Думаю, многие из вас, в той или иной мере, знают о произведениях вселенной «Метро».
Успешная книжная серия Дмитрия Глуховского довольно быстро стала популярна в России и странах СНГ. Родной антураж и интересная концепция выживания в постапокалипсисе сделали свое дело. Неудивительно, что разработчики из 4А Games, выходцы из GSC Game World, подхватили ее для переноса в видеоигровой формат.
Сделав две игры, Metro 2033 и Metro: Last Light, сюжет к которым был написан Глуховским, а также сделав небольшую остановку в виде Metro Redux (переиздание двух первых игр для современных консолей), разработчики принялись за полноценное продолжение.
Metro Exodus — завершение условной трилогии Артема, главного героя серии.
Небольшая ремарка.
Хоть игры и допускают некоторые вольности и расхождения, но они образуют с книгами единое целое — это официальная позиция Дмитрия Глуховского, создателя вселенной и автора сюжета и для Exodus. Добавим к этому тот факт, что больше книг серии «Метро» Дмитрий писать не собирается, а значит Exodus — вероятно глобальный финал истории Артема в рамках всей вселенной, а не только игр.
Нынешняя хронология событий «Метро» выглядит так:
Книга «Метро 2033» = Игра Metro 2033.
Книга «Метро 2034»
Игра Metro: Last Light
Книга «Метро 2035»
Игра Metro Exodus
Для понимания сюжета игры знание книг не нужно. Все, что необходимо, игра расскажет в самом начале, а заодно слегка отретконит финал книги. Завязку новых приключений Артема не скрывали, так что ее я считать за спойлер не буду, но основную часть истории я постараюсь максимально аккуратно описывать, без лишних подробностей.
Если коротко — главный герой и отряд Ордена Спарта вырывается из Метро и едет на паровозе «Аврора» к лучшей жизни через всю Россию. Центральная идея игры — путешествие, нахождение своего места в мире, как физически, так и морально. И, конечно же, раскрытие реального положения дел в стране. Все это, конечно, сдобрено личными историями членов команды. Каждый герой так или иначе меняется, мир за пределами Москвы рушит удобную ложь и иллюзии, но дает новые цели и перспективы.
Избавившись от груза дрязг, происходящих в московской подземке, история сосредотачивается на других аспектах мира вокруг. Выдавая красочный, но довольно предсказуемый постапокалипсис. Все, что вы ожидаете от мира после ядерной войны, здесь есть. Сектанты, отвергающие электричество, пустыня с нефтяными баронами и войной за воду и топливо, каннибалы, рабство, новые мутанты и прочее подобное. Разработчики довольно умело используют распространённые шаблоны для более быстрого погружения игрока в ситуацию. Конечно, все эти клише сделаны с поправкой на наш родной колорит, что разнообразит ту самую шаблонность, подавая некоторые моменты с необычного угла. Особенно в этом плане мне запомнился уровень «Тайга» — будете проходить, поймете, о чем я.
Изучая мир, герои находят себе новые проблемы, как физические, так и идеологические — их решение происходит на протяжении всей игры и приходит к логичному концу в последней главе. Выпустив героев в большой внешний мир, велик соблазн сделать финал истории ярким, полным огня и схваток мини-армий за место под солнцем. Но последняя глава игры напоминает, что это история героев в мире, а не история мира через героев. От начала игры и до середины масштаб событий увеличивается, а после игра потихоньку возвращается к камерной структуре, как в плане геймплея, так и в плане истории. Финал игры вообще очень хорошо поставлен, как по мне. Он аккуратно проводит тебя по серии, вбирая элементы из предыдущих игр. Комбинация различных механик и подачи делают финал значимым, но без натужного драматизма. При прочих равных и общей атмосфере, да некоторых необычных моментах, все происходящее на протяжение финальной главы довольно приземленное и по-человечески простое. И для подобной игры и подобной истории такое завершение мне кажется подходящим.
