RSS
Рекомендуем

Рецензия: «Убийственная шутка»

10.08.2016, 14:00 — Юрий Коломенский 5792 58

Признаюсь, я очень не хотел писать про «Убийственную шутку». Да, это экранизация, но экранизация великого комикса (и если вы, по какой-то причине, так не считаете, то дальше можете не читать). А чтобы писать о великом нужно либо иметь большое самомнение, либо быть Алексеем Замским. У меня нет первого, и я, к сожалению, не второй. Тем не менее, кое-что побудило меня «взяться за перо», а именно общественное мнение, окрестившее данный проект неудачным. Причем, как мне показалось, данное мнение сложилось из-за непонимания самой концепции, выбранной сценаристом Брайаном Аззарелло.


Прежде чем начать просмотр мультфильма Сэма Лью (а это главный специалист WB ANIMATION по экранизациям великих комиксов — на его счету и All-Star Superman, и Batman: Year One) вы должны уяснить два тезиса:

  1. Этот мультфильм не про Джокера, он полностью и абсолютно про Бэтмена.

  2. Бэтмен в финале убивает Джокера.

Начнем с последнего тезиса. Я знаю, что по данному утверждение существует несколько мнений, и не собираюсь сейчас отстаивать свою точку зрения. Вы смело можете считать, что Алан Мур подразумевал другую концовку, но примите тот факт, что Брайан Аззарелло трактует её именно так. И это неразрывно связано с первым тезисом о том, что эта картина в первую очередь про Темного рыцаря. Главным двигателем сюжета является желание показать, почему Бэтмен решил нарушить своё главное правило, а не желание рассказать историю происхождения Джокера. И именно это является причиной невысоких оценок как критиков, так и зрителей. Да, вторая половина мультфильма — это покадровое копирование комикса, но акценты в нём расставлены не так, как мы привыкли их воспринимать. Вот и ощущение, что вроде всё тоже самое, а чего-то не укладывается.

Но разве это плохо, увидеть совершенно знакомую нам историю под другим углом? Не историю того, как один плохой день превратил обычного человека в олицетворение хаоса и сумасшествия, а историю мстителя в маске, который совершенно осознано переступил черту, понимая своё бессилие. Понимая, что Джокер, в сущности, победил.


Очень много недоумения вызвали первые полчаса мультфильма, которые являются приквелом к титульной истории. Многие считают, что история лишняя, некоторым непонятно, почему нужно смотреть на то как Барбара Гордон ловит преступников, в то время как можно было бы больше времени уделить Джокеру, но основной претензией являлись отношения Бэтмена с Бэтгёрл.

Несмотря на то, что повествование ведется от лица Барбары, мы не должны забывать, что эта история про Бэтмена. Да, Барбара в него влюблена. Влюблена в образ, влюблена в силу, которую олицетворяет Бэтмен. Но влюблен ли Брюс Уэйн в Бэтгёрл (заметьте, не в Барбару Гордон)? Нет. По крайней мере в повествовании от лица Барбары Гордон мы этого не видим. Тем не менее, он проявляет слабость. И эта сцена секса, буквально взорвавшая все околокомиксные сайты на деле, не такая уж бесполезная. А точнее совсем не бесполезная. Именно эта сцена является точкой надлома Бэтмена. Он поступился своими принципами и в своём понимании испортил жизнь Барбаре, хотя на самом деле это не так. Но ему уже и не важно, что на самом деле произошло. Будучи эгоистом, Брюс Уэйн, как и в случае с гибелью своих родителей, зациклился на себе. И здесь Барбара является живым воплощением его слабости.

Конечно, всего этого в комиксе не было, и Алану Муру такая подводка была не нужна. В первую очередь потому что большинство читавших знали, кто такая Барбара Гордон (в экранизации же нужно было обязательно раскрыть её образ, тут уже вступают законы жанра), во вторую, потому что Мур писал комикс всё-таки про Джокера.


Так вот. Та самая сцена. Джокер не только калечит Барбару, но и насилует. Здесь уже авторы мультфильма не оставляют возможности интерпретировать данный эпизод двояко. Джокер это делает для того, чтобы в последствии сломать Джеймса Гордона, но, сам того не желая, ломает Бэтмена. Физическая близость с Барбарой являлась для Крестоносца в плаще олицетворением его же слабости. Насилие же над Барбарой вскрыло все нарывы его подсознания. В мультфильме Бэтмен предлагает помощь Джокеру дважды. В первый раз двойнику Джокера, которого он принимает за настоящего в Аркхеме. Там он это делает искренне, хоть и не верит в положительный ответ. Во-второй раз в самом конце, перед тем как убить его. Но Джокер всё понимает, он понимает, что на этот раз Бэтмен пришел его убить, поэтому с лёгкой грустью, осознавая, что: а) он всё-таки не смог сломать Джеймса Гордона и доказать, что сойти с ума может каждый, б) доказать это ему уже шанса не представится; Джокер принимает свою судьбу и рассказывает свою последнюю, убийственную шутку, над которой смеётся не только он сам, но и Бэтмен, который теперь никогда уже не будет прежним.

Возможно, это не очень удачная экранизация великого комикса. О некоторых вещах она говорит прям в лоб там, где у Мура были только намёки, и смещает акценты в ключевых эпизодах повествования. Но это хороший анимационный фильм. Это смелая история, которая не меняет оригинал, но подходит к нему с другой стороны. Которая не вплетает новые сюжетные линии, а пытается развить те, которые уже есть.

В хорошей экранизации «Убийственной шутки» никогда в конце не показали бы счастливую Барбару в инвалидной коляске. А здесь показали, и знаете, черт с ним, пускай плохая экранизация будет такой. Я на это согласен.

Ещё много интересного
24.09.2015, 17:00 — Юрий Коломенский
Из великого сериала трудно выбрать всего несколько серий, но Юрий нашел самые по его мнению уникальные.
5806 43
03.08.2015, 13:21 — Юрий Коломенский
Спасибо тебе, Брюс Тимм.
5270 33
22.05.2015, 12:30 — Юрий Коломенский
Наш автор пришел смотреть на Бэтмена и Робина, а получил «Суд сов» Скотта Снайдера.
5925 24