Сразу стоит разъяснить, что это не топ, и игры расположены не по местам. Это именно 11 важных проектов, вышедших за год, на разных платформах и в разных жанрах, можно считать это рекомендательным списком. На некоторые игры на сайте не было рецензий, по тем или иным причинам. Возможно, несколько позже про часть из них будут расширенные мнения.
И еще маленькая ремарка: это будет не единственный материал по итогам года, просто в некотором роде основной.
Bloodborne
Игра, которая в этом году была синонимом «превозмогания». Сложная, местами страшная и дико затягивающая. Вы — Охотник, который на самом деле лишь еще одна жертва этого безумного царства на стыке викторианской эпохи и готики. Темный и фантастический город, который порождает только отчаяние, скрывает множество тайн, и большая часть раскрытых тайн только сгущает краски и картина становится все изыскание и мрачнее. Этому также способствует почти что бесконечный цикл смертей и перерождений.
Переходя из локации в локацию, исследуя этот мир, вы все глубже погружаетесь в кошмар и вам становится все интереснее. Идеальная механика, саундтрек и дизайн затягивают вас в эту реальность и не отпускают. И для тех, кому было мало, совсем недавно вышло дополнение The Old Hunters, которое еще больше расширяет этот мир.
Однозначно один из важнейших проектов этого года.
Ведьмак 3: Дикая Охота
Стоит ли вообще что-то писать? В мае я нахваливал в рецензии оригинальную игру, а совсем недавно и дополнение к ней. Команда CD Projekt RED создала современный ААА проект, в который играло и играет до сих пор огромное количество людей.
Третья часть приключений Геральта возводит в абсолют все достижения польской студии, показывая их как мастерских рассказчиков и талантливейших разработчиков. Сотни часов, проведенных за «Ведьмаком», это не скитания из точки А в точку Б, это сотни удивительных историй и приключений, десятки принятых тяжелых решений и измененных судеб. Идеальная, всепоглощающая ролевая игра.
В 2016 году должно выйти второе и последнее дополнение «Кровь и Вино». Уровень моего ожидания сравним с ожиданием любого полноценного проекта. Ну а пока есть чудесная оригинальная игра и дополнение к ней. А зимние каникулы — неплохой повод приобщиться к ней, если вы еще не успели.
Batman: Arkham Knight
Главное высказывание про Бэтмена вне комиксов за последние 15 лет. И я говорю не столько об Arkham Knight, сколько о всей трилогии. Но в этом году вышла именно Batman: Arkham Knight, и это все еще единственный способ по-настоящему погрузиться в мифологию мира Бэтмена и принимать в ней непосредственное участие. Да, были спорные моменты в механике и сюжете, но, как я неоднократно упоминал, они все обоснованы и логичны с точки зрения того, как работает игра в целом.
Сюжет наполнен отсылками и реверансами в сторону разных историй про Бэтмена, и это создает потрясающий эффект. С моей точки зрения главным оружием серии и особенно третьей части является игра актеров: великолепный Джокер в исполнении Марка Хэмилла в очередной раз крадет шоу, но не отстают и остальные персонажи — их озвучка и характеры придают происходящему вокруг дополнительную глубину. Огромное количество известных и не очень персонажей. Да, некоторые из них могут показаться не такими глубокими, как того заслужили, но я склонен полагать, что каждый из них выполняет свою функцию в должной мере. И, конечно, нельзя забыть о городе. Полностью открытый для исследования Готэм, который благодаря новым технологиям выглядит по-настоящему фантастично.
А теперь немного спойлеров.
Как и любой давний читатель комиксов о Бэтсе, я абсолютно уверен, что Брюс — капитально поехавший, местами по-хорошему и в достаточно мирное русло, но все-таки сумасшедший. И его постепенная трансформация в Джокера, которая накладывается на собственное безумие, дает потрясающий нарративный эффект. Ты буквально видишь демонов Бэтмена и его борьбу с ними. А смех Джокера, исходящий из глотки Бэтса, уверяю вас, производит жуткий эффект. Ну и финальная борьба за душу и рассудок Брюса обставлена выше всяких похвал.
Одна из лучших игр года и лучшее, что было про супергероев.
Everybody’s Gone to the Rapture
Я многое про нее сказал в рецензии. Не хочется писать спойлеры или какие-то подробности. Это игра-рассказ, и ее нужно прочувствовать самому. Здесь почти нет геймплея, нету эффектных взрывов или активных перестрелок. Все, что здесь есть, это вы, мир и история. И это прекрасно, спокойствие и размеренность на контрасте со многими другими играми дают поразительный эффект.
А еще чудесная музыка...печальная и прекрасная.
SOMA
До ее выхода игру расценивали как очередной ужастик со скримерами. О ней не было почти ничего известно, а то, что было, склоняло к тому самому варианту со скримерами. И как хорошо, что все ошибались.