Но вы скажите: «история — это хорошо, но что там с геймплеем и техническим исполнением игры?» Пожалуй, стоит перейти к этим аспектам.
Первое, что хочется отметить, это первая игра серии, которая работает на консолях без больших патчей нормально. Как вы понимаете, рецензия пишется до релиза игры по пресс-копии, что исключает наличие любых патчей, кроме day-0 patch. И игра ни разу не вылетела и не глюканула за это время, для серии Metro и для разработчиков это настоящая победа. Совсем от глюков избавиться не удалось, но они не критичны для прохождения и в большей степени связаны с кривой анимацией, подгрузкой текстур и объектов.
Второе, о чем хочется сказать — стрельба. Стрельба в серии Metro больное место. Стрелять с геймпада в Metro 2033 и Metro: Last Light было довольно неудобно, дела на мышке обстояли получше, но не сильно. Было постоянное ощущение неконтролируемости оружия, даже самого лучшего. В Exodus это постарались исправить — результат все еще далек от идеального, но стрельба стала намного лучше, чем в Last Light. Претензии к стрельбе касаются в первую очередь активного боя. Снайперская стрельба или тихая одиночная стрельба из «Тихаря» и арбалета, когда герой спокоен и стационарен, вопросов не вызывает.
Тихое устранение противников в новой части стало намного более приоритетным вариантом, чем раньше. Касается это, понятное дело, людей. Мутанты, прыгающие тебе в лицо выбора не оставляют. Множество противников людей просто напросто не заслуживают смерти, по тем или иным причинам, и их бесшумное нелетальное устранение кажется более правильным вариантом.
Проходить миссии в стелс-режиме бывает намного сложнее, чем идти в лоб, но это стоит того, чтобы сохранить моральный компас героя, да и приводит к хорошей концовке. В Exodus, как и Last Light работает скрытая лайт-версия системы хаоса из Dishonored, и сумма ваших решений, в том числе и убийство людей, ведет к одному из вариантов развития событий. Это не «Ведьмак» и не Dragon Age, но возможность влиять на часть событий у игрока есть, пусть и большая часть истории все же линейна. Но вообще, в контексте общей концепции, влияние на события в мире не словом, а действием довольно хорошо работает, давая игроку сосредоточиться на геймплее.
Кстати, о словах. Есть претензия, которая сильно бросается в глаза и будет бесить довольно большую часть игроков. Точнее, их две.
Первое — герой молчит всю игру, не считая закадровых монологов, и это выглядит нелепо. Доходит до смешного, персонажа спрашивают о чем-то, а за него отвечает специально прибежавший для этого дела персонаж. Да, мы все видели подобное и раньше, но обычно это касается героев другого толка. Артем же сформированная личность, у которого за плечами несколько книг, где он вполне нормально разговаривает. Играя за него, мы знаем, что играем за персонажа, а не за наш аватар, так дайте персонажу голос. Есть сцены, которые были бы в три раза эмоциональнее, скажи герой хотя бы простые «прости», «я тебя люблю» и все в таком духе. Да, разработчикам удалось выдержать нужный эмоциональный градус, за счет озвучки других персонажей, но все же мне не очень нравится такое решение в рамках повествования.
Вторая претензия пересекается с первой. Как я сказал, озвучка остальных персонажей есть, и она хорошая, и очевидно такую игру я проходил на русском. И именно тут вылезла проблема. Анимация разговоров явно заточена под английский дубляж. Если не смотреть на героев во время разговоров, все нормально, но стоит только повернуть в их сторону голову и что-то ломается — при озвучении и сведении явно старались попасть в нужные рамки, но все же получается это не всегда и это слегка печалит. Зато разговоры по радио и во время перемещения по локации выглядят органично.
Локации — последний аспект, который я не затронул.
