RSS

НЕ Рецензия: Pathfinder: Kingmaker Definitive Edition

29.09.2020, 14:30 — Сергей Мангасаров 14860 2

Вообще изначально я думал писать классическую такую рецензию на классическую такую CRPG, но быстро понял, что это будет слишком занудно. Поэтому я пройдусь по разным аспектам игры в произвольном порядке и проговорю некоторые вещи.


Итак. На консолях вышел Pathfinder: Kingmaker Definitive Edition — CRPG от российской студии Owlcat Games, оригинальная игра вышла в 2018, а в нынешнем неспокойном 2020 вышло полное издание, включающее все дополнения и исправления.

  • В разработке студии Owlcat Games помогал Крис Авеллон в качестве нарративного дизайнера.

В своей сути Pathfinder: Kingmaker классическая ролевка, построенная по принципам Baldur’s Gate и других собратьев по жанру. Вариативные диалоги, прокачка, активная пауза — все на месте. Но это не система D&D, точнее, не совсем она. Игра основана на системе Pathfinder, которая является переработанной и модифицированной версией D&D 3.5 Open Game License.

Честно признаюсь, я не очень люблю систему Pathfinder, она, на мой взгляд, излишне упрощала часть важных правил 3.5, при этом умудрялась перегружать другую часть, из-за чего играть в настольную версию было менее интересно. Это в некотором роде пришло и в видеоигру. Партии в настолку и партии в игре идут по-разному, и тот факт, что вашего персонажа чуть сложнее убить, да и за мультикласс нет штрафа, позволяют игрокам лучше погрузиться в происходящее, правда в тоже время в игру перенесли довольно специфические вещи, которые делают ее очень неповоротливой. Как неоднократно замечали, например, персонажи перемещаются медленно, а различные штрафы и внешние факторы замедляют их еще больше, из-за этого дойти куда-либо само по себе подвиг.

Вообще интересно, как внешний вид игры контрастирует с ее наполнением. Выглядит все прекрасно, особенно спустя 2 года после релиза, но есть в визуальной эстетике и графике что-то немного кукольно-мультяшное, из-за чего иногда сложно соотносить по-хорошему приземлённую историю и сложносочинённые механики с происходящим на экране.

И если картинка с 2018 года стала немного лучше, то техническое исполнение вызвало некоторое количество вопросов. Да, все не так катастрофически плохо, как на запуске игры на ПК, но есть ряд важных проблем, с которыми я столкнулся, часть поправили патчами, а часть, наверное, до сих пор есть. Про безумно долгие загрузки говорить даже смысла нет, это просто-напросто проблема многих RPG на Unity. К списку можно добавить некоторое количество неработающих заданий и периодически не срабатывающие механики.

  • Замечу куцый туториал, который мало чем поможет совсем новичкам в жанре, которые незнакомы хотя бы с основами D&D.

Особенно отсутствие толкового обучения станет заметно в тот момент, когда человек, незнакомый с происходящим, окунется в волшебный мир «спасбросков». Они тут везде, виртуальные кубики кидаются для проверки почти любого телодвижения персонажей, спасет тот факт, что проверяются и используются навыки компаньонов тоже, а то игра рискнула бы стать непроходимой. И, естественно, они постоянно кидаются в бою, где это вызывает интересную корреляцию с уровнем сложности. По-хорошему, в Pathfinder надо играть на условном нормале, с парой ручных настроек, потому что любой другой режим ломается, вступая во взаимодействие с механиками. Игра не столько адаптирует правила под более высокий уровень, сколько просто-напросто подкручивает цифры и приводит к какому-то бесконечному количеству промахов «спасбросков».

К вопросу о боевой системе. Играть можно в двух режимах, пошаговом и с активной паузой. Есть предположение, что с активной паузой вполне возможно играть на низком уровне сложности, не проверял и не уверен в этом. Но что точно могу сказать, так это то, что, начиная играть на любом другом уровне, ваш выбор это пошаговая боевая система. В другом варианте все становится слишком перегружено и запутанно, очень часто просто не успеваешь среагировать на все факторы в режиме активной паузы. Правда, есть нюанс, в пошаговом режиме битвы очень долгие, это просто данность и с этим особо ничего не поделаешь, если играть не на легком.

  • Спутники не подкачали, они все разные, со своими особенностями характера и поведения. При этом, если половина является стандартными архетипами, то другая вызывает интерес своим существованием и комбинацией неожиданного набора черт.

Механически здорово получилось и с управлением собственным королевством. Издаем указы, опять решаем чьи-то проблемы, строим здания, присоединяем земли и занимаемся прочими хлопотами правителя. Есть некоторые неприятные моменты, связанные с развитием королевства, в частности — валюта. Кроме золота, для развития королевства нужны очки строительства, их выработка и построенные вокруг этого механики чересчур переусложняют сегмент, и да, вновь замедляют игру.

Забавный момент, на диалоги и прочее часто сильно влияет то, каким персонаж был создан и какое мировоззрение у него сформировалось. И это достаточно стандартно. Так почему же это забавно? Да потому, что эти параметры и иногда ранее принятые решения периодически жестко влияют на квесты, не давая разрулить ситуацию по-своему. Более того, отчего-то здесь нельзя использовать своих компаньонов, чтобы прикрыть свои слабые места, как в случае со «спасбросками». Это приводит к тому, что результат довольно внушительной части квестов предрешен и для того, чтобы увидеть другое развитие событий, надо пройти игру другим персонажем.

Но вам, наверное, интересно, как в консольной Definitive Edition, собственно, дела с консольным управлением. Ну, если коротко — сойдет. Всегда сложно делать компактное управление для RPG, тем более таких огромных как Pathfinder. Не все вышло гладко, из-за тяжеловесности ролевой системы и того количества мелких действий, которые игрок должен совершать, ощущается некая давящая на игрока сложность интерфейса. Местные меню, окна и инвентари немного напоминают о Divinity: Original Sin 2, но с надстройками, которые как раз и создают ощущение «запутанности» интерфеса.


Спросите, а по итогу-то что? Да в целом нормально.

Но честно скажу: если рассчитываете вкатиться в «дружелюбный» мир CRPG на консолях через Pathfinder: Kingmaker Definitive Edition, то забудьте. Это ладно скроенная, но хардкорная игра «для своих». Чтобы начать нормально играть, нужно знакомство с жанром, хотя бы его видеоигровым форматом.

Здесь туча контента и буквоедское следование правилам оригинальной настольной ролевки, возможность создать свое королевство мечты и тонна мелочей, которые могут пустить это под откос. Pathfinder — монструозная классическая CRPG, с которой могут схлестнуться старые фанаты жанра, но вот собрать много новых не получится, слишком уж она сложная и замороченная. Разработчики откровенно перегнули с базовым хардкором, местами даже для ценителей жанра, и при этом не предоставили равных инструментов для новичков.

Но сложно не восхищаться Owlcat Games, которые сделали и заставили неплохо работать такую махину.


P.S. У меня есть еще несколько заметок об игре, но о них в подкасте, голосом будет органичнее.

Ещё много интересного
27.11.2015, 16:35 — Евгений Кольчугин
Суровая правда о ММО! Кровавые подробности школьников. Шок! Студент изнасиловал женского игрового персонажа!
19487 37
29.12.2015, 15:24 — Сергей Мангасаров
Название говорит само за себя.
12678 33
12.11.2020, 12:00 — Сергей Мангасаров
Давайте вспомним, каким хорошим было это поколение PlayStation и какие эксклюзивы нам достались.
22033 31