Это оказалась очень страшная игра, но не благодаря монстрам и подобному, а благодаря всеподавляющему чувству клаустрофобии и простого человеческого страха, который внушала подводная станция «Пафос-2». Даже в тот момент, когда ты оказываешься за ее пределами для исследования, ты не можешь перевести дух, ведь океанское дно будто бы физически давит не только на персонажа но и на игрока. Это не ужастик, это научно-фантастический триллер, даже так — научно-фантастический психологический триллер. Пугали решения, информация. Все, что вы читали, слышали, видели оставляло след, а некоторые решения, которые нужно было принять, до сих пор оставляют уйму вопросов в голове.
А еще SOMA заставляет задуматься о себе, о восприятии мира и о своей сути, и это дорогого стоит.
Главное «открытие года», говоря словами разных премий и топов.
Fallout 4
Я наверное просто оставлю ссылку на рецензию, чтобы не повторяться.
Да, это другой Fallout, даже по сравнению с третей частью. Да, в игре совершенно другие акценты. Да, можно играть, как в шутер и построить свой дом. Да, это все еще великая ролевая игра, которая дает тебе отыгрывать ту роль, которую ты хочешь, исследовать мир так, как ты хочешь, и главное, дарит абсолютно разнообразный спектр эмоций.
Until Dawn
Как и SOMA, этот проект стал неожиданным сюрпризом для многих.
Игра, построенная на правилах и законах молодежного хоррора/слешера. Игра, которая имеет два абсолютно разных, но абсолютно верных способа прохождения. В компании друзей вы играете в симулятор фильма «Хижина в Лесу» и играете роль тех парней в командном пункте. И тогда перед вами предстает ладно сделанная зарисовка на тему молодежных ужастиков.
Но есть и второй вариант, который мне нравится слегка больше. Играя в одиночку и серьезно, приглядываясь к мелочам и изучая локации, вы можете получить одно из главных впечатлений года. Потому что в таком случае перед вами уже полностью компетентный, жутковатый, особенно во второй половине игры, хоррор.
Я уже отмечал в рецензии, что на руку проекту сильно играют актеры, которые сыграли и озвучивали персонажей, эффект узнавания от лиц, мимики и повадок очень хорошо действует на общую атмосферу.
Until Dawn — это приключение на 10 часов, ее не получится растянуть, только перепройти. И если у вас уж слишком плохая концовка, скорее всего, вы так и сделаете.
Абсолютно цельное и законченное произведение и да, так же, как и SOMA, «открытие года»
StarCraft 2: Legacy of the Void
Можно многое говорить о роли этой серии в киберспорте, отточенной и сбалансированной механике игры и прочем подобном. Но это все лишнее, в первую очередь перед нами завершение одной из важнейших серий. StarCraft 2: Legacy of the Void подводит определенную важную черту под историей персонажей и мира.
Удивительное дело, но лично меня, да и многих моих знакомых, в StarCraft всегда больше привлекали сюжет и мир, нежели стратегическая составляющая. И то, что я наблюдал своими глазами в красивых синематиках и сюжетных миссиях, это финальная глава, в которой сходится воедино вся многолетняя история, и ее нельзя пропустить.
Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain
Как я отмечал в начале, во-первых, это не топ, а во-вторых, здесь собраны не столько лучшие, сколько самые важные проекты 2015 года. И если предыдущих участников всё-таки многие назовут и лучшими, то с MGS V это не так однозначно.
Последняя игра Кодзимы в стенах Konami, последний MGS Кодзимы. Самый увлекательный MGS из всех, самый странный MGS из всех. Самый геймплейно насыщенный MGS, самый невыносимый MGS. И еще много других «самый» — как хороших, так и плохих.
Эту игру можно искренни любить и так же искренне ненавидеть. Ее финал заставляет сыпать проклятиями многих фанатов, а второй акт в целом многие считают халтурой. Но удивительная атмосфера и абсолютно четкие посылы, заложенные Кодзимой в саму суть игры, сглаживают многое и дарят новый экспиренс. И это делает ее одним из важнейших проектов уходящего года.
Super Mario Maker
Концентрированная ностальгия. Многогранный и удивительный проект. По сути перед нами просто конструктор уровней, но так как игра полностью построена на креативности коммьюнити и прохождении чужих творений, она способна затянуть на многие и многие часы. А также вы можете создать свой идеальный уровень, о котором всегда мечтали, играя в «Марио».
На самом деле, я несколько упрощаю суть Mario Maker, он намного более сложный и интересный, чем может показаться из пары предложений. Разные режимы игры и челленджи увлекают и дарят ни с чем не сравнимое удовольствие.
Gears of War: Ultimate Edition
Для Microsoft этот год, если сравнивать с конкурентом, был не сильно удачным, но одну несомненную и безоговорочную победу они одержали.
Gears of War: Ultimate Edition — это идеальный ремастер, не просто подтянутые и перерисованные текстуры, а практически с нуля сделанная игра, от которой осталась только ее механика, которая все еще идеальная даже спустя столько лет. Обновленный дизайн уровней делает мир вокруг более запоминающимся и впечатляющим, особенно в сравнении с достаточно «серым и ровным» дизайном оригинальной игры.
Сохранив все достоинства оригинала, переиздание их приумножило, а также закрыло многие недостатки. Образцово-показательный проект, и если делать ремастеры, то только так.