Хлипкие декорации нынче пошли — Доктор вальяжно сносит четвёртую стену и с порога начинает держать нас за дураков. «Базарю, совершенно новая тема — онтологический парадокс! Следите за руками и внимайте самой мутной иллюстрации каузального детерминизма that’ll make you google the shit out of it!». Я прямо вижу, как дети сорвались в школу на этой ноте, раскалывать нерешённые проблемы современной физики, или в ужасе читать Хайнлайна. Всё полезнее, чем досматривать опостылевший сюжет про тайми-вайми с заведомо известным итогом.
The Doctor: I have to die.
Clara: No. You can change things.
The Doctor: I can’t. Even the tiniest change, the ramifications could be catastrophic, could spread carnage and chaos across the universe like ripples on a pond. Ah, well, I’ve had a good innings. This regeneration is a bit of a clerical error anyway.
Точнее и не скажешь; пока преклонной версии Доктора требуется ровно в два раза больше времени, чтобы справиться с обыденными неурядицами, нам с Кларой остаётся сидеть в аквариуме и просто ждать пока this trainwreck of a Doctor нагуляется, посмотрит на часы, вздохнёт — так и быть — отправится ловить на понт Рыбного Короля, а поймает — самого себя. Схема, может быть, стройна в контексте растущего сценариста Уитхауса, но до одури вторична для шоу про самые наглые путешествия во времени.
Ради подгонки под хронометраж нам завозят кучу форсированных препирательств, разбавленных техническими толкованиями для тех, кто пропустил прошлый эпизод. Доходит, ясное дело, до абсурда: вокруг того, чтобы отправить бровастого пакистанца облапошить призраков, которым только до него нет дела, разгорается нешуточная трагедия жестов. По плану эта сцена должна дегуманизировать Клару, якобы подхватившую докторские нормы касательно издержек производства. Акцентуация проваливается на месте — здесь просто нет пространства для аргумента, потому что пакистанская неуязвимость это не дискуссионный вопрос, это факт известный ещё с предыдущего эпизода. Таким образом, вместо того, чтобы морально оскотиниться, Клара просто возвращает себе титул «the smartest person in this room». С утилизацией же личного состава Доктор хорошо справляется сам, и гораздо тоньше.
Во имя науки Доктор спокойно пускает в расход и Рыбного Короля, который заумью планирования тоже не отличился — троянский гроб, что может пойти не так? Стоило ли ради такого выступления клеить монструозный костюм самого условного толка, но, видимо, когда начал угорать по старой школе, становится трудно обойтись без резиновых инопланетян. Мы пережили с Доктором самые разные бюджеты и привыкли прощать, но здесь провал на стадии концепта — без лицевой анимации такие монстры просто не работают, складывается позорный рассинхрон озвучки и костюма. Ну не отвалили бабок на CGI, пересмотрели бы идею, нет — решили оставить костюм, который смотрится действительно круто, но только на статичных кадрах.
В остальном, О’Хара врезает солидный вижуал с приятной цветокоррекцией, держит нерв симметрического баланса и горизонтальных решений. Дополнительная локация плавно укладывается в стилевую линию и наконец выдёргивает на свежий воздух Доктора, с Капальди окончательно превратившегося в повелителя клаустрофобии.
Будущее же Уитхауса туманно; сценарий в этой половине провисает на поводу разных компромиссов, но, пусть со скрипом, все доигрывают свои роли по внутренним орбитам. Правда, напрашивается самоубийство влюблённого индуса, а его как будто вырезали, спохватившись о самых впечатлительных. На Under the Lake / Before the Flood можно смотреть в разном настроении — в лучшем, как на терпимый timey-wimey by the book, в худшем — как на амбициозную пустышку. В общем, это примерно «Кори Тейлор / 10» по шкале постыдного оптимизма.