотреть перед написанием данного текста, правда, не потому что до сих пор боюсь, а потому, что не хочу испортить того детского впечатления. Тот страх был основан не на каком-то жутком персонаже, а на попытке понять, что творилось в голове Айви, чтобы совершить всё то, что она совершила. Попытке осознать всё то одиночество и отчаяние, помноженное на безумную любовь к растениям, что двигало ей.

Чуть позже, в «The New Batman Adventures» была серия «Chemistry», которая является идейным продолжением данной и во многом её даже копирует. Однако, несмотря на больший эмоциональный накал (в ней бьют по чувствам самого Брюса, что несомненно производит впечатляющий эффект), эпизод является несколько прямолинейным, не сохраняя той изящности и пугающей красоты, что впервые предстала нам в «House & Garden». Лично для меня тот эпизод открыл Памелу Айсли как одного из самых интересных персонажей вселенной.

BTAS (как все мы его называем) оказал огромное влияние на популяризацию Бэтмена в мире и, в первую очередь, в нашей стране. Думаю, вы знаете, что нужно делать в комментариях: вспоминать свои любимые серии и писать, почему вы их любите. В конце концов, где еще это делать, как не здесь?

Ещё много интересного
10.08.2016, 14:00 — Юрий Коломенский
Признаюсь, я очень не хотел писать про «Убийственную шутку». Да, это экранизация, но экранизация великого комикса (и если вы, по какой-то причине, так не считаете, то дальше можете не читать)
6415 58
03.08.2015, 13:21 — Юрий Коломенский
Спасибо тебе, Брюс Тимм.
5589 33
22.05.2015, 12:30 — Юрий Коломенский
Наш автор пришел смотреть на Бэтмена и Робина, а получил «Суд сов» Скотта Снайдера.
6459 24