Мир игры, так сказать, полуоткрытый. Герои перемещаются на поезде из зоны в зону, каждая зона — новая глава. Каждая такая глава — это или линейный уровень, или большой хаб, где есть несколько миссий, свобода перемещения и выбора. В двух самых больших главах у героя есть не только несколько заданий, но и возможность выполнять сайд-квесты, которые будут влиять или на экипаж, или на мир вокруг, или просто дадут персонажу крутой обвес для снаряжения. В определенный момент приходит понимание, эта игра immersive sim, который в каждой зоне дарит новые впечатления и рассказывает новую историю. Каждая зона уникальна, они различаются климатическими условиями, геймплейными особенностями и видами противников. Разнообразие локаций и различных механик, которые они используют, как раз и позволяет построить историю нетипичным для серии образом и помогают лучше поднимать и развивать темы, о которых я говорил выше в блоке о сюжете.
Metro Exodus в хорошей концовке обрывается на позитивной, пусть и пронизанной легкой грустью, ноте. Если это и правда последняя игра про этих героев, то я не опечалюсь — хорошее завершение, пусть и местами спорной, но качественной серии игр. Разработчики, очевидно, оставляют себе возможность продолжить историю. С этими героями или без — это уже другой вопрос. Но мне, честно говоря, было бы довольно интересно глянуть в любом варианте на то, что станет в дальнейшем с этим миром.
4A Games с самого своего основания в 2006 году совершенствуется и развивается. Начавшись, как киевская студия с выходцами из команды S.T.A.L.K.E.R., команда вобрала в себя множество специалистов из стран СНГ и не только. Повышала от игры к игре качество. И в конце концов выпустила отличный проект, который может быть не идеальный, но заслуживающий ААА-статуса.
Я довольно неоднозначно отношусь к первым двум играм серии, но Metro Exodus оказалась очень приятной игрой, в которую просто интересно играть. Это просто хорошая игра. Как я довольно часто в последнее время замечаю, люди стали забывать, что игры/комиксы/фильмы и т.д. не обязательно должны быть гениальными, иногда достаточно быть просто талантливо и качественно сделанным проектом от профессионалов.
Думаю, многие из вас, в той или иной мере, знают о произведениях вселенной «Метро».
Успешная книжная серия Дмитрия Глуховского довольно быстро стала популярна в России и странах СНГ. Родной антураж и интересная концепция выживания в постапокалипсисе сделали свое дело. Неудивительно, что разработчики из 4А Games, выходцы из GSC Game World, подхватили ее для переноса в видеоигровой формат.
Сделав две игры, Metro 2033 и Metro: Last Light, сюжет к которым был написан Глуховским, а также сделав небольшую остановку в виде Metro Redux (переиздание двух первых игр для современных консолей), разработчики принялись за полноценное продолжение.
Metro Exodus — завершение условной трилогии Артема, главного героя серии.
Небольшая ремарка.
Хоть игры и допускают некоторые вольности и расхождения, но они образуют с книгами единое целое — это официальная позиция Дмитрия Глуховского, создателя вселенной и автора сюжета и для Exodus. Добавим к этому тот факт, что больше книг серии «Метро» Дмитрий писать не собирается, а значит Exodus — вероятно глобальный финал истории Артема в рамках всей вселенной, а не только игр.
Нынешняя хронология событий «Метро» выглядит так:
Для понимания сюжета игры знание книг не нужно. Все, что необходимо, игра расскажет в самом начале, а заодно слегка отретконит финал книги. Завязку новых приключений Артема не скрывали, так что ее я считать за спойлер не буду, но основную часть истории я постараюсь максимально аккуратно описывать, без лишних подробностей.
Если коротко — главный герой и отряд Ордена Спарта вырывается из Метро и едет на паровозе «Аврора» к лучшей жизни через всю Россию. Центральная идея игры — путешествие, нахождение своего места в мире, как физически, так и морально. И, конечно же, раскрытие реального положения дел в стране. Все это, конечно, сдобрено личными историями членов команды. Каждый герой так или иначе меняется, мир за пределами Москвы рушит удобную ложь и иллюзии, но дает новые цели и перспективы.
