Казалось бы, проходишь хорроры один за одним, позевывая, играешь в RE7 в VR, и тебе хоть бы что, а потом маленькая игра от шведской студии умудряется местами напугать тебя до чертиков.
Первая часть Little Nightmares была скорее триллером. Там были хоррор-элементы, но структура истории и то, как в ней вела себя главная героиня Шестая, настраивали на свой лад. Недружелюбное нутро «Чрева», через которое прошла девочка в желтом дождевике, рассказывало нам о пороках людей: они были отвратительные, отталкивающие, но не пугающие.
Новая часть смещает фокус. Главный герой — мальчик Моно, который обнаруживает себя в лесу и, в попытках выбраться из него, находит в домике жуткого охотника маленькую девочку — ту самую Шестую из первой части. Это был бы спойлер, не будь девочка на обложке игры и во всех промо-материалах. Это вообще интересно: находим мы просто девочку, а означенный желтый дождевик появляется только в середине игры. Не будь Шестой на обложке и в трейлерах, его нахождение было бы офигенным твистом. Вообще нахождение дождевика наводит на мысль, что вторая часть это приквел. Правда, в сюрреалистичном мире Little Nightmares этого так с ходу и не скажешь. Стоит отметить, что разработчики вообще не очень боятся спойлеров, они довольно много показали в трейлерах и промо-артах — правда, это все никак не портит игру, лучшие сцены они оставили для прохождения игрокам.
Но вернемся к игре.
Так вот. Найденная девочка становится ИИ-напарником героя и помогает в решениях некоторых головоломок и преодолении ряда препятствий. Шестую можно подзывать нажатием одной кнопки, если она застыла, и взять за руку и тащить за собой для более точного преодоления локаций. Все эти взаимодействия подводят к ряду моментов, которые, за неимением лучшего варианта, я для себя назвал «а ля Brothers: A Tale of Two Sons», но, естественно, с местным колоритом.
Лес и охотник — это разминка перед основной игрой. Это жутковатая, но понятная локация, связанная с общими для любого человека страхами, а вот дальше интереснее. Мы попадаем в Город. Жуткое место, где балом правит возвышающаяся в центре телевизионная башня, а большая часть жителей круглые сутки прикована к экрану телевизоров. Но это не самое жуткое.
Финальные локации очень крутые и важные, местами до чертиков изобретательные, но они меньше про страх и как раз больше про триллер, там очень правильный баланс. И о финальных локациях я говорить и не буду, их лучше увидеть самому.
А вот о чем я скажу, так это о середине игры и двух жутчайших локациях, которые отображают два главных страха многих детей, — Школа и Больница. И вот тут игра пугает, в первую очередь тем, что ты видишь в «зарисовках». Вот жуткая учительница, возвышаясь над классом, пишет что-то на доске, мел противно скрипит, а потом она с размаху бьет линейкой по столу, оглушая всех. Это создает какое-то жутковато знакомо чувство из глубин детства, вызывая наружу потаенное. В школе у нас происходят и первые схватки с противниками, в игре теперь есть боевая система. И схватки эти происходят с детьми — с детьми с фарфоровыми головами, которые мы разбиваем молотками и рубами. И тут жутковато приходит на ум знаменитый диалог Винсента и Хизер из Silent Hill 3.
Невольно задумываешься, а с кем воюет Моно, реально ли то, что он видит в искаженном городе, и, может, Маленькие Кошмары — это он и Шестая.
Но самое жуткое, что есть в игре, это Больница. В лучшем смысле проклятая локация, где рядовые враги настолько же жуткие, насколько и классические для хорроров. Деформированные фигуры, состоящие из разных частей кукол, которые замирают при свете, но стоит тьме опустится на помещение — и они движутся в сторону героя. Лишь свет фонаря отделяет нас от этих жутких тварей. В этом эпизоде напополам слились Госпиталь Брукхэвен из Silent Hill 2 и эпизоды с Плачущими ангелами из «Доктора Кто».
Большая проблема игры — это управление в бою и части платформенных эпизодов. Из-за фиксированной камеры и 2,5D пространства часто не получается правильно рассчитать расстояние до целей, и удары уходят впустую, что обычно приводит к смерти и перезапуску с контрольной точки. То же самое с прыжками. Это не глобальный минус, но хотелось бы, чтобы к новой игре или третьей части Little Nightmares разработчики из Tarsier уделили бы больше времени подобным аспектам. |
Как-то толково словами сложно выразить иррациональный страх, который дарят эти локации. Серьезно. Я проходил RE7 в VR и начинал дремать на половине современных хорроров, но Little Nightmares 2 держала меня в постоянном напряжении.
Великолепная работа со звуком и артом этому только способствовали. Благодаря небольшим участкам-связкам, когда мы перемещаемся по улицам города от одной локации к другой, создается единство пространства. Больница и Школа отличаются в большом количестве аспектов, но их связка через город делает их цельными и органичными продолжениями друг друга, что уж говорить о финальных локациях.
Little Nightmares 2 жуткая и прекрасная. Студия Tarsier показала еще немного кусочков своего сюрреалистичного мира, какая-то часть пазла сложилась, но вопросов появилось немало. Я абсолютно доволен таким сиквелом и надеюсь, что к потенциальной третьей части серия избавится от технических огрехов, а разработчики покажут нам что-то новое, что в очередной раз встряхнет игроков и перевернет знания об этой вселенной Маленьких Кошмаров.