Избавившись от груза дрязг, происходящих в московской подземке, история сосредотачивается на других аспектах мира вокруг. Выдавая красочный, но довольно предсказуемый постапокалипсис. Все, что вы ожидаете от мира после ядерной войны, здесь есть. Сектанты, отвергающие электричество, пустыня с нефтяными баронами и войной за воду и топливо, каннибалы, рабство, новые мутанты и прочее подобное. Разработчики довольно умело используют распространённые шаблоны для более быстрого погружения игрока в ситуацию. Конечно, все эти клише сделаны с поправкой на наш родной колорит, что разнообразит ту самую шаблонность, подавая некоторые моменты с необычного угла. Особенно в этом плане мне запомнился уровень «Тайга» — будете проходить, поймете, о чем я.
Изучая мир, герои находят себе новые проблемы, как физические, так и идеологические — их решение происходит на протяжении всей игры и приходит к логичному концу в последней главе. Выпустив героев в большой внешний мир, велик соблазн сделать финал истории ярким, полным огня и схваток мини-армий за место под солнцем. Но последняя глава игры напоминает, что это история героев в мире, а не история мира через героев. От начала игры и до середины масштаб событий увеличивается, а после игра потихоньку возвращается к камерной структуре, как в плане геймплея, так и в плане истории. Финал игры вообще очень хорошо поставлен, как по мне. Он аккуратно проводит тебя по серии, вбирая элементы из предыдущих игр. Комбинация различных механик и подачи делают финал значимым, но без натужного драматизма. При прочих равных и общей атмосфере, да некоторых необычных моментах, все происходящее на протяжение финальной главы довольно приземленное и по-человечески простое. И для подобной игры и подобной истории такое завершение мне кажется подходящим.
Но вы скажите: «история — это хорошо, но что там с геймплеем и техническим исполнением игры?» Пожалуй, стоит перейти к этим аспектам.
Первое, что хочется отметить, это первая игра серии, которая работает на консолях без больших патчей нормально. Как вы понимаете, рецензия пишется до релиза игры по пресс-копии, что исключает наличие любых патчей, кроме day-0 patch. И игра ни разу не вылетела и не глюканула за это время, для серии Metro и для разработчиков это настоящая победа. Совсем от глюков избавиться не удалось, но они не критичны для прохождения и в большей степени связаны с кривой анимацией, подгрузкой текстур и объектов.
Второе, о чем хочется сказать — стрельба. Стрельба в серии Metro больное место. Стрелять с геймпада в Metro 2033 и Metro: Last Light было довольно неудобно, дела на мышке обстояли получше, но не сильно. Было постоянное ощущение неконтролируемости оружия, даже самого лучшего. В Exodus это постарались исправить — результат все еще далек от идеального, но стрельба стала намного лучше, чем в Last Light. Претензии к стрельбе касаются в первую очередь активного боя. Снайперская стрельба или тихая одиночная стрельба из «Тихаря» и арбалета, когда герой спокоен и стационарен, вопросов не вызывает.
Тихое устранение противников в новой части стало намного более приоритетным вариантом, чем раньше. Касается это, понятное дело, людей. Мутанты, прыгающие тебе в лицо выбора не оставляют. Множество противников людей просто напросто не заслуживают смерти, по тем или иным причинам, и их бесшумное нелетальное устранение кажется более правильным вариантом.
Проходить миссии в стелс-режиме бывает намного сложнее, чем идти в лоб, но это стоит того, чтобы сохранить моральный компас героя, да и приводит к хорошей концовке. В Exodus, как и Last Light работает скрытая лайт-версия системы хаоса из Dishonored, и сумма ваших решений, в том числе и убийство людей, ведет к одному из вариантов развития событий. Это не «Ведьмак» и не Dragon Age, но возможность влиять на часть событий у игрока есть, пусть и большая часть истории все же линейна. Но вообще, в контексте общей концепции, влияние на события в мире не словом, а действием довольно хорошо работает, давая игроку сосредоточиться на геймплее.
Кстати, о словах. Есть претензия, которая сильно бросается в глаза и будет бесить довольно большую часть игроков. Точнее, их две.
Первое — герой молчит всю игру, не считая закадровых монологов, и это выглядит нелепо. Доходит до смешного, персонажа спрашивают о чем-то, а за него отвечает специально прибежавший для этого дела персонаж. Да, мы все видели подобное и раньше, но обычно это касается героев другого толка. Артем же сформированная личность, у которого за плечами несколько книг, где он вполне нормально разговаривает. Играя за него, мы знаем, что играем за персонажа, а не за наш аватар, так дайте персонажу голос. Есть сцены, которые были бы в три раза эмоциональнее, скажи герой хотя бы простые «прости», «я тебя люблю» и все в таком духе. Да, разработчикам удалось выдержать нужный эмоциональный градус, за счет озвучки других персонажей, но все же мне не очень нравится такое решение в рамках повествования.
Вторая претензия пересекается с первой. Как я сказал, озвучка остальных персонажей есть, и она хорошая, и очевидно такую игру я проходил на русском. И именно тут вылезла проблема. Анимация разговоров явно заточена под английский дубляж. Если не смотреть на героев во время разговоров, все нормально, но стоит только повернуть в их сторону голову и что-то ломается — при озвучении и сведении явно старались попасть в нужные рамки, но все же получается это не всегда и это слегка печалит. Зато разговоры по радио и во время перемещения по локации выглядят органично.
Локации — последний аспект, который я не затронул.
Мир игры, так сказать, полуоткрытый. Герои перемещаются на поезде из зоны в зону, каждая зона — новая глава. Каждая такая глава — это или линейный уровень, или большой хаб, где есть несколько миссий, свобода перемещения и выбора. В двух самых больших главах у героя есть не только несколько заданий, но и возможность выполнять сайд-квесты, которые будут влиять или на экипаж, или на мир вокруг, или просто дадут персонажу крутой обвес для снаряжения. В определенный момент приходит понимание, эта игра immersive sim, который в каждой зоне дарит новые впечатления и рассказывает новую историю. Каждая зона уникальна, они различаются климатическими условиями, геймплейными особенностями и видами противников. Разнообразие локаций и различных механик, которые они используют, как раз и позволяет построить историю нетипичным для серии образом и помогают лучше поднимать и развивать темы, о которых я говорил выше в блоке о сюжете.
Metro Exodus в хорошей концовке обрывается на позитивной, пусть и пронизанной легкой грустью, ноте. Если это и правда последняя игра про этих героев, то я не опечалюсь — хорошее завершение, пусть и местами спорной, но качественной серии игр. Разработчики, очевидно, оставляют себе возможность продолжить историю. С этими героями или без — это уже другой вопрос. Но мне, честно говоря, было бы довольно интересно глянуть в любом варианте на то, что станет в дальнейшем с этим миром.
4A Games с самого своего основания в 2006 году совершенствуется и развивается. Начавшись, как киевская студия с выходцами из команды S.T.A.L.K.E.R., команда вобрала в себя множество специалистов из стран СНГ и не только. Повышала от игры к игре качество. И в конце концов выпустила отличный проект, который может быть не идеальный, но заслуживающий ААА-статуса.
Я довольно неоднозначно отношусь к первым двум играм серии, но Metro Exodus оказалась очень приятной игрой, в которую просто интересно играть. Это просто хорошая игра. Как я довольно часто в последнее время замечаю, люди стали забывать, что игры/комиксы/фильмы и т.д. не обязательно должны быть гениальными, иногда достаточно быть просто талантливо и качественно сделанным проектом от профессионалов.